Нормы права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 12:40, реферат

Описание

Понятие нормы права. Структура нормы права. Классификация норм права.

Работа состоит из  1 файл

Нормы права.docx

— 35.55 Кб (Скачать документ)

Понятие нормы права

Норма права - признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права и обязанности участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения.

(Норма права - это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное либо санкционированное государством и направленное на урегулирование общественных отношений.)

Норма права представляет собой  особую разновидность социальных норм. Как и другие социальные нормы (моральные, этические и т.п.), правовые нормы  регулируют общественные отношения. Они предполагают вариант общественнополезного поведения, который поддерживается мерами социального принуждения. Однако правовые нормы обладают следующими специфическими признаками, выделяющими их из иных социальных норм:

  1. Общеобязательность

Выражается в том, что норма  права – это безличностное правило поведения, которое распространяется на большое количество жизненных ситуаций и большой круг лиц; государство адресует норму права не конкретным индивидам, а всем субъектам – физическим и юридическим лицам;

  1. Формальная определенность

Состоит в том, что норма права  выражается в письменной форме в  официальных документах;

  1. Связь с государством

Заключается в том, что норма  права устанавливается государственными органами либо общественными организациями  и обеспечивается мерами государственного воздействия – принуждением, наказанием, стимулированием;

  1. Представительно-обязывающий характер

Выражается в том, что норма  права – это властное предписание  государства относительно возможного и должного поведения людей;

  1. Микросистемность

Заключается в том, что норма  права выступает в качестве специфичной  микросистемы, состоящей из трех элементов:  гипотезы, диспозиции и санкции.

 

Структура нормы права

Под структурой правовой нормы понимается ее внутреннее строение, наличие в  ней взаимосвязанных между собой  составных частей.  Таких частей три:

  1. Гипотеза (условия),
  2. Диспозиция (модель поведения),
  3. Санкция (санкция).

 

  1. Гипотеза (предположение) – элемент нормы права, указывающий на условия ее действия, применения (время, место, субъектный состав и т.п.)

Гипотезы правовых норм могут  подразделяться на виды по следующим  основаниям:

а) по характеру содержания различают общие (определяющие условия  действия норм общими родовыми признаками) и конкретные (устанавливающие частные  специальные условия действия нормы, например нормы УПК, где по пунктам  перечислены обстоятельства, при  наличии которых уголовное дело не возбуждается либо прекращается);

б) по степени определенности

- абсолютно определенной (только указывает факты, которые  обусловливают действие нормы,  например сроки давности),

- абсолютно неопределенной (не указывает никаких фактов, с которыми связано ее действие, а предоставляет право органам  власти в необходимых случаях  применять юридическую норму) 

- относительной (содержит  указание на ограничительные  условия действия нормы, например, применение нормы на территории  закрытого военного подразделения);

в) по степени сложности 

- простые (указано одно  обстоятельство, с наличием или  отсутствием которого связывается  действие юридической нормы) 

- сложные (действие нормы  права ставится в зависимость  от наличия или отсутствия  одновременно двух или более  обстоятельств)

- альтернативные (перечисляются несколько обстоятельств, каждое из которых может стать основанием реализации нормы права).

2. Диспозиция - элемент нормы  права, указывающий на правило поведения, которому должны или могут следовать участники правоотношений, а также от которого им следует воздержаться. Диспозиция описывает права и обязанности субъектов правоотношения. Диспозиции тоже весьма разнообразны и классифицируются по следующим основаниям:

а) по способу описания

-    простые (содержащие указание на совершение деяния без описания его признаков, так как они достаточно очевидны; например, закон не характеризует признаки преступления, если речь идет о предельно ясном деянии),

- описательные (содержащие признаки правомерного либо противоправного поведения;

например, ч. 1 ст. 209 УК РФ характеризует "бандитизм" как 1) создание устойчивой; 2) вооруженной; 3) группы лиц (банды); 4) в целях нападения на граждан или организации; 5) а равно руководство такой группой);

- альтернативные (субъект  правоотношения имеет возможность  выбора из нескольких вариантов  поведения);

- отсылочные (содержащие вместо описания признаков деяния ссылку на другую норму того же нормативного акта; + пример);

-  бланкетные (содержащие ссылку на другой нормативно-правовой акт, +пример);

б) по своей юридической  направленности

- представительно-обязывающие (содержат двусторонние правила поведения, например, арендодателя и арендатора, продавца и покупателя);

- обязывающие (указывают характер поведения обязанного лица, например, должника по договору займа);

- управомочивающие (указывают на вид и меру возможного поведения, например, собственника имущества);

- рекомендательные (указывают на желательность либо целесообразность того или иного поведения, в котором заинтересовано общество и государство, например, не посещать по туристическим путевкам страны, где существует реальная опасность для жизни и здоровья граждан);

-ограничительные (ограничивают  поведение строго определенными  рамками, например, нормы трудового  права ограничивают продолжительность  труда несовершеннолетними);

- запрещающие (указывают вид и меру поведения, за которое предусмотрена юридическая ответственность, например, управление автомобилем в нетрезвом состоянии);

-  закрепительные (закрепляют  общие принципы и задачи деятельности  государственных органов).

3. Санкция - элемент нормы  права, предусматривающий правовые последствия, которые должны наступить для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными - меры наказания (лишение свободы, штраф, неустойка и т.д.), так и позитивными - меры поощрения (премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей работником, государственная награда, условно-досрочное освобождение из мест лишения свободы и т.п.).

 

Для примера возьмем какую-либо простейшую норму права и проанализируем ее элементы. Так, в соответствии с  российским избирательным законодательством  граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, имеют право избирать; лица, препятствующие осуществлению этого  права, привлекаются к административной или уголовной ответственности.

 

На СЛАЙД:

 

Согласно ст. 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации"

граждане  Российской Федерации, достигшие 18 лет, имеют право избирать; лица, препятствующие осуществлению этого права, привлекаются к административной или уголовной ответственности.

 

 

Гипотезой здесь является часть фразы: "граждане РФ, достигшие 18 лет" - вот два условия, при  наличии которых гражданин имеет  право избирать в орган власти. Диспозицией является часть, где  установлено само правило поведения - участие в выборах, в голосовании. Наконец, последняя часть нормы - санкция (в данном случае неблагоприятная, ибо связана с правонарушением) - предусматривает последствия, которые  ожидают того, кто нарушил установленное  нормой право гражданина избирать в  установленном порядке, т.е. право, предусмотренное  диспозицией.

 

Каждый из трех названных элементов имеет в структуре правовой нормы свое место и играет особую роль, вследствие чего, по справедливому суждению, сложившемуся в юридической науке, без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна.

 

  1. Классификация норм права

 

Классификация позволяет  более четко обозначить место  и роль юридических норм в системе  правового регулирования, глубже познать  их природу и назначение.

Выделяют следующие основные виды правовых норм:

 

1) в зависимости от  содержания они подразделяются  на:

    • исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления.

К исходным нормам относятся:

-нормы-начала, закрепляющие  устои государственного строя,  основы социально-экономической,  политической жизни общества (ст.1 Конституции РФ);

- нормы-принципы, выражающие  и закрепляющие принципы права  (ст. 49 Конституции РФ: принцип презумпции  невиновности);

-  определительно-установочные  нормы, определяющие цели и  задачи отдельных отраслей права,  предметы, формы и средства правового  регулирования (ст.1 «Цели и задачи и задачи трудового законодательства» Трудового кодекса РФ)

- нормы-дефиниции, содержащие определения  правовых понятий (в Гражданском  кодексе РФ сформулированы определения  сделки (Статья 153. Понятие сделки), имени гражданина ( 

Статья 19. Имя гражданина) и мн.др.

 

    • Правила поведения - непосредственно регулятивные нормы, указывающие на взаимные права и обязанности субъектов, условия их реализации, вид и меру реакции государства по отношению к правонарушителю.

2) по объему действия нормы права

    • Общие нормы, которые применяются ко всем отношениям данного рода. Как правило, они присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все ее институты. Например, определение преступления применимо ко всем уголовно-правовым отношениям;
    • специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид общественных отношений. Например, нормы гражданского права, регулирущие отношения собственности, применимы только к ним и не действуют при арендных отношениях.
  1. по отраслевой принадлежности
    • конституционные,
    • гражданские,
    • административные и т.п.;
  1. в зависимости от характера
    • материальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.)
    • процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);
  1. в зависимости от методов правового регулирования
    • императивные (содержащие властные предписания);
    • диспозитивные (содержащие свободу усмотрения);
    • поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение);
    • рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);
  1. в зависимости от времени действия
    • постоянные (содержащиеся в законах)
    • временные (указ Президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием);
  1. в зависимости от функций
    • регулятивные (устанавливают права и обязанности участников правоотношений, например нормы конституции, закрепляющие права и обязанности граждан, президента, правительства и т.д.)
    • охранительные (направлены на защиту нарушенных субъективных прав, например нормы гражданско-процессуального права, призванные восстанавливать нарушенное состояние с помощью соответствующих юридических средств защиты);
  1. в зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм,
    • общераспространенные (действуют в отношении всех граждан, например нормы Конституции РФ)
    • специально распространенные (действуют только в отношении определенной категории лиц - пенсионеров, военнослужащих, учащихся и т.д.);

Информация о работе Нормы права