Отчет о прохождении практики юриста на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 12:40, отчет по практике

Описание

В соответствии с учебным планом я Пупынин М.В. проходил производственную практику в юридическом отделе общества с ограниченной ответственностью «ООО Агрокомплекс» с 16 июля по 4 августа 2012 г.

Я был принят для прохождения производственной практики в штат общества на должность помощника юрисконсульта.

В процессе прохождения производственной практики я:

Содержание

Введение
1. Локальные акты, регламентирующие деятельность юридической службы предприятия.
2. Нормативно-правовые и локальные акты, которыми руководствуются сотрудники юридической службы предприятия.
3. Планирование работы юридической службы предприятия.
4. Обеспечение юридической службой законности документов правового характера.
5. Участие юридической службы в разработке документов правового характера, регулирующих трудовые отношения.
6. Договорная работа.
7. Организация претензионно-исковой работы на предприятии.
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

отчет.docx

— 45.12 Кб (Скачать документ)

НОУ ВПО «Российский новый университет»

Домодедовский филиал

 

ОТЧЕТ

о прохождении  практики

в


 

С "____" ________________200___г. по "____"_________________200__г.


 

  Выполнил(а) студент(ка)

___курса __________группы


                                                                                               (Ф.И.О.)

 

 

 

 

Руководитель  практики от организации

(должность, Ф.И.О.)


 

 

Содержание.

Введение

1. Локальные акты, регламентирующие  деятельность юридической службы  предприятия.

2. Нормативно-правовые и  локальные акты, которыми руководствуются  сотрудники юридической службы  предприятия.

3. Планирование работы  юридической службы предприятия.

4. Обеспечение юридической  службой законности документов  правового характера.

5. Участие юридической  службы в разработке документов  правового характера, регулирующих  трудовые отношения.

6. Договорная работа.

7. Организация претензионно-исковой  работы на предприятии.

Заключение.

Список используемой литературы. 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение. 
В соответствии с учебным планом я Пупынин М.В. проходил  производственную  практику  в юридическом  отделе  общества  с  ограниченной  ответственностью   «ООО Агрокомплекс»   с 16 июля по 4 августа 2012 г. 
 
Я был принят для прохождения производственной практики в штат общества на должность помощника юрисконсульта. 
 
В процессе прохождения производственной практики я: 
 
- ознакомился с законодательством РФ, регулирующим деятельность общества. 
 
-  ознакомился  с  учредительным  документом  –   уставом,   утвержденным учредителем общества. 
 
- ознакомился со штатным расписанием организации. 
 
- ознакомился  со структурой организации. 
 
- ознакомился с организацией и содержанием работы персонала общества. 
 
-   ознакомился с содержанием экономической,    организационной, управленческой и плановой работы. 
 
-  ознакомился  с  особенностями  работы  юридического   отдела:   видами гражданско-правовых договоров,  заключаемых  от   имени   общества   и   их спецификой. 
 
- ознакомился с особенностями работы юрисконсульта. 
 
- научился составлять проекты основных  гражданско-правовых  договоров  и учредительных документов. 
 
-  проверял  документы  на  их соответствие требованиям   гражданского законодательства,  а также  выявлял  и  обобщал  недостатки  их   формы   и содержания. 
 
- доставлял документы общества в организации и государственные органы. 
 
- участвовал в переговорах сторон  по  согласованию  формы  и  содержания некоторых гражданско-правовых договоров. 
 
- осуществлял иную, связанную с юриспруденцией деятельность. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Локальные акты, регламентирующие деятельность юридической службы предприятия. 
Локальный акт предприятия по вопросу организации договорной работы регламентирует деятельность всех его подразделений и должностных лиц, связанных с подготовкой, прохождением, порядком визирования, подписания, отправления договоров, рассмотрением разногласий, контролем за их реализацией. При этом следует иметь в виду требования законодательства, в частности ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и ФЗ "Об акционерных обществах" о порядке совершения крупных сделок и предусмотреть в данном локальном акте процедуру волеизъявления общего собрания, совета директоров или иного органа по вопросам совершения таких сделок. 
 
Важно понять, что речь идет не о бюрократизации процесса заключения договоров (контрактов), а о том, чтобы исключить случаи подписания некачественных документов, когда устанавливаются нереальные обязательства, отсутствуют сроки их выполнения, договоры (контракты) подписываются лицами, не имеющими соответствующих полномочий, не согласовываются цены на те или иные виды товаров, подлежащих поставке и т.п. 
 
В случаях, когда законом предусматривается государственная регистрация договоров (контрактов), необходимо в локальном акте отразить, какое именно подразделение или должностное лицо будет заниматься подготовкой и представлением соответствующих материалов для государственной регистрации. 
 
Слабое место многих локальных актов по вопросам организации договорной работы - это недостаточная урегулированность или полное отсутствие упоминаний о контроле за выполнением договорных обязательств. При этом речь идет как о собственных договорных обязательствах, так и об обязательствах партеров по договору. Для контроля за выполнением собственных договорных обязательств необходимо определить конкретные службы, отвечающие за снабжение сырьем, материалами, оборудованием, производство и реализацию товаров, подлежащих поставке. Для контроля за выполнением обязательств контрагента по договору следует определить те службы, которые обязаны незамедлительно информировать руководство предприятия о случаях срыва поставок продукции на предприятие, подготавливать и передавать юридической службе материалы для предъявления претензий и (или) исков. В зависимости от конкретных условий возможен вариант, когда соответствующие службы готовят претензионные материалы самостоятельно. 
 
Учитывая, что на многих предприятиях объем претензионно-исковой работы большой, можно рекомендовать подготовить локальный акт (приказ, распоряжение, стандарт предприятия и т.п.), регламентирующий порядок организации и ведения этой работы или предусмотреть такой порядок в указанном локальном акте о ведении договорной работы. Цель такой регламентации - определить функции структурных подразделений и должностных лиц предприятия по учету, подготовке, визированию, подписанию и направлению претензионных и исковых материалов. Роль юридической службы в этой работе определена одной из ее основных обязанностей - защитой законных интересов предприятия. Следовательно, именно юридическая служба должна разработать методику претензионно-исковой работы на данном предприятии с учетом конкретных условий его деятельности. Что же касается участия в этой работе других структурных подразделений или должностных лиц, то регламентация их обязанностей обусловливается теми основными функциями, которые они выполняют (например, строительное подразделение - по договорам строительного подряда, выполнения проектных работ, служба главного механика - по договорам на ремонт оборудования, административно-хозяйственная служба - по договорам аренды нежилых помещений, транспортная служба - по договорам на эксплуатацию подъездных путей, техническое обслуживание и ремонт вагонов и т.п.). 
 
Юридическая служба также принимает участие в рассмотрении материалов о состоянии дебиторской задолженности с целью выявления долгов, требующих принудительного взыскания. Как известно, в начале и особенно в середине 90-х годов, когда возник кризис неплатежей, функция юридической службы, связанная с ликвидацией долгов, стала весьма актуальна. 
 
Важно подчеркнуть, что одной из составляющих эффективной работы юрисконсультов является своевременность предъявления претензий и исков к должникам. Это условие полностью отвечает требованиям закона, а именно пункта 1 статьи 404 ГК РФ, обязывающего кредитора принимать разумные меры к уменьшению возможных убытков должника.  
 
В повседневной хозяйственной практике следует учитывать такие явления, как юридические риски (риск случайной гибели имущества, страховые случаи), недобросовестность партнеров по бизнесу и т.п. Все это требует тщательного учета и анализа при заключении договоров (контрактов) и их исполнении, а также при осуществлении иных актов хозяйственной деятельности. И конечно же, требуется высокая квалификация юридической службы предприятия, ее активная позиция. 

 

 

 

 

2. Нормативно-правовые  и локальные акты, которыми руководствуются  сотрудники юридической службы  предприятия. 
Часто понятие «локальные нормативные правовые акты» связывают с отношениями между организацией (ее руководством) и ее работниками, то есть с трудовыми отношениями. Во многом от уровня разрешения вопросов в этой сфере зависит и производительность предприятия, и его прогрессивное развитие. Трудовое законодательство дает свое определение локальных нормативных актов, применяемое сугубо к трудовым отношениям, — коллективные договоры, соглашения, правила внутреннего трудового распорядка и другие нормативные акты, принятые в установленном порядке, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения у конкретного нанимателя.  
 
В организациях издаются и действуют те локальные нормативные правовые акты, право на издание которых им предоставлено законодательством и учредительными документами. Как правило, к таким документам относятся: положения, инструкции, правила и т.п. 
 
Каждый из этих документов несет свою смысловую нагрузку. Так, приказ — это правовой акт, который издается руководителем организации, действующим на основе единоначалия для разрешения основных задач, стоящих перед организацией. При этом приказы подразделяются на две категории — по вопросам основной деятельности и по личному составу.  
 
Наниматель согласно законодательству обязан организовать производственный процесс, создать надлежащие условия труда для своих сотрудников и обеспечить контроль за их работой и соблюдением ими установленных правил и норм труда. В этих целях разрабатываются и утверждаются такие локальные нормативные правовые акты, как Правила внутреннего трудового распорядка, Положение о коммерческой тайне, штатное расписание, график трудовых отпусков и т.д.  
 
Поскольку наниматель обязан утвердить режим работы сотрудников, необходим соответствующий документ — Правила внутреннего трудового распорядка, для обеспечения расчета, начисления и выплаты заработной платы за результаты труда — штатное расписание и локальные документы, отражающие систему премирования (например, Положение о премировании).  

3. Планирование  работы юридической службы предприятия. 
Планирование работы юридической службы предпочтительно во всех случаях с точки зрения взаимной увязки, координации деятельности структурных подразделений предприятия. Например, совместно с экономической службой юридический отдел может предусмотреть проверку практики проведения в организации мероприятий в рамках ее хозяйственной деятельности, причем, естественно, экономическая служба будет интересоваться экономическими вопросами, а юридическая - правовыми. В совместной справке (приказе или ином документе) обе службы могут отразить неизмеримо больший круг вопросов, чем если бы каждая из них составляла отдельный документ. Понятно, что совместный документ такого рода гораздо глубже осветит действительное положение дел. 
По характеру содержащихся в плане мероприятий различают общие и специальные планы. Общие охватывают мероприятия по всем направлениям правовой работы в организации. Специальные утверждаются обычно для исполнения акта вышестоящего органа, они составляются, как правило, после того, как общие планы (на год, полугодие) уже утверждены, в них содержатся более углубленные мероприятия по сравнению с мероприятиями общих планов. Планы работы юридической службы утверждаются руководителем организации, что делает их обязательными не только для юридического отдела и юрисконсультов, но и для других служб. Поскольку планы работы юридической службы так или иначе затрагивают деятельность других подразделений, постольку копии их необходимо направить всем заинтересованным подразделениям и должностным лицам. 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Обеспечение  юридической службой законности  документов правового характера. 
         Юридическая служба обязана проверять соответствие требованиям законодательства проектов приказов, положений, инструкций, договоров и контрактов и других документов правового характера по вопросам обеспечения  сохранности  социалистической  собственности и борьбы с бесхозяйственностью. 
         Рекомендуется  внести  руководству  предприятия предложение о распределении между подразделениями и должностными  лицами  конкретных обязанностей,  связанных  с обеспечением сохранности социалистической собственности,  а также закрепить соответствующие требования в положениях о подразделениях и должностных инструкциях с учетом специфики работы предприятия. 
         В   целях   повышения  эффективности  использования  правовых средств в деле обеспечения сохранности государственного имущества юридической  службе совместно с заинтересованными подразделениями необходимо принимать участие в разработке правовых документов (приказов, положений, инструкций и т.д.) с тем, чтобы в них были предусмотрены различные формы и методы использования правовых средств, особенно по вопросам: 
 
         - организации работы соответствующих подразделений по приемке поступающих продукции и товаров, хранению и учету движения со склада в производство материальных ценностей, выпуску и отпуску готовой продукции; 
 
         - проведения комиссионных (контрольных) отгрузок продукции; 
 
         - организации работы подразделений по  предупреждению  хищений,  недостач, порчи материальных ценностей и потерь от бесхозяйственности; 
 
         - материального и морального стимулирования рабочих,  специалистов и служащих, коллективов  бригад  за  экономию  материальных   ресурсов, обеспечение выпуска продукции высокого качества; 
 
         - проведения служебных проверок, оформления документов при обнаружении недостач (излишков), хищений, порчи материальных ценностей и передачи материалов соответствующими органам. 
 
         В частности, в проекте положения (инструкции) о порядке проведения служебных проверок,  оформления документов для передачи органам прокуратуры, внутренних дел, народному или товарищескому суду целесообразно определить:  основания,  процедуру и сроки проведения таких  проверок; 
 
- права  и  обязанности должностных лиц (проверяющих);  ответственных за подготовку и передачу материалов о хищениях, недостачах, потерях, порче ценностей;  степень и формы участия юридической, бухгалтерской, финансовой и других служб в контроле за рассмотрением материалов в  указанных органах. 
 
         Юридической службе необходимо участвовать в работе по  заключению  договора об охране объектов между предприятием и отделом вневедомственной охраны при районном (городском) отделе  внутренних  дел  и согласованию условий, которые должны быть предусмотрены в соответствии с Типовым договором об охране объектов подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел. 
 
         При этом,  в частности,  следует обеспечивать  строгое  соблюдение предусмотренного Типовым договором требования о составлении сторонами при заключении договора двустороннего акта, в котором указывается техническое  состояние  принимаемых под охрану объектов и средств охраны. 
 
Этот акт является неотъемлемой частью договора. При проверке и визировании  договора юридической службе нужно обращать внимание на правильность и полноту включения в этот документ условий, обеспечивающих надлежащую охрану объектов и при необходимости вносить руководству предприятия предложения об уточнении,  изменении или дополнении этих условий. Должна также учитываться возможность включения в договор условий, не противоречащих Типовому договору об охране, которые отражают специфику охраняемого объекта. 

 

5. Участие юридической  службы в разработке документов  правового характера, регулирующих  трудовые отношения. 
Юридический отдел, юрисконсульт совместно с соответствующими структурными подразделениями, а в отдельных случаях самостоятельно разрабатывает правовые документыпредприятия по вопросам применения законодательства о труде. 
 
Принимая участие в разработке Правил внутреннего трудового распорядка предприятия, юридическому отделу, юрисконсульту следует более полно учитывать специфику работы данногопредприятия. В этих целях необходимо вносить предложения о привлечении к подготовке этогодокумента специалистов соответствующих подразделений. Подготовленный проект Правил внутреннего трудового распорядка подлежит утверждению трудовым коллективом*(6) насобраниях, проводимых в порядке, определенном ст. 20 Закона о трудовых коллективах. 
 
В работе по подготовке проекта и заключению коллективного договора на предприятии должна принимать участие юридическая служба. 
 
При этом юридический отдел, юрисконсульт обращает внимание на соблюдение установленногозаконодательством порядка подготовки и заключения коллективных договоров, предусмотренного постановлением Совета РФ. 
 
При подготовке проекта коллективного договора на предстоящий год необходимо учитыватьнедостатки и ошибки, имевшиеся в практике ранее при заключении коллективных договоров(например, нарушение прав несовершеннолетних на получение отпуска в летнее время, необоснованное сокращение срока дополнительных отпусков и др.) 
 
Если в течение года в коллективный договор будут вноситься дополнения и изменения, юридический отдел, юрисконсульт должен обеспечивать соответствие действующему законодательству вносимых изменений и дополнений. 
 

 

 

6. Договорная работа. 
Договорная работа имеет наибольшее значение в коммерческой деятельности. Для грамотного составления договора (контракта), недостаточно воспользоваться типовой формой. Подготовка конкретного проекта договора — процесс творческий, основанный на конкретной ситуации, а также опытности юриста. Текст договора — результат компромисса сторон, достигнутого в процессе переговоров.  
7. Организация претензионно-исковой работы на предприятии. 
Оформление и рассмотрение претензий и исков выступает квинтэссенцией деятельности юрисконсульта любого субъекта хозяйствования. При этом в отличие от иных обязанностей юридической службы претензионно-исковая работа традиционно считается уникальной функцией, которую не могут выполнять другие подразделения компании. В данном материале попробуем рассмотреть деятельность по оформлению претензий и исков с новой стороны, проанализировав организацию данной функции как в узком смысле - в качестве процедуры создания различного рода процессуальных документов, так и в широком - как неотъемлемую часть системы управления дебиторской задолженностью. 
 
Претензионно-исковая работа, организованная обособленно от других бизнеспроцессов субъекта хозяйствования, довольно несложна и досконально изучена. Для ее построения и оптимизации обычно достаточно: 
 
    - определить компетенции лиц, инициирующих начало применения мер воздействия к должникам; 
 
    - формализовать документооборот между юридическим отделом и иными подразделениями компании; 
 
    - установить сроки исполнения, полномочия юридического отдела в части принятия решений по возбужденным процессам; 
 
    - определить объем и сроки представления отчетности по предъявленным искам и претензиям. 
 
Организацию ведения претензионно-исковой работы и в целом организацию управления дебиторской задолженностью рассмотрим на примере ОАО "Б". 
От возникновения задолженности до предъявления иска 
 
Компьютерный учет выполнения контрагентами денежных обязательств по заключенным договорам с потребителями с возможностью оперативного предоставления сводной аналитической информации по запросу руководства осуществляют специализированные хозрасчетные отделы (далее - СХО). В случае неисполнения должником обязательства в установленный договором срок начальник СХО обязан не позднее 3 рабочих дней выяснить причину возникновения просрочки и принять решение о направлении должнику письма уведомления о необходимости выполнения договорных обязательств. Начальник СХО вправе ограничиться устным напоминанием о погашении задолженности, если со стороны контрагента лицом, принимающим решение о погашении задолженности, дано обязательство о погашении задолженности в кратчайший срок. 
 
В случае если со стороны контрагента лицом, принимающим решение о погашении задолженности, не было дано обязательство о погашении задолженности либо не получен ответ на письмо уведомление (получен ответ о нежелании или невозможности контрагента погасить задолженность) не позднее 15 календарных дней со дня наступления срока платежа, начальник СХО обязан уведомить о наличии дебиторской задолженности заместителя генерального директора по соответствующей номенклатуре продукции и генерального директора. 
 
Согласно указаниям заместителя генерального директора по соответствующей номенклатуре продукции, генерального директора начальник СХО предоставляет в юридический отдел докладную записку установленной формы о выставлении организации дебитору претензии либо искового заявления. В докладной записке следует указать: 
 
    - номер и дату договора; 
 
    - номера и даты спецификаций (счетов фактур), ТТН, по которым отгружен товар; 
 
    - номера и даты доверенностей получателя товара; 
 
    - ТТН (номера и даты), которые контрагент оплатил своими платежными документами (их номера и даты); 
 
    - номера и даты ТТН, по которым имеется задолженность; 
 
    - общую сумму задолженности по контрагенту на дату передачи докладной записки; 
 
    - перечень приложений. 
 
К докладной записке на выставление претензии обязательно прилагаются копии договоров, спецификаций (счетов фактур), ТТН, доверенностей, платежных документов, акт сверки расчетов, распечатанный из бухгалтерской программы на дату предоставления докладной записки. 
 
К докладной записке на выставление иска обязательно прилагаются оригиналы и копии договоров, спецификаций (счетов фактур), ТТН, доверенностей, платежных документов, акт сверки расчетов, распечатанный из бухгалтерской программы. 
 
Юридический отдел обязан оформить соответствующую претензию или иск в течение 3 рабочих дней после получения от СХО надлежащим образом оформленной докладной записки с наличием всех документов, а по сложным делам - в течение 5 дней. По требованию юридического отдела ответственные лица обязаны представить и другие документы, необходимые для подготовки иска или претензии, а также документы, запрашиваемые судом и иными органами государственного управления. Управление бухгалтерского учета и отчетности предоставляет в юридический отдел по его запросу сверенные сведения о дебиторской задолженности с приложением всех необходимых документов. 
 
Принимая документы для предъявления исков, юридический отдел проверяет их подлинность и правильность оформления: наличие печатей, подписей, регистрацию и другие необходимые реквизиты. Ответственность за своевременное и качественное предоставление материалов в юридический отдел для предъявления иска несут начальники СХО, осуществляющих контроль за исполнением договоров. 
 
Все поступающие в адрес ОАО "Б" и предъявленные к ОАО "Б" претензионные письма и иски регистрируются в книгах входящей и исходящей корреспонденции ОАО "Б" с указанием номера и даты. 
 
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения по вине ОАО "Б" условий договора и предъявления к нему по этой причине претензий и исков СХО - исполнитель не позднее чем в 3дневный срок представляет в юридический отдел справкупояснение с приложением соответствующих материалов. Начальник юридического отдела ведет учет исков, предъявленных в адрес организаций, являющихся ответчиками, в электронном виде. Все претензии и иски, вытекающие из деятельности филиала ОАО "Б", необходимо направлять от имени ОАО "Б".

Информация о работе Отчет о прохождении практики юриста на предприятии