- Правовые
нормы и их система.
Правовые нормы – это правила поведения,
установленные или санкционированные
государством, а иногда и непосредственно
народом, реализация которых обеспечивается
авторитетом и принудительной силой государства.
Правовые нормы являются самым
распространенным видом социальных
норм. С их помощью в современном
обществе регулируются все наиболее
значимые общественные отношения
– экономические, политические, социально-культурные
и другие. Совокупность существующих в
государстве правовых норм называется
правом.
В соответствии со своим предназначением
правовые нормы выполняют в
обществе такие функции как:
регулятивную, охранительную, воспитательную,
идеологическую.
Право характеризуется следующими
признаками:
- Нормативностью.
Право состоит из норм, т.е. правил поведения
общего характера, адресованных персонально
неопределенному кругу лиц, попадающих
в ситуацию, регулируемыми данными нормами.
Потенциально действие правовой нормы
может быть распространено на любого,
кто находится на территории государства,
хотя круг конкретных адресатов правовых
норм может быть различен: например, норма
Конституции РФ, устанавливающая обязанность
сохранять природу и окружающую среду,
бережно относится к природным богатствам,
касается всех, а конституционная норма,
закрепляющая обязанность заботится о
воспитании детей и обеспечить получения
детьми основного общего образования
имеет силу только в отношении родителей;
- Общеобязательностью.
Правовые нормы обязательны для исполнения
любыми лицами и организациями, которым
они адресованы;
- Формальной
определенностью. Правовые нормы выражаются
в словесно-письменной форме в текстах
различных источников права и, в силу этого,
отличаются большой степенью определенности
и ясности. Нормы права четко, в деталях
фиксируют требования, предъявляемые
к поведению людей, а сами субъекты права
знают границы правомерного и неправомерного,
свои права, свободы и обязанности.
- Системностью.
Ни одна правовая нормы не регулирует
общественные отношения самостоятельно,
все правовые нормы логически неразрывны,
взаимосвязаны и соподчинены, они вытекают
друг из друга, образуя целостную систему,
называемую системой законодательства;
- Многократностью
применения. Нормы права рассчитаны на
регулирование не единичного отношения,
а, напротив, неограниченного количества
случаев, возникающих в типичных жизненных
ситуациях;
- Гарантированностью
государством. Реализация правовых норм
обеспечивается авторитетом государства
и возможностью применения государственного
принуждения к лицам, которые нарушают
правовые нормы или уклоняются от их исполнения.
Право регулирует общественные
отношения во взаимодействии
с другими социальными нормами.
В некоторых странах нормы
права, морали, религиозные нормы могут
даже совпадать между собой (запрет убийства,
кражи).
Правовые формы имеют строго
определенные формы своего выражения
и существования, называемые
источниками (формами)
права.
Источники (формы) права – это
официальные способы выражения
и закрепления правовых норм, придания
правилам поведения общеобязательного,
юридического значения. Все источники
права так или иначе связаны с деятельностью
государства.
В правовых системах разных
государств на протяжении истории
сложилось несколько разновидностей источников
права, основными из которых являются
правовой обычай, судебный прецедент,
нормативный договор, правовая доктрина,
религиозные тексты и нормативно-правовой
акт.
Каждая норма права характеризуется
четкой структурой, которая состоит
из следующих элементов:
- Гипотеза
– это часть правовой формы, в которой
определяются условия, обстоятельства,
при наличии которых норма начинает действовать.
- Диспозиция
– это часть правовой нормы, которая указывает,
каким должно быть поведение людей при
наличии обстоятельств, предусмотренных
гипотезой.
- Санкция
– это часть правовой нормы, которая говорит
о мерах государственного принуждения,
которые применяются к правонарушителям.
Все правовые нормы могут быть разделены
на определенные группы и виды:
- В зависимости
от вида регулируемых общественных отношений
нормы делятся на конституционно-правовые,
административно-правовые, гражданско-правовые,
уголовно-правовые, семейно-правовые и
т. П.
- По юридической
силе правовые нормы можно разделить на
нормы законов и нормы подзаконных актов.
Юридическая сила нормы зависит от места,
которое занимает орган ее издавший, в
общей системе государственных органов.
- По характеру
содержащихся в их тексте правил поведения
правовые нормы могут быть разделены на
обязывающие нормы (устанавливают обязанность
совершать определенные положительные
действия), запрещающие нормы (устанавливают
обязанность не совершать запрещенных
действий) и управомочивающие нормы (предоставляют
права на совершение определенных положительных
действий).
- По действию
во времени нормы делятся на нормы неопределенного
длительного действия (в нормативно-правовом
акте не указан период их действия во времени),
временные нормы (период их действия определен
в нормативно-правовом акте) и чрезвычайные
нормы (издаются и действуют в силу в период
чрезвычайных ситуаций).
- По кругу
субъектов права нормы делятся на общие
(распространяются на всю группу субъектов
права), специальные (регулируют поведение
конкретного, определенного круга субъектов
права) и исключительные (распространяются
на отдельных субъектов права).
- По способу
установления правил поведения нормы
делятся на императивные (не допускают
никаких отступлений) и диспозитивные
(предоставляют возможность выбора).
- По функциональному
назначению правовые нормы подразделяют
на материальные и процессуальные.
Чтобы правильно применить правую
норму, ее сначала надо правильно
истолковать. Иначе норму права
можно применить ошибочно: наказать
невиновного, освободить от ответственности
преступника.
Толкованием нормы права называется
деятельность государственных органов,
общественных организаций, должностных
лиц, граждан по установлению смысла и
содержания норм права для их правильной
реализации.
- Совет
федерации: порядок
формирования и полномочия.
Российская Федерация является
государством с республиканской
формой правления. Это означает,
что в России все высшие
органы государственной власти
избираются населением либо формируются
избранными народом представительными
органами.
Под государственными органами
понимаются физические лица или
организации, наделенные государственно-властными
полномочиями и участвующие в управлении
делами государства.
В государстве необходимо осуществлять
три различных вида деятельности:
принимать законы, исполнять их и осуществлять
правосудие, т.е. наказывать нарушителей
этих законов, а также разрешать конфликты,
связанные с применением законов. Поэтому
государственная власть в Российской
Федерации осуществляется на основе ее
разделения на законодательную (парламент),
исполнительную (правительство и другие
органы исполнительной власти) и судебную
(независимые суды).
Государственную власть в РФ
осуществляют Президент РФ, Федеральное
Собрание РФ, Правительство РФ, Суды
РФ.
Законодательная власть в РФ
принадлежит двухпалатному парламенту
– Федеральному Собранию РФ.
Законодательная власть – это делегированная
народом своим представителям государственная
власть, реализуемая коллегиально путем
издания законодательных актов, а также
наблюдения и контроля за исполнительной
властью, главным образом в финансовой
сфере. Законодательная власть – это власть
представительная. В ходе процедуры выборов
народ передает власть своим представителям
и таким образом уполномочивает законодательные
органы осуществлять государственную
власть.
Современный российский парламент
- Федеральное Собрание РФ был
учрежден Конституцией РФ 1993 г. Согласно
Конституции, Федеральное Собрание РФ
представительным и законодательным органом
Российской Федерации. Верхняя палата
российского парламента называется
Совет Федерации и формируется субъектами
РФ. В состав Совета Федерации входят по
два представителя от законодательной
и исполнительной власти субъектов РФ.
Нижняя палата – Государственная
Дума – избирается гражданами РФ путем
прямых всеобщих выборов сроком на четыре
года и состоит из 450 депутатов. Порядок
формирования Совета Федерации и порядок
выборов депутатов Государственной Думы
устанавливается федеральными законами.
Одно и то же лицо не может являться одновременно
членом Совета Федерации и депутатом Государственной
Думы. Члены Совета Федерации и депутаты
Государственной Думы обладают неприкосновенностью
в течении всего срока их полномочий. Они
не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты
обыску, кроме случаев задержания на месте
преступления, а также подвергнуты личному
досмотру, за исключением случаев, когда
это предусмотрено федеральным законом
для обеспечения безопасности других
людей. Вопрос о лишении неприкосновенности
решается по представлению Генерального
прокурора Российской Федерации соответствующей
палатой Федерального Собрания.
Совет Федерации избирает из
своего состава Председателя
Совета Федерации и его заместителей,
которые ведут заседания и ведают внутренним
распорядком палаты. Для осуществления
контроля за исполнением федерального
бюджета Совет Федерации и Государственная
дума образуют Счетную палату, состав
и порядок деятельности которой определяются
федеральным законом.
К ведению Совета Федерации
относятся:
- Утверждение
изменения границ между субъектами Российской
Федерации;
- Утверждение
указа Президента Российской Федерации
о введении военного положения;
- Утверждение
указа Президента Российской Федерации
о введении чрезвычайного положения;
- Решение вопроса
о возможности использования Вооруженных
Сил Российской Федерации за пределами
территории Российской Федерации;
- Назначение
выборов Президента Российской Федерации;
- Отрешение
Президента Российской Федерации от должности;
- Назначение
на должность судей Конституционного
Суда Российской Федерации, верховного
Суда Российской Федерации, Высшего арбитражного
Суда Российской Федерации;
- Назначение
на должность и освобождение от должности
Генерального прокурора Российской Федерации;
- Назначение
на должность и освобождение от должности
заместителя Председателя Счетной палаты
и половины состава ее аудиторов.
Совет
Федерации принимает постановления
по вопросам, отнесенным к его ведению
Конституцией Российской Федерации.
Постановления
Совета федерации принимаются большинством
голосов от общего числа членов Совета
Федерации, если иной порядок принятия
решений не предусмотрен конституцией
российской Федерации.
Основной функцией палат Федерального
Собрания является принятие законов.
Конституция РФ предусматривает возможность
принятия законов двух видов: федеральных
и федеральных конституционных.
Законодательный процесс начинается
в Государственной Думе. Федеральные
законы принимаются большинством голосов
от общего числа депутатов Государственной
Думы. Далее принятые законы передаются
на рассмотрение Совета Федерации.
Федеральный закон считается
одобренным, если за него проголосовало
больше половины от общего
числа членов этой палаты или
если в течение 14 дней закон
не был рассмотрен Советом
Федерации. Однако законы, принятые Государственной
Думой, подлежат обязательному рассмотрению
в Совете Федерации, если они касаются
вопросов: федерального бюджета; федеральных
налогов и сборов; финансового, валютного,
кредитного, таможенного регулирования,
денежной эмиссии; ратификации и денонсации
международных договоров РФ; защиты государственной
границы РФ; войны и мира.
Принятый федеральный закон направляется
Президенту РФ. Он в течении 14
дней подписывает и обнародует закон.
Однако в тот же срок Президент РФ может
наложить вето, т.е. отклонить закон. Тогда
государственная Дума и Совет Федерации
снова рассматривают данный закон. В этом
случае для одобрения закона требуется
не менее 2/3 голосов в каждой из палат.
Если закон принят, он подлежит подписанию
Президентом РФ в течении семи дней и обнародованию.
Федеральные конституционные законы
принимаются по наиболее важным вопросам,
например о референдуме, о Правительстве
РФ, о порядке введения военного положения,
о судебной системе, о Конституционном
суде РФ и др. для принятия этого закона
требуется не менее ¾ голосов членов Совета
Федерации и 2/3 голосов депутатов Государственной
Думы.
Конституция РФ не допускает
досрочного прекращения полномочий
Совета Федерации.
- Мировые
судьи в судебной
системе РФ.
Судебной системой называется упорядоченное
построение судов в соответствии с их
компетенцией, определенными целями и
задачами. Согласно законодательству,
судебная система РФ представляет собой
совокупность всех установленных Конституцией
и федеральными законами РФ судов, наделенных
полномочиями осуществлять судебную власть.
Суд не создает общих правил
поведения (законов), он не занимается
управлением. Судебные органы осуществляют
государственную власть в особой форме
– в форме правосудия. Правосудие
– это деятельность суда
по вынесению правового суждения о законе
и правах сторон.
Судебная система Российской
Федерации состоит из федеральных
судов, конституционных (уставных) судов
субъектов Российской Федерации, а также
мировых судей субъектов Российской
Федерации.
Юрисдикцией называется право государственных
органов разрешать правовые споры, а также
дела о правонарушениях и применять санкции
к правонарушителям. Суды общей юрисдикции,
или общие суды, - это такие судебные органы,
которые рассматривают споры о праве между
гражданами или между гражданами и организациями,
выносят решение по уголовным, гражданским,
административным и иным делам.
Система этих судов возглавляется
Верховным Судом РФ. В каждом субъекте
Российской Федерации существует суд
данного субъекта федерации: в республиках,
входящих в состав РФ - верховные суды,
в краях и областях – краевые и областные
суды. Наконец, в каждом районе есть районные
суды. В настоящее время в субъектах Федерации
формируется система мировых судей.