Понятие, назначение и состав Правительства Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:49, курсовая работа

Описание

Итак, объектом изучения данной курсовой работы является Правительство Российской Федерации. Предметом изучения- конституционно- правовой статус данной ветви власти.
Исходя из цели работы, поставим следующие задачи:
- Изучить состав и порядок формирования Правительства РФ;
- Проанализировать полномочия и компетенцию Правительства РФ;
- Рассмотреть основные функции Правительства;
- В заключении работы подвести итоги.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие, назначение и состав Правительства Российской Федерации 5
1.1. Понятие Правительства РФ 5
1.2. Формирование и состав Правительства 5
Глава 2. Порядок формирования, срок полномочий и отставка Правительства РФ 9
2.1.Порядок формирования Правительства РФ 9
2.2. Срок полномочий и отставка Правительства РФ 10
Глава 3. Компетенция, функции и особенности отвественности и его членов 14
3.1.Компетенция Правительства РФ 14
3.2.Функции Правительства РФ 17
3.3. Ответственность Правительства и его членов 21
ГЛАВА 4. Взаимоотношения правительства РФ с
различными государственными органами 24
4.1. Порядок взаимоотношения Правительства РФ и Президента РФ 24
4.2. Взаимоотношения Правительства РФ и Федерального собрания 26
4.3. Взаимоотношения Правительства РФ и органов судебной власти,
органами государственной власти субъектов 29
Заключение 32
Список Литературы 34

Работа состоит из  1 файл

pravitelstvo_rf_i_ego_konstitutsionno.doc

— 140.00 Кб (Скачать документ)


Оглавление

Введение                           3

Глава 1. Понятие, назначение и состав Правительства  Российской Федерации                                          5

1.1. Понятие Правительства РФ               5

1.2. Формирование и состав Правительства             5

Глава 2. Порядок формирования, срок полномочий и отставка Правительства РФ                                                                              9

2.1.Порядок формирования  Правительства РФ                      9

2.2. Срок полномочий и отставка Правительства РФ                                      10

Глава 3. Компетенция,  функции и особенности  отвественности  и его членов                                                                                 14

3.1.Компетенция Правительства  РФ            14

3.2.Функции  Правительства РФ             17

3.3. Ответственность Правительства  и его членов          21

ГЛАВА 4. Взаимоотношения правительства РФ с

различными государственными органами         24

4.1. Порядок взаимоотношения  Правительства РФ и Президента РФ          24

4.2. Взаимоотношения Правительства  РФ и Федерального собрания           26

4.3. Взаимоотношения Правительства  РФ и органов судебной власти,

органами государственной  власти субъектов                    29

Заключение                          32

Список  Литературы               34

Введение

Конституционный статус Правительства Российской Федерации  является базовым для возникновения, развития, становления и функционирования этого ведущего органа исполнительной власти, играющего громадную роль в руководстве и управлении всеми важнейшими сферами и отраслями  общественной жизни России. Правовое положение правительства РФ определено федеральным конституционным законом « О Правительстве российской Федерации» от 14 мая 1997 года, в ред. 28.12.2010 года.

Правовое положение, и  место Правительства Российской Федерации в системе органов  власти определено принципом разделения властей, сформулированного в ст.10 и 11 Конституции РФ. Согласно принципу разделения властей, органы законодательной, исполнительной и судебной властей самостоятельны, что естественно предполагает невмешательство в деятельность каждой власти со стороны двух других.

Правительство в основном несет ответственность за свои действия перед Президентом РФ. Его члены, председатель и заместители не могут быть депутатами Государственной Думы, как и депутаты не могут быть членами Правительства.  В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Правительстве РФ», члены Правительства обязаны по приглашению палат Федерального собрания присутствовать на их заседаниях и отвечать на их вопросы.

Совсем по-другому  Правительство взаимодействует  с Президентом РФ, который согласно действующей Конституции не входит ни в одну из трех властей. Однако в  этой же Конституции закреплен ряд  конституционных полномочий Президента в сфере исполнительной власти, согласно которым Президент по существу входит в эту власть. Так, например, Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы и единолично смещает Председателя Правительства, а также назначает и смещает всех членов Правительства, напрямую минуя Правительство, руководит некоторыми министерствами.

Такими, как министерство обороны, министерство иностранных  дел.  Кроме того, Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ. Указы Президента РФ по своей юридической силе выше постановлений Правительства РФ.

Анализируя сказанное, можно сделать вывод о том, что главой исполнительной власти по существу является не Председатель Правительства  или Правительство в целом, а  Президент РФ.

Такое соотношение между  властью Президента РФ и Правительством РФ не означает, что Правительство  никакой самостоятельности не имеет. Так оно самостоятельно решает вопросы  и несет полную ответственность  за свои действия. Правительство РФ возглавляет единую систему органов исполнительной власти. Оно издает свои правовые акты, т.е. занимается правотворчеством, при этом не спрашивая согласия Президента РФ.

Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что Правительство  Российской Федерации  осуществляет государственную власть наравне с Президентом РФ, Федеральным собранием и судами, а в соответствии со ст.110 Конституции РФ, осуществляет конкретно исполнительную власть в Российской Федерации, поэтому изучение конституционно-правового статуса Правительства является весьма актуальным в настоящее время.

Исходя из актуальности изучаемого вопроса, в данной курсовой работе автор ставит перед собой  цель- рассмотреть правовой статус, функции и организацию деятельности Правительства РФ.

Итак, объектом изучения данной курсовой работы является Правительство Российской Федерации. Предметом изучения- конституционно- правовой статус данной ветви власти.

Исходя из цели работы, поставим следующие  задачи:

- Изучить состав  и  порядок формирования Правительства  РФ;

- Проанализировать полномочия и компетенцию Правительства РФ;

 - Рассмотреть основные функции Правительства;

- В заключении работы  подвести итоги.

Глава 1. Понятие, назначение и состав Правительства РФ

1.1. Понятие Правительства  РФ 

Правительство — высший орган государственного управления, который руководит внутренней и внешней политикой страны, осуществляя ее на основе Конституции и законов.

 Правительство, вместе с тем,  обеспечивает общественный порядок и национальную безопасность, а также осуществляет общее руководство органами государственного управления и Вооруженными силами. Таковы в общем, виде задачи Правительства, которые находят свое воплощение в закрепленных конституционных нормах.

Несмотря на это, в некоторых  Основных законах эти задачи формируются не отдельно, а непосредственно в тех полномочиях, которые закреплены за ними в Конституциях, или, что то же самое — в компетенции Правительства.

1.2. Формирование  и состав Правительства

Вопросы формирования и состава Правительства  РФ достаточно подробно регулируются в главе II ( и частично в других главах) Федерального конституционного закона  « О правительстве РФ».

Правительство РФ состоит  из членов Правительства РФ – председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров.

Президентом может быть введена должность федерального министра, не являющегося руководителем федерального министерства, а также установлено, что руководитель федерального органа исполнительной власти является одновременно заместителем Председателя Правительства.

Таким образом, практически количество членов Правительства определено Президентом РФ. Количество заместителей Председателя Правительства РФ Конституцией РФ не лимитируется, в это понятие включаются, и первые заместители — общее их число определяется Президентом РФ по его усмотрению1.

Так, в состав Правительства  Черномырдина В.С. входило 10 заместителей Председателя, а в состав Правительства  Кириенко С.Л. три заместителя.

Указами Президента РФ создаются, упраздняются, сливаются и разделяются  министерства и ведомства, осуществляется их преобразование и переименование. В соответствии с ними Правительство РФ устанавливает функции и полномочия, преобразованных и вновь созданных федеральных органов исполнительной власти, а также уточняет положения о действующих органах в целях обеспечения или реализации государственной политики в установленных сферах ведения.

Как правило, общая структура  федеральных органов исполнительной власти разрабатывается и принимается  при формировании Правительства  РФ после выборов Президента РФ, в дальнейшем она только изменяется и дополняется, хотя иногда и существенно.

В качестве постоянного  органа Правительства для решения  оперативных вопросов создан его  Президиум. Президиум состоит из Председателя Правительства, его заместителей, федеральных министров финансов, экономики, иностранных дел, обороны, внутренних дел и других. В зависимости от состава Правительства, может меняться и состав Президиума. Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Президиума.

На заседаниях Президиума рассматриваются любые вопросы, относящиеся к сфере деятельности Правительства,  и принимаются решения, в том числе акты нормативного характера.

Решения Президиума Правительства  принимаются большинством голосов  от общего числа его членов, издаются в форме постановлений и распоряжений Правительства и не должны противоречить решениям, принятым на заседаниях правительства РФ. Правительство вправе отменить любое решение Президиума.

Для урегулирования неотложных вопросов, связанных с функционированием  народнохозяйственного комплекса, обеспечения взаимодействия заинтересованных министерств и ведомств действует Комиссия Правительства по оперативным вопросам, возглавляемая Первым заместителем Председателя Правительства.

В ее состав входят также  другие заместители Председателя, несколько министров. Решения Комиссии обязательны для организаций и учреждений, подведомственных Правительству. Одной из главных функций Комиссии является обеспечение контроля и проверки выполнения решений Правительства министерствами и ведомствами.

Министры осуществляют общее руководство деятельностью  своих министров, несут персональную ответственность за выполнение, возложенных  на министров задач.

По их представлению  Правительство назначает заместителей министра. Однако министры самостоятельно распределяют обязанности между своими заместителями, а также утверждают структуру и штатное расписание центрального аппарата министров.

В каждом министерстве и  ведомстве образуется коллегия в  составе министра (председатель коллегии), его заместителей, а также других руководящих работников министерства.

Коллегия, на своих регулярно  проводимых заседаниях, рассматривает  основные вопросы организации работы, по наиболее важным вопросам деятельности министерства и ведомства.

Министерство издает в пределах своей компетенции на основе и в исполнении законодательства Российской Федерации приказы и инструкции, а также дает указания для исполнения федеральными органами исполнительной власти.

Вообще министры Российской Федерации и руководители федеральных  ведомств могут быть разделены на две статусные группы. Первая группа включает руководителей тех министерств и ведомств, которые в своей работе напрямую подчиняются Президенту РФ в соответствии с его конституционными полномочиями, федеральными законами и указами.

Это министры обороны, иностранных  дел, внутренних дел, по делам гражданской  обороны, чрезвычайным ситуациям и  ликвидаций последствий стихийных  бедствий (МЧС), юстиции, директор Федеральной  службы безопасности, директор Федеральной  пограничной службы, директор Федеральной службы налоговой полиции, директор Службы внешней разведки2.

Президенту РФ также  подведомственны Федеральная служба железнодорожных войск, Федеральная  служба охраны, Федеральное агентство  правительственной связи и информации, Главное управление специальных программ, Государственная техническая комиссия и другие, руководители которых не имеют ранга федеральных министров.

Подчинение некоторых  федеральных министров Президенту РФ не отключает их от работы Правительства  РФ. Они принимают участие в заседаниях Правительства и голосуют при принятии решений, выполняют поручения Правительства и несут коллективную ответственность за деятельность Правительства РФ.

Вторую группу составляют руководители министерств и ведомств, работающие под непосредственным руководством Правительства РФ. Это министры: по атомной энергии, торговле, региональной политики, национальной политики, по налогам и сборам, государственного имущества, здравоохранения, культуры, общего и профессионального образования, сельского хозяйства и продовольствия, топлива и энергетики, транспорта, финансов и другие, а также руководители государственных комитетов, комиссий, служб и агентств, надзоров.

Глава 2. Порядок формирования, срок полномочий Правительства РФ

2.1 Порядок формирования Правительства РФ

Естественно, формирование Правительства РФ начинается с назначения его Председателя.

Назначение Председателя Правительства РФ происходит с согласия Государственной Думы и его права  предлагать Президенту РФ как назначить, так и освободить любого члена Правительства и делают его должностным лицом, пользующимся непререкаемым авторитетом по отношению к любому члену Правительства.

В соответствии с ч.3 ст.92 Конституции РФ, во всех случаях, когда  Президент Российской Федерации  не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ3.

Председатель Правительства  РФ назначается Президентом РФ с  согласия Государственной Думы. Никто, кроме Президента, не вправе выдвигать  кандидатуру Председателя Правительства. Дума может дать согласие на назначение, либо отказать в согласии, но она не может обсуждать ни одну кандидатуру, кроме внесенной Президентом РФ.

Конституция РФ обязывает  Президента РФ соблюдать определенные сроки для внесения кандидатуры  на пост Председателя Правительства РФ.

Предусмотрены три основных случая с установлением соответствующих  сроков внесения кандидатуры в Государственную  Думу:

—   не позднее двухнедельного срока после отставки Правительства;

Информация о работе Понятие, назначение и состав Правительства Российской Федерации