Понятие субъекта гражданских правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 10:32, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы, проанализировать современное белорусское законодательство, посвящённое гражданам (физическим лицам). Дать определения субъектам гражданского права Республики Беларусь. Индивидуализировать субъектов гражданского права. Эти и некоторые другие вопросы далее будут рассмотрены подробно.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...5
1. ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ ……………………………………………………..7
2. ГРАЖДАНЕ (ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА), КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА…………………………………………………8
3. ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА, КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА ………………………………………………………………………..17
4. РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ И АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЕДИНИЦЫ, КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА ………………………………………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….30

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 181.00 Кб (Скачать документ)

1.                      государством, административно-территориальными едини­цами и их органами;

2.                      одним физическим лицом (супругами);

3.                      несколькими физическими лицами;

4.                      одним юридическим лицом;

5.                      юридическими лицами и предпринимателями в различном сочетании.

По способу их создания:

Различают юридические лица, создаваемые в распоряди­тельном, разрешительном порядке и нормативно-явочным спо­собом.

По составу учредительных документов:

По этому основанию юридические лица делятся на создавае­мые и действующие на основании:

1.                      учредительного договора (создаются и действуют полные и коммандитные товарищества);

2.                      учредительного договора и устава (общества с ограничен­ной ответственностью и общества с дополнительной ответствен­ностью);

3.                      только устава (акционерные обще­ства, унитарные предприятия, производственные и потребительские кооперативы, общественные объединения, профессиональные союзы, религиоз­ные организации, фонды, учреждения; объединения юридических лиц (ассоциации и союзы), политические партии, коопера­тивы, государственные объединения, государственно-общественные объединения, крестьянские (фермерс­кие) хозяйства).

Юридические лица по характеру участия учредителей в деятельности юридического лица различают:

1.                      юридические лица, участники которых объединя­ют свои личные усилия для достижения предпринимательской цели: хозяйственные товарищества (полные и коммандитные), производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хо­зяйства и юридические лица;

2.                      юридические лица, участники которых объединяют свои капиталы (хозяйственные общества: акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополни­тельной ответственностью).

Деление юридических лиц по объему вещных прав юридические лица делятся на:

1.                      юридические лица, обладающие правом оперативного уп­равления имуществом, которым они наделены (казенные предприятия и учреждения, финансируемые за счет соб­ственника);

2.                      юридические лица, обладающие правом хозяйственного ведения имуществом, предоставленным им собственни­ком для осуществления предпринимательской деятельно­сти (унитарные предприятия);

Деление юридических лиц по особенностям их правового статуса (правового режима) юридические лица делятся на:

1.                      юридические лица по белорусскому праву;

2.                      юридические лица по иностранному праву.

Юридические лица по соподчиненности делятся на:

1.                      основные;

2.                      дочерние;

3.                      зависи­мые.

В виду большого объема информации по рассматриваемой мной теме я решила ограничиться краткими характеристиками юридических лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ И АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЕДИНИЦЫ, КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

Субъектами гражданского права наряду с физическими и юридическими лицами признаются Республика Беларусь (госу­дарство) и административно-территориальные единицы Респуб­лики Беларусь (п.3 ст. 1; 124 ГК).

Это особые субъекты права, поскольку от их имени при­обретают и осуществляют имущественные и личные не­имущественные права, обязанности и несут ответственность соответственно государственные органы и органы мест­ного управления и самоуправления, обладающие властными полномочиями, создающие правовые нормы, регули­рующие различные сферы общественных отношений, в том числе отношения гражданского оборота и участников граж­данских правоотношений.

Сущность правоспособности Республики Беларусь и административно-территориальных единиц определяется тем, что они участвуют в гражданском обороте в публич­ных интересах, интересах народа и сами определяют со­держание и объем принадлежащей им правоспособности.

Республика Беларусь и административно-территориаль­ные единицы наряду с физическими и юридическими ли­цами являются участниками гражданских правоотношений.

От имени Республики Беларусь и административно-тер­риториальных единиц выступают государственные орга­ны, действующие в рамках их компетенции, установлен­ной актами, определяющими статус этих органов, либо спе­циально уполномоченные лица (Положение о представи­теле государства в органах управления акционерных об­ществ и иных юридических лиц, акции (доли) которых принадлежат Республике Беларусь, утвержденное постанов­лением Совета Министров Республики Беларусь от 31 де­кабря 1998 г. №2031).

Республика Беларусь и административно-территори­альные единицы являются субъектами:

-  правоотношений собственности;

-  обязательственных правоотношений (осуществляют кредитование и финансирование, эмиссию государствен­ных ценных бумаг, заключают сделки по распоряжению объектами государственной собственности);

-  наследственного права;

-  внешнеэкономической деятельности (от имени госу­дарства во внешнеэкономической деятельности выступа­ет Министерство иностранных дел и подведомственные ему торговые представительства Республики Беларусь, на­ходящиеся за границей).

Республика Беларусь и административно-территориаль­ные единицы несут самостоятельную имущественную от­ветственность по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом (за исключением того имущества, которое может находиться только в госу­дарственной собственности).

Административно-территориальные единицы не отве­чают по обязательствам Республики Беларусь, а Респуб­лика Беларусь не отвечает по обязательствам администра­тивно-территориальных единиц, за исключением случаев, когда Республика Беларусь или административно-терри­ториальные единицы приняли на себя гарантию (поручи­тельство) по обязательствам в отношении друг друга.

По общему правилу Республика Беларусь и админист­ративно-территориальные единицы не отвечают по обяза­тельствам созданных ими юридических лиц. Однако возла­гается субсидиарная ответственность:

на Республику Беларусь:

-  по обязательствам республиканского унитарного пред­приятия, основанного на праве оперативного управления (казенного предприятия), при недостаточности его иму­щества (ст. 115 ГК);

на Республику Беларусь, административно-территори­альные единицы:

-  по обязательствам государственных учреждений при недостатке находящихся в их распоряжении денежных средств (ст. 120 ГК);

-  по обязательствам республиканского или коммуналь­ного унитарных предприятий, основанных на праве хо­зяйственного ведения, в случаях экономической несосто­ятельности (банкротства), если экономическая несостоя­тельность (банкротство) этих предприятий вызвана исполнением обязательных для этих юридических лиц указаний учредителей или собственников (ст. 52 ГК).

Признание государства субъектом ответственности предусмотрено ст. 15 ГК. Согласно данной статье убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государст­венных органов или должностных лиц этих органов, орга­нов местного управления и самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответ­ствующего законодательству акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления, под­лежат возмещению Республикой Беларусь или соответст­вующей административно-территориальной единицей в порядке, предусмотренном законодательством, за счет каз­ны Республики Беларусь или казны административно-тер­риториальной единицы. Вред, причиненный гражданину незаконными действи­ями органов дознания, предварительного следствия, про­куратуры и суда, предусмотренными ст. 939 ГК, возмещает­ся независимо от вины должностных лиц в полном объе­ме за счет казны Республики Беларусь или казны админи­стративно-территориальной единицы (вина судьи за вред, причиненный при осуществлении правосудия, должна быть установлена приговором суда, вступившим в силу).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Гражданско-правовые нормы, содержащиеся в различного рода нормативных актах, призваны регулировать общественные отношения, составляющие предмет гражданского права. Важную роль в раскрытии механизма гражданско-правового регулирования общественных отношений играет понятие гражданского правоотношения и  его составляющей – субъектов гражданского правоотношения.

Итак, цель курсовой работы, проанализировать современное белорусское законодательство, посвящённое гражданам (физическим лицам), дать определения субъектам гражданского права Республики Беларусь, индивидуализировать субъектов гражданского права, на мой взгляд, выполнена.

В данной курсовой работе  рассмотрены наиболее важные аспекты гражданско-правового положения различных субъектов гражданских правоотношений, особенности, отличающие статус физических лиц от статуса юридических лиц, равно как и их всех от государства и его субъектов в системе гражданского права.

Конечно, очень сложно охватить объемом курсовой работы все аспекты свойств различных субъектов гражданского права. Поэтому были отмечены только  основные моменты, характеризующие и классифицирующие участников гражданских правоотношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.      Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года. Мн.: «Беларусь», 2006г.

 

2.      Гражданский кодекс Республики Беларусь: Принят Палатой представителей 28 октября 1998 года, Одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 года. Текст Кодекса по состоянию на 12 декабря 2007г. – Минск: Амалфея, 2008. – 688с.

3.   Декрет Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11

«Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования». Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 18 марта 1999 г. N 1/191

4.      Алексеев С.С.. “Государство и право”. М.1996г.;

5.      Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. М.. 1950, - 189с.

6.      Гражданское право, (под редакцией Ю.К. Толстого и А.П. Сергеева). С.-П. 1996г.;

7.      Гражданское право. В 3 т. Т1/ А.В.Каравай [и др.]; под ред. В.Ф. Чигира. – Минск: Амалфея, 2008. – 864с.

8.      Советское гражданское право. Субъекты гражданского права / Под ред. С.Н. Братуся. - 194 с.

 

 

30

 



Информация о работе Понятие субъекта гражданских правоотношений