Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 22:03, реферат
Жилищный вопрос – один из наиболее социально значимых вопросов, который нельзя решить раз и навсегда. Он требует постоянного внимания к себе со стороны властей. И от того, насколько остро обстоят дела в жилищной сфере, в большой степени зависит и социально-политическая и социально-экономическая обстановка в регионе, ее состояние может служить показателем общего благополучия региона.
Введение.......................................................................
1.Модели государственной и муниципальной жилищной политики.....................................................................
1.1Политика в области жилищно-коммунального обслуживания.............................................................
1.2Государственная жилищная политика в России........
2.Цели и задачи муниципальной жилищной политики.....
2.1 Местные рынки жилья .........................................
2.2Муниципальные органы реализации жилищной политики
3. Развитие малого бизнеса в сфере жилищно-коммунального хозяйства...........................................
Заключение............................................................
Содержание
Введение......................
1.Модели государственной и муниципальной жилищной политики......................
1.1Политика в области жилищно-коммунального обслуживания..................
1.2Государственная жилищная политика в России........
2.Цели и задачи муниципальной жилищной политики.....
2.1 Местные рынки жилья ..............................
2.2Муниципальные органы реализации жилищной политики
3. Развитие малого бизнеса в сфере жилищно-коммунального хозяйства.....................
Заключение....................
Список литературы....................
Введение
Жилищный вопрос – один из наиболее социально значимых вопросов, который нельзя решить раз и навсегда. Он требует постоянного внимания к себе со стороны властей. И от того, насколько остро обстоят дела в жилищной сфере, в большой степени зависит и социально-политическая и социально-экономическая обстановка в регионе, ее состояние может служить показателем общего благополучия региона.
Проблема улучшения жилищных условий в настоящее время вышла на первое место по своей остроте, опередив по степени актуальности проблемы финансового и материального характера. В 2007 г. 56% российских семей желали улучшить свои жилищные условия и только 18% домохозяйств могли себе это позволить.
По уровню жилищной обеспеченности и качеству жилья Россия значительно отстает от развитых стран мира. Так, в 2006 г. на 1 человека в среднем приходилось 21,3 кв.м. жилой площади, что почти в 2 раза ниже международного стандарта(40 кв.м. на 1 человека). По качественным характеристикам - большая часть жилищного фонда, созданного в эпоху «строительного бума» 60-70-х гг. XX в. морально и технически устарела и требует полной его замены или модернизации. В 2006 г. жилищный фонд, отнесенный к ветхому и аварийному составил 3,1% (91 млн. кв.м.) от всего жилищного фонда страны, увеличившись по сравнению с началом 90-х гг. в 2,7 раза.
2005 г. стал знаменательным для жилищно-коммунального хозяйства. Во-первых, мы на последнем этапе реформирования. Во-вторых, федеральная законодательная база практически готова (сформирован и частично введен в действие пакет из более чем 30 документов по формированию рынка доступного жилья). Очевидно, что в ближайшее время в большинстве субъектов Российской Федерации жилищно-коммунальный комплекс не сможет развиваться без кардинального изменения имеющихся подходов на местном уровне.
1.Модели государственной и муниципальной жилищной политики
Под жилищной политикой понимается целенаправленная деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по удовлетворению потребности граждан в жилище.
В разных странах существуют различные варианты(модели) жилищной политики: либерально-реформистский, неоконсервативный и патерналистский.
Либерально-реформистский подход заключается в выделении государственных ассигнований на строительство жилья и сдаче его в наем за умеренную плату. Проведение такой политики позволяет решить проблему нехватки жилья, однако не решает проблемы его качества, так как решить ее в полном объеме за счет государственных средств практически невозможно. Более того, проведение либерально-реформистской политики в течение длительного времени порождает социальное иждивенчество в жилищной сфере и неэффективное использование финансовых ресурсов.
Рисунок 1- Жилищный фонд муниципального образования
Неоконсервативный подход характеризуется тем, что основным способом решения жилищной проблемы является расширение индивидуального домовладения, приватизация государственного и муниципального жилья и передача управления жильем частным компаниям. Такая политика позволяет значительной части населения (среднему классу) стать собственниками жилья, однако малоимущее население имеет весьма ограниченный доступ к жилью. При реализации неоконсервативной политики ограничиваются бюджетные расходы на жилищные программы, что приводит к обострению дефицита дешевого жилья при значительных масштабах пустующего дорогого жилья.
Патерналистский подход к жилищной политике определяет жилье как важнейшее социальное благо, которое должно предоставить государство или предприятие-работодатель бесплатно и распределить в порядке жилищной очереди.
Жилье в данном случае является не товаром, а продуктом наделения, тогда как государственное регулирование всецело вытесняет рынок. В структуре собственности на жилье доминирует государственный сектор. Такая политика была характерна для СССР.
Каждый из указанных подходов может быть эффективным лишь в определенный период времени и для определенных социально-экономических условий. Однако долгое применение какого-то одного варианта жилищной политики неизбежно приводит к кризису. Поэтому во многих странах для решения жилищной проблемы применяется смешанный тип жилищной политики, сочетание рынка жилья и института государственного обеспечения.
1.1 Политика в области жилищно-коммунального обслуживания
Объектом жилищной политики является деятельность по решению жилищной проблемы и обеспечению потребностей населения в жилье.
Суть жилищной проблемы заключается в острой нехватке жилья, соответствующего установленным требованиям (техническим, структурным, функционально-потребительским)
Жилищная проблема относится к числу наиболее острых социальных проблем на всех уровнях управления: федеральном, региональном и местном. Поэтому ее решение должно осуществляться и координироваться по всей управленческой вертикали на местах, причем роль каждого уровня управления в этой задаче различна. На федеральном уровне должно быть определено и законодательно закреплено содержание федеральной жилищной политики, приняты жилищный кодекс и другие законодательные акты и необходимые правительственные решения и программы. Возможно частичное финансирование жилищного строительства в рамках, определенных для социально неблагополучных слоев населения. Но главная функция государства здесь – законодательная база.
На региональном уровне все государственные законы и решения конкретизируются, уточняются с учетом специфики данного региона, разрабатываются территориальные аспекты жилищной политики, принимаются и финансируются региональные программы, проекты и конкретные решения, в частности, по развитию или реконструкции жилищной строительной базы, по поддержке тех или иных социальных слоев населения.
Но основная нагрузка по решению жилищных проблем ложится на местный уровень власти и управления, так как только на местах можно наиболее достоверно оценить конкретное положение дел в вопросах жилищной обеспеченности, выявить наиболее нуждающиеся в жилье группы населения, дифференцировать жителей по уровню доходов, провести селективную поддержку неблагополучных слоев населения и создать наиболее благоприятные условия для развития жилищного рынка и тем самым для решения жилищного вопроса основной массы населения данного города, района (муниципального образования).
Начало радикальных рыночных реформ в 90-х годах ознаменовалось глубоким кризисом государственной системы обеспеченности жильем. Резко снизились объемы жилищного строительства в городах России. Возникла необходимость в разработке и реализации новой жилищной политики, учитывающей реалии переходного периода [40, c. 3]. На федеральном уровне контуры такой политики уже сформированы. Так, в 1993 г. вступил в действие Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики», в котором приведены основные понятия в данной сфере, включая недвижимость, жилищный фонд, социальную норму площади жилья, договоры найма и аренды,компенсации и др., определены права граждан на жилище, обязанности органов власти по обеспечению этих прав и ответственность пользователей жилищного фонда, рассмотрены виды собственности в жилищной сфере, включая виды жилищного фонда, а также процедуры обеспечения жильем, пользование им гражданами и ряд других положений. Суть федеральной жилищной политики состоит в обеспечении социальных гарантий в области жилищных прав граждан, в создании условий для привлечения различных источников финансирования, в развитии частной собственности на жилье, в обеспечении прав собственников и предпринимателей в жилищной сфере [70, c. 75].
Таким образом, федеральная жилищная политика во многом законодательно определена. Но ее реализация возможна лишь при достижении социально-экономической и политической стабильности в стране, а также при активизации жилищной политики в регионах и на местах [62, c. 4]. К сожалению, на большинстве территорий, за некоторым исключением, активная жилищная политика пока не проводится. В настоящее время ставится задача по переносу центра тяжести в решении жилищной проблемы на территориальный и особенно местный уровни, поэтому сформулируем основные положения муниципальной жилищной политики, реализуемой в городах и иных муниципальных образованиях.
Цель муниципальной жилищной политики заключается в достижении требуемого уровня жилищной обеспеченности и содержании жилищного фонда в соответствии с установленными нормативами и стандартами [60, c. 4]. Основными задачами данной политики являются: повышение уровня жилищной обеспеченности в соответствии с нормативной потребностью в жилье; обеспечение рационального расселения жителей и приведение состава квартир в соответствие с демографической структурой семей; приведение потребительских характеристик жилищного фонда в соответствие с потребностями населения; повышение степени сохранности и содержания жилищного фонда в соответствии с действующими техническими условиями и требованиями [60, c. 5 ].
Для проведения целенаправленной жилищной политики необходима целая система целевых показателей, нормативов и стандартов, позволяющих конкретизировать поставленную цель, сформулировать задачи и разработать важнейшие направления и мероприятия по их достижению и решению. Таких показателей может быть сравнительно много, так как поставленные задачи по решению жилищной проблемы достаточно многообразны, но важнейшими среди них будут следующие: обеспеченность населения муниципального образования жильем, в кв. м. общей площади на 1 человека, всего в том числе в частном, государственном, муниципальном и общественном видах жилья; уровень благоустройства жилищного фонда в процентах к общему жилищному фонду, а также муниципальному и другим класса фонда по видам благоустройства (водопровод, канализация, электроплита, телефон, мусоропровод, лифт и пр.); доля жилищного фонда, соответствующего правилам и нормам технической эксплуатации и требованиям к качественным параметрам жилья; уровень посемейного заселения как отношение числа семей, проживающих в отдельных квартирах, соответствующих потребительским и техническим требованиям, к общему числу семей [58, c. 7].
Эти показатели должны быть нормированы и по ним определены и по ним определены социальные стандарты (минимальные и перспективные). Кроме этих (важнейших), в систему нормируемых параметров будут включаться и десятки других, в частности: уточненные нормы проектирования и технического содержания жилищного фонда, нормативные требования к функционально-потребительские качествам жилья и др.
Основными направлениями муниципальной жилищной политики является следующие: создание условий для формирования широкого рынка жилья на данной территории; регулирование рационального расселения жителей муниципального образования; переход к дифференцированному обеспечению права граждан на жилище; проведение антимонопольной деятельности в жилищном комплексе; создание условие для привлечения инвестиций в жилищную сферу [36, c. 7].
Важнейшими мерами повышения ресурсообеспеченности муниципальной жилищной политики служат: эффективное использование бюджетных средств, выделяемых на конкурсной основе; привлечение средств населения путем создания специальных целевых фондов, распространение муниципальных жилищных займов, обеспечение надлежащих гарантий; использование дохода от аукционной продажи объектов муниципальной собственности (арендная плата, страхование и пр.); выдача долгосрочных кредитов и субсидий через систему муниципальных банков, в том числе ипотечного кредитования под залог недвижимости; привлечение частных инвестиций путем создания благоприятных условий для инвесторов; привлечение государственных субсидий и дотаций [30, c. 210].
Объектом муниципальной политики в области жилищно-коммунального обслуживания является обеспечение потребностей населения в услугах по содержанию жилищного фонда и придомовой территории, потребностей в воде, газе, электроэнергии и других услугах, предоставляемых жилищно-коммунальным хозяйством [30, c. 14].
1.2 Государственная жилищная политика в России
Основы жилищной политики в современной России определены Законом РФ
«Об основах федеральной жилищной политики» и федеральной программой «Жилище» на 2002-2010 гг., в которой указаны основные задачи в области обеспечения доступности жилья и жилищного строительства, разграничены функции федерального центра, регионов и муниципалитетов в жилищной сфере. Разработана международная программа развития жилищного строительства в России «Дом для вашей семьи». В рамках программы «Жилище» разработаны подпрограммы «Свой дом» и «Сельский дом». Утвержден федеральный стандарт жилищной обеспеченности: 18 кв. м общей площади на человека при составе семьи из трех и более человек, 42 кв. м на семью из двух человек, 33 кв. м или однокомнатная квартира на семью из одного человека.
С начала перехода к рыночным отношениям основная часть государственного жилья в нашей стране была передана в муниципальную собственность, включая ведомственный жилищный фонд, передававшийся в процессе приватизации государственных предприятий. Более половины жилья, переданного в муниципальную собственность, приватизировано, т. е. передано в частную собственность, причем приватизация проводилась бесплатно.
2. Цели и задачи муниципальной жилищной политики
Муниципальная жилищная политика представляет собой совокупность систематически принимаемых решений и мероприятий с целью удовлетворения потребностей населения в жилье. Реализация жилищной политики является одной из главных задач муниципальных органов власти. В каждом муниципальном образовании должны быть установлены муниципальные нормативы жилищной обеспеченности, учитывающие местные условия.
Федеральный закон 2003 г. относит к компетенции городских и сельских поселений и городских округов в сфере жилищной политики:
• обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении или городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством;
• организация строительства муниципального жилищного фонда (вопросы его содержания относятся к жилищно-коммунальному комплексу и рассмотрены в главе 4);
• создание условий для жилищного строительства.
В рамках реализации этих задач органы местного самоуправления поселений и городских округов формируют муниципальную жилищную политику как систему мер, обеспечивающих (для малоимущих) либо содействующих обеспечению потребностей граждан в жилище на муниципальном уровне.
Перечень вопросов в данной сфере, решение которых обеспечивают органы местного самоуправления:
1. Порядок учета жилищного фонда, распределения и перераспределения малоимущим гражданам жилых помещений по договорам социального найма и иным гражданам по договорам найма, аренды, а также их продажи гражданам в муниципальном жилищном фонде.
2. Учет на основе социальных норм размера площади жилья, приходящейся на одного человека, в пределах которой осуществляется предоставление компенсаций по оплате жилья и коммунальных услуг.
3. Организация жилищного строительства за счет всех источников финансирования.
4. Предоставление и продажа в установленном земельным законодательством порядке земельных участков застройщикам для жилищного строительства на территориях, определенных градостроительной документацией.
5. Возможность получения налоговых и финансово-кредитных льгот предприятиями, учреждениями, организациями, предпринимателями, осуществляющими жилищное строительство.
6. Поддержка банков, предоставляющих льготные кредиты для жилищного строительства..
7. Правовое регулирование деятельности субъектов жилищной сферы (нанимателей, арендаторов и собственников недвижимости в жилищной сфере, застройщиков, исполнителей работ, агентов по торговле и аренде, страховых компаний).
8. Бронирование нанятого или арендованного жилища в муниципальном жилищном фонде, а также сохранение права пользования жилищем, неприкосновенность жилища в порядке и на условиях, установленных законодательством.