Основания и порядок приобретения Российского гражданства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 03:55, реферат

Описание

Гражданство – правовое состояние, а не фактическое. Граждан государства нельзя рассматривать как совокупность лиц, проживающих на его территории. Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существования между лицом и государством особых связей, составляющих содержание государства. Эти связи основаны на юридическом оформлении отношений гражданства. Оно выражается в их общем правовом нормировании и в индивидуальном юридическом оформлении гражданства каждого данного лица.

Содержание

. Введение…………………………………………………………………………2

II. Основания и порядок приобретения Российского гражданства……………3

1. Принципы гражданства Российской Федерации……………………………..3

2. Основания и порядок приобретения гражданства РФ……………………….4

3. Основания прекращения гражданства………………………………………..8

4. Порядок изменения гражданства детей……………………………………….9

5. Органы, уполномоченные решать вопросы отношений гражданства…….10

III. Заключение…………………………………………………………………..12

Список использованной литературы…………………………………………...14

Работа состоит из  1 файл

рефер.doc

— 98.00 Кб (Скачать документ)

3. Основания прекращения гражданства

     Гражданство Российской Федерации может прекращаться по различным основаниям, установленным в главе III закона.

     Выход из гражданства Российской Федерации – главное основание его прекращения. Закон предусматривает две формы выхода из гражданства: по ходатайству гражданина Российской Федерации и в порядке регистрации. В первом случае решение о выходе принимается Президентом, во втором – прекращение гражданства регулируется соответствующими органами внутренних дел.

     Действующий закон Российской Федерации определил две группы оснований, которые препятствуют выходу. При наличии одних в выходе из гражданства может быть отказано, другие – исключают возможность выхода. Основанием для возможного отклонения ходатайства является наличие у гражданина Российской Федерации имущественных обязательств перед физическими или юридическими лицами Российской Федерации либо неисполненных обязательств перед государством. Условия отклонения ходатайства о выходе касаются тех случаев, когда ходатайствующий гражданин Российской Федерации проживает или намеревается поселиться в стране, не связанной с Российской Федерацией договорными обязательствами о правовой помощи. Кроме того, препятствующие выходу причины должны вытекать из оснований, определяемых законом [1; С. 89].

     Вторая группа обстоятельств исключает возможность выхода из гражданства. Выход не допускается:

  • после получения повестки о призыве на военную службу и до ее окончания;
  • если гражданин привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется обвинительный приговор суда.

     Основанием прекращения гражданства Российской Федерации является также отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации.

4. Порядок изменения гражданства детей

     В Законе о гражданстве [6] Российской Федерации специальная глава посвящена регулированию гражданства детей при изменении гражданства родителей, при усыновлении, опекунстве, попечительстве, максимально полно учитывая интересы ребенка в возможных жизненных ситуациях. Исходными принципами при этом является стремление обеспечить одинаковое гражданство всех членов семьи, принять во внимание желание детей, могущих в соответствующем возрасте делать сознательный выбор, исключить состояние без гражданства у детей, в возможных случаях сохранить российское гражданство детей в их интересах.

     В качестве общих положений Закон устанавливает, что гражданство детей в возрасте до 14 лет следует гражданству родителей. Гражданство детей в возрасте от 14 лет до 18 лет изменяется при наличии их согласия. Гражданство детей не изменяется при изменении гражданства родителей, лишенных родительских прав, и на изменение гражданства детей не требуется в таком случае согласия родителей. Эти положения относятся ко всем ситуациям, возникающим при необходимости решить вопрос о гражданстве ребенка в случаях изменения гражданства родителей, опекунстве, усыновлении.

     Если оба родителя или единственный родитель приобретают гражданство Российской Федерации, то, при соблюдении указанных выше условий, соответственно меняется гражданство детей. В случае, если один из родителей приобретает гражданство Российской Федерации, то ребенку предоставляется гражданство Российской Федерации по ходатайству этого родителя и при наличии письменного согласия другого родителя. Если гражданство Российской Федерации прекращается только у одного родителя, то ребенок сохраняет гражданство Российской Федерации. В этом случае по ходатайству данного родителя и при письменном согласии другого российское гражданство ребенка прекращается, но только при том условии, что он не останется лицом без гражданства [1; С. 92].

     На аналогичных подходах основывается и норма Закона о гражданстве детей при усыновлении. Во всех возможных случаях обеспечивается сохранение или приобретение усыновленными гражданства Российской Федерации.

     Однако, исходя из интересов одинакового гражданства в семье, не исключается и иное решение вопроса. При этом в качестве необходимых условий предусматривается наличие ходатайства об этом, соглашение усыновителей и предоставление ребенку другого гражданства, т.е. недопустимость его без гражданства.

     Закон устанавливает, что гражданство недееспособного лица следует гражданству опекуна.

     Споры между родственниками, опекуном или попечителем о гражданстве детей и недееспособных лиц рассматриваются в судебном порядке, исходя из интересов ребенка или недееспособного лица.

5. Органы, уполномоченные решать вопросы отношений гражданства

      В системе органов, связанных с решением вопросов гражданства, основными полномочиями обладает Президент. Закон о гражданстве Российской Федерации конкретно раскрывает полномочия Президента в этой сфере. К ним относятся решения по вопросам:

  • приема в гражданство Российской Федерации; восстановления в гражданстве Российской Федерации разрешения на выход из гражданства;
  • разрешения гражданина Российской Федерации иметь одновременно гражданство другого государства;
  • отмены решения о приеме в гражданство; предоставления почетного гражданства.

     К органам, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, Закон относит Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации. Она образуется Президентом и является государственным органом Российской Федерации, ведающим делами российского гражданства. В задачи Комиссии входят:

  • подготовка предложений для Президента Российской Федерации по делам о гражданстве;
  • обеспечение проведения единой государственной политики в области гражданства;
  • контроль за исполнением решений по вопросам гражданства [4; С. 165].

     Комиссия рассматривает ходатайства о приобретении и прекращении гражданства Российской Федерации, о приобретении двойного гражданства. К ее компетенции относится также рассмотрение и общих вопросов, связанных с разработкой, изменением и дополнением законодательства Российской Федерации о гражданстве.

     Остальные государственные органы, участвующие в решении вопросов гражданства, входят в систему исполнительной власти. К ним относятся:

  • Министерство внутренних дел и его органы;
  • Министерство иностранных дел;
  • дипломатические представительства и консульские учреждения.

     Компетенции этих органов аналогичны с тем лишь различием, что первые принимают их в отношении лиц, проживающих на территории Российской Федерации, а вторые – за ее пределами.

     В их функции входят:

  • прием заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации;
  • проверка фактов и представленных документов;
  • направление ходатайства вместе с документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте;
  • определение принадлежности лиц к гражданству Российской Федерации;
  • осуществление регистрации приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации в предусмотренных Законом случаях.

III. Заключение

     Правовой основой гражданства РФ являются Конституция РФ и Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации», В них устанавливаются общие основы и принципы, которые определяют сущность отношений гражданства.

     Под гражданством понимается устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

     К конституционно-правовым принципам гражданства РФ относятся следующие.

  1. Гражданство Российской Федерации является единым и равным, независимо от оснований приобретения.
  2. Гражданство носит открытый и свободный характер, что выражается в том, что каждый человек имеет право на гражданство и что каждый гражданин РФ имеет право изменять свое гражданство.

     Конституция РФ закрепляет важное и новое положение о том, что гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства.

     Конституция РФ предоставляет гражданину РФ возможность иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство).

     Важным принципом является также сохранение гражданства РФ лицами, проживающими за пределами Российского государства, при этом Российская Федерация гарантирует защиту и покровительство своим гражданам, находящимся за ее пределами.

     В законодательстве имеется и  институт почетного гражданства, которое может быть предоставлено лицу, имеющему выдающиеся заслуги перед Россией.

     Ст. 12 Закона о гражданстве Российской Федерации устанавливает, что гражданство приобретается: а) в результате его признания; б) по рождению; в) в порядке его регистрации; г) в результате приема в гражданство; д) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; е) путем выбора (оптации); ж) по иным основаниям, предусмотренным данным законом.

     Гражданство Российской Федерации может прекращаться по различным основаниям. Главными являются: выход из гражданства; отмена решения о приеме в гражданство; выбор гражданства (оптация).

     Право на изменение гражданства закреплено в ст. 6 Конституции Российской Федерации.

     Закон предусматривает две формы выхода из гражданства: по ходатайству гражданина Российской Федерации и в порядке регистрации.

     В системе органов, связанных с решением вопросов гражданства, основными полномочиями обладает Президент. Закон о гражданстве Российской Федерации конкретно раскрывает полномочия Президента в этой сфере.

     К органам, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, Закон относит Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации. Она образуется Президентом и является государственным органом Российской Федерации, ведающим делами российского гражданства.

     Остальные государственные органы, участвующие в решении вопросов гражданства, входят в систему исполнительной власти. К ним относятся Министерство внутренних дел и его органы; Министерство иностранных дел; дипломатические представительства и консульские учреждения.

     Компетенции этих органов аналогичны с тем лишь различием, что первые принимают их в отношении лиц, проживающих на территории Российской Федерации, а вторые – за ее пределами. 

Список использованной литературы

  1. Акопов Л.В. Правоведение. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
  2. Козлов Е.И. , Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М.: Юрист, 2007.
  3. Конституция Российской Федерации.
  4. Севостьянов Н.В., Заплаткин Ю.М. Экзамен по Конституционному праву России. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
  5. Смоленский М.Б. Конституционное право России. – М.: МарТ; Ростов н/Д.: МарТ, 2005.
  6. ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г.

Информация о работе Основания и порядок приобретения Российского гражданства