Понятие и предмет Гражданское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 19:09, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является анализ общих вопросов гражданского права как отрасли права. Более конкретно данную цель можно выразить через задачи, которые стоят перед нами в данном исследовании:
1. Проанализировать предмет гражданского права.
2. Дать характеристику методу гражданского права.
3. Рассмотреть функции и задачи гражданского права.
4. Указать основные принципы, которыми регулируется данная отрасль права.
5. Рассмотреть систему гражданского права.
6. Указать взаимоотношение гражданского права с другими отраслями права в Республике Беларусь.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Понятие и содержание гражданского права 5
2 Принципы и методы гражданского права 12
3 Источники гражданского права 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

Работа состоит из  1 файл

понятие и предмет ГП курсач.doc

— 136.00 Кб (Скачать документ)

     Метод правового регулирования  - это система свойственной данной отрасли права юридических приемов, способов, средств, используемых для регулирования соответствующих общественных отношений. [11, c. 44]

     Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений характеризуется тремя существенными особенностями.

     Во-первых, субъекты гражданского права участвуют  в гражданских отношениях на равных, равны перед законом, не могут пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону, и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (принцип равенства участников гражданских отношений (абз. 4 ч. 2 ст. 2 ГК). В отличие от участников государственно-правовых, административно-правовых, финансово-правовых и некоторых других отношений, ни один из субъектов гражданско-правовых отношений не осуществляет функций власти по отношению к другому. Они обладают полным юридическим равенством и строят свои отношения, как правило, на основе договоров и других волевых актов. Причем, участник правоотношения вправе требовать от другого (других) выполнения определенных действий, напр., передачи проданной вещи, выполнения работы, оказания услуги. Юридическое равенство участников имущественных товарно-денежных отношений вытекает из сущности этих отношений. Имущественные отношения перестают быть товарно-денежными, как только один из субъектов этих отношений получает право осуществлять функции власти по отношению к другому. Личные неимущественные отношения при таких условиях также перестали бы быть гражданско-правовыми и регулировались бы другими отраслями права.

     Во-вторых, участники гражданско-правовых отношений  обладают автономией воли. "Участники  гражданских правоотношений приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своих интересах. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству, условий договора" (ч. 3 ст. 2 ГК), а понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законодательством или добровольно принятым обязательством (абз. 6 ч. 2 ст. 2 ГК).

     В-третьих, гражданско-правовой метод характеризуется  наличием в гражданском праве  значительного числа диспозитивных  норм: благодаря этому участники гражданско-правовых отношений в ряде случаев имеют право урегулировать свое поведение иначе, чем это предусмотрено диспозитивной нормой права. Так, согласно ч. 1 ст. 224 ГК право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законодательством или договором. Участники договора вправе установить, что право собственности на отчуждаемую вещь возникает у приобретателя с момента заключения договора или с иного момента. Статья 212 ГК аналогично решает вопрос о моменте перехода на приобретателя вещи риска случайной гибели, случайной порчи или случайного повреждения имущества. В современных условиях социальная ценность этой особенности гражданско-правового метода приобретает особую значимость. Диспозитивность позволяет как организациям, так и гражданам проявлять инициативу, развивать хозяйственную активность с целью достижения наилучших результатов в хозяйственной деятельности.

     В-четвертых, характерной особенностью гражданско-правового  метода является особый порядок защиты гражданских прав. Суть этого порядка сводится к тому, что гражданские права защищаются судом, хозяйственным судом, третейским судом обычно по инициативе лица, права которого нарушены, но допускается защита гражданских прав непосредственными действиями лица, права которого нарушаются, если такие действия не сопряжены с нарушением законодательства (ст. 13 ГК).

     В-пятых, специфическими являются и способы  защиты гражданских прав (ст. 13 ГК). Основным из них является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, а если оно не возможно - возмещение убытков (ст. 14 ГК). Этот способ защиты гражданских прав вытекает из самой сущности гражданско-правовых отношений, их товарно-денежного характера и стоимостной формы [7, c. 24]. 

 

ИСТОЧНИКИ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

   Правовое регулирование всего механизма страны базируется на источниках права. Термин «источники права» употребляется в различных значениях. Принято различать источники права в материальном, идеальном и юридическом (формальном) смысле.

   В материальном смысле источники права означают совокупность социальных факторов, которые, по существу, и создают право. К числу такого рода социальных факторов относятся: государство, классы, материальные условия жизни классового общества с его классовой борьбой и т.д. На защите этих материальных устоев стоит государственная власть. С помощью ее воли, выраженной в правовых актах, обеспечивается охрана интересов общества от нарушений.

   Если речь идет об источниках права в идеальном смысле, то под ними понимается правовое сознание. Уровень правовой осведомленности общества свидетельствует о знании гражданами тех или иных норм права, а следовательно, и готовности их исполнения, т.е. правовая культура общества способствует обеспечению выполнения принятых норм права.

   Под источниками права в юридическом (формальном) смысле понимается форма выражения государственной воли, при которой содержащиеся в ней правила приобретают значение норм права. Иными словами, в юридическом смысле источниками права признаются формы выражения правовых норм, т.е. нормативные правовые акты.

   Республику Беларусь относится к романо-германской системе права(система частного права), поэтому первичным источником гражданского права является нормативный правовой акт.

   Высшим источником гражданского права является Конституция Республики Беларусь. Она обладает высшей юридической силой и является базой для развития всех отраслей законодательства, в том числе и гражданского. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. Как Основной Закон страны Конституция Республики Беларусь регламентирует права, свободы и обязанности граждан. В ней изложены все важнейшие принципы развития общества, определены основные задачи и функции государства, закреплено юридическое равенство развития всех форм собственности.

   Следующим по важности источником гражданского законодательства является закон. Это нормативный правовой акт высшего органа государственной власти страны, принятый в установленном порядке. В систему гражданского права входит такой основополагающий законодательный акт, как Гражданский кодекс Республики Беларусь. Поскольку гражданское законодательство непосредственно связано с жилищным, то сюда следует отнести и Жилищный кодекс Республики Беларусь. Кодексы, как правило, состоят из разделов, глав, параграфов, статей и пунктов. В частности, Гражданский кодекс Республики Беларусь состоит из 8 разделов (общие положения, право собственности и другие вещные права, общая часть обязательственного права, отдельные виды обязательств, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность), наследственное право, международное частное право, заключительные положения), 75 глав, большинство из которых разбиты на параграфы и статьи. Два раздела (первый и третий) делятся на подразделы. Многие из статей разбиты по подпунктам и разделены на части. Гражданский кодекс - это кодифицированный законодательный акт, который является общим законодательным актом гражданского права, отражающим и закрепляющим наиболее важные положения.

   Важность закона обусловлена и особой процедурой его принятия, включающей ряд идущих одна за другой стадий: законодательную инициативу, обсуждение законопроекта, принятие его и опубликование закона.

   За законами согласно п. 1 ст. 3 ГК следуют декреты Президента Республики Беларусь. В случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, Президент издает декреты, имеющие силу закона.

   Согласно ч. 1 ст. 101 Конституции Республики Беларусь по предложению Президента Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов. В ч. 2 этой же статьи Конституции указаны вопросы, по которым не допускается делегирование полномочий Президенту на издание декретов, предусматривающих изменение и дополнение Конституции, ее толкование; изменение и дополнение программных законов; изменение порядка выборов Президента и Парламента и дра

   При расхождении декрета или указа Президента Республики Беларусь с Гражданским кодексом или другим законом Гражданский кодекс или другой закон имеют верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.

   Следующими по важности в системе нормативных правовых актов гражданского законодательства являются постановления Совета Министров, касающиеся различных сфер деятельности.

   С помощью этих нормативных документов регулируются также и вопросы гражданско-правового характера. В частности, согласно Конституции Республики Беларусь Совет Министров выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью, т.е. регулирует вопросы, относящиеся к сфере имущественных отношений.

   В систему нормативных правовых актов входят акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь, изданные в пределах их компетенции по регулированию гражданских отношений, установленных Конституцией Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ней иными законодательными актами.

   Для единообразного и правильного применения нормативных правовых актов важное значение имеют разъяснения Пленума Верховного Суда и указания Высшего Хозяйственного Суда. Указанные суды на основе анализа практики, сложившихся подходов при разрешении конкретных гражданских дел дают разъяснения (постановления Пленума Верховного Суда обязательны для исполнения соответствующими органами судов).

   Министерства, иные республиканские органы государственного управления также вправе издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы гражданского права, в пределах предоставленных им полномочий. К примеру, Министерству транспорта предоставлено право принимать правила перевозки пассажиров, грузов и багажа, которые обязательны к исполнению. Многие из вопросов работы министерств, ведомств регламентируются уставами, кодексами и т.д. Такие нормативные правовые акты относятся к числу ведомственных.

   Систему гражданского законодательства составляют также нормы, содержащиеся в решениях местных органов управления и самоуправления, например, по вопросам торговли, бытового обслуживания, охраны окружающей среды, развития и обустройства территории и т.д.

   В целом же органы исполнительной власти, местные органы управления и самоуправления имеют право принимать акты, содержащие нормы гражданского права, лишь в случаях и в пределах, установленных действующим законодательством.

   Изложенную систему нормативных правовых актов принято подразделять на законные и подзаконные. В свою очередь, подзаконные нормативные правовые акты, принимаемые в целях и во исполнение закона, не должны ему противоречить.

   Акты гражданского законодательства должны соответствовать нормам международного права. Нормы гражданского права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, которые вступили в силу, являются частью действующего на территории Республики Беларусь гражданского законодательства и подлежат непосредственному применению.

   Нормы гражданского права не подлежат непосредственному применению, если они содержатся в международных договорах, когда из международного договора следует необходимость издания внутригосударственного акта для применения таких норм на территории Республики Беларусь. Применение указанных норм возможно и тогда, когда они имеют силу того правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора.

   Нормы гражданского права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, не вступивших в силу, могут применяться Республикой Беларусь временно в порядке, установленном законодательством о международных договорах Республики Беларусь (ст. 6 ГК). 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Гражданское право - это совокупность правовых норм, регулирующих имущественные товарно-денежные отношения между самостоятельными и равноправными лицами, которые сами распоряжаются принадлежащим им имуществом, а также связанные с имущественными личные неимущественные отношения и иные личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными, поскольку иное не вытекает из существа личного неимущественного отношения.

     Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений характеризуется существенными особенностями.

     1) Субъекты гражданского права участвуют в гражданских отношениях на равных, равны перед законом, не могут пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону, и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (принцип равенства участников гражданских отношений (абз. 4 ч. 2 ст. 2 ГК).

Информация о работе Понятие и предмет Гражданское право