Понятие и виды обязательства . Договор комерческой концессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 16:48, контрольная работа

Описание

Обязательное право можно определить следующим образом: обязательное право представляет собой подотрасль Гражданского права; это - совокупность гражданско-правовых норм, регулирующих гражданско-правовым методом общественные отношения, складывающиеся в связи с передачей имущества, выполнением работ, оказанием услуг или уплатой денег, между субъектами Гражданского права.
Обязательством является правоотношение, в котором одна сторона (должник) обязана выполнить на пользу другой стороны (кредитора) определенное действие (передать имущество, выполнить работы, предоставить услуги, уплатить деньги и т.д.), а кредитор имеет право требовать от должника выполнения его обязательства (согласно ст. 509 ГК Украины).

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 147.00 Кб (Скачать документ)

Удержание вещи может обеспечивать другие требования кредитора, если другое не установлено договором или законом. Кредитор имеет право удержать вещь у себя также в случае, если права на нее, которые возникли после передачи ее в владение кредитору, приобрело третье лицо. Риск случайного уничтожения или повреждения удержанной вещи несет, если другое не установлено законом. 

                                                                Задача 1

Пятнадцатилетний  Миша Квакин за заработанные деньги купил  у свого соседа Тимура овчарку. Родители Миши потребовали от Тимура возвращения  денег, поскольку они не одобряли заключенную их сыном сделку. Тимур отказался вернуть деньги. 

Родители Кваки  на обратились в суд. Утром Миша выгулевал  собаку на поводке, но тот убежал с  поводком и порвал кожанное пальто Башмачникову. 

Какой объем  дееспособности несовершеннолетнего? Как решить этот конфликт? 
 

Согласно пункту 1, части 1, статьи 32 ГК Украины физическое лицо в возрасте от 14 до 18 лет имеет  право самостоятельно распоряжаться  своим заработком, стипендией или  другими доходами. Возраст Квакина  составляет 15 лет. Поэтому родители Миши Квакина не могут требовать возвращения денег от Тимура. 

Согласно части 1 статьи 1179 ГК Украины несовершеннолетнее лицо несет ответственность за причиненный  им ущерб на общих основаниях. Согласно пункту 2, статьи 1179 ГК Украины, в случае отсутствия у несовершеннолетнего лица имущества достаточного для возмещения ущерба, ущерб возмещается в части, которой не хватает или в полном объеме его родителями (усыновителями) или опекунами, если они не докажут, что ущерб был причинен не по их вине. Следовательно, Миша Квакин обязан возместить ущерб, причиненные его собакой Башмачникову из своих средств или, если его средств не достаточно, то недостающую часть обязаны возместить его родители, если они не докажут, что ущерб причинен не по их вине, так как собаку Миша купил из собственных средств. 

                                                          Задача 2 

Директор универмага выдал юрисконсульту доверенность на отбор образцов продукции фабрики. Юрист не только отобрал образцы, но и подписал договор поставки от имени универмага. Несмотря на неоднократные напоминания, фабрика своих обязательств по поставке тканей не выполнила, а претензию об оплате неустойки отклонила, ссылаясь на то, что договор подписан ненадлежащим представителем, поэтому ни одних правовых последствий не наступило. 

Дайте пояснения. 

Согласно части 3, статьи 243 ГК Украины полномочия коммерческого  представителя могут быть подтверждены письменным договором между ним  и лицом, которое он представляет или доверенностью. В доверенности или договоре указываются полномочия представителя, которому выдана доверенность организации. В задаче сказано, что юристу универмага была выдана доверенность на подбор образцов тканей, но не указывается имел ли он право подписывать договор от имени универмага, который является юридическим лицом. Если выданная ему доверенность уполномочивала его на подписание договора, то согласно закону такое правовое действие является законным. Поэтому фабрика обязана выполнить свои обязательства по договору полностью и уплатить неустойку. 

Но если в  доверенности не указывалось, имеет  ли право юрист универмага подписывать  договор с фабрикой, то такая сделка является недействительной и не несет  правовых последствий для каждой из сторон. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                            Договор коммерческой концессии 
 

Договор коммерческой концессии и порождаемое им обязательство  являются новеллой в ГК и российском гражданско-правовом регулировании.  

Этот договор  опосредует специфические экономические  отношения, при которых в роли товара выступают исключительные права на объекты промышленной собственности. Наименование договора в российском ГК совпадает лексически с аналогичным договором в зарубежном праве (contrat de concession commerciale), однако содержание договора и порождаемого им правоотношения, регулируемое комментируемой главой, существенно шире, чем у договора коммерческой концессии по зарубежному праву. По сути, это совсем другой договор - так называемый франчайзинг. 

Если по договору коммерческой концессии, согласно зарубежной трактовке, передается право на использование  фирменного наименования и (или) товарного  знака в сфере торговли для  перепродажи товара, то по договору франчайзинга использование чужого фирменного наименования и т.п. возможно также в сфере производства аналогичного товара. 

Под товаром  в широком смысле здесь понимается не только продукция в форме вещей, но также работы и услуги. 

Анализ правоотношений, сформулированных в гл. 54 ГК, позволяет сделать вывод, что в действительности речь в ней идет о франчайзинге (или договоре франшизы), в соответствии с которым правообладатель (предприниматель, обладающий известной, пользующейся добротной и авторитетной рыночной репутацией "фирмой") предоставляет другому предпринимателю (пользователю) исключительные права на свою "фирму" с целью использования ее последним в его собственной предпринимательской деятельности. 

Экономический смысл договора франчайзинга состоит  в том, что предприниматель-правообладатель получает возможность, не вкладывая дополнительных средств, продвигать на рынке свои товары (работы, услуги) посредством и усилиями предпринимателя-пользователя исключительных прав на фирменное наименование. В выигрыше остается и пользователь, которому не надо рисковать в острой конкурентной борьбе на рынке, потому что он надежно защищен известной, авторитетной "фирмой". 

Правовая природа  договора коммерческой концессии носит  комплексный характер, и в нем  присутствуют элементы других договоров: 

- об оказании  возмездных услуг - в части  оказания правообладателем консультационных  и технических услуг пользователю; 

- о совместной  деятельности (простого товарищества) - в части сотрудничества сторон  договора для достижения общих  целей относительно качества предоставляемых пользователем клиентам товаров, работ, услуг, а также расширения рынка сбыта; 

- купли-продажи  - в части приобретения пользователем  необходимого оборудования, сырья,  коммерческой и технической документации. 

В договоре коммерческой концессии присутствуют и элементы лицензионного договора - в части использования пользователем прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации правообладателя. Существо лицензионного договора позволяет предоставить пользователю исключительное право на использование отдельных результатов интеллектуальной деятельности, либо товарного знака, либо знака обслуживания и т.п. В отличие от лицензионного договора, коммерческая концессия в рамках одного договора позволяет предоставить пользователю комплекс исключительных прав. Передача же комплекса исключительных прав в рамках лицензионного договора потребовала бы оформления целого пакета таких договоров 

                     Понятие договора коммерческой концессии. 

По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю (п. 1 ст. 1027 ГК). 

По своей юридической  природе данный договор является консенсуальным, возмездным, двусторонним. 

Необходимо подчеркнуть, что данный договор может использоваться исключительно в сфере предпринимательской  деятельности, в связи с чем его сторонами могут быть лишь коммерческие организации и индивидуальные предприниматели (п. 3 ст. 1027 ГК). Это - один из немногих сугубо предпринимательских договоров. Поэтому к отношениям между его участниками применимы специальные правила ГК об обязательствах при осуществлении предпринимательской деятельности. 

Предмет договора коммерческой концессии составляет, во-первых, комплекс исключительных прав, закрепленных за правообладателем и  индивидуализирующих либо его (право  на фирменное наименование или коммерческое обозначение), либо также производимые им товары, выполняемые работы или оказываемые услуги (право на товарный знак или знак обслуживания). Договором может быть предусмотрено предоставление пользователю прав на использование других объектов "интеллектуальной собственности" - изобретений, промышленных образцов, программ для ЭВМ и т.д. Во-вторых, предметом договора является возможность использования принадлежащей правообладателю и охраняемой им коммерческой информации (ноу-хау), не подлежащей какой-либо специальной государственной регистрации (ст. 139 ГК), а также его деловой репутации и коммерческого опыта, в том числе в виде различной документации по организации и ведению предпринимательской деятельности. 

В-третьих, франчайзинг  предполагает постоянное техническое и консультационное содействие пользователю со стороны правообладателя с целью обеспечения необходимого качества производимых им по договору (т.е. под маской правообладателя) товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг. Наш закон, однако, не считает это условие обязательным, ставя его в зависимость от усмотрения сторон (п. 2 ст. 1031 ГК). Обязательной составной частью предмета концессионного договора в соответствии с п. 1 ст. 1031 ГК является инструктаж пользователя и его работников по всем вопросам, связанным с осуществлением переданных ему правообладателем прав. 

Таким образом, в концессионном договоре можно  обнаружить элементы лицензионного  договора (разрешение на использование  объектов исключительных прав), договора об оказании возмездных услуг (консультативное и техническое содействие), договора простого товарищества (сотрудничество при исполнении договора для достижения общих предпринимательских целей) и даже договора купли-продажи (приобретение необходимой технической и деловой документации). Вместе с тем такой договор не содержит элементов представительства, комиссии или агентского договора, так как пользователь всегда действует не только от своего имени и за свой счет, но и в своих интересах, осуществляя самостоятельную предпринимательскую деятельность. Однако договор коммерческой концессии (франчайзинга) не относится к числу смешанных (комплексных) договоров в смысле п. 3 ст. 421 ГК. Не является он и разновидностью известных гражданскому праву договоров, на базе которых он развивался. В соответствии с ГК договор коммерческой концессии представляет собой вполне самостоятельный вид гражданско-правового договора (что исключает субсидиарное применение к регулируемым им отношениям каких-либо правил о перечисленных договорах)[[3]]. 

Концессионный договор должен быть заключен в письменной форме под страхом ничтожности (п. 1 ст. 1028 ГК). Кроме того, он подлежит государственной регистрации в  органе, осуществившем регистрацию  правообладателя (как юридического лица или в качестве индивидуального предпринимателя). Если же правообладатель зарегистрирован в иностранном государстве, то концессионный договор, предполагаемый к исполнению в России, необходимо зарегистрировать в органе, осуществившем регистрацию пользователя (регистрация договора в органе, осуществившем регистрацию правообладателя, в этом случае не требуется). Необходимость такой регистрации вызывается использованием зарегистрированными ранее средствами индивидуализации предпринимателей или производимых ими товаров и услуг, что затрагивает интересы других участников имущественного оборота, прежде всего потребителей. 

При отсутствии такой регистрации заключенный  в письменной форме концессионный  договор не приобретает силы в  отношениях с третьими лицами (абз. 3 п. 2 ст. 1028 ГК), но связывает заключивших его участников (ср. п. 3 ст. 433 ГК). С одной стороны, такое положение в интересах потребителей лишает пользователя возможности начать использование предоставленного ему комплекса исключительных прав, а с другой - позволяет участникам еще до регистрации договора начать проведение необходимой подготовительной работы (передачу документации, инструктаж работников и т.д.) уже на основе признанного заключенным договора. 

Поскольку предметом  данного договора может стать  разрешение на использование некоторых объектов исключительных прав, подлежащих государственной регистрации (охраняемых патентным законодательством), т.е., по сути, лицензионные отношения, становится необходимой также государственная регистрация концессионного договора в патентном ведомстве под страхом признания его ничтожным (абз. 4 п. 2 ст. 1028 ГК, п. 2 ст. 13 Патентного закона, ст. 27 Закона о товарных знаках). По смыслу закона речь идет о регистрации договора лишь в части использования соответствующих объектов исключительных прав, т.е. о выдаче и оформлении соответствующих лицензий, включая их регистрацию и уплату установленных пошлин и сборов. 

                  Содержание договора коммерческой концессии.

Концессионный договор как предпринимательский  всегда является возмездным. При этом он должен содержать конкретные условия определения и выплаты вознаграждения правообладателю. Закон допускает различные формы такого вознаграждения; разовые (паушальные) или периодические (роялти) платежи, отчисления (проценты) от выручки на оптовую цену товаров и т.п. (ст. 1030 ГК). Возможно и сочетание этих способов, обычно состоящее в единовременной выплате после заключения договора и в периодических выплатах оговоренной части прибыли (отчислений от выручки). Вместе с тем вознаграждение в рассматриваемом договоре не может устанавливаться в соответствии с общим правилом п. 3 ст. 424 ГК, а является его существенным условием, которое стороны обязаны согласовать[[4]]. 

Информация о работе Понятие и виды обязательства . Договор комерческой концессии