Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 17:50, доклад
Существенной особенностью отрасли коммунального хозяйства является проявление негативных последствий монопольного положения предприятий-поставщиков и производителей услуг, выражающееся не только в необоснованном завышении цен и тарифов на них, но и в их неудовлетворительном качестве, надежности и экологической безопасности при отсутствии у потребителя возможности отказаться от данных видов услуг. Большинство предприятий жилищно-коммунального хозяйства, и в первую очередь, связанные с сетевой поставкой ресурсов, занимают монопольное положение на обслуживаемой ими территории (являются локальными монополиями). При этом географические границы товарных рынков, как правило, определяются административными границами городов и районов (исключения в отдельных случаях составляют межрайонные электрические сети, водопроводные сети и ряд других объектов, имеющих межрайонное значение).
ГОУ ВПО «Орловский государственный университет»
юридический
факультет
ДОКЛАД
на тему:
«Общая характеристика проблем
жилищно-коммунальных
услуг».
Выполнила: студентка 4 курса
2гр. Андреева
И.Н.
Руководитель:
Тюрина Л.В.
ОРЕЛ-2010
Общая
характеристика проблем
жилищно-коммунальных
услуг.
Жилищное хозяйство является одной их ведущих отраслей в сфере городского хозяйства. Жилищно-коммунальные услуги (далее ЖКУ) — это комплекс работ по содержанию и ремонту жилищного фонда, а также по доведению основных видов коммунального обслуживания до непосредственных потребителей. Однако, в большинстве городов страны, особенно крупных, уровень жилищно-коммунального обслуживания остается низким и не соответствует предъявляемым требованиям; возложенные на него задачи выполняются далеко не в полной мере, что в значительной степени влияет на снижение качества жизни населения. Особенно явно это проявляется в крупных городах, так как в них сосредоточен огромный жилищный фонд, концентрированно проживает большая часть населения страны, сосредоточены основные мощности жилищно-коммунальных предприятий. Именно здесь наиболее ярко проявляются негативные черты жилищной сферы: абсолютный монополизм, чрезмерная ведомственность, недостаточная квалификация кадров, техническая и технологическая отсталость и, как результат, неудовлетворительный уровень работы, игнорирование интересов населения и низкое качество предоставляемых услуг потребителям. Жилищно-коммунальное хозяйство непосредственно связано с населением и является ведущим в технологической цепочке обслуживания населения.
Для ЖКУ характерны:
а) принадлежность к группе жизнеобеспечения;
б) социальная значимость;
в) низкая заменяемость другими услугами.
Существенной особенностью отрасли коммунального хозяйства является проявление негативных последствий монопольного положения предприятий-поставщиков и производителей услуг, выражающееся не только в необоснованном завышении цен и тарифов на них, но и в их неудовлетворительном качестве, надежности и экологической безопасности при отсутствии у потребителя возможности отказаться от данных видов услуг. Большинство предприятий жилищно-коммунального хозяйства, и в первую очередь, связанные с сетевой поставкой ресурсов, занимают монопольное положение на обслуживаемой ими территории (являются локальными монополиями). При этом географические границы товарных рынков, как правило, определяются административными границами городов и районов (исключения в отдельных случаях составляют межрайонные электрические сети, водопроводные сети и ряд других объектов, имеющих межрайонное значение).
Как и за любые другие, граждане обязаны вносить плату за пользование жилыми помещениями и плату за коммунальные услуги. Платежи за коммунальные услуги взимаются помимо квартирной платы. В современном понимании квартирная плата — это плата за жилое помещение (наем площади), которое принадлежит иному собственнику—муниципалитету, субъекту Федерации, государству, частной компании и т.д. При этом оплату за услуги можно условно подразделить на платежи: за тепло-, водо-, газо-, электроснабжение, эксплуатацию, содержание и ремонт общего имущества дома и уборку придомовой территории.
Наймодатель (государство, частная компания и т.д.) за плату обеспечивает эксплуатацию жилого дома, в котором находится жилое помещение, сданное в наем, ремонт общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении, и предоставление коммунальных услуг. Наниматель же в свою очередь обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Расчет ставок платы за наем осуществляется на основании «Методических указаний по расчету ставок платы за наем», утвержденных приказами Минстроя России и Минфина России от 02.12.96 № 17-152.
Рыночные
преобразования мало затронули жилищно-коммунальную
сферу. Все держится на бюджетных
вливаниях, которые в 2002 г. превысили
4% ВВП страны и составляют до 30% местных
бюджетов. Хотя по отдельным направлениям
одновременно с реформированием
экономики было принято более 40 законодательных
и нормативно-правовых документов,
Закон «Об основах федеральной
жилищной политики» и соответствующее
постановление правительства. Это
позволило перейти на новую систему
оплаты жилья и коммунальных услуг,
сократить выделение бюджетных
средств на содержание жилья и, соответственно,
увеличить долю платежей населения
в доходах ЖКХ. И все же отрасль
жилищно-коммунального
В
соответствии с Указом Президента «О
развитии конкуренции при предоставлении
услуг по эксплуатации и ремонту
государственного и муниципального
жилищных фондов» происходит разделение
функций заказчика и подрядчика
и переход на договорные отношения
между соответствующими предприятиями.
Правда, конкурсные отборы подрядчиков
на эксплуатацию и ремонт жилищного фонда
носят пока формальный характер.
Сборник «Правил
и норм технической эксплуатации жилищного
фонда» утверждает список обязанностей
по содержанию и ремонту жилищного фонда
РЖА с целью:
-защиты
законных прав и интересов
потребителей в жилищной сфере;
-обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности;
-проведения единой технической политики в жилищной сфере;
-обеспечения
выполнения установленных
Собственник
жилищного фонда
Для покрытия затрат на жилищно-коммунальные услуги за счет средств населения, органы местного самоуправления утверждают:
-тарифы,
определенные исходя из
-тарифы, определенные исходя из предельного уровня платежей граждан (в процентах к затратам на содержание и ремонт жилья и коммунальные услуги) на соответствующий год, применяемые при расчетах с населением.
При
утверждении тарифов на электроэнергию
и газ устанавливаются
Стоимость работ по договору или размер тарифа, устанавливаемый населению, может меняться при существенных изменениях обстоятельств заключения договора (повышение уровня минимальной заработной платы, изменение стоимости материальных и топливно-энергетических ресурсов, изменение системы налогообложения и т.д.).
Техническое
обслуживание жилищного фонда включает
комплекс работ по поддержанию в
исправном состоянии элементов
зданий, заданных параметров и режимов
работы их конструкций и технических
устройств. Система технического обслуживания
(содержания и текущего ремонта) жилищного
фонда обеспечивает нормальное функционирование
зданий и инженерных систем в течение
установленного срока службы здания
с использованием в необходимых
объемах материальных и финансовых
ресурсов. Техническое обслуживание
включает работы по контролю за состоянием,
поддержанию в исправности, работоспособности,
наладке и регулированию
Текущий
ремонт здания включает в себя комплекс
строительных и организационно-технических
мероприятий с целью устранения
неисправностей (восстановления работоспособности)
элементов здания и поддержания
эксплуатационных показателей. Перечень
работ по техническому обслуживанию
элементов жилого дома, подлежащих
выполнению организацией по обслуживанию
жилищного фонда, приведен в сборнике
«Правил и норм эксплуатации жилищного
фонда». Организация текущего ремонта
жилых зданий производится в
соответствии с «Техническими указаниями
по организации и технологии текущего
ремонта жилых зданий» и «
Работами, относящимися к текущему ремонту, могут быть, например, заделка и расшивка швов, трещин, восстановление облицовки фундаментных стен; заделка трещин, расшивка швов, восстановление облицовки и перекладка отдельных участков кирпичных стен; смена оконных и дверных приборов; замена отдельных участков покрытия полов; регулировка и наладка систем центрального отопления др. Периодичность текущего ремонта принимается в пределах трех-пяти лет с учетом группы капитальности зданий, физического износа и местных условий.
Объем
расходов на текущий ремонт и эксплуатацию
ежегодно растет. Это связано в
основном с ростом стоимости материалов.
Объем же услуг в натуральных
показателях значительно
Планирование
капитального ремонт жилищного фонда
осуществляется в соответствии с
«Положением об организации и
проведении реконструкции, ремонта
и технического обслуживания жилых
зданий, объектов коммунального и
социально-культурного
Динамику роста необходимой потребности в финансировании на капитальный ремонт и реально выделенные бюджетом лимиты финансирования, начиная с 1998 года, в сравнении с минимально необходимой потребностью составляет в среднем лишь 15%, такой показатель в домах, давно требующих капитального ремонта, лает лишь временный эффект, отвлекает средства, предназначенные для профилактического текущего ремонта жилищного фонда. Понятно, что при таком отношении к домам на фоне их естественного старения критические ситуации неизбежны.
Содержание
придомовой территории (площадок, садов,
дворов, дорог, тротуаров, дворовых и
внутриквартальных проездов) также
производится организациями по обслуживанию
жилищного фонда (жилищными агентствами);
тротуары допускается убирать
Предоставление
услуг по обслуживанию жилья — сложная
и трудная работа. В этой сфере существуют
многочисленные трудности: низкий уровень
обслуживания населения, чрезмерная бюджетная
нагрузка и отсутствие необходимых финансовых
ресурсов, искусственный монополизм, административно-ведомственный
характер механизма хозяйствования. У
большинства частных управляющих компаний
недостаточно опыта работы на рынке жилищно-коммунальных
услуг. Между тем управлять большими объёмами
жилья очень сложно: требуются хорошо
отлаженная логистика и профессиональные
кадры. Не существует критериев выбора
управляющих компаний: жителям, которые
не являются специалистами в области ЖКХ,
трудно оценить профессионализм той или
иной фирмы. Затруднен доступ частных
компаний к бюджетным дотациям и субсидиям,
покрывающим разницу в тарифах для малоимущих
слоёв населения и др. Необходимо многое
и многое менять, и здесь лучший помощник—обоснованная,
выдержанная, грамотная позиция потребителя
по защите своих интересов.
Информация о работе Общая характеристика проблем жилищно-коммунальных услуг