Министерство
общего и профессионального образования
Российской Федерации
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
АКАДЕМИЯ
Институт предпринимательства
и финансов
Кафедра коммерческого
права
РЕФЕРАТ
по
теме
“Нормы права.
Структура норм права.”
по
дисциплине
“Правоведение”
Выполнил
студент
группы 3362 курса
II
Н.Н. Доронин
Проверил
профессор
Ю.М. Аристаков
Санкт-Петербург
1997
Глава 1. Понятие,
признаки и структура правовых норм.
В юридической
науке существуют различные понимания
права (нормативное, социологическое,
этическое и др.), каждое из которых имеет
свои обоснования. Для правоприменения
и других форм реализации права первостепенное
значение имеет понятие о праве как о системе
норм.
Правовой
нормой называется рассчитанное
на регулирование вида общественных
отношений общее правило поведения, установленное
или санкционированное государством и
охраняемое от нарушений с помощью мер
государственного принуждения. Нормы
права обладают общими признаками социальных
норм:
– представляют
собой правила поведения людей в обществе;
– выступают
правилами поведения общего характера.
Общий характер
правовой нормы, состоит в том,
что она регулирует определенный
вид общественных отношений, обращена
к персонально-неопределенным лицам,
рассчитана на заранее не известное число
типичных случаев и действует непрерывно.
Она должна исполняться всякий раз, когда
возникнут предусмотренные ею условия.
В силу этого правовая норма выступает
общим масштабом, единой мерой поведения
людей. Норма – это правило должного, обращенное
в будущее. От других социальных норм правовые
нормы отличаются неразрывной связью
с государством, которое устанавливает
или санкционирует (официально признает)
правовые нормы и охраняет их от нарушений.
Правовая
норма носит общий характер. Она
определяет типичные черты жизненных
ситуаций, в которых подлежит реализации,
видовые признаки общественных отношений
и их участников, чье поведение регулируется
нормой; само правило выражено в общей
форме как модель поведения; в общей форме
определены и меры принуждения, применяемые
к нарушителям нормы.
Норма права
рассчитана на регулирование
не отдельного, единичного отношения,
а вида отношений; этим она
отличается от актов применения
права, договоров, индивидуальных
распоряжений. Так, необходимо отличать
норму, предусматривающую ответственность
за хищение личного имущества граждан,
от приговора районного суда о привлечении
того или иного гражданина к уголовной
ответственности по данной статье. Хотя
индивидуально-конкретное предписание
(в приведенном примере “приговор”) имеет
обязательное значение, оно выносится
во исполнение правовых норм, касается
конкретного общественного отношения,
обращено к персонально-определенному
лицу и имеет разовое значение.
Нормы права
обладают также рядом специфических
черт, которые позволяют отличить их от
неправовых социальных норм:
1). Нормы
права являются общеобязательными
правилами поведения, т.е. представляют
собой правила поведения общего
характера и обязательны к
исполнению всеми лицами независимо
от их желания. Однако это еще не означает,
что любая норма права обязательна к исполнению
каждым. Есть нормы, которые обязательны
не для всех лиц, а только для проживающих
на определенной территории или для работников
определенного ведомства. Так, нормы права,
устанавливающие льготы работникам угольной
промышленности, рассчитаны на особые
условия труда в угольной промышленности
и, естественно, не могут применяться в
сельском хозяйстве. Но от этого они не
утрачивают общеобязательности, ибо остаются
правилами поведения общего характера,
обязательными для тех работников угольной
промышленности, которые окажутся в условиях,
предусмотренных данными нормами. Другими
словами, общеобязательность нормы права
означает обязательное выполнение ее
предписаний каждым субъектом, оказавшимся
в условиях, предусмотренных данной нормой.
Когда в развитии общественных отношений
создаются или возникают предусмотренные
нормой условия ее реализации,, у участников
этих отношений возникают конкретные
права и обязанности, образующие правоотношение.
Норма как модель правоотношения в общем
виде определяет возможное поведение
одной стороны будущего отношения (работник
имеет право на ежегодный отпуск) и юридическую
обязательность каких-либо действий или
воздержания от действий другой стороны
этого отношения (администрация обязана
предоставить каждому работнику ежегодный
отпуск). Иногда к числу признаков нормы
относят длительность действия. Однако
некоторые решения по конкретным делам
действуют и реализуются длительное время
(приказ о назначении на должность) и, наоборот,
норма права может действовать относительно
непродолжительное время (нормы, определяющие
порядок и условия приема в вузы в текущем
году);
2). Нормы
права представляют собой формально-определенные
правила поведения. Формальная определенность
заключается не во внешнем оформлении
и закреплении правовых норм, а в том, что
в содержании предусмотренных ими правил
поведения четко определено, какие юридические
права и обязанности могут возникнуть
на основании норм, даны точные формулировки.
При этом законодатель отвлекается от
второстепенных, незначительных индивидуальных
особенностей в поведении людей и имеет
в виду главное, существенное. В силу формальной
определенности нормы права выступают
как равные масштабы к общественным отношениям,
различным по своим деталям, но сходным
в главном.
3). Правовые
нормы устанавливаются или санкционируются
компетентными органами государства.
Выраженная в норме государственная
воля направлена на регулирование
определенного вида общественных
отношений, адресована воле участников
этих отношений, лиц, которые должны сообразовывать
свое поведение с содержащейся в норме
обязанностью или запретом. Норма всегда
рассчитана на возможные жизненные ситуации,
при которых существует выбор разных вариантов
поведения; именно поэтому участникам
общественных отношений, которые могут
поступить по-разному, указывается требуемый,
должный вариант.
4). Специфическим
признаком правовых норм является
их охрана государством. Этот
признак не означает, что нормы
права проводятся в жизнь только с помощью
государственного принуждения. Они выражают
волю всего народа и потому, как правило,
соблюдаются в добровольном порядке. Вместе
с тем правовые нормы охраняются государством.
Эта охрана состоит в том, что право предусматривает
возможность применения мер государственного
принуждения, т.е. в правовой системе закрепляются
юридические санкции, которые применяются
компетентными органами (например, прокуратурой,
судом, органами внутренних дел и др.) в
случаях несоблюдения правовых норм. Этим
правовые нормы отличаются от норм морали,
норм общественных организаций и других
социальных норм, а также от содержащихся
в некоторых актах государственных органов
призывов и обращений. Меры государственного
принуждения, применяемые в случаях нарушения
правовых норм, разнообразны: они направлены
на восстановление нарушенного права
либо на реализацию невыполненной обязанности,
а также на наказание правонарушителя.
Нормы права,
выряжая волю народа, выступают
необходимым регулятором общественных
отношений. Они являются нормативной основой
деятельности государственного аппарата,
средством дальнейшего развития и охраны
прав и свобод граждан. Им принадлежит
важное значение в обеспечении общественного
порядка и дисциплины.
Регулирующее
действие правовых норм осуществляется
посредством наделения участников общественных
отношений юридическими правами и обязанностями,
воплощения предписаний норм в фактических,
реальных действиях людей.
Отдельная
правовая норма действует не
автономно, а в тесном взаимодействии
с другими нормами. Наиболее четко это
проявляется в соотношении регулятивных
(правоустановительных) и правоохранительных
норм.
Регулятивные
и правоохранительные нормы имеют
различное назначение и оказывают
неодинаковое регулирующее действие.
Регулятивные
нормы устанавливают юридические права
и обязанности участников общественных
отношений. Эти нормы рассчитаны на правомерное
поведение людей.
Правоохранительные
нормы предусматривают меры государственного
принудительного воздействия за
совершение правонарушений. Они рассчитаны
на неправомерное поведение людей и всегда
содержат санкции. Взаимодействие регулятивных
и правоохранительных норм заключается
в том, что первые регулируют положительные
действия людей, а вторые – выражают отрицательную
реакцию государства на неправомерное
поведение, направлены на охрану регулятивных
норм и “несут” в себе государственное
принуждение. Так, регулятивная норма,
закрепляющая права и обязанности участников
авторского договора, охраняются нормами,
в которых устанавливается ответственность
сторон за нарушение договора.
Глава 2. Структура
норм права.
Каждая правовая
норма определяет правило поведения
в неразрывной связи с условиями
его реализации и мерами принуждения
к соблюдению; связь этих определений
(элементов, атрибутов) правовой нормы
образует ее структуру: “если – то – иначе”.
Структура правовой нормы является применением
к каждой из них общего правила, которое
может быть выражено таким образом: “находясь
на территории государства (или: будучи
гражданином государства), необходимо
соблюдать законы этого государства; в
противном случае государство применит
к нарушителю правовых норм меры принуждения”.
Конкретизация этого положения применительно
к отдельным нормам дает возможность определить:
кто и при каких условиях должен следовать
норме, что именно нужно сделать для ее
реализации, какими мерами государственного
принуждения она охраняется от нарушений?
Всякая правовая норма практически состоит
из двух элементов:
1) описания
условий действия правовой нормы – гипотезы;
2) указания
на юридические последствия, которые
наступают при наличии обстоятельств,
предусмотренных гипотезой, –
диспозиции или санкции.
Структура
правовой нормы существует как
неразрывная связь правила поведения
(диспозиция) с условиями и пределами его
применения (гипотеза) и способы охраны
от нарушений (санкция).
В структуре
правовой нормы выражены специфические
качества права, отличающие его
от других социальных регуляторов.
Гипотеза
– первая часть правовой нормы.
В ней описываются те фактические обстоятельства,
при наступлении которых следует руководствоваться
данной нормой права, т.е. говорится, при
каких условиях могут возникнуть у людей
предусмотренные нормой юридические права
и обязанности. Обычно гипотеза начинается
словом “если”. Когда же это слово отсутствует,
оно подразумевается. Гипотеза является
необходимым элементом каждой правовой
нормы, и нет норм, которые бы не имели
гипотез. Если бы норма права не имела
гипотезы, она утратила бы всякое практическое
значение, перестала бы существовать.
Диспозиция
– часть правовой нормы, указывающая
каким должно быть поведение
людей при наличии предусмотренных
гипотезой фактических обстоятельств.
Санкция
– часть правовой нормы, предусматривающая
меры воздействия, которые могут быть
применены к лицам, не соблюдающим предписаний
правовых норм. Санкция рассчитана на
наступление фактических обстоятельств,
называемых правонарушением. Она, как
и диспозиция, указывает на юридические
последствия, с той лишь особенностью,
что в качестве условия предусматривается
совершение правонарушения, а последствия
– меры воздействия.
Гипотеза
и диспозиция адресованы разуму
и воле участников общественных
отношений, рассчитаны на ситуации,
когда возможен выбор различных
вариантов поведения и определяют (в диспозиции)
тот вариант, который соответствует выраженной
в праве государственной воле. Санкция
должна выражать способность государства
принуждать к соблюдению нормы, пресекать
ее нарушения, восстанавливать нарушенное
право. Поэтому нереальны и неприемлемы
те пожелания о совершенствовании законодательства,
которые содержат предложения либо практически
невыполнимые, либо недоказуемые средствами
юридического процесса, либо неосуществимые
при помощи мер государственного принуждения.