Особенности договора розничной купли-продажи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 09:55, курсовая работа

Описание

Итак цель данной работы - исследовать особенности договора розничной купли-продажи.
Исходя из поставленной цели я ставлю перед собой следующие задачи:
- рассмотреть общие положение о договоре розничной купли-продажи, в частности понятие договора, сферу его применения, разновидности и его форма;
- проанализировать правовое регулирование договора розничной купли-продажи;
- исследовать особенности содержания договора розничной купли-продажи, порядок его заключения, правило публичной оферты;

Содержание

Введение.
Понятие и особенности договора розничной купли-продажи.
Разновидности договора розничной купли продажи.
Защита прав граждан-потребителей по договору розничной купли-продажи. Претензия.
Права и обязанности продавца по договору.
Права и обязанности покупателя по договору.
Ответственность продавца и исполнение обязательства в натуре.
Заключение.
Нормативные акты.
Литература.

Работа состоит из  1 файл

курсовая гражд. пр.doc

— 162.45 Кб (Скачать документ)

Наконец, договор розничной купли-продажи имеет специфику по сравнению с общими правилами о купле-продаже и с точки зрения содержания, т. е. существенных условий. Согласно п.1 ст. 500 ГК РФ, покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора розничной купли-продажи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Цена товара по общему правилу должна устанавливаться одинаковой для всех покупателей. Покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора. Отсюда можно сделать вывод о том, что покупатель по договору розничной купли - продажи не может непосредственно участвовать в определении цены товара. Покупатель, которому товар продан по более высокой цене, чем другим, вправе требовать признания договора недействительным, при этом стороны возвращаются в первоначальное положение.

На отдельные виды товаров цены устанавливаются или регулируются государством и, следовательно, приобретают для продавца обязательный характер.

В случае, когда договором розничной купли-продажи предусмотрена предварительная оплата товара (статья 487), неоплата покупателем товара в установленный договором срок признается отказом покупателя от исполнения договора, если иное не предусмотрено соглашением

 

 

3. Разновидности договора розничной купли продажи.

 

Гражданский Кодекс Российской Федерации выделяет следующие виды договора розничной купли-продажи:

  • продажа товара с условием о его принятии покупателем в определенный срок;
  • продажа товаров по образцам (описаниям, каталогам);
  • продажа товаров с использованием автоматов;
  • продажа товара с условием о его доставке покупателю;
  • договор найма-продажи.

Однако, как отмечают большинство исследователей, приведенная классификация Гражданского Кодекса, не является удачной, т.к. не основывается на юридически значимых особенностях договоров этого типа.

Так, например, А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой отмечают: «Очевидно, этот перечень не является классификацией разновидностей розничной купли-продажи или договорных условий. Он неполон, непоследователен и лишен системности - главных достоинств любой классификации. Между тем полноценное регулирование договорных обязательств невозможно без учета их общих и особенных свойств. Именно поэтому отсутствие единой системы изложения нормативного материала в §2 главы 30 ГК привело к многочисленным противоречиям и дублированию норм»1.

Отдельные авторы вообще не классифицируют данный договор, выделяя лишь «договора розничной купли-продажи с отдельными нетипичными условиями.2

Логична была бы классификация розничной купли-продажи по следующим специфическим характеристикам договора:

- место исполнения договора; способ вручения товара;  время передачи товара;  срок оплаты товара;  обязанность доставки товара.

Соответственно, по месту исполнения договора можно было бы выделить продажу товара на дому у покупателя и продажу на торговой площади продавца;

по времени передачи товара: продажу по предварительным заказам и продажу с немедленной передачей товара;

по способу вручения товара: продажу через автоматы, продажу с обслуживанием покупателя работниками продавца;

по сроку оплаты товара: договор с предварительной оплатой, с немедленной оплатой и с оплатой в кредит (в том числе в рассрочку);

по обязанности доставки товара: продажу с обязательством доставить товар покупателю и без такового.

 

 

4. Защита прав граждан-потребителей по договору розничной купли-продажи.

 

Если магазин или поставщик услуг не желают выполнять требования потребителя, у последнего всегда остается возможность обратиться в суд.

Несмотря на то, что закон «О защите прав потребителей», принятый 12 лет назад, является одним из реально действующих законов, способных решить конкретную проблему гражданина, не все потребители доходят до суда. Одни не готовы потратить достаточное количество времени для оформления искового заявления, консультации юриста, на судебные заседания и так далее, считая, что «овчинка выделки не стоит», другие еще не избавились от комплекса страха перед судом.

Хотя, по уверению работников суда, таких людей в последние два-три года стало меньше. Сегодня искушенный потребитель считает, что суд - это цивилизованный способ решения конфликтов, при этом более грамотно составляются исковые заявления, появились адвокаты, которые специализируются на защите прав потребителей в суде.

Сейчас дела, связанные с защитой прав потребителей, рассматриваются в двух инстанциях. Если сумма материального ущерба менее 50 тысяч рублей, исковые заявления рассматривают мировые судьи. Крупные иски принимают суды общей юрисдикции.

В 2003 году мировые судьи рассмотрели 43 иска по защите прав потребителей, а суды общей юрисдикции - 26 исков. Восемь дел закончились мировыми соглашениями, четыре получили отказ. В остальных случаях требования истцов были удовлетворены.

 

Для  успешного разрешения конфликта  вначале стоит определиться, кого, согласно Закону РФ «О защите прав потребителей», призвать к ответу: продавца или фирму-изготовителя (это решает сам потребитель независимо ни от каких условий). При обращении к продавцу мы имеем больше прав, чем при обращении к изготовителю. Кроме того, при обращении к продавцу можем потребовать от магазина доставить крупногабаритный товар для ремонта или замены и предоставить в течение трёх дней аналогичный товар во временно пользование.

Теперь берём лист бумаги и начинаем писать, претензию. 'Этот документ пишется в двух экземплярах: один вручается директору или лицу, уполномоченному принимать претензию. второй остается у потребителя но на нем должны быть поставлены дата и подпись лица, принявшего претензию, либо указана причина отказа  в принятии.

Если продавец (исполнитель, изготовитель) отказывается принять претензию, то ее можно отправить по почте. Причем не просто так  заказным м  письмом, с описью вложения и с уведомлением о вручении. Все эти  документы в случае чего подтвердят, что потребитель со своей стороны приложил все усилия для решения конфликта.

Если найти решение мирным путем не удалось, то придется принимать более радикальные меры - обращаться в суд.

 

 

ПРЕТЕНЗИЯ

Часть первая - изложение фактов. В этой части претензии описываются события, произошедшие до обнаружения недостатков. Например: 15.06.2003 года я купил в Вашем магазине телевизор «Sony», стоимостью 12 750 рублей. На телевизор был установлен гарантийный срок 12 месяцев. 28.01.2004 г. телевизор перестал работать. (Причину поломки вы можете не указывать, ведь вы не специалист.).

Часть вторая - требования потребителя. В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей», требую:

  • провести гарантийный ремонт телевизора;
  • на время ремонта предоставить мне во временное пользование аналогичный телевизор;
  • т.к. телевизор весит более 5 кг, доставить его для ремонта и обратно за счет Вашего магазина.

Часть третья - пугательная, необязательная, но, как показывает практика, самая действенная, поэтому настоятельно рекомендуем включать ее в текст претензии. Ставлю Вас в известность, что в случае, если Вы не выполните мои законные требования в установленный срок, Вы будете обязаны выплатить мне неустойку в размере 1 % в день от стоимости телевизора.

Если Вы откажетесь выполнить мои законные требования, я оставляю за собой право обратиться в суд,  который буду просить принудить Ваш магазин выполнить мои законные требования, а также взыскать моральный ущерб и штраф в пользу государства в размере цены иска за отказ добровольно выполнить требования потребителя, что принесет Вашему магазину дополнительные убытки.

Часть четвертая - приложение: копия чека, копия гарантийного талона.

 

 

5. Права и обязанности продавца по договору

 

Анализ легального определения договора розничной купли-продажи позволяет сделать вывод об основной обязанности продавца - передать покупателю товар.

Итак, товар должен быть передан:

- в определенном месте (ст.499 ГК РФ).

- вместе с принадлежностями и документами, относящимися к товару, (ст.456 ГК).

- в определенном количестве, (ст.465 ГК).

- в соответствующей комплектности и в комплекте, если таковой предусмотрен,

- установленного качества, (ст.469 ГК РФ, ст.4 Закона “О защите прав потребителей).

- свободным от прав третьих лиц, (ст.460 ГК РФ).

- в таре и упаковке, (ст.481 ГК).

Продавец обязан довести до покупателя необходимую и достоверную информацию. Такой комплекс информации должен в себя включать:

1) информация об изготовителе (исполнителе);

2) информация о товарах.

Первый информационный блок «информация об исполнителе» в соответствии со ст.9 Закона «О защите прав потребителей» должен включать: фирменное наименование своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы. Кроме того, продавец индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Данная информация должна быть размещена на вывеске.

Второй информационный блок - «информация о товаре» в соответствии со ст.10 Закона «О защите прав потребителей». Применительно к розничной купли-продажи Она в обязательном порядке должна содержать:

· обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары.

· сведения об основных потребительских свойствах товаров.

· цену и условия приобретения товаров;

· гарантийный срок, если он установлен;

· правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;

· срок службы или срок годности товаров, установленный в соответствии с Законом.

· место нахождения (юридический адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца) и место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара;

· информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров соответствующим государственным стандартам;

· информацию о правилах продажи товаров.

Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. №7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» подчеркивается: рассматривая требования потребителя о возмещении убытков, причиненных ему недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), суд должен исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о его свойствах и характеристиках, имея в виду, что в силу Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность компетентного выбора (ст. 12).

Выделим еще одну обязанность продавца. Закон "О защите прав потребителей" устанавливает обязанность продавца и организации, выполняющей функции продавца, своими силами и за свой счет осуществлять доставку крупногабаритных товаров, а также товаров весом более 5 кг для ремонта, уценки, замены и возврата их потребителю (п.6 ст.18 Закона "О защите прав потребителей").

Наряду с комплексом обязанностей продавец наделен правами. Продавец вправе:

- Установить на товар дополнительный гарантийный срок сверх гарантийного срока, установленного изготовителем, или, если гарантийный срок изготовителем не установлен (ст.5 Закона «О защите прав потребителей»).

- Отказаться от исполнения договора в случае:

· неявки покупателя (или несовершение им иных необходимых действий) для принятия товара в определенный договором срок (ст.496 ГК РФ).

· неоплаты покупателем товара в установленный договором срок, когда договором розничной купли-продажи предусмотрена предварительная оплата товара (ст.500 ГК РФ).

· отказа покупателя, в нарушение договора купли-продажи, принять и оплатить товар (ст.486 ГК РФ).

· неосуществления покупателем в установленный договором срок очередного платежа за проданный в рассрочку и переданный ему товар, если иное не предусмотрено законом или договором (ст.489 ГК РФ).

- Отказаться полностью или частично от удовлетворения требований покупателя о передаче ему недостающего количества товара, замене товара, не соответствующего условиям договора купли-продажи о качестве, об устранении недостатков товара, о доукомплектовании товара или о замене некомплектного товара комплектным, о затаривании и (или) об упаковке товара либо о замене ненадлежащей тары и (или) упаковки товара, впрочем, если докажет, что невыполнение покупателем обязанности известить продавца о нарушении условий договора купли-продажи в установленный (разумный) срок повлекло невозможность удовлетворить его требования или влечет для продавца несоизмеримые расходы по сравнению с теми, которые он понес бы, если бы был своевременно извещен о нарушении договора (ст.483 ГК).

Информация о работе Особенности договора розничной купли-продажи