Общение как фактор социализации личности, его роль в профессиональной деятельности юриста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 20:14, реферат

Описание

Социальная перцепция — это восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов, прежде всего самих себя, других людей, социальных групп. Термин ввел американский психолог Дж. Брунер для обозначения факта социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от характеристик объекта, но и от прошлого опыта субъекта, его целей, намерений, от значимости ситуаций. В настоящее время под социальной перцепцией понимают целостное восприятие субъектом как предметов материального мира, так и социальных объектов.

Содержание

1. Сущность и значение общения.
2. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона).
3. Общение как межличностное взаимодействие (интерактивная сторона).
4. Общение как понимание людьми друг друга (перцептивная сторона).
5. Конформность личности, причины межличностных конфликтов.
6. Особенности коммуникативной деятельности юриста

Работа состоит из  1 файл

общение.docx

— 22.10 Кб (Скачать документ)

ТЕМА 3

Общение как фактор социализации личности, его роль в  профессиональной деятельности юриста

1.     Сущность  и значение общения.

2.     Общение  как обмен информацией (коммуникативная  сторона).

3.     Общение  как межличностное взаимодействие (интерактивная сторона).

4.     Общение  как понимание людьми друг  друга (перцептивная сторона).

5.     Конформность личности, причины межличностных конфликтов.

6.     Особенности  коммуникативной деятельности юриста 

4) Социальная перцепция — это восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов, прежде всего самих себя, других людей, социальных групп. Термин ввел американский психолог Дж. Брунер для обозначения факта социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от характеристик объекта, но и от прошлого опыта субъекта, его целей, намерений, от значимости ситуаций. В настоящее время под социальной перцепцией понимают целостное восприятие субъектом как предметов материального мира, так и социальных объектов.

Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается «прочтением» за физическими характеристиками партнера его психологических свойств и особенностей поведения. Социальными психологами установлено, что восприятие социальных объектов качественно отличается от восприятия материального мира. Это происходит потому, что, во-первых, социальный объект не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимающему субъекту. Воздействуя на субъект восприятия, воспринимаемый человек стремится трансформировать представление о себе в благоприятную для своих целей сторону. Во-вторых, внимание субъекта социальной перцепции сосредоточено прежде всего не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях воспринимаемого объекта, в том числе причинных. В-третьих, восприятие социальных субъектов характеризуется большей слитностью познавательных компонентов с эмоциональными  (аффективными), большей зависимостью от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта. 5 структуре любого перцептивного акта выделяются его объект и субъект, его процесс и результат, и в рамках социальной психологии актуально уточнение роли социальной перцепции  в регуляции поведения и деятельности индивида с социальными объектами и уточнение характеристик субъекта и объекта восприятия.

В процессе общения  должно присутствовать взаимопонимание  его участников. Само взаимопонимание  может быть истолковано поразному: как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию или как принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. Однако в обоих случаях большое значение имеет то, как партнер по общению воспринимается другим партнером, т.е. процесс восприятия одного человека другим выступает как обязательная составная часть общения.  Эта сторона общения и называется перцептивной. Восприятие человеком человека называют еще социальной перцепцией. В полном объеме она достаточно сложна и включает в себя различные варианты восприятия как субъекта, так и объекта общения.

Когда субъектом восприятия выступает индивид, то он может воспринимать:

—  другого индивида, не принадлежащего к какой-либо группе;

—  другого индивида, принадлежащего к своей группе;

—  другого индивида, принадлежащего к чужой группе;

—  свою собственную группу;

—  чужую группу.

Когда субъектом восприятия выступает группа, то она может воспринимать:

—  своего собственного члена;

—  свою собственную группу;

—  другого индивида, принадлежащего к чужой группе;

—  другого индивида, не принадлежащего к какой-либо группе;

—  чужую группу.

В рамках социальной перцепции  наибольший интерес  представляют вопросы  о том, как:

—  формируются нормативы и эталоны социальной перцепции;

—  выглядит структурная типология межличностного и межгруппового восприятия;

—  воспринимается статус индивида в группе;

—  обеспечивается точность и адекватность взаимного восприятия людьми;

— «работают» закономерности и эффекты межгруппового  восприятия и др.

В социальной психологии нередко говорят не просто о социальном восприятии одного субъекта общения другим, но о познании друго.  Это более широкое понимание связано    с восприятием физических и поведенческих характеристик другого человека, а также взаимоотношений субъектов общения.

Представление о другом человеке тесно связано  с уровнем собственного самосознания. Связь эта двоякая: многообразие представлений о самом себе определяет и многообразие представлений о  другом человеке, но чем более полно  раскрывается этот другой, тем более  полным становится и представление  о самом себе.

Общаясь, люди формируют представление о себе через представление о другом, — как правило, это происходит в условиях достаточно широкой совместной социальной деятельности. Значит, в процесс социального восприятия включены как минимум два человека, каждый из которых — активный субъект общения. При выработке стратегии взаимодействия им приходится, следовательно, принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки друг друга, но и то, как эти мотивы и потребности понимаются в процессе общения противоположной стороной.

Взаимопонимание является весьма важной стороной межличностного восприятия с его основными достаточно хорошо изученными механизмами.

Идентификация — это способ понимания другого  человека через осознанное или бессознательное  уподобление его самому себе или  самого себя ему. Этот механизм реализуется  в двух направлениях: рациональном через рассуждение и эмоциональном  через способность сопереживать, сочувствовать, эмпатировать. Результаты могут быть двоякими: собственно идентификация с другим, отождествление через одинаковое с ним поведение и деидентификация через понимание, принятие, даже сочувствие и сопереживание, но автономное по отношению к другому человеку свое поведение.

Стереотипизация — это классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям, социальным стереотипам.

Рефлексия —  это осмысление субъектом того, какими средствами, с какой целью и  с каким результатом он произвел то или иное впечатление на партнера по общении?, осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это происходит через взаимное перекрестное воспроизведение внутренних миров друг друга («я понимаю, что он понимает, что я понимаю, и он понимает, что я понимаю, что он понимает»).

Обратная  связь — это получение адресантом информации о том, какое воздействие  он оказал на другого человека, и  корректировка на этой основе дальнейшей стратегии общения.

Известно, что  каждый из участников общения, оценивая другогб, стремится построить определенную систему интерпретации его поведения, в том числе причин этого поведения. Для такой интерпретации не обязательно знать причины этого поведения. В обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин того или иного поведения другого человека или знают их явно недостаточно. Люди просто приписывают друг другу эти причины (в юриспруденции — факт и комментарий).

Приписывание  осуществляется на основе либо сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся  в прошлом опыте субъекта восприятия, либо анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации. В последнем 
случае будут действовать механизмы переноса или идентификации.

5) В социальной психологии изучаются не только определяемые культурой регуляторы социотипического поведения, но и регуляторы поведения другого уровня — приспособительные механизмы, используемые прежде всего при межличностных отношениях в малой группе: способы разрешения конфликтов, помогающее поведение, конформность и т.п. В настоящее время имеется множество данных о том, что и они в той или иной степени обусловлены культурой. Попытаемся проанализировать, как влияет культура на одно из перечисленных явлений — конформность, «имея в виду чисто психологическую характеристику позиции индивида относительно позиции группы, ...меру подчинения индивида групповому давлению 

  Межличностный конфликт - трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей.

Причин межличностных конфликтов множество. Причины межличностных конфликтовклассифицируют так же, как и конфликты, по нескольким основаниям. Так, Н. Гришина выделяет следующие причины конфликтов:

•       связанные с содержанием межличностного взаимодействия;

•       связанные с особенностями межличностных отношений;

•   связанные с личностными особенностями участников конфликта.

Представляется  достаточно полной приведенная в классификация причин межличностных конфликтов:

•       по ограниченности ресурсов;

•       различным аспектам взаимозависимости;

•       различиям в целях;

•       различиям в представлениях и ценностях;

•       различиям в манере поведения и жизненном опыте;

•       неудовлетворительности коммуникации;

•     личностным особенностям участников столкновений.

Конфликты в межличностном   взаимодействии могут принимать как конструктивный, так и деструктивный характер. Возникающие противоречия, например, в группе свидетельствуют о происходящих в ней изменениях. Из-за наличия противоречий в группе ее члены либо переходят на новый уровень функционирования, либо группа перестает существовать, поскольку все ее возможности исчерпаны.

Конфликты во взаимодействии людей, которые принято  называть межличностными, отличаются специфическими особенностями и  множеством видов, выделяемых по различным основаниям классификации в соответствии с теоретическими позициями авторов и особенностями подходов. 

Межличностный конфликт можно охарактеризовать исходя из предмета спора, столкновения; состава участников; места, где он происходит; методов его улаживания.

Психологическое изучение особенностей причин, видов  и методов-регуляций конфликтов в межличностных отношениях базируется на следующих основных подходах:

•       мотивационном;

•       когнитивном;

•       деятельностном;

•       организационном.

6) Коммуникативная подструктура профессиональной деятельности юриста

Профессиональная  деятельность юристов протекает  в условиях общения, которое

составляет основное содержание их деятельности, становится особым видом

труда, профессиональным общением. Во многих случаях общение  для юриста

приобретает самостоятельный  процессуальный характер, как особый вид

профессиональной  деятельности. Профессиональное общение  следует рассматривать

не только как  обмен информацией (коммуникативная  сторона), но и как процесс

взаимодействия (интерактивная  сторона), восприятие людьми друг друга

(перцептивная сторона). Способность устанавливать межличностные

(психологические)  контакты с различными участниками  общения, коммуникативная

компетентность, являются качествами, в значительной мере влияющими  на

эффективность труда  юристов, одним из важнейших факторов их профессиональной пригодности. 
 


Информация о работе Общение как фактор социализации личности, его роль в профессиональной деятельности юриста