Молодежные субкультуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 18:16, реферат

Описание

В отечественном обществознании долгое время молодёжь не рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа. Выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о классовой структуре общества, и противоречила официальной идеологической доктрине о его социально-политическом единстве.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4
1. Молодёжная субкультура…………………………………………………5
2. Просоциальные молодёжные организации………………………………7
3. Асоциальные неформальные молодёжные организации………………8
3.1 Музыкальные молодёжные организации………………………………….8
3.2 Ролевики……………………………………………………………………..14
3.3 Граффиттеры………………………………………………………………..15
4. Социальные неформальные молодёжные организации………………17
4.1 Скинхеды или скины…………………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………..20
Список использованной литературы……………

Работа состоит из  1 файл

Молодежные субкультуры реферат.docx

— 54.77 Кб (Скачать документ)

ГАОУ СПО «Нефтегазоразведочный техникум»

 

 

 

 

Реферат

на тему:

Молодежные  субкультуры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент 2-го курса 3-й группы

              Камбулин Илья

                                 Проверил: Балабушко А.А.

 

 

 

 

Оренбург 2012

План

Введение…………………………………………………………………………..4

1.  Молодёжная  субкультура…………………………………………………5

2. Просоциальные молодёжные  организации………………………………7

3. Асоциальные  неформальные молодёжные организации………………8

3.1 Музыкальные молодёжные организации………………………………….8

3.2 Ролевики……………………………………………………………………..14

3.3 Граффиттеры………………………………………………………………..15

4. Социальные неформальные  молодёжные организации………………17

4.1 Скинхеды или скины…………………………………………………….17

Заключение……………………………………………………………………..20

Список использованной литературы………………………………………..21

 

 

Введение

В отечественном обществознании долгое время молодёжь не рассматривалась  как самостоятельная социально-демографическая  группа. Выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления  о классовой структуре общества, и противоречила официальной  идеологической доктрине о его социально-политическом единстве.

Одно из первых определений  понятия “молодёжь” было дано в  1968 г. В.Т. Лисовским: “Молодёжь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодёжи могут колебаться от 16 до 30 лет”. Позднее более полное определение было дано И.С. Коном: “Молодёжь - это социально- демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и других социально-психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально- психологические особенности имеют социально- историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации”.

Сегодня учёные определяют молодёжь как социально-демографическую  группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных  теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем  социально-экономического, культурного  развития, особенностями социализации в российском обществе.

 

 

  1. Молодежная субкультура

Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные  средства, которые являются общими для определённой группы людей и  служат для упорядочения опыта и  регулирования поведения членов этой группы. Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат  в основе процесса социализации-усвоения ценностей, верований, норм, правил и  идеалов предшествующих поколений.

Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурой. Она формируется  под влиянием таких факторов, как  возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство. Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые  отклонения от нее. Однако большинство, как правило, относится к субкультуре  с неодобрением или недоверием.

Иногда группа активно  вырабатывает нормы или ценности, которые явно противоречат господствующей культуре, ее содержанию и формам. На основе таких норм и ценностей  формируется контркультура. Элементы, как субкультуры, так и контркультуры  обнаруживаются в культуре современной  молодёжи в России. Под молодежной субкультурой понимается культура определенного  молодого поколения, обладающего общностью  стиля жизни, поведения, групповых  норм, ценностей и стереотипов.

За последние годы в  нашу речь влетело и укоренилось  в ней теперь уже знакомое слово  «неформалы». Пожалуй, именно в нем  аккумулируются ныне подавляющее большинство  так называемых молодежных проблем.

Неформалы – это те, кто  выбивается из формализованных структур нашей жизни. Не вписываются в  привычные правила поведения. Стремятся  жить в соответствии со своими собственными, а не чужими, навязываемыми извне  интересами.

Особенностью неформальных объединений является добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определенной цели, идее. Вторая особенность этих групп – соперничество, в основе которого лежит потребность самоутверждения. Молодой человек стремиться сделать что-то лучше, чем другие, опередить в чем-то даже самых близких ему людей. Это приводит к тому, что внутри молодежные группы неоднородны, состоят из большого числа микрогруппировок, объединяющихся на основе симпатий и антипатий. Они очень разные – ведь многообразны те интересы и потребности, ради удовлетворения которых тянутся друг к другу, образуя группы, течения, направления. Каждая такая группа имеет свои цели и задачи, иногда даже программы, своеобразные «правила членства» и моральные кодексы.

Существуют некоторые классификации  молодёжных организаций по направлениям их деятельности, мировоззрению. В отечественно социологии принято выделять три  основные субгруппы молодежи: социальные, асоциальные, просоциальные.

 

 

2. Просоциальные молодежные организации

Эти объединения приносят пользу обществу, и решают социальные проблемы культурно-защитного  характера (защита памятников, памятников архитектуры, реставрация храмов, решают экологические проблемы).

Среди наиболее острых проблем, проблема охраны окружающей среды занимает не последнее место. За ее решение взялись “зеленые”. «Зеленые»- это различные, существующие почти повсеместно объединения экологической направленности, активность и популярность которых неуклонно растет. Численность экологических неформальных объединений, как правило, невелика: от 10-15 до 70-100 человек. Неоднороден их социальные и возрастной состав. Свою малочисленность экологические группы с лихвой компенсируют активностью, которая привлекает к ним большие массы людей, выступающих в поддержку различных природоохранных инициатив.

Так же к социальным неформальным объединениям относятся объединения  защиты памятников архитектуры, общество охраны зверей, общество охраны лесов  Амазонки.

 

3. Асоциальные неформальные молодежные организации

3.1 Музыкальные  молодёжные организации

Главная цель таких молодёжных организаций – прослушивание, изучение и распространение любимой музыки. К наиболее известным стоит отнести  «металлистов» и «битломанов».

«Металлисты» слушают несколько стилей металла: «Heavy Mеtal» (тяжелый металл), «Power Metal» (сильный металл), «Speed Metal» (скоростной металл), «Thrash» (трэш), «Black Metal» (черный металл), «Doom Metal» и др. Самыми распространёнными группами, играющие рок-музыку, являются «Кисс», «Айрон Мейден», «Металлика», «Скорпионз», и отечественные – «Ария» и т.д. Металл – атеистическое направление рока, хотя есть и верующие люди, как и группы сатанинского толка. Это поклонники «Black Metal». Они агрессивны, проповедуют культ сатаны. Носят на груди либо перевернутый крест, либо пентаграмму. Есть в металле и группы, откровенно пропагандирующие расизм и шовинизм. Многие подростки тянутся к ним т.к. их привлекает такой внешний вид. Однако, в основном, металлисты – ценители металлического рока, увлеченные музыкой. Они воспринимают атрибуты металлического рока (черепа, кровь, зло…), как мрачные примочки, относясь к ним с юмором, иногда черным. Можно осуждать металлическую музыку за то, что в ней обычно зло побеждает добро, но на самом деле часто так и происходит. Конечно люди, слушающие металл обладают довольно мрачным мировосприятием, но, как они сами говорят, они часто бывают подготовленными к всевозможным «ударам жизни», нежели те люди, которые пребывают в иллюзорном мире, созданным их родителями и неготовыми осознать «суровою реальность».

«Битломаны» – течение, в  рядах которого когда-то стаяли многие и родителей и учителей нынешних подростков. Их объединяет любовь к  группе «Битлз», его песням и наиболее известным его участникам – Полу Маккартни и Джону Леннону.

Движение панков, когда-то представлявшее собой яркую антисоциальную группу, пропагандирующую «протест против существующих меркантильных отношений в обществе», выродилось и сейчас это – молодёжь, слушающая панк-рок.

Но, это всё – старая формация. В среде нынешних подростков и молодёжи распространение получили движения эмо и готов. На них мне  хочется задержаться особо.

 

Эмо и готы

Эмо. Слово «эмо» происходит от прилагательного «эмоциональный». Это отечественная калька с английского «emo» (emotional). Эмо — прежде всего направление в музыке. Выросло оно из хардкора, панк-рока еще в середине 80-х годов прошлого века. Для этого стиля характерен достаточно жесткий гитарный звук (достался от родителей) и тексты о личных переживаниях, эмоциях автора. Вокал — обычно «скримовый», то есть кричащий, на пределах голосовых связок.

В развитии эмо-музыки выделяют три волны:

Волна №1. Была в среде вашингтонских панк-рокеров. Летом 1985-го года появился ряд групп с новым звуком и нехарактерной для панка эмоциональной лирикой. Саунд этих групп со временем стали называть «классическим вашингтонским звучанием». Вскоре после этого вашингтонские группы получили ярлык «эмокор». К 1990-му году стиль окончательно отделился от остальных и получил некоторую популярность. Характерным представителем этого периода можно назвать группу «Moss Icon».Говорят, что термин «эмо» впервые появился в интервью с Айеном Маккеем. Он основал движение Straight edge (сокращённо sXe), основой которого является здоровый образ жизни: отказ от наркотиков, курения, алкоголя, беспорядочных половых связей, в отдельных случаях — вегетарианство. От панка были взяты политические взгляды: протест против истеблишмента, консерватизма, авторитаризма, национализма и радикального капитализма, а также приверженность идеалам антирасизма и антифашизма. Это движение стало очень популярно среди поклонников эмокора и хардкора.К началу 90-х стиль «эмо» приобрёл достаточную известность.

Волна №2. Ее подняла в 1994-м году группа «Sunny Day Real Estate» со своим дебютным диском «Diary». Этот альбом завоевал популярность у широкой публики, а группы второй волны (Mineral, Christie Front Drive, Braid, Boys Life и т.д.) уже попали в теле- и радиоротацию. Для этого периода характерно влияние на звук стилей грандж и индирок.

Волна №3. Этот период начался в 2000-м и продолжается до сих пор. Когда эмо-культура стала популярна в молодежной среде, распространилась на одежду и ее стали называть стилем жизни, шоу-бизнес чутко отреагировал на это. Стали появляться коммерческие проекты, например, группы The Used или Funeral For A Friend. Эти и подобные им команды очень сильно отличаются по звучанию от эмокора. А сама субкультура во многом выродилась просто в моду. Сегодняшние эмокиды зачастую не имеют ничего общего с ранним движением эмо и у них довольно смутное представление о его истоках.

В чем суть субкультуры нынешних эмокидов? Прежде всего, нужно понимать, что это подростковое движение. Главная проблема тинэйджера — непонимание и жестокость окружающего мира. И тут негласный лозунг эмо «Я так страдаю!» попадает на благодатную почву. Отсюда же растут ноги у нездоровой любви к теме суицида, порезов вен и прочего.

Вторая проблема подростка — выделиться из толпы и быть не как все. Но одновременно с этим нужно быть и в группе с кем-то. Задача непростая, но легче всего решается за счет внешнего вида. Отсюда чёлки, тоннели, изможденный вид и страдания на лице. Говорят, настоящие эмокиды даже становятся вегетарианцами, чтобы достичь нужной субтильности. Нередко одежда, макияж, эпатажное поведение оказываются важнее внутреннего содержания. В среде самих эмокидов это называется «позерство».

Готы. В основе готического движения лежит готическая музыка, выросшая из пост-панка. Внешний вид готов - черные наряды, летучие мыши и прочая символика - все, что имеет хоть какое-то отношение к эстетике смерти. Отчасти готы в том виде, в котором существуют сейчас, возникли благодаря «вампирской» эстетике. Как известно основной толчок развитию готической (Goth) культуры дал фильм «The Hunger» (фильм про двух современных вампиров), огромную популярность приобрела композиция "Bela Lugosi's Dead" (посвященная культовому венгерскому актеру - Bela Lugosi, исполнителю роли Дракулы) группы Bauhaus, вошедшая в саундтрэк фильма. Да и в дальнейшем готический имидж и эстетика формировались под сильным влиянием вампирского образа. Так, символ готов - анкх прижился благодаря использованию в уже упомянутом фильме "Hunger". Среди готов культовую популярность приобрели многие вампирские фильмы – «Nadja», «The Addiction», «Interview with a Vampire», и многие вампирские романы - Брэма Стокера, Анны Райс и других. Можно констатировать, что существует немало людей, называющих или даже считающих себя вампирами. Впоследствии к декадентскому колориту стали добавлять мистические символы, причем без каких-либо попыток связать их между собой и осмыслить. Готическое движение вобрало в себя множество стилей и направлений – искусство периода декаданса, символизма, готическое средневековье, современную эстетику темного кино, неформальную эстетику панка (особенно в одежде) – и так стало настоящей субкультурой. К готике можно отнести все, что движется в направлении темной мистики, мрачной романтики и эстетики разрушения.

Поскольку гот-культура – преимущественно эстетическое движение, сложно говорить о мировоззрении гота. Оно здесь вполне индивидуально, ибо скорее зависит от того, какой человек попал в движение.

В настоящее время можно выделить четыре самостоятельные категории готов:

Информация о работе Молодежные субкультуры