Общая характеристика проблем жилищно-коммунальных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 17:50, доклад

Описание

Существенной особенностью отрасли коммунального хозяйства является проявление негативных последствий монопольного положения предприятий-поставщиков и производителей услуг, выражающееся не только в необоснованном завышении цен и тарифов на них, но и в их неудовлетворительном качестве, надежности и экологической безопасности при отсутствии у потребителя возможности отказаться от данных видов услуг. Большинство предприятий жилищно-коммунального хозяйства, и в первую очередь, связанные с сетевой поставкой ресурсов, занимают монопольное положение на обслуживаемой ими территории (являются локальными монополиями). При этом географические границы товарных рынков, как правило, определяются административными границами городов и районов (исключения в отдельных случаях составляют межрайонные электрические сети, водопроводные сети и ряд других объектов, имеющих межрайонное значение).

Работа состоит из  1 файл

доклад жкх.docx

— 24.35 Кб (Скачать документ)

ГОУ ВПО  «Орловский государственный университет»

 юридический  факультет 
 

ДОКЛАД

на  тему:

«Общая характеристика проблем

жилищно-коммунальных услуг». 
 
 

Выполнила: студентка 4 курса

2гр. Андреева  И.Н. 

Руководитель: Тюрина Л.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 

ОРЕЛ-2010 

Общая характеристика проблем жилищно-коммунальных услуг. 

      Жилищное  хозяйство является одной их ведущих  отраслей в сфере городского хозяйства. Жилищно-коммунальные услуги (далее  ЖКУ) — это комплекс работ по содержанию и ремонту жилищного фонда, а также по доведению основных видов коммунального обслуживания до непосредственных потребителей. Однако, в большинстве городов страны, особенно крупных, уровень жилищно-коммунального обслуживания остается низким и не соответствует предъявляемым требованиям; возложенные на него задачи выполняются далеко не в полной мере, что в значительной степени влияет на снижение качества жизни населения. Особенно явно это проявляется в крупных городах, так как в них сосредоточен огромный жилищный фонд, концентрированно проживает большая часть населения страны, сосредоточены основные мощности жилищно-коммунальных предприятий. Именно здесь наиболее ярко проявляются негативные черты жилищной сферы: абсолютный монополизм, чрезмерная ведомственность, недостаточная квалификация кадров, техническая и технологическая отсталость и, как результат, неудовлетворительный уровень работы, игнорирование интересов населения и низкое качество предоставляемых услуг потребителям. Жилищно-коммунальное хозяйство непосредственно связано с населением и является ведущим в технологической цепочке обслуживания населения.

     Для ЖКУ характерны:

а) принадлежность к группе жизнеобеспечения;

б) социальная значимость;

в) низкая заменяемость другими услугами.

     Существенной  особенностью отрасли коммунального  хозяйства является проявление негативных последствий монопольного положения  предприятий-поставщиков и производителей услуг, выражающееся не только в необоснованном завышении цен и тарифов на них, но и в их неудовлетворительном качестве, надежности и экологической безопасности при отсутствии у потребителя возможности отказаться от данных видов услуг. Большинство предприятий жилищно-коммунального хозяйства, и в первую очередь, связанные с сетевой поставкой ресурсов, занимают монопольное положение на обслуживаемой ими территории (являются локальными монополиями). При этом географические границы товарных рынков, как правило, определяются административными границами городов и районов (исключения в отдельных случаях составляют межрайонные электрические сети, водопроводные сети и ряд других объектов, имеющих межрайонное значение).

     Как и за любые другие, граждане обязаны  вносить плату за пользование  жилыми помещениями и плату за коммунальные услуги. Платежи за коммунальные услуги взимаются помимо квартирной платы. В современном понимании  квартирная  плата — это плата за жилое помещение (наем площади), которое принадлежит иному собственнику—муниципалитету, субъекту Федерации, государству, частной компании и т.д. При этом оплату за услуги можно условно подразделить на платежи:  за тепло-, водо-, газо-, электроснабжение,  эксплуатацию, содержание и ремонт общего имущества дома и уборку придомовой территории.

     Наймодатель (государство, частная компания и  т.д.) за плату обеспечивает  эксплуатацию жилого дома, в котором находится жилое помещение, сданное в наем, ремонт общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении, и предоставление коммунальных  услуг. Наниматель же в свою очередь обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Расчет ставок платы за наем осуществляется на основании «Методических  указаний по расчету ставок платы за наем», утвержденных приказами Минстроя России и Минфина России от 02.12.96 № 17-152.

     Рыночные  преобразования мало затронули жилищно-коммунальную сферу. Все держится на бюджетных  вливаниях, которые в 2002 г. превысили 4% ВВП страны и составляют до 30% местных  бюджетов. Хотя по отдельным направлениям одновременно с реформированием  экономики было принято более 40 законодательных  и нормативно-правовых документов, Закон «Об основах федеральной  жилищной политики» и соответствующее  постановление правительства. Это  позволило перейти на новую систему  оплаты жилья и коммунальных услуг, сократить выделение бюджетных  средств на содержание жилья и, соответственно, увеличить долю платежей населения  в доходах ЖКХ. И все же отрасль  жилищно-коммунального хозяйства  не стала даже самоокупаемой, поскольку  тарифы росли меньшими темпами, чем  цены на промышленную  продукцию. Государственные целевые программы «Жилище» и «Свой дом» также отразили необходимость реформирования жилищно-коммунальных правоотношений.

     В соответствии с Указом Президента «О развитии конкуренции при предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту  государственного и муниципального жилищных фондов» происходит разделение функций заказчика и подрядчика и переход на договорные отношения  между соответствующими предприятиями. Правда, конкурсные отборы подрядчиков на эксплуатацию и ремонт жилищного фонда носят пока формальный характер.  
         Сборник «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» утверждает список обязанностей по содержанию и ремонту жилищного фонда РЖА с целью:

-защиты  законных прав и интересов  потребителей в жилищной сфере; 

-обеспечения  сохранности жилищного фонда  всех форм собственности; 

-проведения  единой технической политики  в жилищной сфере; 

-обеспечения  выполнения установленных нормативов  по содержанию и ремонту собственниками  жилищного фонда или уполномоченными  управляющими и организациями  различных организационно-правовых  форм, занятых обслуживанием жилищного  фонда.

    Собственник жилищного фонда непосредственно  или через уполномоченные им органы выступает заказчиком на обслуживание жилых домов, а также тепло-, электро-, газо-, водоснабжение и водоотведение (канализацию). Содержание и ремонт жилых домов может осуществляться организациями различных организационно-правовых форм, как правило на конкурсной основе на основании заключенного договора. Проведение конкурсов на право обслуживания жилых домов позволяет повысить требования к качеству содержания и  ремонта жилых домов на основании  минимальных стандартов качества, установленных  субъектами Российской Федерации, а  также определить стоимость работ. Проведение конкурса регламентируется «Примерным положением о порядке  конкурсного отбора подрядчиков  на обслуживание домов государственного и муниципального жилищных фондов», утвержденным приказом Минстроя России от 19.06.96 г. N 1773.

    Для покрытия затрат на жилищно-коммунальные услуги за счет средств населения, органы местного самоуправления утверждают:

-тарифы, определенные исходя из экономически  обоснованных затрат на предоставление  услуг или выполнение работ,  являющиеся основой для расчетов  с подрядчиками (исполнителями);

-тарифы, определенные  исходя из предельного уровня  платежей граждан (в процентах  к затратам на содержание и  ремонт жилья и коммунальные  услуги) на соответствующий год,  применяемые при расчетах с  населением.

     При утверждении тарифов на электроэнергию и газ устанавливаются ограничения, определяемые региональными энергетическими комиссиями.

     Стоимость работ по договору или размер тарифа, устанавливаемый населению, может  меняться при существенных изменениях обстоятельств заключения договора (повышение уровня минимальной заработной платы, изменение стоимости материальных и топливно-энергетических ресурсов, изменение системы налогообложения и т.д.).

    Техническое обслуживание жилищного фонда включает комплекс работ по поддержанию в  исправном состоянии элементов  зданий, заданных параметров и режимов  работы их конструкций и технических  устройств. Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного  фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение  установленного срока службы здания с использованием в необходимых  объемах материальных и финансовых ресурсов. Техническое обслуживание включает работы по контролю за  состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем т.д. Контроль за техническим  состоянием  осуществляется путем  проведения плановых и внеплановых  осмотров.

    Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических  мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов здания и поддержания  эксплуатационных показателей. Перечень работ по техническому обслуживанию элементов жилого дома, подлежащих выполнению организацией по обслуживанию жилищного фонда, приведен в сборнике «Правил и норм эксплуатации жилищного  фонда». Организация текущего ремонта  жилых зданий  производится в  соответствии с «Техническими указаниями по организации и технологии текущего ремонта жилых зданий» и «Техническими  указаниями по организации профилактического  текущего ремонта жилых крупнопанельных  зданий». Текущий ремонт выполняется  организациями по обслуживанию жилищного  фонда или подрядными организациями.

    Работами,  относящимися к текущему ремонту, могут  быть, например, заделка и расшивка швов, трещин, восстановление облицовки  фундаментных стен; заделка трещин, расшивка швов, восстановление облицовки и перекладка отдельных участков кирпичных стен; смена оконных и дверных приборов; замена отдельных участков покрытия полов; регулировка и наладка систем центрального отопления др. Периодичность текущего ремонта  принимается в пределах трех-пяти лет с учетом группы капитальности зданий, физического износа и местных условий.

    Объем расходов на текущий ремонт и эксплуатацию ежегодно растет. Это связано в  основном с ростом стоимости материалов. Объем же услуг в натуральных  показателях значительно сокращается. В настоящее время практически  не производится планово-предупредительный  текущий ремонт. Весь объем производимого  жилищными агентствами текущего ремонта можно охарактеризовать как аварийно-заявочный.

    Планирование  капитального ремонт жилищного фонда  осуществляется в соответствии с  «Положением об организации и  проведении реконструкции, ремонта  и технического обслуживания жилых  зданий, объектов коммунального и  социально-культурного назначения», утвержденным указом Госстроя России от 30.12.99 г. № 17 и «Инструкцией о порядке  разработки перспективных и годовых  планов капитального ремонта жилищного  фонда», которая была введена в  действие с 1.02.2000 г. постановлением Госстроя России от 17.12.99 г. № 79.  При капитальном  ремонте производится комплексное  устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смена, восстановление или замена их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей  жилищного фонда, осуществление  технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых  зданий с установкой приборов учета  тепла, воды, газа, электроэнергии и  обеспечение минимального энергопотребления

    Динамику  роста необходимой потребности  в финансировании на капитальный  ремонт и реально выделенные бюджетом лимиты финансирования, начиная с 1998 года, в сравнении с минимально необходимой потребностью составляет в среднем лишь 15%, такой показатель в домах, давно требующих капитального ремонта, лает лишь временный эффект, отвлекает средства, предназначенные для профилактического текущего ремонта жилищного фонда. Понятно, что при таком отношении к домам на фоне их естественного старения критические ситуации неизбежны.

    Содержание  придомовой территории (площадок, садов, дворов, дорог, тротуаров, дворовых и  внутриквартальных проездов) также  производится организациями по обслуживанию жилищного фонда (жилищными агентствами); тротуары допускается убирать специализированными  службами

     Предоставление услуг по обслуживанию жилья — сложная и трудная работа.  В этой сфере существуют многочисленные трудности: низкий уровень обслуживания населения, чрезмерная бюджетная нагрузка и отсутствие необходимых финансовых ресурсов, искусственный монополизм, административно-ведомственный характер механизма хозяйствования. У большинства частных управляющих компаний недостаточно опыта работы на рынке жилищно-коммунальных услуг. Между тем управлять большими объёмами жилья очень сложно: требуются хорошо отлаженная логистика и профессиональные кадры. Не существует критериев выбора управляющих компаний: жителям, которые не являются специалистами в области ЖКХ, трудно оценить профессионализм той или иной фирмы. Затруднен доступ частных компаний к бюджетным дотациям и субсидиям, покрывающим разницу в тарифах для малоимущих слоёв населения и др. Необходимо  многое и многое менять, и здесь лучший помощник—обоснованная, выдержанная, грамотная позиция потребителя по защите своих интересов. 
 
 
 

Информация о работе Общая характеристика проблем жилищно-коммунальных услуг