Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2011 в 19:27, курсовая работа
На почве осуществления своих жизненных интересов люди ступают в многочисленные и разнообразные отношения.
Право регулирует общественные отношения, в результате чего они приобретают правовую форму, т.е. становятся правовыми отношениями. Правовое понимание правовых отношений невозможно без уяснения того, что представляют собой общественные отношения. Общественные отношения – это связи между людьми, устанавливающиеся в процессе их совместной деятельности. Важнейшими их них являются экономические связи, т.к. они образуют базис общества и определяют все иные общественные отношения.
Введение ………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Правовые отношения – особый вид общественных
отношений ……………………………………………………..
5
1.1. Понятие правовых отношений 5
1.2. Предпосылки возникновения и развития правовых
отношений ……………………………………………………...
10
1.3 Виды правовых отношений …………………………………... 14
Глава 2. Структура правовых отношений ………………………….. 21
2.1. Содержание правовых отношений …………………………… 21
2.2. Понятие и виды субъектов правоотношений ……………….. 26
2.3. Объекты правоотношений понятия и виды …………………. 31
2.4. Понятие юридических фактов и их классификация ………… 33
2.5 Понятие юридических фактов и их классификация 34
Заключение ………………………………………………………………. 45
Список используемой литературы …………………………………… 46
Приложения ……………………………………………………………... 40
Приложение 1 Виды правоотношений ………………………….. 49
Приложение 2 Субъекты правовых отношений ………………… 50
2. Важнейший
признак юридического факта --
его спо-собность вызывать
Связь
причины и следствия -- объективно
существующая связь явлений. Человек
способен познать эту связь, вскрыть ее
содержание, но не способен сконструировать
ее по соб-ственной воле. Между тем не существует
причинно-следственной зависи-мости между
фактом и его правовыми последствиями.
Связь юридического факта и правовых последствий
носит субъективный характер, она возникает
на основе норм права -- продукта творческой
деятельности человека. Подводя итог дискуссии
по дан-ному вопросу, Н. Т. Судариков отмечал:
«Причинная связь между явлениями не может
быть привнесена из нашего сознания в
объективный мир».
В юридической
литературе можно встретить выражения
«юридические факты -- причина правовых
последствий», «правовая казуальность»
и т. п. Вряд ли следу-ет расценивать
их как возвращение к концепции
«юриди-ческой причинности». Это, скорее,
образные сравнения, не-жели теоретическая
позиция авторов по данному вопро-су.
Своеобразную
позицию занимал С. Ф. Кечекьян. Он
считал юри-дические факты непосредственной
причиной возникновения и прекра-щения
правоотношений, но одновременно подчеркивал,
что свести полностью причинные связи
к зависимости правоотношений от юриди-ческих
фактов значило бы отдать дань «юридическому
мировоззрению».
Концепцию
«юридической причинности» можно было
бы считать достоянием истории, если
бы не одно обстоя-тельство. В научной
литературе предпринята новая попыт-ка
истолковать связь юридических фактов
и правовых последствий с точки зрения
причинности. Юридические факты, пишет
А. П. Дудин, «признаются непосредствен-ной
причиной, вызывающей начало регулирования
отдель-ными нормами права отдельных фактических
общественных отношений или прекращающей
такое регулирование. Од-нако юридические
факты играют одновременно и другую противоположную
роль: они способствуют изменению, развитию
фактических общественных отношении,
а зна-чит, и процессу правообразовання...».
Это положение сви-детельствует о том,
что в проблеме «юридической причин-ности»
не все ясно, она нуждается в дальнейшем
обсуж-дении. Хотелось бы высказать следующие
соображения.
Прежде
всего, приведенное выше положение
о том, что связь факта и правовых последствий
не является не мо-жет являться причинной,
по нашему мнению, правильно и не нуждается
в пересмотре. Однако «не являются» -- негативная
характеристика; остается открытым вопрос,
чем же является связь факта и правовых
последствий, что она собой представляет?
Нельзя
не видеть, что связь факта и
правовых послед-ствий отличается рядом
специфических признаков: она субъективна
по своему происхождению, поскольку
основывается на норме права, а иногда
и на правоприменительном акте; гарантируется
системой юридических средств; по своему
содержанию носит упорядочивающий, регулирую-щий
характер; в конечном счете обусловлена
общественным и государственным строем,
объективными закономерностя-ми и тенденциями
общественного развития. Связь факта и
правовых последствий, таким образом,
представляет собой особый вид социальной
зависимости, сознательно созданной людьми
и защищенной правом. Нормативное закрепление
и гарантирование системой юридических
средств делают ее относительно стабильной,
с необходимостью реализующей-ся при определенных
условиях. Это внешне сближает связь факта
и правовых последствий с объективными
причин-ными связями, позволяет провести
между ними парал-лель. С известной долей
условности можно сказать, что перед нами
-- разновидность «социальной причинности»,
сознательно введенная в жизнь общества
для упорядоче-ния его существования.
Далее,
в приведенном положении А. П.
Дудина, как можно заметить, речь
идет о двух неодинаковых явлени-ях:
с одной стороны, о связи юридических
факторов, и право-вых последствий, с другой
стороны, о связи социальных фактов и обусловленных
ими юридических норм. И те и другие факты
автор именует «юридическими». По нашему
мнению, это ведет к тому, что теряется
грань между фило-софской и специально-юридической
проблематикой в юри-дической науке. Ведь
ясно, что в первом случае факты рассматриваются
в специально-юридическом разрезе, как
элемент механизма правового регулирования;
во втором случае речь идет о философской,
общесоциологической проблеме, об обусловленности
норм права темп или ины-ми социальными
фактами. Это -- грани «фактического» в
праве, которые следует отчетливо разграничивать.
Как представляется, наряду с понятием
«юридический факт» целесообразно ввести
в научный оборот категорию «юри-дический
фактор». Юридические факторы -- те социаль-ные
факты (экономические условия, деятельность
государ-ства, судебная практика и др.),
которые оказывают влия-ние на механизм
правообразования, вызывают изменение
действующего законодательства, принятие
новых норм. Юридические факторы появления
отдельных норм, норма-тивных актов, институтов
права и т. д. неодинаковы. Но в любом случае
они не сливаются с юридическими факта-ми.
Изучение юридических факторов с использованием
современных методов социологии позволит
повысить на-учную обоснованность права,
его эф-фективность.
Наконец,
проблема «юридической причинности»,
по на-шему мнению, не лишена практически
значимых сторон. Юридический факт
не есть причина правовых последствий.
Но каковы причины появления его
самого, какими пред-посылками он обусловлен?
Эти вопросы отнюдь не второс-тепенны
для юридической науки. Зная причины появления
в общественной жизни тех или иных фактических
обсто-ятельств, государственные органы
могут более уверенно и обоснованно строить
правовое регулирование обществен-ных
отношений, прогнозировать эффективность
принима-емых юридических норм.
Вопрос
о причинах, обусловливающих возникновение
в социальной системе фактических
обстоятельств, для юридической
науки, конечно, не нов. Существует разви-тая
теория причин преступности, имеющая обширную
ли-тературу. На этой основе разрабатывается
методика ана-лиза причин отдельных видов
преступлений. Однако за рамками криминологии
причины возникновения юридичес-ких фактов
мало разработаны. Так, причинам юридичес-ких
проступков в научной литературе уделяется
явно не-достаточное внимание, хотя проступки
более распростра-нены, чем преступления.
Еще менее освещен вопрос о причинах возникновения
правомерных юридических фак-тов - юридических
поступков, сделок, административных актов.
Не претендуя
на окончательное решение проблемы
причин возникновения правомерных
юридических фактов, попытаемся наметить
некоторые пути ее исследования. На
наш взгляд, в общетеоретическом
плане можно говорить о социальном
механизме порождения того или иного пра-вомерного
юридического факта, охватывающем комплекс
взаимосвязанных и взаимодействующих
закономерностей, предпосылок, условий.
Можно выделить три комплекса предпосылок.
Во-первых,
общие социальные предпосылки. К
ним следует отнести общественный
строй, существующую сис-тему хозяйства,
сложившийся образ жизни, демографичес-кие
тенденции и т. д. Данный комплекс предпосылок
не всегда виден в конкретном случае. Государственные
ор-ганы, должностные лица, устанавливающие
правомерные юридические факты в связи
с конкретным делом, порой не выявляют
их социально-экономические корни. Да
и вряд ли целесообразно в каждом случае
выяснять, следст-вием каких объективных
процессов явились данные пра-вомерные
факты. Но эти социально-экономические
корни существуют, и они мощно формируют
массив фактических обстоятельств, создавая
благоприятные условия для по-явления
одних юридических фактов и тормозя возникно-вение
других. Изучение общесоциальных предпосылок
поз-воляет оценить реальность тех или
иных норм, институтов, нормативных актов
права, фактическую воз-можность использовать
закрепленные в них права и га-рантии.
Во-вторых,
некоторые специальные
В-третьих,
некоторые организационно-
Выяснение
общих и специальных причин возникнове-ния
правомерных юридических фактов предполагает
глу-бокий анализ экономических и политических
отношении, обобщение статистического
материала, проведение в ряде случаев
социологических исследовании. Надо полагать,
что эта проблема найдет со временем своего
исследовате-ля.
3. Трудности
в определении юридического
В структуре
фактических обстоятельств, связанных
с наступлением правовых последствий,
выделяются три кру-га фактов.
Первый
круг -- это социально значимые факты,
об-разующие в совокупности ту или
иную социальную ситуацию. Любой юридический
факт, как уже отмечалось, есть лишь часть
обширного комплекса социальных усло-вий
и предпосылок, связанных с данным правоотношением.
Правомерно ли концентрировать все внимание
на юридичес-ких фактах и отбрасывать
остальные (необходимые и слу-чайные, постоянные
и переменные) элементы социальной ситуации?
Анализ юридических и неюридических обстоя-тельств
в совокупности позволяет выявить действительные
рамки социальной ситуации, ее подлинное
содержание. Этот анализ подчас обнаруживает
такие обстоятельст-ва, которые по тем
или иным причинам не попали в число юридически
значимых, но имеют принципиальное значение.
Второй
круг фактов составляют юридические
условия-обстоятельства, имеющие юридическое
значение для наступления правовых
последствий, но связанные с ними не прямо,
а через одно или несколько промежуточных
звень-ев. Например, для увольнения рабочего
или служащего необходимо, помимо прочего,
существование трудового правоотношения.
Последует ли из этого, что все правообразующие
факты трудового правоотношения входят
в правопрекращающий фактический состав?
Думается, нет. Правопрекращающий состав
не может и не должен вбирать в себя всю
цепь предшествующих правообразующих
и правоизменяющих юридических фактов.
Они примыкают к не-му иначе - в качестве
юридических условий.
Разграничение
юридических фактов и юридических
ус-ловий имеет существенное практическое
значение. Право-применительный орган
должен установить все необходимые
юридические факты. Что касается
юридических условий, то их наличие
обычно резюмируется. Иначе правопримени-тельный
орган в каждом случае должен был бы устанавли-вать
бесконечную цепь юридических фактов,
прямо и кос-венно связанных с данным правовым
последствием.
Существует
несколько групп юридических
условий. Одна из них - факты, обусловливающие
правоспособность и гражданское состояние
субъектов права. Сюда следует отнести,
в частности, гражданство, пол, возраст,
семейное положение, образование. Не являясь
элементами конкрет-ных фактических составов,
эти юридически значимые об-стоятельства
выступают юридическими условиями для
крупных массивов правовых связей. В литературе
такие факты получили обобщенное наименование
элементов гражданского состояния.