Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 18:24, реферат
Поскольку обязательные страховые взносы на социальное страхование не обеспечивали покрытия всех расходов этой системы, недостающая часть, поступавшая из союзного бюджета, постоянно возрастала и в 1980-е гг. составила около 60 % всего бюджета социального страхования.
Цель данной работы является исследования основных тенденции развития пенсионной страховой реформы.
Введение
Пенсионное обеспечение – базовая и одна
из самых важных социальных гарантий стабильного
развития общества, поскольку оно непосредственно
затрагивает интересы нетрудоспособного
населения (свыше 25-30%) любой страны, а косвенно
практически все трудоспособное население.
Тем большее значение оно приобретает
в период радикальной экономической перестройки
в России, где в настоящее время проживает
свыше 38,5 млн. престарелых, инвалидов и
членов семей, потерявших кормильца.
Общее направление, общий смысл пенсионной
реформы – переход от широких государственных
систем, основанных на массовом коллективном
страховании и принципах солидарности
поколений, к системам накопительным,
основанным на принципе личной ответственности
гражданина за свое пенсионное обеспечение
и на капитализации тех средств, которые
он вносит на индивидуальный пенсионный
счет.
Как подсчитали специалисты, в мире существуют
чуть ли не 268 различных пенсионных систем,
где самые различные формы сочетания накопительных
и распределительных моделей. Если взять
конец прошлого века, 2000 год, в мире пять
стран перешли на полностью накопительную
схему, это Боливия, Чили, Сальвадор, Мексика
и Казахстан.
Пенсионное страхование возникло в России
в начале XX века и не получило широкого
распространения. До 1917 г. страхование
по старости не входило в сферу интересов
органов государственного управления.
Только отдельные виды профессиональной
деятельности (в основном связанные с
государственной службой) обеспечивались
специальными видами социальных пособий
после прекращения гражданских работ
в связи с наступлением установленного
возраста.
К началу 1920-х гг. широко обсуждался вопрос
рассмотрения старости как отдельного
вида нетрудоспособности, нуждающегося в
пенсионном обеспечении. В то время социальное
обеспечение пенсионеров базировалась
на критериях утраты трудоспособности
и наступления инвалидности.
В 1929 г. впервые были установлены принципиальные
различия в размере между пенсией по инвалидности
и пенсией по старости, а также порядок
выплаты пенсий продолжающим работать.
Начиная с 1932 г. пенсионное обеспечение
охватило рабочих всех отраслей народного
хозяйства. С этого времени был законодательно
введен пенсионный возраст: для женщин
– 55 лет и для мужчин – 60 лет.
Конституцией СССР в 1936 г. был предусмотрен
всеобщий характер пенсионного обеспечения
для рабочих и служащих.
В 1956 г. был принят Закон «О государственных
пенсиях», который установил механизм
регулировании пенсии по старости работающим
пенсионерам, одновременно увеличив размеры
назначаемой пенсии. Одним из результатов
этого этапа развития пенсионного обеспечения,
наряду с ростом уровня пенсий, явилось
сокращение доли работающих пенсионеров,
которая уменьшилась с 60 % в 1956 г. до 9 % в
1962 г.
Закон «О пенсиях и пособиях членам колхозов»
от 15 июля 1964 г. предусматривал выход на
пенсию для колхозников-мужчин с 65 лет
и для женщин – с 60 лет. Однако уже в 1968
г. колхозникам было предоставлено право
на пенсию по старости с такого же возраста,
как рабочим и служащим.
К середине 1960-х г.в стране сложилась полноценная
государственная система всеобщего пенсионного
обеспечения по старости которая обеспечивала
всем категориям граждан минимально необходимый
прожиточный уровень. В этой связи пенсионная
система начиная с 1960-х г. и до 1990 г. получила
определение государственного пенсионного
обеспечения.
Средства на государственное пенсионное
обеспечение, как и средства на государственное
социальное страхование, аккумулировались
в консолидированном бюджете государственного
социального страхования, который, в свою
очередь, входил составной частью в государственный
бюджет страны.
Важным этапом формирования программы
государственного пенсионного страхования
обычно рассматривается середина 1960-х
гг. когда было установлено право на получение
на получение пенсий в период наступления
соответствующего возраста, инвалидности
либо по случаю потери кормильца.
Систематическое повышение уровня пенсионного
обеспечения трудящихся, увеличение числа
пенсионеров обусловили возрастание в
дальнейшем поступлений из государственного
бюджета в фонд государственного социального
страхования. Поскольку обязательные
страховые взносы на социальное страхование
не обеспечивали покрытия всех расходов
этой системы, недостающая часть, поступавшая
из союзного бюджета, постоянно возрастала
и в 1980-е гг. составила около 60 % всего бюджета
социального страхования.
Цель данной работы является исследования
основных тенденции развития пенсионной
страховой реформы.
1. Формы пенсионного страхования
1.1 Обязательное пенсионное страхование.
Пенсионное обеспечение в Российской
Федерации реализуется через систему
обязательного государственного пенсионного
страхования. Роль страхователя отводится
организациям или гражданам, осуществляющим
прием на работу и производящим начисление
и уплату взносов. Лица, подпадающие под
действие обязательного пенсионного страхования,
считаются застрахованными. На уровень
пенсионного обеспечения влияют такие
факторы, как социально-экономическое
положение страны, демографическая ситуация,
особенности трудовых отношений, система
оплаты труда, налоговое законодательство,
бюджетная политика и др.
Обязательное пенсионное страхование
– система создаваемых государством правовых,
экономических и организационных мер,
направленных на компенсацию гражданам
заработка (выплат, вознаграждений в пользу
застрахованного лица), получаемого ими
до установления обязательного страхового
обеспечения. Оно предназначено для реализации
государственных социальных гарантий
трудящимся на получение пенсии и обеспечение
старости. Как правило, этот вид страхования
распространяется на всех граждан. При
обязательном пенсионном страховании
размер пенсий, условия их получения, размеры
страховых взносов на финансирование
пенсионной системы регламентируют законодательными
актами.
Обязательное пенсионное обеспечение
представляет собой способ реализации
конституционных прав граждан на материальное
обеспечение в старости, в случае утраты
трудоспособности, потери кормильца.
Субъектами обязательного пенсионного
страхования являются федеральные органы
государственной власти, страхователи
и застрахованные лица.
Страхователями по обязательному пенсионному
страхованию являются:
лица, производящие выплаты физическим
лицам, в том числе организации, индивидуальные
предприниматели, физические лица;
индивидуальные предприниматели, адвокаты.
Застрахованными лицами являются граждане
РФ, а также проживающие на территории
Российской Федерации иностранные лица
и лица без гражданства:
- работающие по трудовому договору или
по договору гражданско-правового характера,
предметом которого являются выполнение
работ и оказание услуг, а также авторскому
и лицензионному договору;
- самостоятельно обеспечивающие себя
работой (индивидуальные предприниматели,
частные детективы, занимающиеся частной
практикой нотариусы, адвокаты);
- являющиеся членами крестьянских хозяйств;
- работающие за пределами территории
Российской Федерации, в случае уплаты
страховых взносов, добровольно вступившие
в правоотношения по обязательному пенсионному
страхованию, если иное не предусмотрено
международным договором РФ;
являющиеся членами родовых, семейных
общин малочисленных народов Севера, занимающихся
традиционными отраслями хозяйствования;
иные категории граждан, у которых отношения
по обязательному пенсионному страхованию
возникают в соответствии с Федеральным
законом «Об обязательном пенсионном
страховании в Российской Федерации».
В качестве страховщика выступает Пенсионный
фонд Российской Федерации, который вместе
с его территориальными органами действует
на основании Федеральных законов «Об
управлении средствами государственного
пенсионного обеспечения (страхования)
в Российской Федерации» и «Об обязательном
пенсионном страховании в Российской
Федерации».
Финансирование выплаты базовой части
трудовой пенсии осуществляется за счет
сумм страхового взноса, зачисляемого
в федеральный бюджет, а финансирование
выплаты страховой и накопительной части
трудовой пенсии – за счет средств бюджета
Пенсионного фонда Российской Федерации.
При этом финансирование выплаты накопительной
части трудовой пенсии осуществляется
за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных
в специальной части индивидуального
лицевого счета застрахованного лица.
Суммы страховых взносов, поступают в
бюджет Пенсионного фонда Российской
Федерации, учитываются на его индивидуальном
счете. Базой для начисления страховых
взносов до 2010 года являлся объект налогообложения
и налоговая база по единому социальному
налогу, установленные гл. 24 «Единый социальный
налог (взнос)» Налогового кодекса Российской
Федерации.
С 2010 года уплата единого социального
налога отменена и введена уплата страхователями
страхового взноса. Тариф уплаты страховых
взносов в 2010 года составил 20%, а с 2011 года
тариф увеличиться до 26%.
1.2 Добровольное страхование.
Кроме обязательной формы пенсионного
страхования, существует добровольная
форма. Добровольное пенсионное страхование
предназначено для расширения возможностей
обязательного пенсионного страхования
как по размерам пенсий, так и по условиям
их получения. Например, пенсии по договору
добровольного пенсионного страхования
выплачивается дополнительно к государственной
трудовой пенсии. Взносы могут быть регулярными
в течении длительного срока или единовременными.
Размер пенсии зависит от размера внесенных
страховых взносов; количества лет, прошедших
с момента заключения договора страхования
до начала пенсионных выплат (чем больше
период накопления, тем больше накопленная
сумма и выше размер полученной пенсии);
возраст застрахованного лица (чем старше,
тем меньше период накопления и больше
страховой взнос, который должен быть
уплачен); пола застрахованного лица.
Условия добровольного пенсионного обеспечения
устанавливаются договором между вкладчиком
и фондом.
Негосударственные пенсионные фонды –
это одна из организационно-правовых форм
некоммерческой организации социального
обеспечения. Направления деятельности
НПФ:
·
·
·
Работа негосударственного пенсионного фонда похожа на работу Пенсионного фонда России. НПФ так же, как ПФР сосредотачивает средства пенсионных накоплений, организует их инвестирование, учет, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии.
Фонды осуществляют деятельность в
качестве страховщика по обязательному
пенсионному страхованию
В целях защиты прав и интересов вкладчиков
и участников деятельности НПФ подлежит
обязательному лицензированию государственным
уполномоченным органом -
Для обеспечения своей платежеспособности
по обязательствам перед участниками
фонд формирует пенсионные резервы. Пенсионные
резервы - совокупность средств, находящихся
в собственности фонда и предназначенных
для исполнения фондом обязательств перед
участниками в соответствии с пенсионными
договорами. Участник – физическое лицо,
которому в соответствии с заключенным
между вкладчиком и пенсионным договором
должны производиться выплаты негосударственной
пенсии. Участник может выступать вкладчиком
в свою пользу.
Пенсионные резервы включают в себя резервы
покрытия пенсионных обязательств и страховой
резерв, и формируется за счет:
- пенсионных взносов;
- дохода фонда от размещения пенсионных
резервов;
- целевых поступлений.
Для обеспечения своей платежеспособности
по обязательствам перед застрахованными
лицами фонд формирует пенсионные накопления.
Пенсионные накопления – совокупность
средств, находящихся в собственности
фонда, предназначенных для исполнения
обязательств фонда перед застрахованными
лицами в соответствии с договорами об
обязательном пенсионном страховании
и договорами о создании профессиональной
пенсионной системы. Пенсионные накопления
формируются за счет:
досрочно выплаченных из Пенсионного
фонда Российской Федерации в фонд по
заявлению застрахованного лица средств,
учтенных в специальной части индивидуального
лицевого счета застрахованного лица,
включая страховые взносы на финансирование
накопительной части трудовой пенсии,
поступившие в Пенсионный фонд Российской
Федерации для последующей передачи в
фонд и еще не переданные управляющей
компании;
средств, переданных фондом в доверительное
управление управляющей компанией в соответствии
с настоящим Федеральным законом, включая
чистый финансовый результат от реализации
активов, изменение рыночной стоимости
инвестиционного портфеля за счет переоценки
на отчетную дату;
средств, поступивших в фонд от управляющих
компаний для выплаты застрахованным
лицам или их правопреемника и еще не направленных
на выплату накопительной части трудовой
пенсии;
НПФ делятся на корпоративные и открытые.
Корпоративные считаются НПФ, созданные
одной крупной компанией организацией
(или группой связанных организаций) для
обслуживания только или преимущественно
сотрудников этой организации. Вкладчиками
корпоративных фондов являются главным
образом его учредители или подконтрольные
им фирмы.
Под открытыми фондами понимаются НПФ,
ориентированные на самостоятельный поиск
клиентов и привлечение их к сотрудничеству
на рыночных принципах. Такие фонды могут
концентрировать свою деятельность либо
на работе с частными лицами – будущими
пенсионерами, либо на работе с предприятиями
– работодателями, намеренными обеспечить
пенсии своим сотрудникам в будущем, но
по отношению к НПФ выступающими лишь клиентами,
а не учредителями.
В основе деятельности негосударственных
пенсионных фондов лежат пенсионные схемы,
которые обычно определены правилами
пенсионного фонда. Пенсионная схема –
совокупность условий, определяющих порядок
уплаты пенсионных взносов и выплат негосударственных
пенсий. Пенсионный взнос - денежные средства,
уплачиваемые вкладчиком в пользу участника
в соответствии с условиями пенсионного
договора.
Вкладчиком может быть физическое лицо
или юридическое лицо, являющееся стороной
пенсионного договора и уплачивающее
пенсионные взносы в фонд. Вкладчики имеют
право:
требовать от фонда исполнения обязательств
фонда по пенсионному договору в полном
объеме;
представлять перед фондом свои интересы
и интересы своих участников, обжаловать
действия фонда в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации;
требовать от фонда выплаты выкупных сумм
или их перевода в другой фонд в соответствии
с правилами фонда и пенсионным договором.
Выкупная сумма – денежные средства, выплачиваемые
фондом вкладчику или участнику либо переводимые
в другой фонд при расторжении пенсионного
договора.
Участник – физическое лицо, которому
в соответствии с заключенным между вкладчиком
и фондом пенсионным договором должны
производиться или проводятся выплаты
негосударственной пенсии. Участник может
выступать вкладчиком в свою пользу.
Пенсионная схема является основным элементом
организации негосударственного пенсионного
обеспечения. Перечень видов пенсионных
схем и их основные характеристики должны
содержаться в правилах фонда. Требования
к пенсионным схемам, применяемым для
негосударственного пенсионного обеспечения
населения, определяются Правительством
Российской Федерации.
Вывод.
Как видно из работы основной целью пенсионного
страхования является гарантировать пожилым
и престарелым гражданам достойный уровень
жизни. В идеале – не хуже, чем тот, которого
они достигли до момента выхода на заслуженный
отдых. Действительно, если пронаблюдать
в динамике средний размер пенсии россиян,
то можно отметить, что соотношение средней
пенсии к месячному доходу медленно, но
все же подрастает, и уже готово приблизиться
к 50%. И в то же время, нам в этом смысле
далеко до развитых европейских стран,
где эта пропорция составляет 75-80% (Германия).
Дополнительное пенсионное страхование
призвано выправить эту ситуацию. На самом
деле, дополнительная пенсия намного эффективнее
банковского вклада, где деньги кладутся
под небольшой процент. Просто должно,
видимо, пройти время, чтобы россияне окончательно
поняли: с помощью страховой компании
или негосударственного пенсионного фонда
можно гарантировать себе достойную старость.
Весь мировой опыт свидетельствует о том,
что дополнительное пенсионное страхование
успешно решает эту задачу. Каждый из нас
имеет возможность обеспечить себя пожизненной
дополнительной пенсией, - причем, размер
ее можно определить с учетом собственных
возможностей.
Дополнительное пенсионное страхование
позволяет гражданину и не дожидаться
наступления критического возраста. В
зависимости от конкретной программы,
начало выплат может наступить задолго
до перехода в официальный статус пенсионера.
Также, иногда дополнительное пенсионное
страхование позволяет сразу получить
всю накопленную сумму.