Понятие, сущность и принципы гражданства в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:17, курсовая работа

Описание

Целью настоящего исследования является комплексное изучение вопросов гражданства в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были сформированы следующие задачи:
- проследить развитие законодательства о гражданстве в Российской Федерации;
- определить понятие гражданства, его сущность
- определить принципы гражданства;

Содержание

Введение……………………………………………………….……………стр.2-4
I глава. Понятие гражданства (исторический аспект)………………..…стр. 5-8
Глава II. Сущность гражданства в Российской Федерации………....….стр.9-12
Глава III. Принципы гражданства в Российской Федерации……...….стр.13-20
Заключение…………………………………………………...…………..стр.21-22
Список использованной литературы……………………...………………..стр.23

Работа состоит из  1 файл

гражданство николай.docx

— 50.17 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

Глава III. Принципы гражданства в Российской Федерации.

В общих чертах принципы гражданства характеризуются в  юридической литературе как его  основополагающие и руководящие  начала. В правовой литературе до принятия Конституции СССР 1936 г. и Закона о  гражданстве СССР 1938 г. специального внимания разработке построения системы принципов гражданства не уделялось. В появлявшихся научных работах того времени они рассматривались авторами в качестве основ правового положения человека в социалистическом государстве, т.е. анализ содержания принципов гражданства сводился главным образом к их социально – классовому аспекту.

Комплексное изучение принципов  гражданства относится к началу 60-х годов двадцатого столетия. Первые попытки проведения таких исследований были предприняты Д.Л. Златопольским  и С.И. Русиновой, которые рассматривали  проблемы национально – государственного устройства в тесной связи с вопросами  института гражданства, соотношении  его принципов с государственным  суверенитетом.

 Из научных работ  этого периода особо следует  отметить книгу И.П. Ильинского  и Б.В. Щетинина «Государственное  право стран народной демократии».8 В ней была предпринята попытка не только выявить и охарактеризовать принципы гражданства, но и классифицировать их. Один из авторов этого исследования, Б.В. Щетинин, подразделил принципы гражданства на две группы – политические и юридические, хотя и без четкого определения состава каждой группы. Аналогичную классификацию, но с некоторыми дополнениями можно встретить и в книге И.Е. Фарбера.9

Конституция Российской Федерации  и Закон о гражданстве устанавливают, прежде всего, те общие основы, которые  определяют существенные черты отношений гражданства. Среди них можно  выделить следующие:

Принципы гражданства  Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства  Российской Федерации, не могут содержать  положений, ограничивающих права граждан  по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.10

Ч. 1 ст. 4 устанавливает запрет включения в нормы о гражданстве  РФ положений, ограничивающих права  граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или  религиозной принадлежности. Данный запрет вытекает из конституционного положения о равенстве всех перед  законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции  РФ). В соответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции  РФ государство гарантирует равенство  прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места  жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. 11Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Аналогичный запрет устанавливают и нормы международного права. 12

Гражданство Российской Федерации  является единым. В силу федеративного  устройства России этот принцип –  один из важнейших и закрепляется в Конституции (ст. 6). Единое гражданство  в федеративном государстве –  необходимое условие его суверенного  статуса, сохранения целостности.

Гражданство Российской Федерации  является равным независимо от оснований  приобретения. Законодательство не устанавливает  никаких особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами Российской Федерации по различным основаниям:  по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, усыновлением и др. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства.13

 В ч. 2 ст. 4  Федерального  закона «О гражданстве РФ»  закреплены принципы единого  и равного гражданства независимо  от оснований его приобретения. 14Упомянутый принцип является одним из основ национально – государственного устройства РФ, в состав которой в качестве субъектов Федерации входит двадцать одна республика. Он закреплен в ст. 6 Конституции РФ и означает, что каждый гражданин республики в составе РФ одновременно является гражданином России. Этот принцип раскрывается следующим образом: граждане РФ, постоянно проживающие на территории республики в составе Федерации, являются одновременно гражданами этой республики. Прекращение гражданства РФ влечет за собой прекращение гражданства республики. Принцип единства и равенства гражданства обусловливает независимость и целостность России как многонационального государства.

Равенство гражданства подразумевает, что все граждане России наделены одинаковым комплексом конституционных  прав и обязанностей, вне зависимости  от способа приобретения гражданства  и от длительности обладания статусом «гражданин России». Таким образом, лицо, являющееся гражданином РФ по рождению (например, ребенок, родившийся на территории России от родителей  – россиян), имеет одинаковый правовой статус с иностранцем, принятым в  российское гражданство за особые заслуги  перед РФ. Равные права и обязанности  имеют граждане, проживающие в  различных субъектах страны, причем объем таких прав и обязанностей не зависит от времени приобретения гражданства.15

Гражданство Российской Федерации  имеет открытый и свободный характер.

Во-первых, это выражается в наличии такой формы приобретения гражданства, как прием, осуществляемый к тому же на доступных для человека основаниях. В соответствии с международными документами о правах человека, призывающими государства стремиться к сокращению числа лиц без гражданства, Российская Федерация проводит в этом отношении  активную политику. В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона лицо без гражданства  – это  лицо, не являющееся гражданином  РФ и не имеющее доказательства наличия  гражданства иностранного государства. В то же время ч. 3 ст. 62 Конституции  РФ определяет, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности  наравне с гражданами России, кроме  случаев, установленных российским законодательством или международным  договором РФ.

В п. 6 ст. 4 Закона о гражданстве  закреплено, что Россия поощряет приобретение гражданства Российской Федерации  лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства. В ст. 12 Закона установлено, что ребенок, родившийся на территории России от лица без гражданства, является ее гражданином. Во-вторых, свободный характер гражданства  Российской Федерации выражается в  том, что Конституция и Закон  закрепляют право гражданина изменить гражданство. Этого право никто  не может быть лишен. Присущая гражданству  устойчивость связей лица и государства  не означает насильственного, принудительного  удержания человека в гражданстве. Это ущемило бы его свободу.16

Сохранение гражданства  при проживании гражданина России за ее пределами. Не существует каких – либо сроков, по истечении которых в случае проживания россиянина в другом государстве он утрачивал бы гражданство Российской Федерации. Право на изменение гражданства – неотъемлемое право любого российского гражданина, отказ в выходе из гражданства Российской Федерации может быть только мотивированным и на основании отлагательных обстоятельств, предусмотренных законом.17

 Принцип сохранения гражданства РФ лицами, проживающими или пребывающими за рубежом, регламентирован п. 3 ст. 4 Федерального закона «О гражданстве РФ».18 Этот принцип означает, что обладание российским гражданством не обусловливается обязательным проживанием в РФ. Выезд российского гражданина на постоянное место жительства за рубеж не повлечет автоматического прекращения его гражданства. С другой стороны, гражданин может выйти из российского гражданства, не выезжая из страны.

Принцип обусловлен правом гражданина России, установленным ст. 27 Конституции РФ, свободно выезжать за пределы РФ и беспрепятственно возвращаться обратно.

Федеральный закон от 24.05.1999 N 99-ФЗ «О государственной политике РФ в отношении соотечественников  за рубежом» (ст. 7) гарантирует своим  гражданам, находящимся за границей, покровительство и защиту. На граждан  РФ, проживающих на территории иностранных  государств, распространяются те же права  и обязанности, что и на граждан  РФ, проживающих на территории России.19

Невозможность лишения гражданина Российской Федерации гражданства  или права изменить его.

Данный принцип призван  обеспечить беспрепятственное осуществление  гражданином своих прав без боязни утратить российское гражданство (в  частности, за инакомыслие, несогласие с политикой властей и т. п.). В случае осуществления российским гражданином, какой бы то ни было противоправной деятельности, к нему могут применяться различные виды ответственности и наказания, но такой санкции, как «лишение гражданства», российское законодательство не предусматривает и предусматривать не может.20

В полном соответствии со ст. 15 Всеобщей декларации прав человека ч. 4 статьи 4 Федерального закона «О гражданстве  РФ» определяет, что «гражданин РФ не может быть лишен гражданства  РФ или права изменить его». Здесь, очевидно, законодатель имел в виду лишение или изменение гражданства  РФ по воле государства, или каких  – то  иных органов и/или лиц, поскольку ст. 19 комментируемого  Закона предоставляет гражданину право  выйти из гражданства РФ в любое  время на основании его добровольного  волеизъявления. Такое право может  быть ограничено лишь на основании  ст. 20 комментируемого Закона. До 1991 г. законодательство СССР содержало нормы, предоставляющие право государству в одностороннем порядке лишать лиц гражданства страны. Норма комментируемой статьи гарантирует право лица как на сохранение гражданства, так и на выход из гражданства независимо от мировоззрения лица, его публичных высказываний, места проживания.21

Невозможность высылки российского  гражданина за пределы России или  выдачи иностранному государству (экстрадиции).

Гражданин России не может  быть выслан из страны, равно как  и иметь препятствия для возвращения  на Родину (при этом данный принцип  не ограничивает полномочия органов  государственной власти РФ по выдворению за пределы России иностранных граждан  и лиц без гражданства по предусмотренным  законом основаниям). Россиянин также  не может быть выдан другому государству  в случае совершения правонарушения за рубежом и предъявления соответствующего требования этого государства о  выдаче с целью привлечения к  ответственности. Экстрадиция других лиц, находящихся на территории Российской Федерации, возможна на основании межгосударственных договоров о правовой помощи для привлечения к уголовной ответственности или приведения приговора в исполнение. Однако, если совершенное деяние, за которое преследуется российский гражданин, является противоправным и с точки зрения российского законодательства, то этот гражданин должен быть привлечен к ответственности по нормам законодательства РФ.22

Часть 5 ст. 4 Федерального закона «О гражданстве РФ» содержит запрет высылки граждан РФ за ее пределы  и их выдачи иностранному государству. В системе принципов российского  гражданства это положение занимает особое место, так как ограничивает роль государства в отношениях гражданства  и защищает российских граждан от уголовного преследования по законодательству иностранных государств.23

Принудительная высылка  граждан России за ее пределы по воле государства запрещена, однако в отношении иностранных граждан  предусмотрена депортация в тех  случаях, когда ими нарушены сроки  пребывания или проживания в РФ.24

 Гражданину РФ предоставляется  возможность иметь гражданство  иностранного государства (двойное  гражданство) в соответствии с  федеральным законом или международным  договором РФ (ст.62).

Это – новая норма в  законодательстве о гражданстве. Двойное  гражданство по закону не может возникнуть автоматически. А такие основания  появления у российского гражданина иностранного гражданства в жизни  бывают нередко: рождение на территории государства, признающего этих лиц  своими гражданами, автоматическое распространение  гражданства мужа на жену и т.д. Подобного  рода двойного гражданства российское законодательство не признает. В Законе указывается, что за лицом, состоящим  в гражданстве РФ, не признается принадлежность к гражданству другого государства, если иное не предусмотрено международным договором России. Граждане РФ, имеющие иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства РФ.

Гражданство РФ основано на отрицании автоматического его  изменения при заключении или  расторжении брака гражданином  России с лицом, не принадлежащим  к её гражданству, а также при  изменении гражданства другим супругом.

Это принцип отражает сущность гражданства как индивидуальной, персональной связи лица с государством, недопустимость автоматического  прекращения  гражданства без должного волеизъявлении лица и соблюдения установленного порядка. Кроме того, подобная норма исходит  из признания брака равноправным союзом, не допускающим безусловного следования супруга гражданству  другого супруга. В равной мере брак, заключенный гражданином России с иностранным гражданином, не предоставляет  последнему российского гражданства  без надлежащей процедуры.25

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Итак, институт гражданства является одним  из наиболее важных в системе правовых признаков, характеризующих государство. Это исходное начало формирования как  в целом правового положения  человека, так и в особенности  конституционных основ его статуса. Институт гражданства устанавливает  первичную политико- правовую связь  государства, с одной стороны, и  конкретного индивида- с другой. Принадлежность к гражданству Российской Федерации обеспечивает обладание  и пользование целым радом  специфических прав и свобод. Например, правом граждан рассчитывать на охрану как внутри страны, так и на покровительство  за рубежом. Исключительно граждане Российской Федерации обладают правом на участие в управлении делами общества и государства. Это особенно важно  подчеркнуть, поскольку ещё в  недавнем прошлом отечественные  конституции не делали различия между  правами человека и правами гражданина. Все записанные в Конституции  права и свободы объявлялись  принадлежащими лишь советским гражданами.

Информация о работе Понятие, сущность и принципы гражданства в Российской Федерации