Ликвидация юридического лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 00:26, курсовая работа

Описание

Цель заключается в комплексном изучении теоретико-правовых проблем реорганизации и ликвидации юридических лиц на основе анализа теории гражданского права, действующего гражданского законодательства, правоприменительной практики, направленном на совершенствование институтов реорганизации и ликвидации юридических лиц.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......4
1 ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЦ, ПРИНИМАЮЩИХ РЕШЕНИЕ О ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА …………………………………...6
2 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛИКВИДАТОРА………………………….....10
3 ПОРЯДОК ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА .………………. ..12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………16

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 38.28 Кб (Скачать документ)

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых  публикуются данные о регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает все возможные меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания  срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке  очередности, установленной ст. 60 ГК, в соответствии с промежуточным  ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который  утверждается собственником имущества юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.

При недостаточности у  ликвидируемого казенного предприятия  имущества, а у ликвидируемого учреждения - денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законодательством или учредительными документами юридического лица.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей[10, с.245].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ПОРЯДОК ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО  ЛИЦА

 

 

 

Ликвидация — это способ прекращения юридических лиц  без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства. Подобно  реорганизации, она может быть как  добровольной, так и принудительной.

Добровольный порядок  предполагает, что ликвидация производится по решению учредителей или органа юридического лица, уполномоченного  на то учредительными документами. Примерный  перечень оснований для добровольной ликвидации включает истечение срока, на который создано юридическое  лицо, и достижение цели, ради которой  оно создано. Принудительный порядок  ликвидации по решению суда применяется  при осуществлении юридическим  лицом деятельности без надлежащего  разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными  неоднократными или грубыми нарушениями  закона или других правовых актов, признания  судом недействительной регистрации  юридического лица в связи с допущенными  при его создании неустранимыми  нарушениями законодательства. Общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные или иные фонды  могут быть ликвидированы в таком  же порядке при систематической  деятельности, противоречащей уставным целям[17, с. 167].

Решение о ликвидации юридического лица выносится судом по иску государственного органа или управомоченного органа местного самоуправления.

Начало ликвидации связано  с тем, что учредители юридического лица или орган, принявший соответствующее  решение, обязаны незамедлительно  известить об этом регистрирующий орган. В единый государственный реестр вносится запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Открытость реестра позволяет использовать эту информацию как кредиторам, так и иным участникам предпринимательской деятельности.

Учредители (участники) юридического лица, его уполномоченный орган или  суд назначают по согласованию с  регистрирующим органом ликвидационную комиссию (ликвидатора), устанавливают  порядок и сроки ликвидации. К  комиссии с момента ее назначения переходят все полномочия по управлению делами юридического лица. От его имени она выступает и в суде[12, с. 291].

Процедура ликвидации состоит  из пяти этапов, на каждом из которых  перед ликвидационной комиссией (ликвидатором) ставятся определенные задачи.

 Комиссия помещает  в органах печати объявление  о ликвидации юридического лица, порядке и сроках предъявления  его кредиторами своих требований. Комиссия письменно уведомляет  кредиторов о ликвидации, определяет  должников и принимает меры  к получению дебиторской задолженности,  в том числе путем предъявления  исков в суд.

Когда срок для предъявления кредиторами своих требований истек, комиссия составляет промежуточный  баланс, в котором содержатся данные о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных  кредиторами требований и результатах  их рассмотрения.

Промежуточный баланс согласовывается  ликвидационной комиссией с регистрирующим органом, а затем направляется на утверждение участникам (учредителям) юридического лица или органу, принявшему решение о ликвидации. Утвержденный баланс — основание для фактической  выплаты денежных сумм кредиторам по признанным ликвидационной комиссией  требованиям.

При недостаточности денежных средств для удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия продает имущество юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Правило обязательной продажи имущества должника, не обладающего достаточными денежными средствами для расчетов с кредиторами, распространяется на все ликвидируемые юридические лица. Ликвидационная комиссия производит выплаты по признанным требованиям на основании промежуточного баланса, начиная со дня его утверждения.

В первую очередь удовлетворяются  требования граждан, перед которыми юридическое лицо отвечает за причинение вреда жизни или здоровью, путем  капитализации соответствующих  повременных платежей.

Во вторую очередь производятся расчеты по выходным пособиям, оплате труда лиц, работающих по трудовому  договору, и выплате вознаграждений по авторским договорам.

В третью очередь удовлетворяются  требования по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.

В четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды.

В пятую очередь производятся расчеты со всеми остальными кредиторами.

Требования каждой очереди  удовлетворяются только после полного  расчета с предыдущей.

При недостаточности имущества  оно распределяется между кредиторами  соответствующей очереди пропорционально  суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом[15с.160].

В случае ликвидации банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами этих учреждений.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет окончательный баланс, утверждаемый учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение  о ликвидации, по согласованию с  регистрирующим органом.

Имущество, оставшееся после  удовлетворения всех требований кредиторов, должно быть передано его учредителям (участникам), имеющим вещные права  на это имущество или обязательственное  право в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, другими правовыми актами или  учредительными документами.

Имущество общественных и  религиозных организаций, благотворительных  и иных фондов, объединений юридических  лиц, в отношении которых их учредители не имеют имущественных прав, направляется на цели, указанные в уставе.

Утверждение ликвидационного  баланса является основанием для  внесения соответствующей записи в  единый государственный реестр юридических  лиц. С этого момента ликвидация считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим свое существование.

Несостоятельное юридическое  лицо следует считать ликвидированным  с момента исключения его из единого  государственного реестра.

Рассмотрев данный вопрос можно сделать вывод, что ликвидации юридического лица является его полное прекращение «существования» на рынке. Порядок ликвидации юридического лица – это стадия, которая охватывает значительную часть гражданского законодательства.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

На современном этапе  развития белорусского  общества ликвидация юридического лица встречается отнюдь не редко: в условиях рыночной экономики  многие пробуют свои силы в предпринимательстве, однако понятно, что не все попытки  будут удачными. В результате наблюдается  активный процесс естественного  ухода с рынка многих юридических  лиц. И это нельзя считать чем-то непредвиденным: ликвидация, в известном  смысле, сопряжена с естественным риском участия в гражданском  обороте. Кроме того, будучи грамотно проведенной, она фактически решает проблему сохранения собственности  учредителей(участников) юридического лица.

Считаю, что наиболее эффективным  способом прекращения субъекта хозяйствования является добровольная ликвидация, поскольку  он не связан с судебными издержками (проводится без вмешательства суда), экономится также время проведения процедуры.

Ликвидация как способ прекращения юридического лица представляет собой довольно сложное правовое явление, влекущее своеобразную «смерть» того или иного субъекта хозяйствования.

Традиционным считалось  рассматривать реорганизацию как  способ прекращения юридического лица, однако, реорганизация юридического лица представляет собой сложный  юридический состав и может быть направлена не только на прекращение  действующих, но и на создание новых  юридических лиц. Ликвидация юридического лица должна определяться как правоотношение, существующее в развитии, которое  в то же время является правовым состоянием, т.е. юридическим фактом, влекущим прекращение правоотношений, облекающихся в форму юридического лица и составляющих его содержание.

Ликвидация юридического лица – это значительно более  трудоемкий процесс, нежели создание нового предприятия. Для выбора правильного  пути, грамотного проведения этой процедуры, во избежание ошибок и лишних конфликтов целесообразно использовать знания и возможности консультантов  – профессиональных экономистов  и юристов.

 

 

 

Список использованных источников:

 

 

 

  1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября  1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2012.
  2. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 г., с изменениями и дополнениями от 03.07.2011 г.  // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2012.
  3. Гражданско - процессуальный кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 г., с изменениями и дополнениями от 18.07.2011 г.  // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2012.
  4. Банковский кодекс Республики Беларусь от 31.9.2000 г., с изменениями и дополнениями от 15.01.2011 г.  // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2012.
  5. О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования: Закон Республики Беларусь от 16.01.2009 г., с изменениями и дополнениями от 26.06.2011 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2012.
  6. Об экономической несостоятельности (банкротстве): Закон Республики Беларусь от 24.05.2000 г., с изменениями и дополнениями от 29.06.2006 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2012.
  7. Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования: Декрет Президента Республики Беларусь от 27.06.2011 г. № 5// Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2012.
  8. Чигирь, В.Ф. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь с приложением актов законодательства и судебной практики (постатейный) / В.Ф. Чигирь. – Минск: Амалфея, 2006. – 702 с.
  9. Чигирь, В.Ф. Гражданское право Республики Беларусь / В.Ф. Чигирь. – Минск: Амалфея, 2010. – 584 с.
  10. Колбасин, Д.А. Гражданское право. Общая часть / Д.А. Колбасин. – Минск: Амалфея, 2006. – 784 с.
  11. Егоров, Н.Д. Гражданское право: учебник / Н.Д. Егоров. – Москва: Проспект, 2004. – 596 с.
  12. Толстой, Ю.К. Гражданское право: курс лекций / Ю.К. Толстой, А.П. Сергеев. – Минск: Тесей, 2004. – 576 с.
  13. Годунов, О.В. Гражданское право: учебник / О.В. Годунов. – Москва: Проспект, 2007. – 536 с.
  14. Покровский, И.А. Основные проблемы гражданского права / И.А. Покровский. – Москва: Статут, 2004. – 335 с.
  15. Бойков, О.В. Гражданское право: учебник / О.В. Бойков. – Москва: Феникс, 2006. – 432 с.
  16. Корнеев, С. М. Практикум по гражданскому праву Республики Беларусь: учеб.пособие / С.М. Корнеев; М-во внутр. дел Респ. Беларусь, Акад. МВД. – Минск, 2005. – 272 с.
  17. Чигирь, В. Ф. Практикум по гражданскому праву: учеб.пособие / В.Ф. Чигирь; Амалфея. – Минск, 2001. – 384 с.
  18. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2005. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа: 24.04.2012.
  19. Правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2007. – Режим доступа: http://www.etalonline.by – Дата доступа: 24.04.2012.

Информация о работе Ликвидация юридического лица