Особенности федеративного устройства России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 13:19, курсовая работа

Описание

На всем протяжении развития своей истории, Россия не когда не была Федеративным государством в современном понимании. Россия создавалась и развивалась как централизованное унитарное государство.
Основные законы царской России провозглашали, что на всем ее пространстве власть принадлежала царю. Федерализм в официальных кругах царской России не поддерживался и не признавался.

Содержание

История РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ 3
Основы федеративного устройства Российской Федерации 6
Конституционно-правовой статус РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10
ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТАТУСА субъектов РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10
Предметы ведения Российской Федерации 14
Предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22

Работа состоит из  1 файл

Фед. устр.РФ.doc

— 146.50 Кб (Скачать документ)

8. Российская Федерация  состоит из республик, краев,  областей, городов федерального  значения, автономной области, автономных  округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

9. Республика (государство)  имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального  значения, автономная область, автономный  округ имеет свой устав и  законодательство.

10. Федеративное устройство  Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

11. Во взаимоотношениях  с федеральными органами государственной  власти все субъекты Российской  Федерации между собой равноправны. 

 В конституции закрепляется  и последовательно проводится  принцип равноправия субъектов Российской Федерации. При этом следует отметить, что республика (как государство) имеет свою конституцию и законодательство, в то время как край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ - свой устав и законодательство. По всем другим характеристикам согласно Конституции республики не отличаются от краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

Состав субъектов Российской Федерации

 В составе Российской Федерации входят:

1.Республики 

Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чувашия;

2.Края:

Алтайский край, Краснодарский  край, Красноярский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;

3.Области:

Амурская область, Архангельская  область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Камчатская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Пермская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Читинская область, Ярославская область;

4. города федерального  значения:

 Москва, Санкт-Петербург 

5.Еврейская автономная  область:

6.Автономные округа:

Агинский Бурятский автономный округ, Коми-Пермяцкий автономный округ, Корякский автономный округ, Ненецкий автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Чукотский автономный округ, Эвенкийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Принятие в Российскую Федерацию и образование в  ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным  конституционным законом.

 В сравнении с  1978 г. - годом принятия предпоследней  и четвертой по счету Конституции  Российской Федерации - число  субъектов Российской Федерации  значительно возросло. Изменились  их наименования и правовой  статус. В число субъектов Российской  Федерации вошли 49 областей и 6 краев, а также 2 города федерального значения. Статус республики кроме 16 бывших автономных республик приобрели также 4 автономные области - Адыгейская, Карачаево-Черкесская, Горно-Алтайская и Хакасская, и из автономных областей осталась только одна - Еврейская. В 1992 г. Чечено-Ингушская Республика была разделена на Чеченскую Республику и Ингушскую Республику.

Субъекты Российской Федерации различаются между  собой по величине территории, численности  и плотности населения, его национальному составу ,уровню развития экономики в целом, наличию и развитию отдельных отраслей промышленности и сельского хозяйства, историческому прошлому, национальной культуре всего или части населения. Однако, как следует из Конституции, эти и другие особенности не влияют на конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.

Конституция закрепила  преобразование России в подлинно федеративное государство, провозгласив равноправие  субъектов, как между собой, так  и в отношениях с федеральной  властью. Конституция сохранила прежние наименования субъектов, проявив определенную историческую преемственность государственно-правовых традиций, но вместе с тем учла и те наименования субъектов, которые они дали сами себе.

  • Предметы Ведения Российской Федерации.

  •  

    Согласно ст.71 Конституции РФ.

    В ведении Российской Федерации находятся:

    а) принятие и изменение  Конституции Российской Федерации  и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

    б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

    в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

    г) установление системы  федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

    д) федеральная государственная  собственность и управление ею;

    е) установление основ  федеральной политики и федеральные  программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

    ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

    з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные  фонды регионального развития;

    и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

    к) внешняя политика и  международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны  и мира;

    л) внешнеэкономические  отношения Российской Федерации;

    м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

    н) определение статуса  и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

    о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и  уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

    п) федеральное коллизионное право;

    р) метеорологическая  служба, стандарты, эталоны, метрическая  система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

    с) государственные награды  и почетные звания Российской Федерации;

    т) федеральная государственная  служба.

    К ведению Российской Федерации отнесено лишь то, что необходимо и вместе с тем достаточно для установления и защиты суверенитета и верховенства Российской Федерации, распространяемого на всю ее территорию, и для защиты прав и свобод каждого человека, в какой бы части страны он ни проживал и где бы ни находился.

    В ст. 71 Конституции, определяющей предметы ведения Российской Федерации, надо отметить, что содержащийся в  ней перечень является исчерпывающим. Он охватывает семь основных групп  предметов ведения.

    К первой группе относятся защита Конституции и ее конституционных основ (п. "а", "б", "г", "н") и федеральных законов, а также контроль за их соблюдением. Это важнейшие положения. Именно право на установление федеральной Конституции и принятие федеральных законов конституирует Российское государство как государство суверенное. Сюда же относятся вопросы федеративного устройства и территории Российской Федерации, в том числе определения статуса, т. е. правового положения, защиты государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа - все то, что обусловлено территориальным верховенством нашего государства.

    Ни, одно государство  не может обходиться без государственных  органов и, в частности, определения порядка их формирования. Пункты "г" и "т" ст. 71 Конституции относят к ведению Российской Федерации установление системы федеральных органов всех трех ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной), порядка их организации, деятельности и формирования, а также федеральную государственную службу.

    Вторая группа предметов  ведения Российской Федерации обусловлена  признанием человека высшей ценностью  нашего общества. Человек создал общество, науку, искусство именно для своего блага. И государство, также созданное человеком, обязано обеспечивать человеку и гражданину условия для его существования и развития как члена общества и как личности.

    Пункт "в" ст. 71 Конституции  исходя из данного положения, отнес  к ведению Российской Федерации  регулирование и защиту прав и свобод человека, прежде всего, тех, которые указаны в самой Конституции и общепризнанны в международных документах, обычно называемых Биллем о правах. Этим же пунктом ст. 71 к ведению Федерации отнесены вопросы гражданства Российской Федерации и защита прав национальных меньшинств. Отметим, что приведенными выше положениями обязанности Российской Федерации по защите прав человека и гражданина не исчерпываются. В ряде статей Конституции зафиксированы и другие права граждан. Так, в ст. 81 установлено право граждан России, избирать Президента Российской Федерации, а в ст. 97 - право гражданина быть избранным депутатом Государственной Думы, права коренных малочисленных народов, которые являются национальными меньшинствами, гарантированы в ст. 69 Конституции и т. д.

    В третью группу предметов  ведения Российской Федерации входит установление правовых основ единого  общефедерального рынка, в частности  финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия и  многое другое, закрепленное п. "ж" ст. 71, а также п. "з" этой же статьи. В последнем указаны федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, и федеральные фонды регионального развития.

    Четвертую группу предметов  ведения Российской Федерации составляют вопросы собственности и управления. В соответствии с п. "д" и "и" ст. 71 сюда относятся прежде всего федеральная государственная собственность и управление ею, а также федеральные энергетические системы, ядерная энергетика и расщепляющиеся материалы, федеральные транспорт, пути сообщения и т. д.

    Управление любым государством - дело сложное, требующее не только анализа текущего момента, но и составления  прогнозов. Во всех государствах существуют органы, занятые таким анализом и  прогнозами. Это особенно важно для  Российского государства, переживающего серьезные трудности, естественные для периода перехода к рыночной экономике. Кроме того, Российская Федерация отличается разнообразием природных условий, этнического состава населения. Именно поэтому к ведению Федерации п. "е" указанной статьи Конституции отнес установление основ федеральной политики и федеральной программы в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития России. Отнесение этих предметов ведения к федеральному уровню ко многому обязывает федеральные государственные органы. Именно они в силу этого предписания федеральной Конституции несут основную ответственность за выбор пути развития нашего общества и государства. Это пятая группа предметов ведения Федерации.

    Шестая по счету, но одна из самых существенных, группа предметов ведения Российской Федерации охватывает полномочия, связанные с оборонной и внешней политикой нашего федеративного государства. Это оборона и безопасность, включая оборонное производство, определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов и т. п., а также производство наркотических средств и порядок их использования. К этой же группе предметов ведения следует отнести внешнюю политику и международные отношения Российской Федерации, ее международные договоры, вопросы войны и мира и внешнеэкономические отношения (п. "к", "л" и "м" ст. 71).

    Последнюю, седьмую группу предметов ведения Российской Федерации  составляют отрасли законодательства, которые обеспечивают равенство  всех граждан независимо от места  их проживания и национального происхождения. Это уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, гражданское, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное законодательство, правовое регулирование интеллектуальной собственности (п. "о").

    Помимо этих основных вопросов, отнесенных к ведению Российской Федерации, следует отметить, что  только Российская Федерация устанавливает  стандарты и эталоны, систему  исчисления времени, официальный статистический и бухгалтерский учет и т. д.

    Информация о работе Особенности федеративного устройства России