Нормы права. Структура норм права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 01:54, реферат

Описание

В юридической науке существуют различные понимания права (нормативное, социологическое, этическое и др.), каждое из которых имеет свои обоснования. Для правоприменения и других форм реализации права первостепенное значение имеет понятие о праве как о системе норм.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 126.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  общего и профессионального образования  Российской Федерации 
 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  АКАДЕМИЯ 
 
 

Институт предпринимательства  и финансов 
 

Кафедра коммерческого  права 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 
 
 

по 

теме 

“Нормы права. Структура норм права.” 
 

по  

дисциплине 

“Правоведение” 
 
 
 
 
 

Выполнил 

студент 

группы 3362 курса II                                                                                           Н.Н. Доронин 
 
 

Проверил 

профессор                                                                                                            Ю.М. Аристаков 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург 1997 

Глава 1.  Понятие, признаки и структура правовых норм. 
 

  В юридической  науке существуют различные понимания  права (нормативное, социологическое, этическое и др.), каждое из которых имеет свои обоснования. Для правоприменения и других форм реализации права первостепенное значение имеет понятие о праве как о системе норм. 

  Правовой  нормой называется рассчитанное  на регулирование вида общественных отношений общее правило поведения, установленное или санкционированное государством и охраняемое от нарушений с помощью мер государственного принуждения. Нормы права обладают общими признаками социальных норм: 

  – представляют  собой правила поведения людей в обществе; 

  – выступают  правилами поведения общего характера. 

  Общий характер  правовой нормы, состоит в том,  что она регулирует определенный  вид общественных отношений, обращена  к персонально-неопределенным лицам,  рассчитана на заранее не известное число типичных случаев и действует непрерывно. Она должна исполняться всякий раз, когда возникнут предусмотренные ею условия. В силу этого правовая норма выступает общим масштабом, единой мерой поведения людей. Норма – это правило должного, обращенное в будущее. От других социальных норм правовые нормы отличаются неразрывной связью с государством, которое устанавливает или санкционирует (официально признает) правовые нормы и охраняет их от нарушений. 

  Правовая  норма носит общий характер. Она определяет типичные черты жизненных ситуаций, в которых подлежит реализации, видовые признаки общественных отношений и их участников, чье поведение регулируется нормой; само правило выражено в общей форме как модель поведения; в общей форме определены и меры принуждения, применяемые к нарушителям нормы. 

  Норма права  рассчитана на регулирование  не отдельного, единичного отношения,  а вида отношений; этим она  отличается от актов применения  права, договоров, индивидуальных  распоряжений. Так, необходимо отличать норму, предусматривающую ответственность за хищение личного имущества граждан, от приговора районного суда о привлечении того или иного гражданина к уголовной ответственности по данной статье. Хотя индивидуально-конкретное предписание (в приведенном примере “приговор”) имеет обязательное значение, оно выносится во исполнение правовых норм, касается конкретного общественного отношения, обращено к персонально-определенному лицу и имеет разовое значение. 

  Нормы права  обладают также рядом специфических черт, которые позволяют отличить их от неправовых социальных норм:  

  1). Нормы  права являются общеобязательными  правилами поведения, т.е. представляют  собой правила поведения общего  характера и обязательны к  исполнению всеми лицами независимо  от их желания. Однако это еще не означает, что любая норма права обязательна к исполнению каждым. Есть нормы, которые обязательны не для всех лиц, а только для проживающих на определенной территории или для работников определенного ведомства. Так, нормы права, устанавливающие льготы работникам угольной промышленности, рассчитаны на особые условия труда в угольной промышленности и, естественно, не могут применяться в сельском хозяйстве. Но от этого они не утрачивают общеобязательности, ибо остаются правилами поведения общего характера, обязательными для тех работников угольной промышленности, которые окажутся в условиях, предусмотренных данными нормами. Другими словами, общеобязательность нормы права означает обязательное выполнение ее предписаний каждым субъектом, оказавшимся в условиях, предусмотренных данной нормой. Когда в развитии общественных отношений создаются или возникают предусмотренные нормой условия ее реализации,, у участников этих отношений возникают конкретные права и обязанности, образующие правоотношение. Норма как модель правоотношения в общем виде определяет возможное поведение одной стороны будущего отношения (работник имеет право на ежегодный отпуск) и юридическую обязательность каких-либо действий или воздержания от действий другой стороны этого отношения (администрация обязана предоставить каждому работнику ежегодный отпуск). Иногда к числу признаков нормы относят длительность действия. Однако некоторые решения по конкретным делам действуют и реализуются длительное время (приказ о назначении на должность) и, наоборот, норма права может действовать относительно непродолжительное время (нормы, определяющие порядок и условия приема в вузы в текущем году); 

  2). Нормы  права представляют собой формально-определенные  правила поведения. Формальная определенность заключается не во внешнем оформлении и закреплении правовых норм, а в том, что в содержании предусмотренных ими правил поведения четко определено, какие юридические права и обязанности могут возникнуть на основании норм, даны точные формулировки. При этом законодатель отвлекается от второстепенных, незначительных индивидуальных особенностей в поведении людей и имеет в виду главное, существенное. В силу формальной определенности нормы права выступают как равные масштабы к общественным отношениям, различным по своим деталям, но сходным в главном. 

  3). Правовые  нормы устанавливаются или санкционируются  компетентными органами государства.  Выраженная в норме государственная  воля направлена на регулирование  определенного вида общественных  отношений, адресована воле участников этих отношений, лиц, которые должны сообразовывать свое поведение с содержащейся в норме обязанностью или запретом. Норма всегда рассчитана на возможные жизненные ситуации, при которых существует выбор разных вариантов поведения; именно поэтому участникам общественных отношений, которые могут поступить по-разному, указывается требуемый, должный вариант. 

  4). Специфическим  признаком правовых норм является  их охрана государством. Этот  признак не означает, что нормы  права проводятся в жизнь только с помощью государственного принуждения. Они выражают волю всего народа и потому, как правило, соблюдаются в добровольном порядке. Вместе с тем правовые нормы охраняются государством. Эта охрана состоит в том, что право предусматривает возможность применения мер государственного принуждения, т.е. в правовой системе закрепляются юридические санкции, которые применяются компетентными органами (например, прокуратурой, судом, органами внутренних дел и др.) в случаях несоблюдения правовых норм. Этим правовые нормы отличаются от норм морали, норм общественных организаций и других социальных норм, а также от содержащихся в некоторых актах государственных органов призывов и обращений. Меры государственного принуждения, применяемые в случаях нарушения правовых норм, разнообразны: они направлены на восстановление нарушенного права либо на реализацию невыполненной обязанности, а также на наказание правонарушителя. 

  Нормы права,  выряжая волю народа, выступают  необходимым регулятором общественных  отношений. Они являются нормативной основой деятельности государственного аппарата, средством дальнейшего развития и охраны прав и свобод граждан. Им принадлежит важное значение  в обеспечении общественного порядка и дисциплины. 

  Регулирующее  действие правовых норм осуществляется посредством наделения участников общественных отношений юридическими правами и обязанностями, воплощения предписаний норм в фактических, реальных действиях людей. 

  Отдельная  правовая норма действует не  автономно, а в тесном взаимодействии с другими нормами. Наиболее четко это проявляется в соотношении регулятивных (правоустановительных) и правоохранительных норм. 

  Регулятивные  и правоохранительные нормы имеют  различное назначение и оказывают  неодинаковое регулирующее действие. 

  Регулятивные нормы устанавливают юридические права и обязанности участников общественных отношений. Эти нормы рассчитаны на правомерное поведение людей. 

  Правоохранительные  нормы предусматривают меры государственного  принудительного воздействия за  совершение правонарушений. Они рассчитаны на неправомерное поведение людей и всегда содержат санкции. Взаимодействие регулятивных и правоохранительных норм заключается в том, что первые регулируют положительные действия людей, а вторые – выражают отрицательную реакцию государства на неправомерное поведение, направлены на охрану регулятивных норм и “несут” в себе государственное принуждение. Так, регулятивная норма, закрепляющая права и обязанности участников авторского договора, охраняются нормами, в которых устанавливается ответственность сторон за нарушение договора. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2.  Структура  норм права. 
 

  Каждая правовая  норма определяет правило поведения  в неразрывной связи с условиями  его реализации и мерами принуждения  к соблюдению; связь этих определений (элементов, атрибутов) правовой нормы образует ее структуру: “если – то – иначе”. Структура правовой нормы является применением к каждой из них общего правила, которое может быть выражено таким образом: “находясь на территории государства (или: будучи гражданином государства), необходимо соблюдать законы этого государства; в противном случае государство применит к нарушителю правовых норм меры принуждения”. Конкретизация этого положения применительно к отдельным нормам дает возможность определить: кто и при каких условиях должен следовать норме, что именно нужно сделать для ее реализации, какими мерами государственного принуждения она охраняется от нарушений? Всякая правовая норма практически состоит из двух элементов: 

  1) описания  условий действия правовой нормы – гипотезы; 

  2) указания  на юридические последствия, которые  наступают при наличии обстоятельств,  предусмотренных гипотезой, –  диспозиции или санкции.  

  Структура  правовой нормы существует как  неразрывная связь правила поведения (диспозиция) с условиями и пределами его применения (гипотеза) и способы охраны от нарушений (санкция). 

  В структуре  правовой нормы выражены специфические  качества права, отличающие его  от других социальных регуляторов. 

  Гипотеза  – первая часть правовой нормы. В ней описываются те фактические обстоятельства, при наступлении которых следует руководствоваться данной нормой права, т.е. говорится, при каких условиях могут возникнуть у людей предусмотренные нормой юридические права и обязанности. Обычно гипотеза начинается словом “если”. Когда же это слово отсутствует, оно подразумевается. Гипотеза является необходимым элементом каждой правовой нормы, и нет норм, которые бы не имели гипотез. Если бы норма права не имела гипотезы, она утратила бы всякое практическое значение, перестала бы существовать. 

  Диспозиция  – часть правовой нормы, указывающая  каким должно быть поведение  людей при наличии предусмотренных  гипотезой фактических обстоятельств. 

  Санкция  – часть правовой нормы, предусматривающая  меры воздействия, которые могут быть применены к лицам, не соблюдающим предписаний правовых норм. Санкция рассчитана на наступление фактических обстоятельств, называемых правонарушением. Она, как и диспозиция, указывает на юридические последствия, с той лишь особенностью, что в качестве условия предусматривается совершение правонарушения, а последствия – меры воздействия. 

  Гипотеза  и диспозиция адресованы разуму  и воле участников общественных  отношений, рассчитаны на ситуации, когда возможен выбор различных  вариантов поведения и определяют (в диспозиции) тот вариант, который соответствует выраженной в праве государственной воле. Санкция должна выражать способность государства принуждать к соблюдению нормы, пресекать ее нарушения, восстанавливать нарушенное право. Поэтому нереальны и неприемлемы те пожелания о совершенствовании законодательства, которые содержат предложения либо практически невыполнимые, либо недоказуемые средствами юридического процесса, либо неосуществимые при помощи мер государственного принуждения. 

Информация о работе Нормы права. Структура норм права