Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 12:54, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в анализе существующей на данный момент системы правого регулирования несостоятельности (банкротства) юридических лиц в Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью в ходе исследования предполагается решить следующие основные задачи:
n раскрыть понятие несостоятельности (банкротства) юридического лица, основные факторы возникновения несостоятельности (банкротства) предприятий, предпосылки и закономерности их развития;
n рассмотреть основные источники, лежащие в основе законодательства о несостоятельности (банкротстве);
n исследовать систему правового регулирования несостоятельности (банкротства) юридического лица;
n провести анализ особенностей удовлетворения требований кредиторов при несостоятельности (банкротстве) юридического лица.
Введение…………………………………………………………………………..........................2
1. Понятие несостоятельности (банкротства) юридического лица……………………….3
2. Источники законодательства о несостоятельности (банкротстве) юридического лица………………………………………………………………………………………………….6
3. Система правового регулирования несостоятельности (банкротства) юридического лица………………………………………………………………………………………………….9
4. Особенности удовлетворения требований кредиторов при несостоятельности (банкротстве) юридического лица………………………………………………………………………………14
Заключение………………………………………………………………………………………..17
о принятии заявления
направить отзыв на заявление
кредитора. Помимо этого должник
обязан уведомить всех кредиторов,
не указанных в заявлении, о возбуждении
в отношении него дела о банкротстве.
Подготовка дела к судебному разбирательству
состоит из двух этапов.
«Прежде всего, судья производит действия,
предусмотренные в статье 112 АПК, которые
могут иметь место в деле о банкротстве,
имея в виду, что это – не экономический
спор. Так, в деле о банкротстве нет истцов
и ответчиков, не участвуют третьи лица,
поэтому пункт 1 не применяется. Остальные
действия, предусмотренные в статье 112
могут совершаться, однако вместо принятия
мер по обеспечению иска судья принимает
меры по обеспечению требований кредиторов,
вправе по собственной инициативе назначить
экспертизу».22
Затем, при наличии возражений должника
по требованиям кредиторов, налоговых
и иных уполномоченных органов арбитражный
суд проверяет обоснованность возражений
должника. Заседание суда для решения
указанного вопроса проводится в срок
не позднее одного месяца до установленного
срока рассмотрения дела о банкротстве.
В отличие от предварительной подготовки
дела, проверка обоснованности возражений
должника производится в коллегиальном
составе. При коллегиальном рассмотрении
дела в состав арбитражного суда должно
входить трое или другое нечетное число
судей.
Дело о банкротстве должно быть рассмотрено
в заседании арбитражного суда в течение
трех месяцев (ст. 47). Исходя из смысла статей
47 и 48 в указанный срок должно быть принято
одно из следующих решений:
-о признании должника банкротом и об открытии
конкурсного производства;
-об отказе в признании должника банкротом;
-определение о введении внешнего управления;
-определение о прекращении производства
по делу о банкротстве.
Сообщение о признании должника банкротом
публикуется арбитражным судом, принявшим
такое решение, в «Вестнике Высшего Арбитражного
суда» и официальном издании государственного
органа по делам о банкротстве и финансовому
оздоровлению за счет имущества должника,
а при его отсутствии за счет средств кредиторов.
Поскольку закон не содержит четко указания
о содержании публикации для арбитражного
суда, вероятнее всего, это должно быть
просто сообщение о признании должника
банкротом.
4. Особенности удовлетворения
требований кредиторов при
Для предотвращения злоупотреблений
должником и удовлетворения требований
кредиторов законодательством о банкротстве
предусмотрен специальный механизм конкурсного
производства, устанавливающий очередность
распределения конкурсной массы.
Это связано в первую очередь с невозможностью
удовлетворения всех предъявленных должнику
требований.
Все требования кредиторов к должникам
подразделяют на очередные и внеочередные.
Внеочередные требования удовлетворяются
по мере их поступления из средств должника
конкурсным управляющим. К внеочередным
относятся судебные расходы, выплаты арбитражным
управляющим, текущие коммунальные и эксплутационные
платежи, выплаты по обязательствам должника,
возникшим до принятия судом заявления
о признании несостоятельности, выплаты
по сделкам, по которым не было заявлено
отказа от их исполнения внешним или конкурсным
управляющим.
В случае недостаточности средств должника
удовлетворение указанных требований
производится по мере их поступления средств
должника в порядке их предъявления должнику
или конкурсному управляющему.
Очередные расходы конкурсной массы основываются
на принципе соразмерности, то есть при
недостаточности средств должника для
удовлетворения всех требований одной
очереди эти требования удовлетворяются
пропорционально сумме требований каждого
кредитора.
После проведения внеочередных выплат
применяется следующий порядок удовлетворения
требований:
· Первая очередь - требования граждан
о возмещении вреда жизни и здоровью, причиненного
должником, - такие требования удовлетворяются
путем капитализации соответствующих
повременных платежей.
· Вторая очередь - требования по выплате
выходных пособий и по оплате труда лицам,
работающим по трудовому договору (контракту);
по выплате вознаграждений по авторским
договорам (требования по задолженности
такого же вида, появившиеся после открытия
конкурсного производства, удовлетворяются
перед требованиями второй очереди)
Требования кредиторов этих двух очередей,
в отличие от всех остальных требований,
не попадают под действие моратория и
поэтому удовлетворяются на этапе внешнего
управления. Таким образом, если конкурсное
было назначено после проведения внешнего
управления, часть требований кредиторов
первой и второй очереди может оказаться
удовлетворенной. Следует отметить, что
поскольку указанные требования не относятся
к внеочередным, то начатое по ним в течение
внешнего управления исполнение прекращается
завершением внешнего управления и не
возобновляется на стадии конкурсного
производства до начала удовлетворения
очередных требований.
· Третья очередь - требования кредиторов
по обязательствам, обеспеченным залогом
имущества должника. Вводя залоговых кредиторов
в число конкурсных (и, соответственно,
предмет залога в конкурсную массу), новый
Закон вслед за ГК РФ придает залоговым
правам характер обязательственных прав,
в то время как в соответствии с ранее
действовавшим Законом о несостоятельности
указанные права носили ярко выраженный
вещный характер (вследствие чего предмет
залога изымался из имущественной массы,
а кредиторы, чьи права были обеспечены
залогом, получали удовлетворение своих
требований в части стоимости заложенного
имущества вне конкурса).
Обращает на себя внимание тот факт, что
в третью очередь удовлетворяются также
требования кредиторов, обеспеченные
удержанием имущества должника.
· Четвертая очередь - требования субъектов,
не являющихся кредиторами, - налоговых
и иных уполномоченных органов по обязательным
платежам в бюджет и во внебюджетные фонды
(это такие органы как Пенсионный фонд
РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского
страхования, Фонд социального страхования
РФ, Государственный фонд занятости населения
РФ, причем этот список не является исчерпывающим).
· Пятая очередь - все остальные требования.
Закон регламентирует порядок определения
объема и исполнения требований кредиторов
первой очереди. Гражданин, являющийся
кредитором первой очереди, имеет право
на получение единовременно суммы, которая
должна была выплачиваться ему должником
при продолжении его функционирования
(в этом случае размер ежемесячных выплат
определяется в общем порядке в зависимости
от степени и характера вреда жизни и здоровью
гражданина, причиненного должником).
В обычных условиях получение указанных
выплат прекращается смертью гражданина;
если речь идет о капитализации повременных
платежей, срок выплат ограничивается
законом - принимается во внимание средняя
продолжительность жизни человека. Таким
образом, капитализации подлежат повременные
платежи, которые должны быть выплачены
гражданину до достижения им возраста
семидесяти лет, а в случае достижения
им этого возраста - в течение десяти лет.
Если возраст гражданина на момент принятия
арбитражным судом решения о признании
должника банкротом превышает шестьдесят
лет, то период капитализации определен
в десять лет. В соответствии с Законом,
при наличии соответствующего волеизъявления
гражданина его право требования к должнику
может перейти к Российской Федерации
(при этом платежи не капитализируются).
По требованиям кредиторов второй очереди
производятся выплаты в течение внешнего
управления, поэтому на стадии конкурсного
производства речь идет об оставшихся
выплатах (если стадия конкурсного производства
сменила стадию внешнего управления).
Объем требований по выплате выходных
пособий и оплате труда лицам, работающим
по трудовому договору (контракту), определяется
размером непогашенной задолженности
на момент принятия арбитражным судом
заявления о признании несостоятельности
должника. Также в объем требований включаются
суммы, не выплаченные до момента вступления
в силу решения суда о признании несостоятельности,
если должник не полностью исполнил обязательства
по выплате выходных пособий и оплате
труда в периоды наблюдения и внешнего
управления. Видимо, что в таком же порядке
должны производиться выплаты вознаграждений
по авторским договорам, если до открытия
конкурсного производства указанные требования
исполнены не в полном объеме.
При удовлетворении требований кредиторов,
обеспеченных залогом имущества должника
возникает проблема, связанная с соотношением
суммы обязательства, обеспеченного залогом,
и стоимости заложенного имущества, которое
может изменяться в течение конкурсного
процесса. Кредитор по обеспеченному залогом
обязательству может требовать удовлетворения
задолженности должника в части, обеспеченной
залогом. Эта задолженность включает сумму
требования на момент его удовлетворения,
т. е. убытки, проценты, неустойку, расходы
на содержание заложенной вещи и расходы
на взыскание. Задолженность должника
в части, не обеспеченной залогом имущества,
относится к требованиям кредиторов пятой
очереди. Стоимость предмета залога обычно
указывается в договоре залога, но для
конкурсного управляющего эта сумма не
является определяющей, поскольку в рамках
конкурсного производства происходит
оценка любого имущества, составляющего
конкурсную массу, в том числе и предмета
залога. Таким образом, если стоимость
предмета залога понизилась после составления
договора залога, обеспеченный кредитор
в третью очередь сможет получить удовлетворение
требований в размере понизившейся стоимости
предмета залога. Остальные требования
такого кредитора будут удовлетворены
в пятую очередь. При этом предмет залога
сначала оценивается конкурсным управляющим
или независимым оценщиком. Не исключены
ситуации, когда сумма оценки не совпадает
с суммой, полученной в результате реализации
предмета залога. Закон не дает ответа
на вопрос, из какой суммы следует исходить
при определении части требования, обеспеченной
залогом. Поскольку определение очередности
удовлетворения каждого требования предшествует
реализации имущества, то учитываться
должна сумма оценки предмета залога,
проведенной конкурсным управляющим или
независимым оценщиком. Таким образом,
с о
дной стороны, если
при определении обеспеченной части
требования залогового кредитора учитывать
сумму оценки предмета залога в процессе
конкурсного производства, то кредиторы
несут риск уменьшения стоимости предмета
залога в момент его реализации по сравнению
с суммой оценки. С другой стороны, (при
определении обеспеченной части требований
залогового кредитора учитывать сумму
реализации предмета залога) может привести
к сложностям, связанным с перераспределением
средств, направляемых кредиторам, при
том, что очередность и размер удовлетворения
требований уже установлены.
В четвертую очередь могут быть удовлетворены
требования уполномоченного органа без
учета суммы штрафов (пени) и других финансовых
санкций, которые удовлетворяются в пятую
очередь. Конкурсный управляющий в реестре
требований кредиторов обязан указать
размер основного требования уполномоченного
органа и размер финансовых санкций. Требования
уполномоченных органов по обязательным
платежам не являются требованиями кредиторов,
поскольку речь идет не о частноправовых
отношениях. В конкурсном процессе права
уполномоченных органов приравниваются
к правам кредиторов.
В пятую очередь требования по гражданско-правовым
обязательствам, кроме требований граждан
о возмещении вреда, причиненного жизни
и здоровью; требований по оплате труда
и выплате выходных пособий; требований
по выплате вознаграждений по авторским
договорам; требований залоговых кредиторов;
требований учредителей (участников) должника
- юридического лица, вытекающих из такого
участия. Первые четыре категории требований
к моменту начала удовлетворения требований
пятой очереди уже должны быть удовлетворены;
пятая категория требований Законом исключается
из числа очередных требований, что является
его новшеством.
Таким образом, к пятой очереди относятся:
· требования кредиторов по гражданско-правовым
обязательствам (с указанными исключениями);
· требования обеспеченных залогом кредиторов
в части, превышающей размер обеспечения;
· требования уполномоченных органов
в части взыскания штрафов и иных экономических
санкций;
· требования кредиторов пятой очереди
по гражданско-правовым обязательствам
в части возмещения убытков, взыскания
неустоек и других санкций.
Последние две группы требований подлежат
отдельному от сумм основных требований
учету в реестре и удовлетворяются после
осуществления всех выплат по основным
требованиям. Таким образом, требования
в части возмещения убытков и уплаты санкций
подлежат удовлетворению, по существу,
в шестую очередь в случае, если остались
средства после удовлетворения требований
по обязательствам без учета убытков и
санкций.
Требования учредителей (участников) юридического
лица, вытекающие из такого участия, не
принадлежат ни к какой очереди и рассматриваются
конкурсным управляющим после удовлетворения
всех очередных требований. При этом не
дифференцируются требования из участия
в юридическом лице его работников и лиц,
не являющихся работниками, что, в принципе,
справедливо, поскольку все участники
юридического лица должны нести равный
риск убытков, возникших в процессе его
деятельности. В соответствии с ранее
действовавшим законодательством этот
риск был меньшим для участников юридического
лица, являвшихся его работниками, по сравнению
с участниками, не являвшимися работниками,
поскольку их требования удовлетворялись
в разную очередь.
Удовлетворение требований последующей
очереди производится только после полного
удовлетворения требований данной очереди.
Из анализа текста закона следует, что
конкурсный управляющий вправе начать
производить выплаты кредиторам конкретной
очереди сразу после того как имущества
оказалось достаточно для удовлетворения
всех требований этой очереди ( обязательное
условие - полное удовлетворение требований
кредиторов предыдущей очереди.)
Если имущества для полного удовлетворения
требований данной очереди недостаточно,
используется принцип пропорционального
удовлетворения требований этой очереди.
К требованиям, заявленным с опозданием,
применяются различные подходы в зависимости
от тира опоздавшего кредитора. Требования
кредиторов, не удовлетворенные по причине
недостаточности имущества, считаются
погашенными. Также считаются погашенными
требования, не признанные обоснованными
конкурсным управляющим и судом. Одним
из нововведений закона является то, что
индивидуальный кредитор имеет возможность
для удовлетворения своих требований
(оставшихся неудовлетворенным в ходе
конкурсного производства) в течение 10
лет предъявлять требования к третьим
лицам, незаконно получившим имущество
должника.
Заключение
Проведенное исследование позволило детально
изучить понятие несостоятельности (банкротства)
юридического лица, ее сущность, охарактеризовать
основные причины возникновения банкротства
предприятий в период экономического
кризиса
Автором рассмотрены различные точки
зрения отечественных юристов на понятие
несостоятельности (банкротства) предприятия.
В современном российском законодательстве
понятия «несостоятельность» и «банкротство»
равноценны. Между тем существует мнение,
что банкротство является несостоятельностью,
сопряженной с виновным поведением должника,
направленным на причинение вреда кредиторам
Рассмотрен исторический опыт проведения
процедуры банкротства, как в отечественном
законодательстве, так и в странах Западной
Европы и США, а также современная нормативно-правовая
база, определяющая основные положения
и механизм проведения процедуры банкротства.
В рамках данной работы проведен анализ
системы правового регулирования несостоятельности
(банкротства) юридического лица, основу
составляет Федеральный Закон «О несостоятельности
(банкротстве)» от 08.011998 года. Необходимость
разработки нового закона была связана
с неэффективностью ранее действующей
системы нормативных актов, регулирующих
несостоятельность, и в первую очередь
– закона о несостоятельности (банкротстве),
принятого в 1992 году.
Основной целью Закона о несостоятельности
(банкротстве), как и любого иного нормативно-правового
акта, является соблюдение баланса интересов
кредиторов и должника в процессе производства
по делу о несостоятельности . Достижение
этой цели крайне затруднено в силу природы
несостоятельности, когда, с одной стороны,
у должника недостаточно средств для удовлетворения
требований всех кредиторов, что порождает
естественное желание разделить имеющееся
средства как можно раньше, а с другой
стороны, в ряде случаев необходимо продолжение
функционирования предприятия-должника,
если это будет способствовать его выходу
из кризисного положения.
К сожалению, Правительством Российской
Федерации до настоящего времени не изданы
нормативные акты, принятие которых предусмотрено
Федеральным Законом «О несостоятельности
( банкротстве)»: о порядке выплаты вознаграждения
арбитражным управляющим (п. 1 ст. 22 Закона),
о порядке выплат гражданам повременных
платежей в связи с причинением вреда
жизни и здоровью (п. 3 ст. 107 Закона) и некоторые
другие.
Именно отсутствие надлежащей организации
исполнения Федерального закона «О несостоятельности
(банкротстве)» послужило причиной фактов,
свидетельствующих о негативных последствиях
его применения. Поэтому работа по совершенствованию
российского законодательства о несостоятельности
(банкротстве) должна обязательно сопровождаться
разработкой механизмов реализации соответствующих
законоположений.
В заключение работы были рассмотрены
особенности удовлетворения требований
кредиторов, специальный механизм конкурсного
производства, устанавливающий очередность
распределения конкурсной массы в связи
с невозможностью удовлетворения всех
предъявленных должнику требований.