Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 04:40, курсовая работа
Расширение демократических процессов в обществе, повышение социальной активности граждан способствуют реализации их прав и законных интересов через создание различного рода общественных объединений. Именно поэтому в Российской Федерации число общественных объединений множится из года в год.
Основа правового статуса общественных объединений – конституционная норма о праве граждан на объединение и гарантированную свободу деятельности общественных формирований.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК СУБЬЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
1.1 Понятие общественных объединений
1.2 Общественное объединение и исполнительная власть
1.3 Права и обязанности общественных объединений
ГЛАВА 2 АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
2.1 Понятие некоммерческой организации
2.2 Административно-правовые отношения в сфере деятельности профессиональных союзов
2.3 Административно-правовой статус благотворительных организаций
ГЛАВА 3 АДМИНИСТРАТИВНО_ПРАВОВОЙ СТАТУС РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
3.1 Законодательная регламентация деятельности религиозных общественных объединений. Взаимоотношения органов юстиции и религиозных общественных объединений
3.2 Административно-правовые отношения в сфере деятельности религиозных объединений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Регистрации в Министерстве юстиции РФ подлежат только централизованные религиозные организации, имеющие местные религиозные организации на территории двух или более субъектов Федерации, а все остальные организации регистрируются территориальными органами юстиции. Для осуществления императивных регистрационных отношений решающее значение имеет временной ценз деятельности религиозного объединения на территории Российской Федерации.
Статус общероссийского религиозного объединения распространяется только на централизованные религиозные организации, которые действуют на территории России на законных основаниях не менее 50 лет к моменту обращения организации в орган юстиции с заявлением о государственной регистрации. Учредители местной религиозной организации обязаны подтвердить в органе юстиции факт своей деятельности на соответствующей территории в течение не менее 15 лет. Этот временной ценз не распространяется на местные религиозные организации, которые действовали в составе централизованной религиозной организации до о государственной регистрации. Характерно, что законом предусмотрено подтверждение учредителями общероссийского религиозного объединения своей деятельности на законных основаниях в течение всего периода временного ценза.
Для
административно-правовых отношений,
возникающих в сфере
Статус
общероссийской религиозной организации,
предусмотренный Федеральным
Существенно отличаются и субъекты административно-правовых отношений, возникающих государственной регистрации общероссийского общественного объединения и российской религиозной организации. Во втором случае регистрационное свидетельство может быть выдано и территориальным органам юстиции, а общероссийские общественные объединения подлежат государственной регистрации только в Минюсте России.
Ликвидация конфессионального объединения также регламентируется нормами административного права. Как правило, инициатором ликвидации или запрета деятельности объединения является Минюст РФ или его территориальный орган в субъекте Федерации, но решение по существу принимается судом. Федеральным законом не урегулированы различия в процедуре ликвидации и запрета деятельности религиозного объединения, однако полное прекращение правоспособности конфессиональной организации как юридического лица допускается только в случае ее ликвидации судом. Запрет деятельности объединения представляет собой временную превентивную меру, цель которой – устранение фактов нарушения действующего законодательства, выявленных органом юстиции или иным правоохранительным органом в процессе осуществления контрольных функций.
Таким образом, нормами административного права регулируются следующие общественные отношения в сфере конфессиональной деятельности:
1. При определении статуса религиозной организации в качестве юридического лица. Необходимым условиям гражданской и административной правоспособности религиозного объединения является государственная регистрация, а в некоторых случаях и наделение организации правомочиями лицензиата;
2. В процессе ликвидации конфессионального объединения, запрета его деятельности или контроля за ним. В качестве особой разновидности контрольных функций можно рассматривать обязанность зарегистрированного (централизованного или местного) религиозного объединения ежегодно представлять в орган юстиции сведения о продолжении своей деятельности;
3. При наделении религиозных организаций правом собственности на культовые здания и сооружения;
4. При осуществлении священнослужителем светских прав и обязанностей, прежде всего воинской обязанности. Глава государства наделяется правом представлять священнослужителям отсрочку от призыва на воинскую службу и освобождать от воинских сборов в мирное время;
5. При осуществлении религиозных обрядов и церемоний. Речь идет о порядке осуществления обрядовой деятельности в пенитенциарных учреждениях, Вооруженных Силах РФ и ведомственных воинских формирований.
Органы
исполнительной власти контролируют соответствие
федеральному законодательству внутренних
установлений религиозных организаций,
прежде всего уставов. Так же исполнительная
власть взаимодействует с конфессиональными
объединениями при определении статуса
учреждений религиозного образования.
Религиозное образование или его основы
могут быть получены не только в учреждениях
конфессионального образования, но и в
государственных или муниципальных образовательных
учреждениях.
Другие
административно-правовые отношения
в сфере деятельности религиозных
объединений возникают в
● в процессе регламентации имущественных отношений;
● при урегулировании особенностей вероисповедания;
● в процессе осуществления преподавательской, образовательной и иной творческой деятельности в системе государственного образования;
● при осуществлении государственного контроля за деятельностью религиозных общественных объединений.
Административно-
Передача государственной собственности в собственность религиозных объединений чаще всего производится на основе решения органа исполнительной власти, причем регламентация порядка отчуждения имущества религиозного назначения, относящегося к федеральной собственности, находиться в исключительной компетенции федерального Правительства.
Решение вопросов о передаче имущества религиозным объединениям
в пользование либо в совместное пользование с учреждениями и организациями культуры, осуществляется Минкультуры. Министерство вправе урегулировать имущественные проблемы только в отношении объектов, являющихся памятниками истории и культуры, культовыми зданиями и строениями с прилегающими к ним территориями и иным движимым и недвижимым имуществом религиозного назначения, расположенным в пределах указанных объектов. Передача религиозным объединениям имущества, относящегося к федеральной собственности, но не являющегося памятником истории и культуры, входит в компетенцию Госкомимущества России.
Органы исполнительной власти в некоторых случаях принимают участие в урегулировании некоторых обрядовых особенностей вероисповедания, например тайны исповеди, охраняемой законом. Следственные действия, предусмотренные УПК, не применяются к священнослужителям, которым стали известны какие-либо обстоятельства из исповеди гражданина. Таким образом, священнослужитель обладает иммунитетом в сферах уголовной, гражданской, административно-правовой юрисдикции.
Администрация лечебных учреждений, домов для престарелых и инвалидов, детских домов и интернатов, мест предварительного заключения и отбывания наказания (включая штрафные изоляторы и помещения камерного типа) обязана обеспечить гражданам условия для осуществления их права на свободу вероисповедания, например представить отдельные помещения для обрядовых таинств, снабдить необходимой религиозной литературой, предметами культа.
Вышеуказанные обязанности распространяются на системы многих федеральных министерств и ведомств, обладающих собственными лечебными и социально-реабилитационными учреждениями, а также на всю подведомственную МВД России пенитенциарную систему. Однако большинство из этих обязанностей не распространяется на воинские части так называемых «силовых» министерств и ведомств.
Органы исполнительной власти и религиозные объединения взаимодействуют в процессе преподавательской, научной и иной творческой деятельности, осуществляемой в системе государственного образования. В системе государственного образования допускается преподавательская деятельность священнослужителей по религиоведению без совершения религиозных обрядов, а соответствующие дисциплины могут входить в учебные программы образовательных учреждений. Естественно, что реализация этих прав невозможна вне совместного участия светских и духовных властей в разработке религиоведческих учебных программ подготовки и издании соответствующих учебных пособий. Ограничения прав граждан на приобщение к духовным устоям вероучения той или иной конфессии, предусмотренные Законом о свободе вероисповеданий, распространяется только на государственную систему образования. Несмотря на то, что Закон распространяет «свободу мысли и религии» также и на несовершеннолетних, практически они лишены возможности участия в сакральных обрядах в государственных образовательных учреждениях и, тем самым, не в состоянии реализовать свое конституционное право религиозного исповедания.
Органы государственной власти правомочны осуществлять контроль за соблюдением федерального законодательства о свободе вероисповеданий. Осуществление функций органами исполнительной власти влечет за собой и возникновение административно-правовых отношений с соответствующим конфессиональным объединением. Контроль федеральных министерств и ведомств – важнейший элемент компетенции федерального органа исполнительной власти. Контрольные функции должностных лиц носят государственный характер – они осуществляются от имени и в пределах компетенции соответствующих министерств и ведомств.
Следует отметить, что светские власти не всегда придерживаются принципа «нейтрального» отношения к религиозным объединениям. Государство признавало и признает значимость Русской Православной Церкви в становлении и развитии Российской государственности. РПЦ представляет собой единственный общественный институт, сохранивший на протяжении тысячелетий истории Отечества устои вероисповедания и каноническую организацию. «Нейтральное» отношение государства к РПЦ невозможно, поскольку для этого пришлось бы отказаться от многовековых традиций, воплощенных в государственно-правовых институтах. Это подтверждает и участие высших иерархов Русской Православной Церкви в официальных государственных акциях, прежде всего в церемонии вступления в должность первого всенародно избранного Президента России 7 августа 1996 г.
«24 мая 2002 г. во время церковно-общественных торжеств в честь святых равноапостольных Кирилла и Мифодия Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл благословил нового губернатора Смоленской области В. Н. Маслова… Не раз и прежде власть на федеральном и региональном уровне официально признавала привилегированный статус РПЦ. Но на этот раз обращает на себя внимание форма такого признания: при вступлении в должность высшее лицо субъекта Российской Федерации приняло благословение от церкви». Часть 4 ст. 4 Федерального закона «О свободе совести и религиозных организациях» прямо запрещает сопровождать деятельность органов государственной власти публичными религиозными обрядами и церемониями. Обряд церковного благословения, специально приуроченного к вступлению в должность, не может считаться личным делом частного лица. В. Н. Маслова: он принял благословение как лицо, вступающее в должность губернатора.
Довольно
часто в последние годы руководители
и политики высшего звена нашего согласно
Конституции РФ светского государства
публично демонстрируют свою поддержку
традиционным конфессиям, но особенно
заметно выражена поддержка Русской православной
церкви.