Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 21:20, контрольная работа
Цель данной работы состоит в рассмотрении предмета, источника конституционного права, а также системы конституционного права.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. рассмотреть предмет конституционного права;
2. рассмотреть источники конституционного права;
3. рассмотреть системы конституционного права.
Объект исследования – предмет, источники конституционного права, а также системы конституционного права.
Введение ………………………………………………………………………. 3
Понятие и предмет конституционного права РФ…………………………... 4
Источники конституционного права ………………………………………... 8
Система конституционного права РФ……………………………………… 14
Заключение…………………………………………………………………… 16
Список литературы………………………………………………....................17
В общей теории права принято различать источники права в зависимости от смыслового выражения. А именно: а) источник права в материальном смысле ; б) источник права в идеальном смысле) источник права в юридическом (формальном) смысле.
Источником права в материальном смысле являются общественные отношения . Под источником права в идеальном смысле понимают правовое сознание . Когда же говорят об источниках права в юридическом смысле , то имеют ввиду различные формы (способы) выражения , объективизации правовых норм. Иными словами , под источниками права в юридическом смысле понимаются формы выражения , объективизации нормативной государственной воли .
Под источником конституционного права обычно понимают форму бытия общих правил поведения (внешнюю форму их выражения) , регулирующих отношения государственно-правового (конституционного) характера .
Под источником конституционного права в юридическом (формальном) смысле понимаются те формы , в которых находят свое выражение конституционно-правовые нормы .
Почти все источники конституционного права неразрывно связаны с государством, поскольку чаще всего возникают как результат правотворческой деятельности государственных органов или участия последних в договорном процессе и чрезвычайно редко - когда общеобязательное правило появляется вне прямой государственной регламентации (акт референдума).
Систему источников конституционного права составляют:
Конституция Российской Федерации.
Конституция
РФ 1993г. является первостепенным источником
конституционного права, и каждой правовой
отрасли в отдельности. Ее характерной
чертой является то, что она регулирует
важнейшие общественные отношения между
человеком, обществом, государством; закрепляет
основы конституционного строя, провозглашает
основные права, свободы и обязанности
человека и гражданина, устанавливает
принципы федеративного устройства, а
также принципы организации и деятельности
органов государственной власти и местного
самоуправления. " Конституция РФ , -
провозглашается в ст.15 , - имеет высшую
юридическую силу , прямое действие и применяется
на всей территории Российской Федерации
". Конституция является основным источником,
но не единственным, поскольку для полной
реализации всех ее положений необходимы
более детальные нормативные правовые
акты, которые устанавливали бы дополнительные
юридические, политические, социально-экономические
и организационные механизмы осуществления
конституционных основ. К этим нормативным
правовым актам можно отнести такие источники
как:
Федеральные конституционные законы.
В ч. 1 ст.108 Конституции РФ провозглашено, что "федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренными Конституцией РФ". Из этого следует, что исчерпывающий перечень федеральных конституционных законов дан в самой Конституции. Любое дополнение этого перечня возможно лишь путем изменения Конституции. В ч.2 ст.108 Конституции РФ установлен особый порядок их принятия. Они считаются принятыми, если одобрены большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Такому жесткому порядку принятия федеральных конституционных законов корреспондирует важность вопросов, по которым они должны издаваться. К их числу относятся : об условиях и порядке введения чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях (ст.56) ; о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта (ч.2 ст.65) ; об уполномоченном по правам человека (п."д" ст.103) ; о полномочиях, порядке образования и деятельности Конституционного Суда РФ (ч.3 ст.128) и др..
Федеральные законы.
Конституция Российской Федерации предусматривает принятие около 50 федеральных. При этом в Конституции содержится отсылка либо к прямо поименованному федеральному закону, либо к вопросу, требуемому урегулирования федеральному закону. Необходимо отметить, что часть вопросов, требующих урегулирования законодательными актами РСФСР.
Акт референдума.
Референдум
- всенародное голосование по какому-либо
важному вопросу
Подзаконные акты президента РФ.
Президент на основе и во исполнении Конституции РФ и законов издает указы и распоряжения. Эти акты не могут противоречить конституционным нормам, они обязательны для исполнения на всей территории государства.
Глава государства по частым вопросам издает распоряжения, содержащие конкретные поручения, задания, не являющиеся нормативными актами.
Акты
представительного и
К их числу относятся постановления Совета Федерации и Государственной думы по вопросам, отнесенным к их ведению. Как правило, постановления палат парламента принимаются большинством голосов от общего числа депутатов, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.
Акты Правительства РФ.
На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения. Распоряжения издаются для решения оперативных и других текущих вопросов и носят ненормативный характер.
Постановления Конституционного Суда РФ.
К источникам конституционного права они стали относиться недавно. Постановления являются источниками, во-первых, потому, что многие конституционные нормы, и иные законодательные нормы действуют в том истолковании, которое дано им в результате процедуры конституционного контроля. Во-вторых, потому что решения о недействительности правовой нормы как противоречащей Конституции, выносимое этим органом, есть не что иное, как своеобразный негативный источник права:он не формулирует, а наоборот, отменяет норму.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры.
В Основном законе нашей страны определено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации составляют часть ее правовой системы ( ч.4 ст.15 ) . На конституционном уровне запрещена общая норма, согласно которой устанавливается приоритет международных договоров, - разумеется, участницей которых является Российская Федерация, - над положениями ее внутреннего устройства. Это означает, во-первых, что если в международном договоре содержатся иные положения, чем в законе, то действуют положения договора. Во-вторых, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России имеют прямое, непосредственное действие на российской территории. С принятием новой Конституции органы государственной власти и все должностные лица обязаны руководствоваться положениями международных договоров, участницей которых является Россия.
Внутригосударственные договоры.
Служат источником конституционного права, если регулируют проблемы в случае, когда заключившие их субъекты на это управомочены.
Источником конституционного права является Федеральный договор, заключенный в Москве 31 марта 1992года.
К
этой же группе источников права относятся
договоры между субъектами Российской
Федерации, заключенные с 1990 года с целью
развития « горизонтальных связей ». Так,
в 1991 году заключен Договор о дружбе и
сотрудничестве между республиками Татарстан
и Башкортостан,в
1994
году Договор о разграничений
полномочий и предметов
Декларации.
Особое место среди источников права занимает декларация, принятая высшими органами государственной власти. В ней решаются принципиальные вопросы государственного строительства, суверенитета, свободы личности, дается оценка социально-политической ситуации. Источником конституционного права является Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации, принятая первым Съездом народных депутатов 12 июля 1990 года, и Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятие Верховным Советом РФ 22 ноября 1991 года, Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 года.
Положения.
На основе Положения " О выборах в Государственную Думу Федерального Собрания " и Положения " О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания " формировался новый депутатский корпус в декабре 1993 года.
Регламенты.
Регламенты содержат нормы, определяющие порядок деятельности палат парламента и их структур. Например, регламент Государственной Думы или Совета Федерации Федерального Собрания России.
Важнейшим источником конституционного права являются конституции республик в составе Российской Федерации и Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов. В конституциях и уставах соответствующих субъектов федерации закрепляется схема управления регионом, конкретизируется структура, функции и положения органов государственной власти, права и обязанности человека и гражданина, формы участия граждан в государственном управлении и другие вопросы.
В соответствии с Конституцией РФ, субъекты Российской федерации имеют свое законодательство. Следовательно, отдельные законы субъектов федерации, также могут являться источниками конституционного права.
Источниками конституционного права являются акты органы государственной власти субъектов Российской Федерации ( Указы Президента, постановления представительных ( законодательных ) органов, постановления Правительства, администрации и т.д. ).
К
источникам конституционного права
относятся акты органов местного самоуправления
(постановления представительного или
исполнительного органа, регламенты, положения,
уставы о местном самоуправлении и т.д.).
Существенная особенность анализирующих
факторов (помимо подзаконности) - территориальная
ограниченность их действия.
Практически в каждой стране существуют конституционно-правовые обычаи, не является исключением и Российская Федерация. Правовым обычай становится тогда, как получает официальное оформление государства.
Различно понимание правового обычая. Наиболее приемлемо его определение как общеобязательного правила поведения, соблюдаемого в установленных случаях гражданами, должностными лицами и государственными органами в силу целесообразности, традиции или привычки и обеспечиваемого мерами государственной защиты (2). Роль обычая в каждой отрасли права различна. В российском конституционном праве сфера его распространения ограничена. Вот несколько примеров. В соответствии с давними традициями и обычаями закреплены символы Российской Федерации (ст.70 Конст. РФ) - Государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн.
С утверждающимися обычаями, традициями церемониалом неразрывно связан институт присяги ряда должностных лиц (Президент РФ, судьи Конституционного Суда РФ).
Примером
конституционно-правового
Таким
образом, вышеперечисленные источники
конституционного права регламентируют
общественные отношения жизненно важные
для общества и государства. В них содержатся
правовые предписания, являющиеся основой
для всех других отраслей права. Все анализируемые
источники, как и источники других отраслей
права отличаются формальной определенностью
и общеобязательностью.
Система
конституционного права
РФ.
Информация о работе Понятие, предмет, источники и системы коституционного права РФ