Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:41, курсовая работа
Целью данной работы является комплексный анализ исследования источников гражданского права.
В данной работе предполагается решение следующих задач:
1. Рассмотреть понятие источников гражданского права.
2. Проанализировать систему источников гражданского права. Дать характеристику источников гражданского права.
Введение
1. Понятие и система источников гражданского права
1.1 Понятие источник права и источник гражданского права
1.2 Гражданское законодательство
1.3 Классификация источников гражданского права
2. Система источников гражданского права
2.1 Гражданский кодекс и дополняющие его законы
2.2 Другие законодательные источники гражданского права
2.3 Судебная и арбитражная практика
3. Развитие гражданского законодательства на современном этапе
3.1 Дискуссионные вопросы гражданского законодательства
3.2 Федеральное и региональное законодательство: вопросы теории и практики
3.3 Дальнейшие пути развития гражданского законодательства
Заключение
Список использованных источников и литературы
В гражданском праве кодификация может носить общий (отраслевой) либо частный (подотраслевой, причем обычно комплексный) характер. В первом случае она выражается в принятии гражданского кодекса, охватывающего все основные нормы и институты данной отрасли права. Во втором - в принятии закона, в том числе в форме кодекса, регулирующего определенную узкую (отраслевую или межотраслевую) группу общественных отношений (например, Жилищного кодекса, Кодекса торгового мореплавания, Воздушного кодекса и т.п.), для которых возможна разработка и некоторых общих положений.
1.3 Классификация источников гражданского права
В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации. Это положение служит определенной гарантией единства экономического пространства в РФ, на всей территории которой действуют единые правила, регулирующие гражданский оборот, единые правила осуществления предпринимательской деятельности. Субъекты Федерации не вправе принимать акты по вопросам гражданского права. Исключение составляют вопросы гражданско-правового характера, отнесенные ст. 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. Субъектам Федерации предоставлено право принимать нормативные акты, в частности, относящиеся к жилищному законодательству, а также регулирующие вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами.
Гражданско-правовые нормативные акты по своей юридической силе они распределяются на три группы:
1) гражданско-правовые нормативные акты, имеющие высшую юридическую силу, - гражданское законодательство (ГК РФ и иные федеральные законы);
2) гражданско-правовые нормативные акты, носящие подзаконный характер, - указы Президента РФ и постановления Правительства РФ;
3) нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств).
Данная классификация приводится во многих научных и учебных источниках, однако анализ ст. 3 ГК РФ позволяет нам выдвинуть еще одно основание - порядок принятия гражданско-правового нормативного акта. На его основе мы можем разделить акты на две группы.
1. Гражданско-правовые акты, имеющие характер самостоятельного нормативного акта (гражданское законодательство и Указы Президента РФ).
2. Нормативные правовые акты, имеющие характер сопутствующего акта, то есть акта, принятого на основании и во исполнение актов первой группы (акты, содержащие нормы гражданского права, - постановления Правительства РФ) и нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств).
Данная новелла гражданского законодательства, получившая наименование вертикальной иерархии источников права, имела своей целью ограничить подзаконное нормотворчество в сфере гражданского оборота, которое, как показала практика в советский период развития нашего государства, влечет за собой неразбериху в нормативном массиве. Теперь Гражданский кодекс не только перечисляет различные виды федеральных актов, которые могут содержать нормы, регулирующие гражданские отношения, но и предусматривает право на издание и пределы действия каждого из входящих в указанный перечень актов.
Конституция РФ, закрепляющая основы гражданско-правового регулирования, которые развиваются в отраслевом законодательстве.
В сфере гражданского права важнейшим федеральным законом является ГК РФ, определяющий основные начала, понятия и главное содержание всех институтов этой отрасли права. Наряду с ГК РФ и в развитие его положений действует система федеральных законов. Они дают более полное регулирование отдельных институтов гражданского права и постепенно приобретают необходимую стабильность.
Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами и нормативными правовыми актами (п. 7 ст. 3 ГК РФ). Такие нормативные акты (их принято именовать ведомственными) направлены в первую очередь на реализацию предписаний ГК РФ и федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ и регламентируют преимущественно предпринимательскую деятельность в отдельных отраслях народного хозяйства. Несмотря на усиление роли закона, в некоторых хозяйственных сферах, например расчеты, обращение ценных бумаг, перевозки, ведомственные нормативные акты остаются важным правовым регулятором имущественных отношений рынка.
Нормы гражданского права могут также содержаться в законах иных отраслей и в так называемых комплексных законодательных актах, которые имеют своим предметом не только гражданско-правовые, но и отношения других отраслей. Это, прежде всего законы о земле и природных ресурсах, где имеются нормы об их обороте (сделках купли-продажи, аренде, сервитутах). Нормы гражданского права содержатся в Семейном кодексе, в Градостроительном кодексе и ряде других актов комплексного характера.
Другим источником гражданского права является обычай, под которым понимаются правила, сложившиеся в результате их длительного применения ввиду практической целесообразности и получившие признание в актах законодательства или решениях судов. Обычай в современных государствах, имеющих развитое законодательство, не играет большой роли и применяется преимущественно во внешнеэкономических отношениях. Однако в ряде норм ГК РФ и некоторых актах законодательства РФ содержатся ссылки общего характера на обязательность обычая, так например в ст.ст. 129-131 Кодекса торгового мореплавания. Обычай не может противоречить нормам законодательства и условиям заключенного между сторонами договора.
В ГК РФ неоднократно встречаются указания на то, что права и обязанности сторон определяются обычаями делового оборота, если иное не предусмотрено законом или условиями обязательства (ст. ст. 311, 312, 315 , 316 и др.). Действующие отечественные обычаи изучаются торгово-промышленными палатами и публикуются в виде соответствующих сборников. В Российской Федерации были опубликованы обычаи важнейших морских портов. Особенность обычая как источника гражданского права состоит в том, что, в отличие от норм законодательства, он всегда диспозитивен, и поэтому стороны могут от него отступить.
Близкие по своей природе обычаям нормы морали, выражающие нравственные представления и оценки основных слоев общества, источником гражданского права не являются, хотя и лежат в основе многих его понятий. Нормы морали влекут правовые последствия только при наличии о том прямого указания в актах законодательства. Например, в силу ст. 169 ГК РФ недействительными (ничтожными) являются сделки, противные по своей цели не только основам правопорядка, но и нравственности.
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и ст. 7 ГК РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы Российской Федерации, причем применяются непосредственно. Такая общая и четкая формулировка появилась в отечественном праве впервые и имеет принципиальное значение.
Следующий источник - общепризнанные принципы и нормы международного права, которые содержатся в Уставе ООН, декларациях и резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, решениях Международного суда. Для гражданского права особое значение имеет международно-правовой принцип уважения прав и свобод человека, выраженный во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.
Международными договорами признаются соглашения, заключаемые Российской Федерацией с иностранными государствами либо международной организацией в письменной форме, независимо от того, содержатся ли такие соглашения в одном или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от конкретного их наименования (ст. 2 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации»). Международные договоры могут быть межгосударственными, межправительственными и межведомственными.
В настоящее время Российская Федерация является участником всех важнейших универсальных международных договоров в области международных экономических отношений (о купле-продаже, перевозках грузов и пассажиров, лизинге, векселях, патентном и авторском праве и др.). Ряд важных норм о договоре купли-продажи сформулирован в гл. 30 ГК РФ на базе положений Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (Венская конвенция), которая получила ныне широкое признание (более 60 стран-участниц). Ряд положений этой Конвенции воспринят также в нормах гл. 37 ГК РФ о договоре подряда. Новые транспортные уставы и кодексы, прежде всего КТМ РФ и Воздушный кодекс, широко используют соответствующий международный опыт, закрепленный в действующих транспортных конвенциях.
Сделки не являются источником гражданского права, однако они являются источником правоприменения. Суд при вынесении решения руководствуется не только нормами права, но и правилами, установленными договором, односторонней сделкой, учредительными документами юридического лица.
Дискуссионным остается вопрос о признании источником права судебной практики, которая складывается из постановлений Пленумов высших судебных инстанций и принципиальных решений по конкретным делам судов разных уровней.
Таким образом, понятие источник гражданского права традиционно охватывается понятием гражданского законодательства. Гражданское законодательство - это совокупность нормативных актов, регулирующих гражданские правоотношения. Установление или признание государством того или иного источника (формы) права имеет важное юридическое, в том числе правоприменительное, значение. Ведь только выраженные в таком источнике нормы права могут применяться для регулирования соответствующих отношений. Формально не признанный источник права, как и содержащиеся в нем правила поведения, не имеет юридического (общеобязательного) значения.
2. Система источников гражданского права
2.1 Гражданский кодекс и дополняющие его законы
Основным законом гражданского права в большинстве современных государств традиционно является гражданский кодекс, устанавливающий важнейшие нормы этой отрасли права и систему, содержание и юридическую терминологию других актов гражданского законодательства. Наличие такого кодекса обеспечивает единство обширного гражданского законодательства, устойчивость системы входящих в него актов, облегчает правоприменительную деятельность и свидетельствует о надлежащем уровне национального законодательства.
Часть 1 ГК РФ была принята в 1994 г., часть 2 - в 1995 г. (введена в действие - с 01.03.1996), часть 3 - в 2001 г. (введена в действие с 01.03.2002), часть 4 - в 2006 г. (введена в действие с 01.01.2008).
Таким образом, первые две части ГК РФ, включающие общие положения, вещное и обязательственное право, были приняты достаточно быстро, что позволило сформировать действенный акт кодифицированного гражданского права, закрепляющий систему понятий, норм и институтов, рассчитанных на рыночные отношения. Это было безусловным успехом создателей проекта ГК РФ, которые планировали ограничиться тремя частями Кодекса, включив в последнюю разделы «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации (исключительные права)», «Наследственное право», «Частное международное право».
Однако между принятием второй и третьей частей Кодекса прошло шесть лет, а между третьей и четвертой - еще пять лет. Процесс создания ГК РФ, таким образом, растянулся на 12 лет. Весь этот период к отношениям, которые в настоящий момент регламентируются положениями частей 3 и 4 ГК РФ, применялось более десятка нормативных правовых актов, включая ГК РСФСР 1964 года, Основы... 1991 г., ряд принятых в 1991 - 1993 гг. законов в области защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.
Еще один аспект, длительное время препятствовавший структурной целостности ГК РФ, заключался в том, что согласно ст. 13 Вводного закона к ч. 1 ГК РФ введение в действие положений главы 17 Кодекса «Право собственности и другие вещные права на землю» было отсрочено до введения в действие Земельного кодекса РФ, который был принят только в 2001 г. Таким образом, семь лет указанные отношения были фактически исключены из предмета гражданского права, а их регулирование осуществлялось нормативными актами земельного права, во многом в тот период не полными и противоречивыми. За полгода до принятия ЗК РФ редакция ст. 13 Вводного закона была изменена: глава 17 Кодекса была введена в действие, за исключением части, касающейся сделок с земельными участками сельскохозяйственных угодий. Юридическая сила данным нормам была придана с введением в действие в январе 2003 г. Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Будучи основным законом гражданского права, ГК РФ определяет предмет гражданского права и его основные начала, закрепляет систему институтов гражданского права и большинство из них достаточно подробно регламентирует, что ограничивает, а в отдельных случаях и исключает необходимость принятия дополняющих Кодекс законодательных актов. В ГК РФ содержится также указание о тех законах гражданского права, которые подлежат изданию. В новом ГК РФ имеется развернутая система норм о предпринимательской деятельности: в части первой определен статус хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов и государственных предприятий, а в части второй подробно урегулированы все основные предпринимательские договоры.
При подготовке нового ГК РФ были использованы предшествующий опыт развития гражданского законодательства России, выводы и рекомендации отечественной цивилистической науки, а также законодательная практика зарубежных государств рыночной экономики. Были приняты во внимание и важнейшие универсальные международные соглашения в области частного права, в которых участвует Российская Федерация.
В статьях ГК РФ названо около 30 федеральных законов, подлежащих принятию в развитие и дополнение норм Кодекса; большинство таких законов уже введено в действие. Некоторые новые законы были подготовлены по инициативе Президента РФ и Правительства РФ. Наиболее важными законами, дополняющими ГК, являются законы следующих групп.
В области корпоративного права это: Закон об акционерных обществах, Закон об обществах с ограниченной ответственностью, Закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, Закон о лицензировании отдельных видов деятельности, Закон о банкротстве, ряд законов о некоммерческих организациях.
Ряд важных законов издан о праве собственности. Это, прежде всего, Закон о приватизации государственного и муниципального имущества. Особенность правового регулирования в этой области состоит в том, что в силу ст. 217 ГК РФ положения Кодекса, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Информация о работе Понятие, содержание и виды гражданских правоотношений