Основные институты права интеллектуальной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:12, контрольная работа

Описание

Точно так же, как институт патентования способствует развитию и исследованиям нового, авторское право содействует созданию литературных произведений. На написание книги могут уйти годы. В рыночной системе в чистом виде, если книга успешно продается, другие издатели сразу же издадут ту же самую книгу. Такая конкуренция приведет к снижению цены, что, соответственно, породит нежелание авторов и издателей затрачивать много времени и денег, требующихся для написания и издания книги. Обеспечивая охрану прав автора и издателя, авторское право создает экономический стимул к созданию новых произведений.

Содержание

Введение
1. Основные институты права интеллектуальной собственности
2. Коммерческая тайна
2.1. Понятие охраны коммерческой тайны
2.2. Судебный порядок защиты коммерческой тайны
3. Патенты
3.1. Объекты патентования
3.2. Патентная охрана
4. Авторское право
4.1. Объекты авторского права
4.2. Срок охраны прав авторов
4.3. Защита авторских прав
5. Товарные знаки
5.1. Что может быть признано товарным знаком
5.2. Средства охраны товарных знаков
Заключение
Литература


Задача с решением

Работа состоит из  1 файл

Интеллектуальная деятельность.docx

— 63.58 Кб (Скачать документ)

         Российское законодательство рассматривает  незаконное использование чужого  товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения  товара или сходных с ними  обозначений для однородных товаров  не только в качестве гражданского  правонарушения, но и как уголовно  наказуемое деяние (ч. 1 ст. 180 УК РФ). Но для квалификации данного  деяния как преступления необходимы  такие признаки, как неоднократность  или причинение крупного ущерба.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

 

         Право интеллектуальной собственности  является одной из наиболее  быстро развивающихся и укрепляющихся  на международном уровне подотраслей  гражданского права. Теоретически  считается, что присоединение  к международным договорам отношения  по охране интеллектуальной собственности  — дело добровольное, страны, не  вступившие в договорные отношения,  не могут стать членами Всемирной  торговой организации и подвергаются  такому давлению со стороны  ведущих торговых держав, что  присоединение к договору в  действительности становится делом  обязательным.

         Международный аспект права интеллектуальной  собственности имеет и другое  проявление. В мировом сообществе  одни страны являются основными  экспортерами интеллектуальной  собственности, другие — основными  импортерами. Значительная доля  интеллектуальной собственности  производится гигантскими многонациональными  корпорациями. Они заинтересованы  в мировой охране своих прав. Например, хороший фильм может  иметь одинаково большой прокат  в Европе, Восточной Азии и  в Северной Америке. Изобретатель  нового сотового телефона в  маленькой стране, скажем в Финляндии,  будет гораздо более заинтересован  в регистрации своих прав в  США или в Японии, поскольку  уровень возможных доходов от  продаж в этих странах выше.

         Несмотря на то, что огромный  вклад российской науки, литературы  и искусства в мировую цивилизацию  общепризнан, в настоящее время  Россия, бесспорно, относится к  числу импортеров интеллектуальной  собственности. Данное обстоятельство  служит одной из главных причин  того, что реальный уровень охраны  прав на многие объекты интеллектуальной  собственности продолжает оставаться  крайне низким. Желание России  влиться в мировое сообщество  и на равных участвовать в  торговых отношениях может быть  реализовано лишь при условии  обеспечения ею реальной охраны  интеллектуальной собственности.  К сожалению, надлежит признать, что пока для решения данной  задачи в стране нет необходимых  предпосылок. Политическая и экономическая  нестабильность, беззаконие и чиновничий  произвол, разгул преступности и  проникновение последней практически  во все сферы общественной  жизни, низкий уровень правовой  культуры и апатия простых  граждан, большинство из которых  находится за чертой бедности, — все эти и некоторые другие  факторы вряд ли благоприятствуют  охране прав на такую во  многом эфемерную вещь, каковой  является интеллектуальная собственность.  Иными словами, ни о какой  реальной охране интеллектуальной  собственности невозможно говорить  до тех пор, пока в стране  не будет наведен элементарный  порядок.

 

 

 

Список литературы.

 

  1. Сергеев А.П.  Интеллектуальная собственность, Юристъ, 2000.

 

  1. Гаврилов Э.П. Комментарий к закону «Об авторском праве и смежных правах».                    

  

  1. Гордон М.В. Советское авторское право, Изд. юрид.литература, 1995.

 

4.  Гражданское  право. Учебник. Часть III / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого.

 

5.  Гражданское право: Учебник. 2т./ под ред. Е.А. Суханова, 1993.

 

6.  Бабенко  В. Воровство как политика, Книжное  обозрение, №7, 1995

 

Нормативные акты:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (с изменениями от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая 2001 г.)
  2. Закон РФ от 23.09.92   № 3520-1  «О товарных знаках, знаках обслуживания и 

      наименованиях мест происхождения  товаров» (с изменениями от 11.12.2002 N166-ФЗ).

  1. Закон РФ от 9.07.93  № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» 
    (в ред. Федерального закона от 19.07.95  № 110-ФЗ).

 

  1. «Патентный Закон РФ»  от 23.09.92  № 3517-1.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос:

 Художник Л. продал свою  картину любителю живописи П.  Через год художник обратился  к гражданину П. с просьбой  предоставить ему возможность  снять копию с картины. Но  последний отказал в просьбе  художнику, ссылаясь на то, что  через несколько дней выставляет  картину для продажи на аукцион.  На аукционе картина была продана  по цене значительно превышающей  предыдущую. Художник, ссылаясь на  авторское право, потребовал свою  долю от вырученных на аукционе  денег. Гражданин П. отказался  сделать это, заявив, что расплатился  с художником полностью при  покупке у него картины. Объясните,  правомерно ли требование художника  к гражданину П., руководствуясь  нормами Гражданского кодекса  и Законом РФ "Об авторском  праве и других смежных правах".

 

Ответ:

       Право авторства  неотделимо от личности автора. Оно может принадлежать только  действительному создателю произведения  и является неотчуждаемым и  непередаваемым по какому-либо  основанию, в том числе по  договору или по наследству. Более  того, от данного права нельзя  отказаться. Данное право порождается  самим фактом создания произведения  и не зависит от того, обнародовано  ли это произведение или нет,  создано ли оно в порядке  выполнения служебного задания  или является свободным, используется  ли произведение кем-либо или  не используется.

Право доступа к произведениям  изобразительного искусства закреплено в законе с целью обеспечения  автору такого произведения возможности  осуществления его права на воспроизведение. Собственник произведения изобразительного искусства обязан предоставить его  автору доступ к произведению.

Если собственник произведения изобразительного искусства отказывает автору в предоставлении возможности  осуществления права на воспроизведение, он нарушает свою обязанность обеспечить автору доступ к произведению. При  этом происходит нарушение принадлежащего автору права доступа, но не абсолютного  авторского права на воспроизведение.

В случае отказа собственника от предоставления автору возможности воспроизведения  автор должен будет обратиться в  суд с требованием о принуждении  собственника к предоставлению такой  возможности. Основания для применения способов защиты исключительного права  отсутствуют, поскольку само это  право не нарушено.

Авторы произведений изобразительного искусства обладают правом следования. Право следования, называемое иначе  правом долевого участия, представляет собой право автора на получение  в случае публичной перепродажи  оригинала произведения определенного  Законом процента от перепродажной  цены. Статья 17 Закона об авторском  праве устанавливает данное право  только в отношении произведений изобразительного искусства. В статье 1293 части IV ГК РФ право следования распространено также на оригиналы авторских  рукописей литературных и музыкальных  произведений. Хотя причитающийся автору в силу этого права процент  назван в Законе вознаграждением, право  следования не может быть отождествлено  с правом на вознаграждение. В отличие  от права на вознаграждение право  следования реализуется вне связи  с правом на использование произведения. Оно предоставляет автору возможность  участия в прибыли от экономической  эксплуатации материального объекта, представляющего собой оригинал произведения, в случае, если такой  объект повышается в цене.

Данное право, известно законодательству многих государств. Основной его целью  является защита имущественных интересов  художников и авторов других произведений изобразительного искусства, которые  зачастую, особенно в начале творческого  пути продают свои произведения различного рода перекупщикам значительно дешевле  их реальной стоимости. Право на получение  части прибыли, выручаемой от перепродажи  произведения, которым наделяется его  создатель, «следует» за произведением  при его переходе от одного владельца  к другому и в известной  мере компенсирует ту несправедливость, которая была допущена по отношению  к автору в начале.

По российскому авторскому законодательству праву следования свойственны следующие  основные признаки. Во-первых, им обладают только авторы произведений изобразительного искусства. При этом имеются в  виду лишь оригиналы произведений,

т е. уникальные материальные носители произведений живописи, скульптуры, графики  и 

т. д. На копии произведений (кроме  авторских) данное право не распространяется. Не применяется оно и к оригиналам рукописей литературных, драматических, музыкальных и иных произведений, которые также нередко отчуждаются  авторами (наследниками), а в последующем  перепродаются по более высокой  цене.

Во-вторых, данное право касается только публичной перепродажи произведений. Признак публичности означает реализацию произведений через аукцион, галерею  изобразительного искусства, художественный салон, магазин и т.д. В случае частной перепродажи произведения право долевого участия у автора не возникает. Перепродажей является всякая последующая продажа картины  или скульптуры, которая следует  за первой их продажей, под которой  понимается переход права собственности  на произведение изобразительного искусства (возмездно или безвозмездно) от автора к другому лицу. Поэтому  право следования не действует в  том случае, когда произведение реализуется  на аукционе или в магазине по поручению  автора и в его интересах.

В-третьих, право следования действует  только тогда, когда произведение реализуется  по цене, превышающей предыдущую не менее чем на 20%. Данное условие, которое  соответствует практике многих государств конечно, рассчитано на реальное повышение  цены произведения при его перепродаже. Рост цены, вызванный инфляцией, не должен приниматься во внимание. Однако продавец должен доказать, что реальный рост цены произведения не превышает  установленной законом величины.

В - четвертых, хотя данное право носит, безусловно, имущественный характер, закон подчеркивает его особую связь  с личностью автора. Указанное  право является, по общему правилу, неотчуждаемым и в виде исключения переходит только к наследникам  автора по закону на срок действия авторского права. Иными словами, субъектами права  следования могут быть лишь сами авторы и наиболее близкие к ним лица, которые обычно входят в круг наследников  по закону.

Автор не может отказаться от данного  права при своей жизни или  завещать его после своей смерти, пусть даже в качестве наследников  по завещанию и выступает кто-либо из наследников по закону. Выручка  от продажи картин и иных произведений изобразительного искусства и соответственно часть прибыли от их последующих  продаж рассматриваются как основной источник дохода авторов произведений изобразительного искусства, за счет которого нередко живет не только сам автор, но и члены его семьи и другие его близкие родственники. Поэтому  в случае смерти автора право долевого участия закрепляется законом только за теми лицами, которые, как правило, реально пользовались или имели  право пользоваться этими доходами. Поскольку круг этих лиц обычно совпадает  с кругом наследников по закону, закон и относит последних  к субъектам права следования. Дальнейший переход права следования в порядке наследования к иным лицам исключается, так как в  законе говорится лишь о наследниках  самих авторов.

Следовательно, ссылаясь на Статью 17 Закона РФ «Об авторском праве  и других смежных правах» и  Статью 1293 части IV ГК РФ, делаем вывод, что требование художника Л. к  гражданину П. правомерны. Гражданин  Л. имеет право, на получение 5% от цены, по которой картину продали на аукционе.

 

 

 

 




Информация о работе Основные институты права интеллектуальной собственности