Понятие и формы государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 16:08, контрольная работа

Описание

Вопрос о форме государственного устройства имеет важное практическое и теоретическое значение, особенно на современном этапе, когда классические формы подвергаются изменениям, появляются «гибридные» и «переходные» формы государственного устройства. С практической точки зрения важно определиться с формами новых государственных объединений, поскольку это влияет не только на внутренне устройство, но и международное положение государств и государственных образований.

Содержание

1. Понятие и формы государственного устройства…………………….3
2. Конституционный статус Российской Федерации………………….10
3. Список литературы……………………………………………………..14

Работа состоит из  1 файл

Попов контрольная.doc

— 99.50 Кб (Скачать документ)

  В современной теории государства и права нет определения понятия «объединение государств». В науке достаточно подробно исследуются проблемы происхождения государств, его формы, функции, механизм, которые со своих позиций затрагивают вопросы межгосударственного объединения. Многие аспекты объединения государств отражены в международном публичном праве, однако здесь они изучаются, как правило, с позиции международных организаций. Спорной представляется точка зрения В.А. Толстика, который в рамках изучения формы государственного устройства синтезирует некоторые объединения государств под общим понятием сложного государства - союз государств или государство, состоящее из относительно самостоятельных государственных образований. Н.Л Гранат и А.В. Цыцугин, критикуя такой подход отмечают, что в данном случае российский ученый объединил под одним критерием сложного государства различные межгосударственные объединения - империи, федерации и конфедерации.[28] Действительно, союз или объединение государств некорректно сравнивать с государством, состоящим из относительно самостоятельных государственных образований, тем более синтезировать эти явления под одним институтом.

  Используя метод сравнительного анализа и опираясь на существующие научные позиции, имеющие отношение к межгосударственным объединениям, можно дать определение понятию «объединение государств» как государственному образованию, созданному на основе интеграции самостоятельных государств для достижения определенных целей, сочетающему в себе признаки международного объединения и государственности.

  Таким образом, при характеристике формы государственного устройства, необходимо различать виды форм именно государственного устройства, не смешивая их с формами межгосударственных объединений, поскольку, как было показано, государства и объединения государств имеют разные признаки и правовую природу. В теории государства и права вопрос о формах объединений государств никогда не рассматривался как самостоятельный институт. О нем говорилось как о территориальной организации государств, образующих союз при определении формы государственного устройства[29]. В настоящее время в литературе некоторые исследователи предлагают рассматривать виды межгосударственных объединений как третью, переходную форму государственного устройства наряду с институтами унитарного и федеративного государства, обозначив, таким образом, место объединений государств в теории государства и права[30]. Представляется, что рассматривать вопрос о формах межгосударственных объединений необходимо отдельно от института формы государственного устройства. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Конституционный статус Российской Федерации 

  Российская Федерация - это федеративное государство, созданное по воле ее многонационального народа. Ее конституционный статус определяется Конституцией Российской Федерации, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Федеративным договором от31 марта 1992 г.

  Конституционный статус Российской Федерации характеризуется прежде всего тем, что, как уже отмечалось, она является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации находятся в ведении органов власти субъектов Российской Федерации.

  Российская Федерация имеет свою Конституцию, которая устанавливает основы конституционного строя государства, характер взаимоотношений между человеком, гражданином, обществом и государством, форму государственного устройства России и характер взаимоотношений федерации с ее субъектами, форму правления, характер взаимоотношений с другими суверенными государствами. Возможность самостоятельно решать все эти вопросы свидетельствует об учредительном характере федеральной государственной власти. Вместе с тем, она свидетельствует также и о том, что Российская Федерация носит конституционный характер и не может рассматриваться в качестве договорно-конституционной модели федерации.

  Неотъемлемым элементом конституционного статуса Российской Федерации является ее территориальное единство. Российская Федерация имеет свою территорию, складывающуюся из территорий ее субъектов и включающую в себя сушу, внутренние воды н территориальное море, воздушное пространство над ними, которые образуют материальное содержание государственного суверенитета. Территория Российской Федерации является пространственным пределом ее власти. На эту территорию распространяется суверенитет Российской Федерации.

  Российская Федерация обладает высшей властью в отношении своей территории. Ее Конституция и законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

  Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 74) на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

  Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Она устанавливает статус, режим и осуществляет защиту государственной границы, территориальных вод, воздушного пространства, экономической зоны и континентального шельфа. Режим государственной границы устанавливается Законом Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г., а также иными федеральными нормативными актами, международными договорами и соглашениями Российской Федерации с сопредельными государствами. Эти акты решают вопросы, связанные с организацией защиты и изменением государственной границы, процедурой разрешения территориальных споров.

  Важным элементом конституционного статуса Российской Федерации является единое гражданство Российской Федерации. Вопросы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г. с изменениями и дополнениями от 17 июня 1993 г. Российская Федерация определяет основания и процедуру приобретения и прекращения гражданства, административный и судебный порядок обжалования решений по вопросам гражданства; порядок разрешения споров между Федерацией и ее субъектами по вопросам гражданства.

  Наряду с гражданством Российской Федерации каждая из республик в составе Российской Федерации также имеет свое гражданство. Гражданин республики является вместе с тем гражданином Российской Федерации, а утрата гражданства Российской Федерации влечет за собой прекращение гражданства республик.

  Наличие или отсутствие гражданства республик не оказывает влияние на правовое положение гражданина Российской Федерации. Каждый ее гражданин бладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

  Защита прав граждан Российской Федерации за границей осуществляется государственными органами Федерации, ее дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями.

  Важным компонентом конституционного статуса Российской Федерации является наличие общих для всей Федерации органов государственной власти. Российская Федерация имеет Президента - главу государства; Федеральное Собрание - представительный и законодательный орган (Российской Федерации); Правительство, осуществляющее исполнительную власть Российской Федерации; Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд.

  Систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор Российской Федерации.

  В системе, структуре и процедурах деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной властей отражена федеральная природа России. Так, в Совет Федерации - одну из палат федерального Парламента - входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерация; в состав Правительства в соответствии с Положением о федеральных органах власти на переходный период, введенным в действие Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 г., с изменениями и дополнениями от 11 октября 1993 г. входят по должности руководители исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ст. 15). ст. 5

  В органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.

  Конституционный статус Российской Федерации характеризуется наличием единой федеральной правовой системы, которая включает в себя федеральные нормативные правовые акты; нормативные правовые акты государственных органов субъектов федерации, а также нормативные правовые акты местных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

  К правовой системе Российской Федерации относятся также некоторые законодательные акты бывшего Союза ССР, если они не противоречат действующему законодательству Российской Федерации.

  Согласно Конституции (ст. 15) составной частью правовой системы Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права и ратифицированные международные договоры Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

  В число федеральных нормативных правовых актов входят: Конституция Российской Федерации; федеральные конституционные законы; Федеративный договор; федеральные законы: кодексы, нормативные акты Президента, нормативные постановления Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации; Правительства Российской       Федерации; федеральных министерств, государственных комитетов и других ведомств; соглашения о делегировании полномочий Российской Федерацией субъектам федерации; межгосударственные договоры и межправительственные соглашения Российской Федерации и др.

  Единство федеральной правовой системы обеспечивается верховенством Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации. В свою очередь это единство обеспечивает взаимосвязь и взаимодействие федеральных, нормативных актов, нормативных актов субъектов федерации, местных и муниципальных нормативных актов.

  Отрицание верховенства федеральных законов по предметам ведения Российской Федерации, провозглашение верховенства законов субъектов федерации ведет к войне законов в рамках единого государства и, в конечном счете, чревато развалом Российской Федерации.

  Ядром правовой системы Российской Федерации является Конституция Российской Федерации, имеющая высшую юридическую силу, прямое действие и применяемая на всей территории Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации, которая не только устанавливает правовые пределы нормативной деятельности как федерации, так и ее субъектов, но и обеспечивает единство нормативно-правовой деятельности в Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

[1] См. об этом: Чиркин В.Е. Сравнительное конституционное  право/ В.Е.Чиркин. - М., 1996. – С.478-482.

[2] См.: Сорокин  В.В. Государство переходного  периода: теоретические вопросы./ Науч. ред. Корельский В; Алтайская академия экономики и права. Барнаул. 2000. – С.76-77.

[3] Фельдман Д.И.  Курдюков Г.И. Основные тенденции  развития международной правосубъектности./ Д.И. Фельдман, Г.И. Курдюков. - Казань: Изд-во Казанского ун-та. - 1974. - С.52.

[4] Например: Петров  В.С. О понятии формы государства. / В.С. Петров. //Уч. зап. ЛГУ, №187, вып.6. – Ленинград: Изд-во ЛГУ.  – 1955.; Манов Г.Н. О понятии  формы государства./ Г.Н. Манов. //Уч. зап. Таджикского гос. ун-та, Т. IX. Труды юридического факультета, вып.4. – Душанбе: Изд-во Таджикск. Гос. ун-та. - 1956.; Денисов А.И. Сущность и формы государства. /А.И. Денисов. – М.: Изд-во МГУ. – 1960.; Лашин А.Г. Возникновение и развитие форм социалистического государства. / А.Г. Лашин. – М.: Изд-во МГУ. – 1965.

[5] Петров В.С.  Тип и формы государства. –  Ленинград: Изд-во ЛОЛГУ. –  1967. – С.48.; Денисов А.И. Сущность и формы государства. – С.18.

[6] Чиркин В.Е.  Государствоведение: Учебник. –  2-е изд. испр. и доп. – М.: Юртстъ. – 2000. – С. 143.

[7]Петров В.С. Тип и формы государства. – С. 44 – 53.

[8] Манов Г.Н.  О понятии формы государства.  – С.7.

Информация о работе Понятие и формы государственного устройства