Назначение и прекращение опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 17:09, курсовая работа

Описание

Целью данной работы являются исследование института опеки и попечительства, анализ норм действующего гражданского и семейного законодательства, регулирующих порядок установления и прекращения опеки и попечительства, рассмотрение субъектов семейно-правовых отношений опеки (попечительства) над детьми.
Поставленная цель решается посредством следующих задач:
- рассмотреть понятие института опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми;
- охарактеризовать круг субъектов отношений опеки и попечительства;
- рассмотреть законодательно закрепленные порядок и условия установления и прекращения опеки

Работа состоит из  1 файл

Копия.doc

— 174.00 Кб (Скачать документ)

Введение

     Произошедшее к концу XX в. резкое  изменение социально-экономического  строя в России, отказ от прежней  идеологии, негативные миграционные  и демографические процессы повлекли  за собой существенные перемены  в обществе. "Спад" экономики  в России и сопровождавшая его деструкция систем государственного регулирования во всех сферах социально-хозяйственной жизни страны вызвали серьезные изменения в социальной сфере. Прежде всего, они отразились на общем положении семьи и детства. Последние 10 лет в России прослеживается устойчивая тенденция увеличения количества семей, не обеспечивающих должных условий для воспитания и содержания своих детей. Актуальность темы моей курсовой работы заключается в сложившемся в современной России положении семьи и детства.

   Опека (попечительство) была и остается наиболее распространенной правовой формой устройства несовершеннолетних граждан. В этой форме заложен огромный положительный  потенциал, позволяющий устроить судьбу нуждающегося в социальной заботе гражданина наилучшим способом, с одной стороны, наиболее приближенным к проживанию в семье, а с другой стороны — обеспечивающим контроль за соблюдением прав и интересов гражданина.

     Целью данной работы являются  исследование института опеки  и попечительства, анализ норм  действующего гражданского и  семейного законодательства, регулирующих порядок установления и прекращения опеки и попечительства, рассмотрение субъектов семейно-правовых отношений опеки (попечительства) над детьми.

Поставленная цель решается посредством следующих задач:

- рассмотреть  понятие института опеки и  попечительства над несовершеннолетними  детьми;

- охарактеризовать  круг субъектов отношений опеки  и попечительства;

- рассмотреть  законодательно закрепленные порядок  и условия установления и прекращения опеки и попечительства.

   Предметом исследования, проведенного в данной работе, является институт опеки и  попечительства над несовершеннолетними  детьми.

   Объектом  исследования является опека и попечительство над несовершеннолетними как  способ их устройства на воспитание в семью.

   При проведении исследования использовались нормативно-правовые акты, монографии и иные работы по данной теме. Изложенный материал построен на трудах таких  ученых, как Н.М Ершова,  Л.М. Пчелинцева, Е. Чефранова, И.М. Кузнецова, М. Антокольская и других авторов.

   Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Опека и попечительство  как приоритетная  форма принятия  в семью детей  на воспитание

    1.1. Понятие и значение  опеки и попечительства над   несовершеннолетними детьми

    Граждане  Российской Федерации вступают в  различные общественные отношения  во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни и имеют соответствующие  права и обязанности. Положение ст. 60 Конституции РФ о возможности самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности соответствует положению действующего гражданского законодательства о наступлении гражданского совершеннолетия по достижении 18-летнего возраста.1 С этого момента гражданин становится полностью дееспособным (ст. 21 ГК).2 Дееспособный гражданин может самостоятельно заключать договоры, распоряжаться собственностью, выдавать доверенности, совершать иные юридические действия, что обеспечивает ему возможность принимать активное участие в общественной жизни. Однако возможны ситуации, когда гражданин в силу своего малолетнего возраста не в состоянии самостоятельно осуществлять свои права и обязанности и защищать свои законные интересы. В этих случаях он нуждается в посторонней помощи, оказание которой и является целью установления опеки или попечительства. Таким образом, опека и попечительство являются одной из форм осуществления государственной защиты личности.

    Институт  опеки и попечительства существовал еще в древнем Риме, где он назывался tutela и cura. Уже тогда опека и попечительство назначались для восполнения недостающей правоспособности несовершеннолетних и миноров (лиц, не достигших 25 лет). Сначала опека была призвана охранять имущество и семью, а не личность малолетнего, потому «охранитель» имущества и «охранитель» личности не совпадали. Однако впоследствии акцент сместился на личность, а неблагонадежный опекун мог быть смещен. Опекунство стало общественной должностью, общественной обязанностью.3

    Попечительство  также существовало в римском  праве, а его появление было вызвано  тем, что молодые юноши по неопытности  зачастую становились жертвами обманных сделок. Опека как институт, направленный на охрану личных прав питомца появилась  в Афинах.4

    Опека и попечительство как правовые институты  существовали и в дореволюционной  России, а А. И. Загоровский писал: «Забота о малолетнем, лишившемся родителей, столь естественна и  необходима, что потребность в  ней сознается в самые ранние периоды человеческой общественности».

    В отличие от усыновления, опека и  попечительство действовали и в  течение всего периода советской  власти. Постсоветский законодатель также не стал ломать традиции в  этой области, поэтому опека и  попечительство действуют и сейчас. До принятия ГК РФ 1994 г. отношения, связанные с опекой и попечительством, регулировались семейным законодательством. Однако при этом признавалось, что опека и попечительство тесно связаны с институтами гражданского законодательства о правоспособности и дееспособности граждан, в связи с чем должны рассматриваться наукой гражданского права и во всяком случае не могут быть отнесены только к семейному праву. Наибольшее распространение имела трактовка опеки и попечительства как смешанного института гражданского, семейного и в некоторой части административного права (например, в части контроля местной администрации за выполнением опекунами и попечителями своих обязанностей). Представление о комплексном характере правового регулирования отношений опеки и попечительства представляется обоснованным, оно получило отражение и в законодательстве.

      Формирование  нового российского гражданского законодательства в начале 1990-х г., изменившего многие институты гражданского права, тем  не менее почти не затронуло содержания норм об охране прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных лиц.

      Среди ученых - юристов стало традиционным отношение к институту опеки  и попечительства как к незначительному. По сей день справедливо утверждение  Н.М. Ершовой: “Специалисты по семейному праву не считают опеку и попечительство в целом своей областью, цивилисты же не разрабатывают этот институт, полагая, что он скорее касается сферы семейного права”.5 Между тем изменения, произошедшие в гражданском законодательстве и в цивилистической науке, обусловливают потребность в реформировании института опеки и попечительства.

      В научной литературе высказываются  различные соображения в отношении  понятия опеки и попечительства. Обоснованной представляется точка  зрения Н.М. Ершовой, которая определяет опеку и попечительство как “комплексный раздел семейного и гражданского права, включающий все виды попечения над гражданами, которые нуждаются в особых формах охраны своих прав и интересов, и имеющий целью защиту их личных и имущественных прав”6.

      Данный правовой институт охватывает широкий круг вопросов, связанных, как уже замечалось, и с семейным, и с гражданским законодательством. Опека и попечительство тесно связаны друг с другом. В обоих случаях речь идет о лицах недееспособных или ограниченно дееспособных. Нормы, регулирующие опеку и попечительство, излагаются в одних и тех же законодательных актах, занимаются их решением одни и те же государственные органы - органы опеки и попечительства. Общим также является и порядок выбора и назначения опекунов, их обязанность защищать права своих подопечных.

      Государство через органы опеки и попечительства осуществляет свою заботу о детях-сиротах  и детях, оставшихся по различным  причинам без родительского попечения.

      Основное  различие понятий опеки и попечительства состоит в объеме прав и обязанностей опекунов и попечителей, который определяется степенью дееспособности их подопечных.

  В соответствии со ст. 2 ФЗ от 21.04.2008 года «Об опеке и попечительстве»  опека - форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.7

     Попечительство - форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации;

      В подтверждение вышеизложенного  можно привести мнение Е.А.  Чефрановой: “Что касается опеки  и попечительства, то это не  только способ устройства в семью детей, оставшихся в силу различных причин без попечения родителей, но в первую очередь институт, имеющий целью защиту имущественных и личных неимущественных прав как несовершеннолетних, так и других недееспособных и не полностью дееспособных лиц”.8

     Цели опеки и попечительства, таким образом, состоят, во-первых, в восполнении недостающей дееспособности  подопечного лица («дополнение его  незрелой воли волей опекуна»), а, во-вторых (и это характеризует  опеку и попечительство именно  как форму замещающей семьи) – в обеспечении интересов несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей (прежде всего, интереса в воспитании). Таким образом, особая задача опеки (попечительства) над несовершеннолетними состоит в обеспечении семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в тех случаях, когда отсутствует возможность передачи ребенка на усыновление.

    Указанное обусловливает выделение среди  функций опекуна (попечителя) следующее:

-забота  о физическом состоянии подопечного  (уход, питание, лечение);

    -контроль за действиями подопечного,  недопущение причинения ему вреда;

    -представление и защита интересов  подопечного вовне;

    -забота об обучении и воспитании  несовершеннолетнего, а также  совместное с ним проживание.

      Таким образом, с помощью института опеки и попечительства государство защищает как личные, так и имущественные права и интересы граждан, которые сами сделать это не могут, а для несовершеннолетних опека (попечительство) - еще и способ их устройства на воспитание в семью. 

1.2. Источники правового регулирования опеки и попечительства  над несовершеннолетними детьми

   Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются главным образом Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».

   Правовую основу деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних составляет ряд законодательных актов Российской Федерации, в том числе Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, 9 Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,10 Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,11 Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»12 и т. д.

   Согласно пункту «о» ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации. П. 2 ст. 3 Гражданского кодекса РФ закрепляет, что гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов.

   Что касается Федерального закона «Об опеке и попечительстве», то в целом необходимо отметить, что закрепление норм об опеке и попечительстве в отдельном Федеральном законе не вполне целесообразно на фоне работы по кодификации федерального законодательства и перспективы создания Свода законов. Имеющиеся в  данном Федеральном законе нормы семейного права фактически «вытащены» из предмета ведения Семейного кодекса РФ, что делает законодательство об опеке и попечительстве неоправданно расчлененным на автономные источники права и по этой причине менее обозримым. Законодателю с целью сохранения теоретически обоснованной правовой наукой тенденции к сокращению количества нормативных правовых актов в системе национального законодательства и обеспечению доминирования кодифицированного правового материала было необходимо, не принимая отдельного Федерального закона об опеке и попечительстве, включить соответствующие нормы права в гл. 20 Семейного кодекса РФ «Опека и попечительство над детьми» и в гл. 3 части первой Гражданского кодекса РФ «Граждане (физические лица)». Закрепление же норм об опеке и попечительстве в отдельном Федеральном законе привело к необоснованному увеличению нормативного материала за счет дублирования текстов федеральных законов в Федеральном законе «Об опеке и попечительстве  и Гражданском и Семейном кодексах. 13 Так, в частности:

Информация о работе Назначение и прекращение опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми