Основы конституционного права Италии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 18:28, курсовая работа

Описание

История конституционных институтов в Италии насчитывает более полутора веков. За этот период страна прошла через режим конституционной монархии, тоталитарную фашистскую диктатуру, а после того, как в 1946 г.в результате референдума была отвергнута монархическая форма правления, в Италии была принята одна из самых демократических конституций послевоенной Европы.

Работа состоит из  1 файл

Реферат по КПЗС - Конституц.право Италии.docx

— 51.52 Кб (Скачать документ)

Санкт-Петербургский государственный  университет сервиса и экономики

 

Кафедра «Государственное право»

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по Конституционному праву 

зарубежных стран

Тема: «Основы конституционного права  Италии» 

 

 

 

 

 

Работа выполнена студентом 2 курса

заочного отделения

специальность 030501 (0211) сок.ЮрИ

Шипулиным Алексеем Андреевичем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011

  1. Конституционное развитие

История конституционных  институтов в Италии насчитывает  более полутора веков. За этот период страна прошла через режим конституционной  монархии, тоталитарную фашистскую диктатуру, а после того, как в 1946 г.в результате референдума была отвергнута монархическая форма правления, в Италии была принята одна из самых демократических конституций послевоенной Европы.

В марте 1848 г. в Королевстве  Сардиния впервые был принят конституционный  закон, так называемый «Альбертинский статут», названный так по имени  короля Карла Альберта. После полного  объединения Италии в 1870 г. Альбертинский  статут стал Конституцией всей страны.

По своему характеру  Альбертинский статут – типичная дарованная «сверху» конституция. Во всех ее 84 статьях (оригинал был составлен  на французском языке) тщательно  избегалось любое упоминание о таких категориях, как «народное одобрение», «суверенитет народа» и т.д. Италия объявлялась наследственной монархией с салическим порядком престолонаследия: трон наследует старший потомок мужского рода. Католическая религия провозглашалась единственной религией государства. Король получал самые широкие полномочия: он в качестве высшей инстанции одобрял законы, назначал весь состав высшей палаты – Сената, в любой момент мог распустить Палату депутатов и назначить новые выборы. В его же исключительную компетенцию входили назначение всех высших должностных лиц Королевства, объявление войны, ратификация международных договоров, проведение амнистии.

Вместе с тем Альбертинский  статут вводил отдельные элементы народного  представительства. Законодательные  функции, осуществлялись, наряду с королем, избираемой Палатой депутатов и  назначаемым королем Сенатом. В  статут была включена отдельная глава, посвященная правам и обязанностям гражданина. В ней декларировались, без каких-либо конституционных гарантий, равенство перед законом, некоторые личные свободы, право на собственность, свобода печати и слова, хотя в сильно урезанном виде. Избирательные права были серьезно ограничены системой цензов.

Тем не менее, при всех своих  правовых и сословных ограничениях Альбертинский статут знаменовал собой  начало демократической эволюции Италии, хотя и в рамках конституционной  монархии. Элементы либерализма и  демократии получили в итальянской  конституционной практике дальнейшее развитие после введения в 1912 г. всеобщего  избирательного права.

Демократическое конституционное  развитие Италии было прервано в 1922 г. после установления в стране тоталитарного  фашистского режима во главе с  Бенито Муссолини.

В конституционном плане  новый режим оформился с принятием 24 декабря 1925 г. так называемого «Закона  № 2263». Согласно этому Закону значительно  возрастала роль главы правительства, который получал свой мандат непосредственно  от короля, назначал и смещал членов правительства без каких-либо консультаций с избранными органами. В стране был установлен однопартийный режим, а глава партии – вождь (дуче) – одновременно являлся главой всей исполнительной власти в стране. Палата депутатов первоначально потеряла значительную часть своих полномочий, а в 1939 г. была заменена на Палату фаший и корпораций, члены которой не избирались, а назначались правительством из состава органов фашистской партии и корпоративных учреждений (Большой Фашистский Совет, Национальный Совет Фашистской партии, Национальный Совет корпораций).

Институт монархии при  фашизме сохранился. Формально король оставался главой государства и верховным главнокомандующим и в этом смысле председатель Совета министров был ему подотчетен. Такое положение короны облегчило ликвидацию фашистского режима в 1943 г. после поражения Италии во Второвой мировой войне. Большой Фашистский Совет на чрезвычайном заседании 25 июля 1943 г. отозвал сове доверие главе итальянского фашизма Б.Муссолини и рекомендовал королю                    Виктору-Эммануилу III назначить на пост главы правительства маршала П.Бадольо. На волне антифашисткого сопротивления были созданы новые органы власти, первоначально местные комитеты национального освобождения, а 5 апреля 1945 г. – общегосударственная Национальная ассамблея. Основные политические партии, представленные в Национальной ассамблее, - христианские демократы, либералы, а также коммунисты и социалисты выступили за коренное изменение конституционного строя и политических институтов в стране. На референдуме 2 июня 1946 г. большинством голосов была отвергнута монархическая форма правления и одновременно было избрано Учредительное собрание. 18 июня 1946 г. Италия была официально провозглашена республикой.

Новая Конституция Италии была принята на торжественном заседании  Учредительного собрания 22 декабря 1947 г. 27 декабря 1947 гю Конституция была промульгирована Временным главой государства И..Бономи, а с 1 января 1948 г. она вступила в силу.

 

  1. Общая характеристика действующей Конституции

Итальянская Конституция  – это тщательно и детально проработанный политико-юридический  документ. В ней нет отдельной  преамбулы. Философские установки, социально-правовые основы и юридические принципы отражены непосредственно в соответствующих разделах самого конституционного текста.

Конституция состоит из вводного раздела «Основные принципы», двух главных частей «Права и обязанности граждан» и «Устройства Республики» и переходных и заключительных постановлений.

Значение первой части  «Права и обязанности граждан» Конституции подчеркивается тем немаловажным обстоятельством, что она охватывает 54 статьи. Однако четыре раздела, составляющие эту часть, посвящены, как вытекает из их заголовков, не только правам и обязанностям, но и отношениям - соответственно гражданским, этико-социальным, экономическим, политическим. Вторая часть регулирует устройство республики. В ее состав входят разделы о Парламенте (с подразделами о палатах и о законотворчестве), о президенте республики, о Правительстве (с подразделами о Совете министров, о публичной администрации и о вспомогательных органах), о магистратуре (с подразделами о судоустройстве и о правилах судопроизводства), об областях, провинциях и коммунах, о конституционных гарантиях (с подразделами о конституционном суде и о пересмотре Конституции и конституционных законах).

В основном тексте Конституции 139 статей. Переходные и заключительные постановления имеют свою особую, римскую нумерацию (18 статей).

Итальянская Конституция  имеет жесткий характер. Ее пересмотр возможен исключительно в рамках особой процедуры и при наличии в обеих палатах Парламента расширенного, так называемого «конституционного большинства». Жесткость Конституции дополнительно усиливают и особые полномочия Конституционного Суда, который вправе по упрощенной процедуре контролировать конституционность практически всех принимаемых Парламентом законов или других, обладающих силой закона актов.

Важным положением Конституции  Италии является отказ войны как  орудия посягательства на свободу других народов и как способа решения  международных споров.

Своеобразно решается в  итальянской Конституции вопрос о соотношении международного права  и внутреннего закона. Статья 10 Конституции определяет, что правопорядок Италии согласуется с общепризнанными нормами международного права.

В итальянской Конституции, хотя она и не содержит отдельного упоминания о разделении властей, проводится четкое различие трех государственных  ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной.

Особое место в итальянской  Конституции занимают взаимоотношения  между государством и Католической церковью. В значительной степени  это объясняется не только католическими  традициями Италии, но и тем, что  на итальянской территории,  в  Риме, расположен Ватикан – религиозный  и административный центр Католической церкви,  а римский первосвященник – Папа по традиции является римским  епископом.

Ещё в 1929 г. между Государством и Ватиканом были заключены особые Латеранские соглашения (Договор и Конкордат), которые гарантировали частичный суверенитет и международную правосубъектность Ватикана и регламентировали отношения с католической церковью как традиционной религией Италии. Конституция, подтверждая, что отношения между итальянским Государством, Ватиканом (точнее Святым Престолом) и католической церковью регулируются ранее подписанными Латеранскими соглашениями, тем самым придает конституционный характер нормам, содержащимся в этих соглашениях.

При этом итальянская Конституция  сохраняет светский характер, следует  принципам отделения церкви от государства  и равенства вероисповеданий. В  окончательный текст Конституции  не вошла ст.1 Альбертинского статута, которой «католическая апостольская римская религия» объявлялась единственной государственной религией.

 

 

 

  1. Форма правления

Конституция устанавливает в Италии парламентскую форму правления. Ее признаками является:

- верховная власть в организации  государственной жизни принадлежит  парламенту, который избирается  гражданами страны;

- президент, как глава государства,  избирается, как правило, парламентом,  имеет символические права, не  оказывает существенного влияния  на политическую жизнь;

- правительство формируется парламентом  из представителей партии или  коалиции парламентского большинства;

- политическая ответственность  правительства перед парламентом;

-  глава правительства – премьер-министр (канцлер, председатель совета) – лидер партии парламентского большинства, назначается президентом и является лицом политической жизни страны.

Президент    Республики

По Конституции президент Республики является главой государства, олицетворяет собой национальное единство, представляет государство в международных отношениях.

В рамках своей компетенции президент  осуществляет следующие конкретные полномочия:

- в законодательной области президент по инициативе правительства участвует в процедуре представления палатам законопроектов; промульгирует утвержденные Парламентом законы; издает одобренные правительством декреты, обладающие силой закона, и регламентарные акты; направляет палатам послания с требованием повторного обсуждения того или иного закона; назначает народный референдум в случаях, предусмотренных Конституцией; участвует в правительственных инициативах, касающихся возбуждения дел в Конституционном суде, включая вопросы компетенции областных законов; в сфере деятельности высших государственных органов президент назначает и освобождает от должности председателя Совета министров, назначает по рекомендации последнего министров и государственных секретарей, назначает пять пожизненных сенаторов «по праву», распускает с учетом конституционных рамок своих полномочий палаты Парламента и назначает выборы новых палат; может выступить с инициативой созыва палат на чрезвычайную сессию; назначает в случаях, указанных законом, должностных лиц государства;

- аккредитует и принимает дипломатических представителей, ратифицирует международные договоры с предварительной санкции палат Парламента;

- является командующим вооруженными силами, возглавляет Верховный Совет обороны и по решению палат Парламента объявляет состояние войны;

- распускает на основании предварительного постановления совместной комиссии представителей Палаты депутатов и Сената областные советы;

- в судебной сфере возглавляет Высший Совет магистратуры, назначает по его представлению членов этого Совета, назначает треть судей Конституционного суда; обладает правом помилования и снижения меры наказания; жалует знаки отличия Республики.

В ныне действующей Конституции  Италии предусмотрен непрямой порядок избрания президента. Он избирается не общенародным голосованием, а Парламентом на совместном заседании всех его членов. Кроме парламентариев в выборах участвуют также по три делегата от каждой области. Малочисленная область Балле д'Аоста направляет одного делегата.

Президент избирается на семь лет. Для  избрания, которое проводится тайным голосованием, необходимо получить две  трети голосов, однако уже после третьего тура достаточно абсолютного большинства (ст. 83).

Президентом Республики может быть избран любой гражданин в возрасте не менее 50 лет, пользующийся гражданскими и политическими правами (ст. 84). Пост президента несовместим с любой другой должностью. Президент при вступлении в должность приносит перед Парламентом на совместном заседании присягу на верность Республике и соблюдение Конституции.

Информация о работе Основы конституционного права Италии