Ответственность за вред, причиненный государственным должностным лицом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 09:02, контрольная работа

Описание

Гражданско-правовая ответственность состоит в претерпевании субъектом неблагоприятных имущественных последствий в связи с допущеным неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, нарушением прав и законных интересов другого лица. Эта ответственность при ее применении опирается на механизм государственного принуждения. Ответственность носит ретроспективный характер — только за уже состоявшиеся нарушения. В гражданском и торговом праве непосредственно связана с охранительными нормами.

Содержание

Раскрытие темы «Ответственность за вред, причиненный государственными должностными лицами субъектам коммерческой деятельности»
Понятие ответственности.
Основание и условия возникновения ответственности за причинения вреда.
Ответственность за вред, причиненный органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами.
Особенности возмещения убытков при наступлении ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Решение задачи № 55. Правовое положение простого товарищества.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.docx

— 30.09 Кб (Скачать документ)

     Исходя  из различий законодательного регулирования  выделяют две категории деликтных обязательств: а) возмещение вреда, причиненного в сфере административного управления (она рассмотрена выше); б) возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.

     Действия  органов власти и должностных  лиц имеют форму административных актов и должны осуществляться в  пределах соответственно их компетенции  или должностных полномочий. Действия, выходящие за указанные пределы, признаются незаконными. Под незаконным действием понимается также и  бездействие, т.е. неосуществление (или  отказ от осуществления) органом  государственной власти или местного самоуправления, а также их должностными лицами своих обязанностей. В то же время вред, причиненный в ходе хозяйственной или технической  деятельности указанных субъектов, т.е. не связанный непосредственно  с реализацией ими своих властных полномочий, подлежит возмещению на общих  основаниях.

    1.4. Особенности возмещения убытков при наступлении ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

     Правилом  ст.16 установлена специфика ответственности  за убытки, возникшие у граждан  и юридических лиц в результате незаконных действий (бездействия) государственных  органов, органов местного самоуправления и должностных лиц этих органов. Такие убытки подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектами РФ или муниципальными образованиями. Следовательно, субъектом  имущественной ответственности  за ущерб, причиненный незаконными  действиями государственных органов, выступает государство в целом, его субъекты, а за действия (бездействие) органов местного самоуправления - муниципальные образования. Компенсация  убытков осуществляется за счет бюджета  соответствующего уровня. Нормы гражданского законодательства обусловлены Конституцией, закрепившей за гражданами право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государства и их должностных лиц (ст.53).

     Основанием  для возмещения убытков являются незаконные действия (бездействие) органов  государства, местного самоуправления, их должностных лиц.

     Круг  органов, относящихся к государственным  и органам местного самоуправления, определен ст.125 ГК.

     В отдельных законах РФ имеется  прямое указание на органы, чьи незаконные действия (бездействие) могут повлечь  возмещение убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу. Например, согласно Закону о конкуренции, ответственными за причиненный ущерб являются антимонопольные  органы (в центре и на местах).

     В арбитражной практике есть немало дел  по оспариванию юридическими лицами законности действий налоговых органов, взыскавших в бесспорном порядке  суммы, составляющие, по мнению налоговых  органов, неуплаченные этими лицами налоги; о возмещении ущерба, причиненного действиями комитетов по управлению государственным и муниципальным  имуществом, и др.

     От  субъекта материальной ответственности, т.е. лица, за счет средств которого будут возмещаться убытки, следует  отличать участников процессуальных отношений  в судах по делам о взыскании  причиненного ущерба гражданам или  юридическим лицам. Ответчиками  в таких делах является не Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное  образование, а соответствующие  государственные органы и органы местного самоуправления, незаконными  действиями (бездействием) которых  причинен ущерб гражданам или  юридическим лицам.

     К сожалению, есть некоторое несоответствие между ст.13 и 16 ГК. В ст.13 не упомянуты  должностные лица, издающие незаконные акты.

     В ст.16 должностные лица прямо названы  наряду с государственными органами и органами местного управления, действиями (бездействием) которых может быть причинен ущерб гражданам или  юридическим лицам. Но ответчиком в  суде общей юрисдикции или арбитражном  суде по делу о возмещении убытков  будет не должностное лицо, а тот  государственный орган или орган  местного самоуправления, в котором  данное должностное лицо работает. Должностное лицо, действиями которого причинен ущерб, возмещаемый за счет государственных средств, материально  отвечает не перед гражданином или  юридическим лицом, а перед соответствующим  государственным органом или  органом местного самоуправления. Поэтому  в делах о возмещении ущерба, вызванного незаконными действиями (бездействием) должностных лиц, последние могут  обладать статусом третьего лица без  самостоятельных требований на предмет  спора на стороне ответчика.

     Требование  о возмещении убытков, возникших  в результате незаконных действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления или должностных  лиц этих органов, может быть заявлено после вступления в законную силу решения суда о признании недействительным акта государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица.

     В ст.16 ГК названа только одна разновидность  незаконных действий (бездействия), в  результате которых гражданам или  юридическим лицам причинены  убытки: издание государственным  органом или органом местного самоуправления акта, не соответствующего закону или иному правовому акту.

     Убытки  могут возникнуть в результате других незаконных действий (бездействия), например, из-за незаконного задержания, ареста имущества гражданина, создания препятствий  для использования помещения, в  котором находится офис юридического лица, непринятия мер по ремонту  аварийного здания или эвакуации  лиц, находящихся в таком здании, незаконного изъятия имущества  юридического лица[10].

     Причиненные незаконными действиями государственного органа, органа местного самоуправления гражданину или юридическому лицу убытки подлежат возмещению в объеме, предусмотренном  ст.15 ГК, если законом или соглашением  сторон не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

     В ст.16 ГК предусмотрен особый случай возмещения убытков, причиненных незаконными  действиями в сфере управления. Правило  данной статьи распространяется только на государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные  лица. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Договор простого товарищества – это временное объединение без образования юридического лица двух или более лиц для осуществления предпринимательской деятельности и достижения иных, не противоречащих закону, целей, позволяющее объединить имущество и капиталы «товарищей» для общей хозяйственной деятельности. При этом каждое лицо имеет свои цели и свой экономический интерес: сокращение издержек, улучшение качества продукции, увеличение выпуска продукции, повышение конкурентоспособности, увеличение прибыли (ст. 1041 ГК РФ). Сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации (пункт 2 ст. 1041 ГК РФ).
    2. Вкладом товарища признается все то, что он вносит в общее дело, в том числе деньги, иное имущество, профессиональные и иные знания, умения и навыки, а так же деловую репутацию и связи. Необходимо так же, чтобы вносимые средства по своему существу отвечали средствам, обусловленным в договоре в качестве вкладов (ст. 1042 ГК РФ).
    3. Порядок покрытия расходов и убытков, связанных с совместной деятельностью товарищей, определяется их соглашением. При отсутствии такого соглашения каждый товарищ несет расходы и убытки пропорционально стоимости его вклада в общее дело. Это предполагает обязательность денежной оценки вкладов товарищей. Если вклады товарищей предполагаются равными, как это допускается пункте 2 статьи 1042 ГК РФ, то и расходы, и убытки будут поделены между ними поровну, то есть исходя из личного, а не имущественного начала.

    Прибыль, полученная товарищами в результате их совместной деятельности, распределяется пропорционально стоимости вкладов  товарищей в общее дело, если иное не предусмотрено договором простого товарищества или иным соглашением  товарищей. Товарищам разрешается самостоятельно определять принцип распределения прибыли. Они могут брать за основу как имущественное, так и личное начало или же их соединение. Только в том случае, когда товарищи не определили порядок распределения прибыли договором, вступает в силу принцип - распределение прибыли пропорционально стоимости вкладов.

    1. Правомерно, согласно п.1 ст. 1044 ГК РФ - при совместном ведении дел для совершения каждой сделки требуется согласие всех товарищей. В данной ситуации Свиридов принял решение самостоятельно, не поставив товарищей в известность и не спросив их согласия. Владельцы рыболовецких лодок вправе требовать возмещения убытков на основании п.4 ст.1044 ГК РФ.
    2. В свою пользу Свиридову следовало по пунктам привести примеры действий в интересах товарищества, как то:

    - у  товарищества нет холодильных  камер, и рыбу негде хранить,  следовательно, она может быстро  испортиться, что повлечет за  собой убытки;

    - на  базе избыток рыбы, а спрос  на нее мал, следовательно,  продать рыбу самостоятельно  было бы достаточно сложно, что  так же повлекло бы за собой  убыток.

Информация о работе Ответственность за вред, причиненный государственным должностным лицом