Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:05, курсовая работа
В XX веке естественно-правовая доктрина приобрела форму концепции о правах и свободах человека, причем набор этих прав и свобод стал общепризнанным и четко определенным. И самое главное - эти права и свободы перестали быть некими результатами умственных усилий тех или иных юристов и философов, а приобрели юридически законченную форму. Они вошли в четко очерченных формулировках в международные декларации, конституции, иные акты. Особенно значимым является закрепление прав и свобод человека, составляющих ядро в основополагающих разделах конституций.
Нормативно-правовые акты.
Введение
На мой взгляд вопрос "Нормативно правовые акты в РФ" является самым интересным из представленных на рассмотрение. Именно поэтому я решил пойти по пути рассмотрения данного вопроса и взять его в качестве основополагающего в теме моей курсовой работы.
Нормативно правовой акт влияет на все стороны жизни любого общества. Благодаря ему регулируются многие социально-экономические, политические, трудовые, семейные и иные правоотношения.
Выявление круга источников в различных правовых системах имеет важное значение для раскрытия многих явлений правовой действительности. В частности, от формы права зависят такие факторы, как способы правового регулирования, нормативность, общеобязательность, степень юридической силы различных правовых актов и т.д.
Настает черед и теме о форме права, т. е. о том, как, в каком реальном, практически воспринимаемом обличье мы можем право наблюдать, изучать, применять, использовать. В частности, от формы права зависят такие факторы, как способы правового регулирования, нормативность, общеобязательность, степень юридической силы различных правовых актов и т.д.
Где действительно находятся со всеми присущими характеристиками, и прежде всего формальной определенностью, те правила поведения, которые составляют содержание права? Как это складывалось исторически и как могучая логика теории права выделила из всего многообразия и многотысячелетнего развития права различные виды формальной определенности права, и закрепила в понятном аппарате юридического сознания? Именно эти вопросы и составляют сердцевину вопроса о форме права.
Процесс появления
первичных юридических
Необходимо обратить внимание, что в теории права категория "формальная определенность" употребляется в двух смыслах и характеризует право двояко. Во-первых, эта категория употребляется как четкая характеристика правила поведения, меру свободы. Во-вторых, как формальное выражение, закрепление различных правил поведения в актах государственных органов, решениях судов, международных договорах и иных формах.
И именно в этом втором смысле категория "формальная определенность" приводит к формулированию понятия форма права.
Таким образом, под - формой права понимается объективированное закрепление и проявление содержания права в определенных актах государственных органов, решениях судов, договорах, обычаях и иных источниках.
Но прежде чем рассмотреть эти акты, решения, договоры и иные источники права, я хотел бы дать небольшой экскурс в историю и осветить вопрос "Как вообще возникало право"
Право как особый регулятор общественных отношений возникает вместе с государством. В доклассовом обществе действовали, конечно определенные регуляторы взаимоотношений членов первобытнообщинного строя. Эти регуляторы представляли собой обычаи, являвшиеся одновременно и правилами общежития и предписаниям религиозного культа. Они обеспечивались не государственным принуждением, ибо тогда не было государства, а силой привычки, традиций, авторитетом, которыми пользовались старейшины рода, военачальники и т. д. Итак , первоначально право складывалось путем перерастания обычаев в правовые обычаи. Они стали записывать и объединяться в особые списки. В результате этого появляется обычное право.
Однако надо обратить внимание и на следующее. Действительно, на протяжении длительной истории существования права как социального института развивались и изменялись взгляды на форму права. И связано это было с разными условиями и потребностями того или иного этапа общественного развития, прежде всего в Европе.
Уже юристы Древнего Рима выделяли в праве всех народов нечто общее, присущее всем системам, и особенное, те черты права, которые были характерны для отдельных государств и правовых систем.
"Все народы, - писал Гай, - которые управляются на основании законов и обычаев, пользуются частью своим собственным правом, частью правом, общим для всех людей". А в XIII веке Фомой Аквинским была предложена концепция, о двух формах существования права: в виде божественного закона, закреплявшего гуманистические и нравственные начала появления, и существования человечества, и в форме законов, идущих от власти государства, от человека.
В скоре были сформированы естественно-правовые идеалы (право на жизнь, на свободу, на безопасность, на собственность и др.)
В XX веке естественно-правовая доктрина приобрела форму концепции о правах и свободах человека, причем набор этих прав и свобод стал общепризнанным и четко определенным. И самое главное - эти права и свободы перестали быть некими результатами умственных усилий тех или иных юристов и философов, а приобрели юридически законченную форму. Они вошли в четко очерченных формулировках в международные декларации, конституции, иные акты. Особенно значимым является закрепление прав и свобод человека, составляющих ядро в основополагающих разделах конституций.
Таким образом,
в XX веке по критерию формы права
исчезает разница между естественно-
Некоторые ученые полагают, что в этой связи надо говорить о двух формах права - внешней и внутренней. По их мнению, внешняя форма - это закрепленные в актах и иных источниках объективированные правила поведения, а внутренняя - эта та самая формальная определенная которая четко закрепляет меру свободы, границы, масштаб поведения в конкретной норме, устанавливает ее иерархию в системе права, отражает иные аспекты устройства права как системы.
Наконец, об источниках
права. Это понятие получило широкое
распространение в XIX веке, стало
предметом исследования в отечественной
теории государства и права. Выделяется
два главных способа
Под правовым обычаем следует понимать нормы, которые сложились в обществе независимо от государственной власти и приобрели в общества обязательное значение для всех членов общества. Действие обычного права начинается там, где молчит закон. Обычное право не должно противоречить закону. В российском праве применение обычая как способа регулирования общественных отношений занимает незначительное место. Можно даже сказать, что обычай в качестве источника права действует лишь в порядке исключения и только в тех случаях, когда возможность его применения оговаривается действующим законодательством. Например, суды в дореволюционной России за недостатком закона вправе были обращаться к обычному праву (в делах торговых и др.).
Не мало важную роль в понятии "нормы права" занимает судебный прецедент. Он имеет значение источника права в том случае, когда признается, что судебное решение, вынесенное по конкретному делу, может стать правилом для разрешения подобных случаев на будущее. В этом случае судебное решение по существу становится нормой права и на него будут ссылаться как на общеобязательное правило. Особенное распространение судебный прецедент получил в Великобритании. В нашей стране иной подход к судебной практике, к судебным решениям, который можно выразить следующей формулой: задача судов состоит не в создании, а в применении норм действующего права. Не имеет у нас распространения и правовой обычай, хотя он и не отрицается. Так, ст. 5 Гражданского кодекса РФ (часть первая) закрепляет положения об обычаях делового оборота, то есть сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком- либо документе. В некоторых странах источником права служат религиозные постулаты и воззрения. Например, мусульманское право представляет одну из сторон религии ислама. В основе мусульманского права лежат такие источники, как священная книга Коран, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланцев Мухаммеду, Супца - сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Мухаммеда, и др.
В Российской Федерации источниками права признаются договоры нормативного содержания, среди которых важное место занимают международные договоры.
Международный договор - это определенно выраженное соглашение между двумя или несколькими государствами относительно установления, изменения или прекращения их прав и обязанностей. Договоры могут быть нормоустанавливающими (например, Договор о нераспространении ядерного оружия, Договор по космосу) или учредительными (например, Договор о Содружестве Независимых Государств).
Нормоустанавливающее значение имеет включенный в Конституцию Российской Федерации Федеративный договор. Он был подписан 31 марта 1992 г. полномочными представителями Российской Федерации и ее субъектов - республик в составе России, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Этим договором были разграничены предметы ведения и полномочия федерации в целом и ее субъектов. Тем самым был сделан шаг от фактически унитарного государства к федерации.
Источниками права могут являться различные соглашения как разновидности договора. В Российской Федерации в современных условиях значительно возрастает роль соглашений в регламентации различных сторон общественной и государственной жизни. Так, многие сферы отношений между краями, областями и входящими в них автономиями регулируются именно соглашениями. Известны соглашения и между государственными органами Федерации и ее субъектов. Например, в соответствии с Законом Правительство Российской Федерации вправе передавать на основании соглашений администрации автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществление части своих полномочий. На основании
соглашений возможно и обратное перераспределение полномочий.
Договоры устанавливают нормы права и в российском трудовом праве. Так, нормоустанавливающее значение имеет коллективный договор - правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками на предприятии, в учреждении, организации (ст. 2 Закона Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях"). В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работодателя и работников по таким вопросам, как механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, перечисленных в договоре, а также по вопросам занятости, переобучения, условий высвобождения работников, соблюдения их интересов при приватизации предприятий и ведомственного жилья. Условия коллективных договоров, заключенных в соответствии с законодательством, являются обязательными для предприятий, на которые они распространяются. Иными словами, коллективный договор представляет собой специфическую локальную правовую норму.
Понятие источник права имеет и информационное значение - определяет, куда надо "посмотреть" для того чтобы найти необходимое правило поведения, руководствоваться им, применять его и т. д.