Отрешение Президента от власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:57, курсовая работа

Описание

Конституционная характеристика Российской Федерации в качестве демократического правового государства (ч. 1 ст. 1 Конституции) предполагает, с одной стороны, защиту конституционного строя от каких-либо посягательств с целью незаконного присвоения властных полномочий, в том числе со стороны высших должностных лиц государства, а с другой стороны, влечет за собой признание в качестве важной социальной ценности непрерывность осуществления государственной власти, что обеспечивается постоянством функционирования всех ее органов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Институт отрешения от должности Президента Российской Федерации, теоретические и законодательные основы
1.1. Отставка Президента РФ теоретический и категориальный анализ….……
1.2. Досрочное прекращение исполнения полномочий Президента РФ…
1.3. Отрешение от должности Президента РФ, импичмен…….11
2. Пробелы в законодательстве и способы их разрешения
2.1. Специфика законодательного регулирования института отрешения от должности Президента в зарубежных странах…………..15
2.2. Проблемы совершенствования института отрешения от должности Президента Российской Федерации....................................................................19
Заключение…………………………………………………….………
Библиографический список………………

Работа состоит из  1 файл

Отрешение Президента.docx

— 68.11 Кб (Скачать документ)

Порядок отрешения Президента от должности практически нереализуем. В нем участвует четыре органа государственной власти, и все они коллегиальные, что затягивает принятие решений. Причем судьи Конституционного Суда и Верховного Суда назначаются на эти должности по представлению Президента (пункт «е» ст. 83 Конституции РФ) и получают материальные блага согласно его указам. Вряд ли такие судьи позволят отрешить Президента от должности12.

В тоже время среди около  тридцати проектов федеральных законов о поправках в те или иные статьи Конституции РФ был предложен проект федерального закона о поправках к Конституции РФ, в котором предлагается урегулировать в Конституции РФ порядок отрешении Президента Российской Федерации от должности (Проект федерального закона «О поправках к ст.93, 103, 109, 125 Конституции Российской Федерации» об отрешении Президента Российской Федерации от должности внесен одной пятой от общего числа депутатов ГД). Этот закон и около 30 других проектов федеральных законов о поправке к Конституции РФ, размещены на сайте Конституции РФ в Интернете13.

Как свидетельствует практика пока были предприняты только две попытки начать процедуру отрешения Президента РФ от должности (хотя призывы к этому звучали неоднократно). 12 июля 1995 г. Государственная Дума рассмотрела вопрос о создании специальной комиссии Государственной Думы в связи с предложением депутатов Государственной Думы о выдвижении обвинений против Президента Российской Федерации в связи с событиями в г. Буденновске во время военных действий в Чеченской Республике. Но по результатам голосования постановление принято не было.

В Государственной Думе второго  созыва процедура отрешения Президента РФ от должности была начата по инициативе левых фракций и дошла до голосования палаты по выдвижению обвинения, которое состоялось 13-15 мая 1999 г. 207 депутатов Государственной Думы, прежде всего из числа членов парламентской фракции Коммунистической партии Российской Федерации, инициировали вопрос об отрешении Президента от должности. По состоянию на 15 февраля 1999 г. специальная комиссия завершила проверку выдвинутых против Президента Российской Федерации обвинений. Однако ни один из пяти пунктов обвинения не получил в Государственной Думе необходимых 2/3 голосов депутатов для продолжения процедуры.

Наряду с описанными выше основаниями Конституция РФ не включает иных оснований досрочного прекращения исполнения полномочий Президентом РФ. Речь идёт о возможности преемственности оснований предусмотренных другими федеральными законами и их адаптации применительно к статусу Президента РФ, а также о законодательном закреплении добровольности или не добровольности в отношении каждого основания.

"Получается чудовищный  вывод: совершать другие преступления  Президенту РФ не возбраняется, и заниматься этим он может безнаказанно..." - считает С.Э. Жилинский14. По его мнению, более правильным было бы установить в качестве основания для отрешения Президента РФ от должности нарушение данной им присяги, приносимой Президентом РФ народу при вступлении в должность. Сейчас текст присяги не несет в себе должной правовой нагрузки, а ее нарушение не влечет юридической ответственности Президента РФ.

В целом процедура конституционно-правовой ответственности Президента Российской Федерации, предусмотренная ст. 93 Конституции РФ, носит настолько сложный характер, что есть основания полагать, что даже при устранении вышеуказанных противоречий и пробелов в ее нормативной регламентации полномочие Конституционного Суда по даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления надолго останется своеобразным "спящим" полномочием этого органа, не востребованным практически.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.       Пробелы в законодательстве и способы их разрешения

2.1. Специфика законодательного регулирования института отрешения от должности Президента в зарубежных странах

1) Отставка – это добровольное сложение действующим Президентом своих полномочий по собственному заявлению. Можно вспомнить, что даже бывший Российский император направил акт о своем отречении от престола в Сенат, который передал его Временному Правительству. В конституциях некоторых зарубежных стран предусматривается необходимость такого заявления об отставке и указывается орган, которому оно подается. Обычно таким органом является Конституционный Суд (во Франции – Конституционный Совет), председатель палаты депутатов (Чехия) и др. В Конституции Эстонии заявление об отставке Президента представляется парламенту, который выражает свое отношение к этому. В Конституции Португалии установлено, что Президент может отказаться от должности в послании, которое направляется Ассамблее Республики. Отказ вступает в силу с момента доведения его до сведения Ассамблеи с обязательным последующим опубликованием.

      В Конституции  Армении предусмотрено, что отставка  Президента принимается Национальным  Собранием большинством голосов  от общего числа депутатов.  Последняя норма представляется  неудачной, т.к. голосование о  принятии отставки нарушает саму  суть добровольного характера  такого акта, решение о котором  принимается по идее свободно  и единовластно. Неясно, может ли  отставка вступить в силу, если  большинство депутатов проголосует  против отставки. В некоторых  странах, Президент, ушедший в  отставку, не может принимать  участия в очередных выборах  Президента. В Конституции Украины  предусмотрено, что отставка Президента  вступает в силу с момента  оглашения им лично заявления  об отставке на заседании Верховной Рады.

2) Стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие Президенту полномочия. В некоторых странах Европы такого рода вопрос рассматривается на конституционном уровне. Так, в Конституции Словакии предусмотрено, что если президент не может исполнять полномочия в течение более шести месяцев, Конституционный Суд объявляет, что пост президента освободился. В день этого объявления заканчивается срок полномочий данного Президента.

В Конституции Казахстана подробно определяется порядок признания устойчивой неспособности Президента осуществлять свои полномочия по болезни. Для этого парламент образует комиссию, состоящую из равного от каждой Палаты числа депутатов и специалистов в соответствующих областях медицины. Решение о досрочном освобождении принимается на совместном заседании Палат Парламента большинством не менее трех четвертей от общего числа депутатов каждой Палаты и заключения Конституционного Суда о соблюдении установленных конституционных процедур.

Следует отметить, что в  конституциях Западной Европы не встречаются нормы о включении в процесс установления стойкой неспособности президента исполнять свои полномочия мер медицинского характера. Как правило, достаточным основанием является неисполнение обязанностей президентом в течение определенного, указанного в конституциях, срока.

Разумеется, общество должно быть информировано о случаях длительного заболевания Президента. В различных странах это часто практикуется. Однако в мировой практике весьма распространены и факты сокрытия президентом своих серьезных заболеваний. В качестве примера можно сослаться на длительную дезинформацию общества о состоянии здоровья президента Азербайджана Г. Алиева.

3) Третьим основанием досрочного прекращения полномочий Президента является отрешение его от должности.

В присяге Президента РФ (ст. 82 Конституции РФ 1993 г.) предусмотрена клятва "соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации". Однако это обязательство имеет чисто декларативный характер, так как никакой ответственности Президента РФ за нарушение Конституции РФ не предусмотрено. Нарушение конституции является основанием отрешения президента от должности в ряде государств: ч. 2 ст. 61 Основного Закона ФРГ, ст. 90 Конституции Италии, ч. 1 ст. 61 Конституции Индии15, ст. 85 Конституции Федеративной Республики Бразилии16. Кроме того, в ФРГ Президент может быть отрешен от должности не только за нарушение Основного, но и другого федерального закона, в Бразилии - за злоупотребление властью, посягательство на исполнение законов, судебных решений, на честность в административном управлении. В США Президент может быть отстранен от должности, если при обсуждении в порядке импичмента он будет признан виновным в измене, либо во взяточничестве, или других тяжких преступлениях и проступках (раздел 4 статьи II Конституции США)17.

Так, в Конституции Чехии  предусматривается, что Президент  может быть привлечен к ответственности за государственную измену только Конституционным Судом на основании обвинения, выдвигаемого Сенатом. Мерой наказания может быть отрешение от должности Президента и лишение права быть избранным вновь. А уголовное преследование за преступления, совершенные в период пребывания в должности Президента, исключается навсегда.

В Конституции Австрии  отрешение Президента от должности осуществляется путем всенародного голосования по требованию Федерального Собрания. Отклонение предложения на референдуме считается новым избранием Президента и за этим следует роспуск Национального Совета. Аналогичная норма содержится и в Конституции Исландии. Конституция Республики Кипр предусматривает возможность отрешения Президента от должности по причине его осуждения за измену Родине, другой бесчестный и морально позорящий проступок и определяет процедуру этого акта.

В конституциях отдельных  зарубежных стран встречаются нормы, направленные на то, чтобы подчеркнуть общественный вес бывшего президента, отдать дань его заслугам в связи с выполнением им функций главы государства. Так, в Конституции Казахстана установлено, что все бывшие президенты имеют звания экс-президент. В Конституции Украины закреплено, что звание Президента Украины сохраняется за ним пожизненно (кроме тех случаев, когда Президент смещен с должности).

Итак, мы видим, что правовая база по прекращению исполнения полномочий Президентом досрочно, в других странах проработана несколько глубже и охватывает более широкий круг возможных ситуаций по этому вопросу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Проблемы совершенствования  института отрешения от должности Президента Российской Федерации

Следует отметить, что возможны исключительные случаи, когда Президент  Российской Федерации временно не в  состоянии исполнять свои полномочия, главным образом по состоянию  здоровья, однако оснований для их досрочного прекращения, предусмотренных  ч. 2 ст. 92 Конституции, не усматривается.

В тоже время не оговаривается естественные причины досрочного прекращения полномочий Президента. Отсутствие такого основания применительно к Президенту может привести к тупиковым правовым ситуациям. Большого внимания заслуживает вопрос о порядке временного исполнения полномочий Президента и об обеспечении непрерывности полномочий главы государства. В соответствии с ч. 3 ст. 92 Конституции РФ во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. В то же время неясно, каким правовым актом объявляется о временном исполнении обязанностей Президента.

Следует также отметить, что российское государство имеет относительно небольшой опыт законодательной регламентации статуса экс-президента. Впервые статус бывшего главы государства был урегулирован Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. № 1763 «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи»18, принятие, которого с одной стороны, было во многом связано с досрочной отставкой Б.Н. Ельцина, с другой стороны, заложило определенные правовые традиции, поскольку способность предоставить гарантии бывшим лидерам является критерием цивилизованности общества и государства, а в последующем был принят Федеральный закон от 12.02.2001 N 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи»19.

Вопросы нормативно – правового  урегулирования досрочных оснований прекращения исполнения полномочий Президента в федеральном законе носит актуальный характер, так как именно Президент выступает главной силой, задающей общие направление работы всего государственного механизма.

Среди способов восполнения  пробелов в конституционном праве называются такие способы как: преодоление пробелов Конституции посредствам принятие законов, в некоторых случаях – подзаконных актов (указов Президента РФ), через толкование Конституционного Суда и т.д. Проблема пробелов и дефектов в конституционном праве связана не только с Конституцией РФ – основным источником конституционного права, но в значительно больших масштабах – с иными источниками конституционного права. В этой связи применительно к российскому конституционному праву можно говорить об актуальности в плане принятия многообразных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, мы видим, что  процедура отрешения Президента от должности очень непроста. Единственная на сегодняшний день попытка парламентариев выдвинуть обвинение высшему  должностному лицу государства не вышла  даже за пределы Государственной  Думы. Смещение Президента с должности - чрезвычайное событие, и оно должно быть всесторонне обосновано, но видимо, указанные сложности связаны, в частности, с предыдущими попытками более легкой процедуры импичмента со стороны Съезда народных депутатов в 1993 г.

И хотя в нашей стране нет практики отрешения Президента от должности (попытка сделать это  в 1999 г. не удалась), нельзя недооценивать  этот важный рычаг системы сдержек  и противовесов.

Прежде всего, важнейший  итог состоявшейся акции состоит  в том, что процесс отрешения  Президента от должности как особый демократический институт защиты государства  и народа от произвола правителей, действующий во многих странах мира, вошел, пусть даже только своей начальной  стадией, в жизнь российского  общества. И не только в теоретическом  и конституционно-правовом смысле, но и как исторический прецедент, элемент реальной практики. Такой  способ взаимодействия власти и общества позитивно воспринят народом, одобрен  обществом, и при соответствующей  законодательной и практической доработке данный институт может  привиться в России и способен стать эффективным средством  совершенствования деятельности государственных  органов, становления и развития демократической системы власти

Информация о работе Отрешение Президента от власти