Отчет по практике в суде
Я, __________ , студент (ка) 4 курса «название университета»,
специальности «юриспруденция» проходила
преддипломную практику в арбитражном
суде ________ области, находящегося по адресу:
г. ____ Ул. ____ д. __ с 06 марта 2010 г. по 09 апреля
2010 г.
Руководитель практики - ________, судья.
Целью прохождения преддипломной
практики в Арбитражном суде
явилось закрепление и углубление
теоретических знаний по специальным
и общим правовым дисциплинам,
умении использования законодательства
в конкретных случаях, приобретение
первоначального практического
опыта, повышении профессиональной
подготовки.
В первый день практики я
была направлена в отдел делопроизводства.
Там, я ознакомилась с Инструкцией
по делопроизводству в Арбитражных
судах РФ (первой, апелляционной
и кассационной инстанциях) (утв.
приказом Высшего Арбитражного
Суда РФ от 25 марта 2004 г. N 27). Данная
Инструкция устанавливает единую систему
организации делопроизводства, порядок
работы с процессуальными и иными документами,
единые правила организации приема, регистрации,
учета документов, их оформления, рассмотрения,
отправки и выдачи, печатания и тиражирования,
текущего хранения и передачи на хранение
в архив, а также осуществления контроля
за соблюдением установленных правил
делопроизводства всеми структурными
подразделениями арбитражных судов.
В период прохождения преддипломной
практики я ознакомилась с
работой Арбитражного суда РК:
с организацией работы отдела
делопроизводства, отдела анализа
и обобщения судебной практики,
с порядком приема, регистрации
и распределения корреспонденции,
в том числе исковых заявлений
и судебных дел, дополнительных
материалов к поступившим заявлениям,
писем, жалоб и другой документации,
оказывала практическую помощь
специалисту судебного состава
по оформлению арбитражных дел.
Также помогала непосредственно
формировать корреспонденцию, изучила
правила учета и хранения дел.
В ходе практики я ознакомилась
с работой специалиста судьи;
изучала арбитражные дела, составляла
проекты определений, протоколов
судебных заседаний. Ознакомилась
с программным комплексом «Судебно
– арбитражное делопроизводство»
и нормативно – правовыми актами
«О судебной системе РФ» от 31.12.1996
N 1-ФКЗ (ред. от 27.12.2009), Федеральным конституционным
законом от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 07.05.2009)
«Об арбитражных судах в РФ»,
Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 17.12.2009) «О несостоятельности (банкротстве)»,
Арбитражным процессуальным кодексом
от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 19.07.2009) и другими
нормативно - правовыми актами.
Изучила порядок образования
Арбитражного суда ______ области, его
компетенцию, подведомственность и
подсудность. Ознакомилась с составом
Арбитражного суда ______ области. Так,
в состав Арбитражного суда ______
области входят: Председатель, заместитель
Председателя, Председатели первого
и второго состава суда, судьи,
руководитель аппарата, помощники
судей, секретари судебного заседания,
специалисты, отдел кадров, отдел
обобщения и анализа судебной
практики, отдел совершенствования
судебного законодательства, отдел
делопроизводства.
Также я ознакомилась производством
в Арбитражном суде ______ области
по делам, возникающим из административных
и иных публичных правоотношений, с особенностями
производства в Арбитражном суде по отдельным
категориям дел. Изучила порядок назначения,
работы и полномочий судей Арбитражного
суда______ области. Присутствовала на приеме
посетителей судьи. Ознакомилась с общими
положениями работы аппарата арбитражного
суда ______ области и его структурными подразделениями.
Ознакомилась непосредственно с работой
руководителя аппарата (администратора)
Арбитражного суда ______ области, с работой
приёмной (секретариата) Арбитражного
суда______ области, с работой канцелярии,
с работой архива.
За время похождения практики,
я присутствовала на слушаниях
дел первой инстанции, на слушании
дел о банкротстве. Изучала протоколы
судебных заседаний, содержание
решений Арбитражного суда ______ области.
В соответствии с Законом "Об
арбитражных судах", арбитражные
суды в РФ являются федеральными
судами и входят в судебную
систему Российской Федерации. Их
система и полномочия установлены
федеральным конституционным законом
«О судебной системе Российской
Федерации» 1996 г., Федеральным конституционным законом
«Об арбитражных судах в Российской Федерации» 1995 г. и Арбитражным процессуальным кодексом
российской Федерации (АПК РФ).
Постановлением
Пленума Высшего Арбитражного Суда
РФ от 5 июня 1996 г. №7 утвержден Регламент арбитражных судов,
который регулирует вопросы внутренней
деятельности арбитражных судов Российской
Федерации и взаимодействия между ними,
а также их взаимоотношения с Конституционным
Судом Российской Федерации, Верховным
Судом Российской Федерации, Министерством
юстиции Российской Федерации, органами
судейского сообщества. Регламент является
обязательным для всех арбитражных судов
Российской Федерации.
Подведомственность дел арбитражным
судам устанавливается федеральными
законами и прежде всего Арбитражным
процессуальным кодексом (ст.22)
Арбитражным судам подведомственны
дела по экономическим спорам,
возникающим из гражданских, административных
и иных правоотношений между
следующими субъектами: юридическими
лицами, а также гражданами, осуществляющими
предпринимательскую деятельность
без образования юридического
лица и имеющими статус индивидуального
предпринимателя; Российской Федерацией
и субъектами Российской Федерации
и между субъектами Российской
Федерации.
Таким образом, подведомственность
арбитражных судов и судов
общей юрисдикции, которые тоже
рассматривают дела по экономическим
спорам, разграничивается прежде
всего именно по признаку субъекта
этого спора: если хотя бы одной
стороной является физическое
лицо (не считая упомянутой выше
категории индивидуальных предпринимателей),
дело подведомственно суду общей
юрисдикции.
За защитой своих нарушенных
прав или оспариваемых законных
интересов в арбитражные суды
вправе обращаться организации
и граждане. Под организациями
следует понимать юридические
лица, предприятия, их объединения,
организации любых организационно-правовых
форм, включая колхозы и частные
предприятия. Под гражданами понимаются
граждане, самостоятельно осуществляющие
предпринимательскую деятельность,
и их объединения. Организации
и граждане могут прибегать
к помощи арбитражных судов
для разрешения споров между
собой а также с государственными
и иными органами. Когда в спорах
участвуют иностранные предприятия,
предприятия с иностранным участием
или иностранные граждане, спор
может быть передан на разрешение
арбитражных судов при наличии
соглашения сторон либо если
это специально предусмотрено
законодательным актом.
В случаях, установленных законодательными
актами Российской Федерации, право
на обращение в арбитражный
суд в защиту государственных
и общественных интересов имеют
прокурор, государственные органы,
органы местного самоуправления,
а также организации, не являющиеся
юридическими лицами.
До передачи спора на разрешение
арбитражного суда стороны должны
принять все меры по непосредственному
урегулированию спора в установленном
порядке, за исключением требований
организаций и граждан-предпринимателей
о признании недействительными
актов государственных и иных
органов, об обжаловании отказа
в государственной регистрации
организаций либо самостоятельной
предпринимательской деятельности,
а также других споров в
сфере управления с участием
граждан предпринимателей.
Наиболее типичными экономическими
спорами, разрешаемыми арбитражными
судами, являются следующие:
- о разногласиях по договору, заключение
которого предусмотрено законом или передача
разногласий по которому на разрешение
арбитражного суда согласована сторонами;
- об изменении условий или о расторжении
договоров;
- о неисполнении или ненадлежащем исполнении
обязательств;
- о признании права собственности;
- об истребовании собственником или
иным законным владельцем имущества из
чужого незаконного владения;
- о нарушении прав собственника или иного
законного владельца, не связанном с лишением
владения;
- о возмещении убытков;
- о признании недействительными (полностью
или частично) ненормативных актов государственных
органов, органов местного самоуправления
и иных органов, не соответствующих законам
и иным нормативным правовым актам и нарушающих
права и законные интересы организаций
и граждан;
- о защите чести, достоинства и деловой
репутации;
- о признании не подлежащих исполнению
исполнительного, или иного документа,
по которому взыскание производится в
бесспорном (безакцептном) порядке;
- об обжаловании отказа в государственной
регистрации либо уклонения от государственной
регистрации в установленный срок организации
или гражданина и в других случаях, когда
такая регистрация предусмотрена законом;
- о взыскании с организаций и граждан
штрафов государственными органами, органами
местного самоуправления и иными органами,
осуществляющими контрольные функции,
если федеральным законом не предусмотрен
бесспорный (безакцептный) порядок их
взыскания;
- о возврате из бюджета денежных средств,
списанных органами, осуществляющими
контрольные функции, в бесспорном (безакцептном)
порядке с нарушением требований закона
или иного нормативного правового акта.
В деятельности арбитражных
судов и Высшего Арбитражного
Суда все больше места занимают
споры о признании недействительными
ненормативных актов государственных
органов, органов местного самоуправления
и иных органов, не соответствующих
законам и иным нормативным
правовым актам и нарушающих
права и законные интересы
юридических лиц и граждан-предпринимателей,
в частности о признании недействительными
решений налоговых органов, таможенных
органов, органов валютного контроля
о применении санкций за нарушения
соответствующего законодательства.
Иные дела, рассматриваемые арбитражными
судами наряду с экономическими
спорами, включают в себя, прежде
всего, дела о несостоятельности
(банкротстве) юридических лиц и
граждан-предпринимателей, а также
дела об установлении фактов,
имеющих юридическое значение
для организаций и граждан
в сфере предпринимательской
и иной экономической деятельности.
Практические рекомендации, используемые
при решении вопроса об относимости
конкретных дел к спорам и
делам, рассматриваемым арбитражными
судами, содержатся в постановлении
Пленума Верховного Суда РФ
и Пленума Высшего Арбитражного
Суда РФ от 18 августа 1992 г. № 12/12 «О некоторых вопросах подведомственности
дел судам и арбитражным судам» (данное
постановление принято в целях обеспечения
правильного и единообразного решения
вопроса о подведомственности дел по спорам
и жалобам, возникающим в процессе предпринимательской
деятельности и вытекающим из гражданских
правоотношений либо правоотношений в
сфере управления, а также в целях предотвращения
случаев необоснованного отказа в правосудии).
Арбитражный процессуальный кодекс
устанавливает также, что арбитражный
суд рассматривает подведомственные
ему дела не только с участием
организаций и граждан - предпринимателей
Российской федерации, но и иностранных
организаций, организаций с иностранными
инвестициями, международных организаций,
иностранных граждан, лиц без
гражданства, осуществляющих предпринимательскую
деятельность, если иное не предусмотрено
международным договором Российской
Федерации.
Особенностью производства в
арбитражных судах является то,
что по соглашению сторон уже
возникший или могущий возникнуть
экономический спор, подведомственный
арбитражному суду, может быть
передан на разрешение третейского
суда. Стороны также вправе принять
меры к разрешению спора непосредственно
сами либо через посредника, выбираемого
ими по взаимному согласию.
Разрешая дела, арбитражные суды
руководствуются Конституцией РФ,
федеральным законодательством, законодательством
субъектов Федерации, международными
договорами. В соответствии с
законом или договором арбитражные
суды могут применять нормы
иностранного и международного
права.
Решение, постановление, определение
арбитражного суда, вступившие в
законную силу, подлежат обязательному
исполнению всеми органами, организациями,
должностными лицами и гражданами.
Задачами судопроизводства в
арбитражных судах являются: