Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 01:57, контрольная работа
Слово «служба» имеет в русском языке несколько значений. Так, с одной стороны, службами именуются многие органы государственной исполнительной власти, с другой - под службой понимается деятельность отдельных категорий граждан. Во втором значении службу можно обозначить как один из видов социальной общеполезной деятельности.
Введение…………………………………………………………………..……….3
1. Прекращение служебного контракта…………………………………….…4
2. Прекращение служебного контракта по инициативе гражданского служащего……………………………………………………………………..…9
3. Прекращение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя……………………………………………………………………….14
4. Отношения, связанные с гражданской службой, при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы…………………………………………………………..25
5. Приостановление и прекращение служебного контракта по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон……………………………..33
Заключение………………………………………………………………………37
Список использованной литературы…………………
Как и трудовое законодательство, Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в соответствии с принципом свободы труда предоставляет гражданскому служащему право в любое время расторгнуть служебный контракт по собственной инициативе. Необходимо отметить, что действующее законодательство предусматривает возможность расторжения по инициативе гражданского служащего как служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, так и срочного служебного контракта. Вместе с тем в некоторых случаях закон ограничивает это право. Например, согласно ст. 40 Уголовно-исполнительного кодекса РФ в период отбывания исправительных работ осужденным запрещается увольнение с работы по собственному желанию без разрешения уголовно-исполнительной инспекции. Такое разрешение может быть выдано после проверки обоснованности причин увольнения. Определенные сложности представляет расторжение по инициативе гражданского служащего служебного контракта, заключенного с лицом, проходившим обучение на основе договора с обязательством последующего прохождения гражданской службы в течение определенного срока. В данном случае гражданский служащий также может в любой момент расторгнуть служебный контракт по собственной инициативе, однако представитель нанимателя вправе требовать через суд возмещения затрат на его обучение.
При расторжении служебного контракта по инициативе гражданского служащего последний обязан предупредить об этом представителя нанимателя за две недели до увольнения. Срок предупреждения исчисляется со следующего дня после подачи заявления об увольнении. Согласно правилам исчисления сроков, предусмотренным ст. 14 ТК РФ, если последний день срока предупреждения приходится на нерабочий день, то днем его окончания считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Предупреждение за две недели необходимо для того, чтобы представитель нанимателя смог своевременно найти замену увольняющемуся гражданскому служащему. В этой связи необходимо отметить, что гражданский служащий вправе предупредить представителя нанимателя о желании расторгнуть служебный контракт и в тот период времени, когда он фактически не исполняет свои служебные обязанности: во время отпуска, временной нетрудоспособности и в другие периоды отсутствия на работе. Такое предупреждение должно быть сделано в письменной форме. В заявлении об увольнении необходимо указать конкретные причины увольнения. Так, например, Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» разграничивает уважительные и неуважительные причины увольнения по собственному желанию. К расторжению трудового договора по уважительным причинам, в частности, могут относиться увольнение:
в связи с переездом на новое место жительства в другую местность;
в связи с болезнью, препятствующей продолжению работы или проживанию в данной местности;
в связи с необходимостью ухода за инвалидами I группы или больными членами семьи;
в связи с нарушением работодателем коллективного или трудового договора;
в связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений;
в случае увольнения женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет.
При увольнении по собственному желанию в отсутствие уважительных причин указанный закон предусматривает выплату пособия по безработице в меньшем размере. Указанные причины увольнения по собственному желанию вносятся в трудовую книжку и отмечаются в приказе об увольнении.
Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», как и Трудовой кодекс, предусматривает возможность расторжения служебного контракта по инициативе гражданского служащего и без предупреждения об этом представителя нанимателя за две недели. Такой порядок увольнения по собственному желанию допускается, во-первых, при невозможности продолжения им исполнения должностных обязанностей и прохождения гражданской службы и, во-вторых, в случае нарушения представителем нанимателя законов, иных нормативных правовых актов и служебного контракта. Под обстоятельствами, влекущими невозможность продолжения гражданской службы по прямому указанию закона, следует понимать, например, зачисление в образовательное учреждение, выход на пенсию, переход на замещение выборной должности. Данный перечень по смыслу закона не является исчерпывающим, т.е. в каждом отдельном случае соответствующие обстоятельства должны оцениваться индивидуально, применительно к конкретной ситуации. При наличии подобных обстоятельств служебный контракт должен быть, расторгнут в те сроки, которые указаны в заявлении гражданского служащего об увольнении.
По соглашению сторон расторжение служебного контракта возможно и до истечения двух недель. Однако в одностороннем порядке ни гражданский служащий, ни представитель нанимателя не могут сократить этот срок. Невыход гражданского служащего на службу до истечения двухнедельного срока предупреждения может рассматриваться как прогул с последующим увольнением по подп. а п. 3 ч. 1 ст. 37 данного закона. Увольнение гражданского служащего представителем нанимателя до истечения срока предупреждения может быть признано судом незаконным, а гражданский служащий восстановлен в должности с оплатой вынужденного прогула. Это связано с тем, что до истечения двух недель гражданский служащий может в любое время отозвать свое заявление об увольнении. В этом случае представитель нанимателя не вправе освободить такого гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы, если на его должность не приглашен другой гражданский служащий или гражданин. Формулировка данной нормы в значительной степени отличается от аналогичных положений Трудового кодекса РФ. Согласно ст. 80 ТК РФ работник не может отозвать заявление об увольнении, только когда на его место приглашен гражданин, которому нельзя отказать в приеме на работу.
По истечении срока предупреждения о расторжении служебного контракта гражданский служащий имеет право прекратить исполнение должностных обязанностей даже при отсутствии соответствующего приказа об освобождении от замещаемой должности и увольнении с гражданской службы. В последний день исполнения гражданским служащим должностных обязанностей представитель нанимателя обязан выдать ему трудовую книжку и другие документы, а также произвести с ним окончательный расчет. При этом днем увольнения гражданского служащего будет считаться день выдачи ему трудовой книжки.
Правила ведения и выдачи трудовых книжек закреплены в постановлении Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225 «О трудовых книжках». При увольнении все записи, внесенные в трудовую книжку за время работы в данной организации, заверяются подписью лица, ответственного за ведение трудовых книжек, печатью организации и подписью самого работника. За задержку выдачи трудовой книжки представитель нанимателя несет материальную ответственность перед гражданским служащим по правилам трудового законодательства. Так, согласно ст. 234 Трудового кодекса РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате задержки по его вине выдачи трудовой книжки. Днем увольнения в этом случае будет день выдачи трудовой книжки. О новом дне увольнения издается приказ (распоряжение) работодателя, а также вносится запись в трудовую книжку. Ранее внесенная запись о дне увольнения признается недействительной. В соответствии с положениями ст. 73 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» данное правило подлежит применению и к регулированию труда гражданского служащего. Вместе с тем, если в день увольнения выдать трудовую книжку невозможно в связи с отсутствием гражданского служащего, либо его отказом от получения трудовой книжки на руки, представитель нанимателя направляет ему уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой, либо дать согласие на отправление ее по почте. Со дня направления уведомления представитель нанимателя освобождается от ответственности за задержку выдачи трудовой книжки.
Помимо трудовой книжки в числе документов, которые представитель нанимателя обязан выдать гражданскому служащему в день увольнения, закон называет документы, связанные с пенсионным обеспечением. Согласно ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в день увольнения застрахованного лица страхователь обязан передать застрахованному лицу сведения, связанные с пенсионным обеспечением. К ним, в частности, относятся суммы заработка, на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионною страхования, суммы начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования и т.п.
3. Прекращение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя
В целом Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» воспроизводит соответствующие нормы ст. 81 Трудового кодекса РФ. Однако по сравнению с упомянутой статьей ТК РФ перечень оснований для увольнения гражданского служащего по инициативе представителя нанимателя в значительной мере был сокращен. Так, в данной статье не перечислены наряду с прочими расторжение служебного контракта вследствие ликвидации государственного органа, сокращения штата. Эти основания расторжения служебного контракта выделены законодателем в отдельную статью 31, которая называется «Отношения, связанные с гражданской службой, при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы». Действительно, увольнение по данным основаниям отличается значительной спецификой, поскольку предполагает повышенные гарантии в отношении гражданского служащего.
В целом основания расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя в зависимости от вины гражданского служащего традиционно подразделяются на две группы.
В первую группу входят основания расторжения трудового договора при отсутствии вины гражданского служащего. К ним следует отнести расторжение служебного контракта вследствие несоответствия гражданского служащего замещаемой должности, а также увольнение гражданского служащего в связи с прекращением допуска к государственной тайне, если исполнение должностных обязанностей требует такого допуска.
Все иные основания расторжения служебного контракта фактически являются виновными, т.е. связаны с совершением виновного деяния самим гражданским служащим. Общими гарантиями при расторжении служебного контракта по инициативе представителя нанимателя является запрет увольнения гражданского служащего в период его временной нетрудоспособности или пребывания в отпуске. При расторжении служебного контракта по основаниям, не связанным с виной гражданского служащего, закон, как правило, предусматривает дополнительные гарантии в отношении увольняемого.
Служебный контракт с гражданским служащим может быть, расторгнут по инициативе представителя нанимателя, в случае его несоответствия занимаемой должности. Как и ТК РФ, Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» называет два случая несоответствия занимаемой должности.
Во-первых, это может быть связано с состоянием здоровья гражданского служащего, что должно быть подтверждено соответствующим медицинским заключением. Гражданскому служащему, который по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением не может исполнять должностные обязанности по замещаемой должности гражданской службы, предоставляется соответствующая его квалификации и не противопоказанная по состоянию здоровья иная должность гражданской службы. При этом в том случае, если гражданский служащий отказывается от такого перевода, либо ему невозможно предложить другую должность, служебный контракт с ним прекращается. Отметим, что увольнение по подп. а п. 1 ст. 37 допускается, если невозможно перевести гражданского служащего с его согласия на иную должность гражданской службы. Если же гражданский служащий отказывается от такого перевода, то служебный контракт с ним должен быть прекращен в связи с отказом от перевода на другую имеющуюся работу, не противопоказанную ему по состоянию здоровья. Именно такое толкование аналогичных норм трудового законодательства дал Пленум Верховного Суда РФ. Разграничение этих двух оснований прекращения служебного контракта практически важно при решении вопроса о выплате выходного пособия. Заметим, что трудовое законодательство предусматривает выплату выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка работника при увольнении вследствие несоответствия занимаемой должности или выполняемой работе по состоянию здоровья. Вместе с тем такое пособие будет выплачиваться, только если работнику невозможно предоставить другую работу, не противопоказанную ему по здоровью. Если же такая работа была ему предложена, и он от нее отказался, то выходное пособие выплачиваться не будет. Очевидно, что данные правила трудового законодательства будут применяться и к государственным гражданским служащим.
Во-вторых, несоответствие занимаемой должности может быть обусловлено недостаточной квалификацией гражданского служащего, что обязательно должно подтверждаться результатами аттестации, т.е. решением аттестационной комиссии. По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией может быть принято решение, что соответствующий гражданский служащий не соответствует замещаемой должности гражданской службы. В этом случае в течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий понижается в должности гражданской службы. Кроме того, аттестационная комиссия может прийти к выводу, что гражданский служащий соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации. Если же гражданский служащий отказывается от профессиональной переподготовки, повышения квалификации или перевода на другую должность гражданской службы, представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности и уволить его с гражданской службы.
Другим основанием для расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя является неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание. Увольнение гражданского служащего по этому основанию является дисциплинарным взысканием, поэтому в данном случае должен соблюдаться порядок наложения дисциплинарного взыскания, установленный действующим законодательством. Правила наложения дисциплинарных взысканий установлены ст. 58 закона, которая в целом воспроизводит соответствующие нормы ст. 193 Трудового кодекса РФ. Новеллой закона является предусмотренное ст. 59 проведение служебной проверки обстоятельств совершения дисциплинарного проступка. Сроки применения дисциплинарных взысканий установлены комментируемым законом в полном соответствии с правилами трудового законодательства. Так, дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка и не позднее шести месяцев со дня его совершения. Обязательным условием для увольнения гражданского служащего по этому основанию является наличие у него неснятого дисциплинарного взыскания. Следует отметить, что дисциплинарное взыскание снимается, если в течение одного года со дня его применения гражданский служащий не был подвергнут новому дисциплинарному взысканию. Кроме того, представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения этого срока, как по собственной инициативе, так и по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя.