Основы административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 21:00, реферат

Описание

Целью реферата является дать обобщенную и по возможности всестороннюю характеристику административного права.

Задачи реферата:

1.Понятие административного права;
2.Понятие и состав административного правонарушения;
3.Административная ответственность

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3

1.ПОНЯТИЕ И СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА………4
2.АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ И
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ……………………………..6

3.ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ……………………...11
4.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О МИРОВЫХ СУДЬЯХ……………………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..…21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..22

Работа состоит из  1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.docx

— 47.98 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ  
ВОЛЖСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТ(филиал) ВОЛГОГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Кафедра Социально гуманитарных дисциплин 
 
 
 
 

Семестровая работа  
Реферат на тему: «Основы административного права».
 
 
 
 
 
 
 
 

выполнил: студент гр.ВТС-431 
Ковалев В.А.

проверил: 
Купряхин В.В.
 
 
 

Волжский 2010.г.

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3

  1. ПОНЯТИЕ И СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА………4
  2. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ И

АДМИНИСТРАТИВНАЯ  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ……………………………..6

  1. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ……………………...11
  2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О МИРОВЫХ СУДЬЯХ……………………15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..…21

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Современное российское административное право  призвано юридически регулировать повседневную государственно-управленческую деятельность, возникающие в ее процессе многообразные управленческие отношения. А их можно без труда обнаружить на различных участках хозяйственной, социально-культурной и чисто административной (оборона, безопасность, внутренние дела и т.п.) работы. Тем самым административное право выполняет роль государственных интересов в различных сферах общественной жизни.

     Исполнительная  власть в системе разделения властей призвана обеспечивать проведение в жизнь общих требований, сформулированных нормами российского законодательства, их неуклонное исполнение всеми государственными и негосударственными образованиями, всеми гражданами. Тем самым исполнительная власть обеспечивает проведение в жизнь государственной политики. Административное право регулирует отношения между субъектами и государственной администрацией, которые возникают повседневно, непосредственно и в многогранных вариантах. В этом находит свое выражение существенная особенность административного права как регулятора подобных общественных связей, цель которого состоит в защите граждан от произвола, ограничения, стеснения их прав и свобод.

     Целью реферата является дать обобщенную и по возможности всестороннюю характеристику административного права.

     Задачи  реферата:

  1. Понятие административного права;
  2. Понятие и состав административного правонарушения;
  3. Административная ответственность
 
 
 

    1. ПОНЯТИЕ И СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА 

     Под субъектом административного права понимается лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством РФ могут быть участниками (сторонами) регулируемых административным правом управленческих отношений. Круг таких субъектов многообразен. Главное, что объединяет их — это обладание ими особым юридическим качеством, а именно административной правоспособностью.

     Административная  правоспособность — проявление общей правоспособности, т.е. установленной и охраняемой государством правовыми нормами возможности данного субъекта (гражданина, исполнительного органа и т.п.) вступать в различного рода правовые отношения. Это — способность приобретать соответствующий комплекс юридических обязанностей и прав и нести ответственность за их реализацию.

     Субъекты  административного права могут  быть индивидуальными и коллективными.  [2, с. 52]

     К числу индивидуальных субъектов  относятся граждане РФ, иностранные  граждане и лица без гражданства. Специфическими индивидуальными субъектами являются государственные служащие. Их особенностью является то, что, проявляя себя индивидуально, они, тем не менее, фактически являются официальными представителями того или иного органа исполнительной власти.

     К коллективных субъектам относятся  различного рода объединения граждан. В их числе различные по своему назначению и статусу организации — государственные и негосударственные.

     Государственные организации как субъекты административного права: органы исполнительной власти (государственного Управления); государственные предприятия, учреждения и их различного рода объединения (корпорации, концерны и т.п.); структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией.

      Негосударственные организации как субъекты административного права: общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т.п.); трудовые коллективы; органы местного самоуправления; коммерческие структуры; частные предприятия и учреждения.

     Субъекты  административного права становятся субъектами административно-правовых отношений тогда, когда они обладают практической способностью реализовать свою административную правоспособность в рамках конкретных административно-правовых отношений. Но для этого требуется, чтобы они были наделены административной дееспособностью. [2, с. 53]

     В качестве субъектов административного  права можно рассматривать Российское государство, субъекты Федерации, государственные и негосударственные организации. В такой роли они являются носителями административной правоспособности. Однако в конкретных административно-правовых отношениях они непосредственно не участвуют. Административная дееспособность приходится на долю представляющих их органов исполнительной власти или управления в отличие от граждан, сочетающих в себе оба эти юридические качества.

     Это означает, что субъектом административно-правовых отношений является, например, не республика, не край или область, не завод, не партия и т.п., а их органы управления.

     Характерные для гражданско-правового регулирования  обязанности и права предоставляются в соответствии с действующим законодательством предприятию (в его разновидностях) как юридическому лицу. Соответственно администрация предприятия субъектом гражданской правоспособности не является. Однако именно она реализует его гражданско-правовую дееспособность. Такое специфическое соотношение административной и гражданской право- и дееспособности объясняется прежде всего тем, что предприятие не является государственным органом, тем более — органом государственного управления. Потому оно и не наделено управленческой компетенцией, составляющей основу административно-правового статуса. Оно и не может в силу этого быть непосредственным участником административно-правовых отношений, хотя является субъектом административного права. В равной мере с подобных позиций могут быть охарактеризованы и различного рода коммерческие структуры. Единственный их отличительный признак — административная право- и дееспособность — возникает с момента их государственной регистрации. Этот Момент важен и для определения статуса общественных объеди нений как субъектов административного права и административно-правовых отношений.

     Иногда  административная право- и дееспособность не совпадают, что характерно для административно-правового статуса граждан как субъектов административного права и участников административно-правовых отношений: правоспособность возникает с момента рождения, а дееспособность, как правило, с 16 лет. [2, с. 54] 

     2. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 

     Действующие в России различные юридически обязательные правила имеют своей целью обеспечение правопорядка и государственной дисциплины в определенных сферах деятельности, которые непосредственно затрагивают интересы всех или большинства граждан, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационной подчиненности и формы собственности. К ним относятся правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения и пользования различными видами транспорта, правила охраны труда и техники безопасности, правила торговли, санитарные, ветеринарные и противопожарные правила, правила охоты, рыбной ловли, правила приобретения, Учета, хранения и использования охотничьего огнестрельного орудия, взрывчатых и радиоактивных веществ, правила воинского Учета, пограничного режима, налоговые, таможенные правила, правила, действующие в сфере охраны здоровья населения, окружающей среды, природопользования, охраны памятников истории и культуры и т.д.

     Соблюдение  таких правил соответствует интересам  граждан, общества и государства, а  их нарушение противоречит им и нередко  приводит к вредным и даже общественно  опасным последствиям. Например, нарушение  правил поведения в общественных местах мешает нормальной жизнедеятельности  людей, безбилетный проезд пассажиров наносит имущественный ущерб  транспортным предприятиям, нарушение  правил дорожного движения ставит под  угрозу жизнь и здоровье людей, приводит к повреждение транспортных средств, снижает пропускную способность  дорог, нарушение правил охоты и рыбной ловли наносит вред живой природе, а тем самым и обществу. [2, с. 311]

     Все названные и многие другие правила  устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также органами исполнительной власти, действующими в пределах своей компетенции.

     Одна  из существенных особенностей обязательных правил состоит в том, что они  защищаются административными санкциями, а их нарушение квалифицируется в качестве административного правонарушения, являющегося основанием административной ответственности.

     Главные признаки и юридическая характеристика такого рода правонарушений содержатся в Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП).

     В Кодексе (ст. 2.1) сформулировано официальное  определение такого правонарушения: административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

     Понятие административного правонарушения охватывает собой ряд признаков. Во-первых, это деяние, т.е. действие или бездействие, во-вторых, общественно опасное, в-третьих, противоправное, в-четвертых, виновное, в-пятых, наказуемое деяние.

     Административное  правонарушение — это вариант юридической патологии, отклоняющегося поведения, которое принимает форму действия либо бездействия. [2, с. 312]

     Сущность  административного правонарушения определяется его общественной опасностью. Государство, закрепляя в нормах права обязательные правила поведения, предусматривает возможность применения за их нарушение государственного принуждения. Именно общественная опасность правонарушения обусловливает ответственность за его совершение. Отсутствие данного признака свидетельствует и об отсутствии правонарушения.

     Любой административный проступок, посягая  на установленный порядок, причиняет ему тот или иной вред, нарушает упорядоченность, согласованность, гармоничность управленческих отношений. При этом нежелательный результат может проявляться как в реальном вреде (мелкое хищение, безбилетный проезд), так и в создании условий для наступления вреда (нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил).

     Таким образом, меры административного наказания  могут быть применены лишь в том  случае, если конкретное деяние предусмотрено нормой права. Иными словами, деяние, не являющееся противоправным (направленным против права), нельзя квалифицировать как административное правонарушение, и оно не может повлечь административную ответственность. [2, с. 313]

     При совершении административного проступка  вина может выражаться как в форме  умысла, так и в форме неосторожности. Вина — это психическое отношение правонарушителя к совершенному общественно опасному, противоправному действию или бездействию, его последствиям в форме умысла либо неосторожности. Наличие вины правонарушителя (физического или юридического лица) в той или иной форме является необходимым признаком административного правонарушения.

     Вместе  с тем КоАП в ст. 2.1 «Административное  правонарушение» дает новое довольно специфическое определение вины юридического лица: «Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению». [2, с. 313]

Информация о работе Основы административного права