Порядок избрания и компитенция Конституционного Суда Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 15:35, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы изучить порядок избрания и компетенции Конституционного суда РФ.
Данная курсовая работа объемом 38 страниц состоит из введения, 3 глав, списка использованных источников.
В первой главе рассматривается история становления и развития конституционного судопроизводства в России.
Во второй главе затрагивается порядок формирования, принципы конституционного судопроизводства и полномочия Конституционного Суда Российской Федерации.

Работа состоит из  1 файл

курсовик готов. по. к.п.docx

— 66.44 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

     Практически во всех современных государствах (независимо формы государственного устройства и господствующей политической идеологии) существуют конституции. Но наличие в государстве конституции еще не позволяет отождествлять его с “конституционным государством” в современном смысле.

     В этой связи необходимо подчеркнуть роль судебного конституционного контроля. Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредствам конституционного судопроизводства.

     Являясь судебным органом конституционного контроля, он обладает государственно-властными полномочиями особого характера, позволяющими принимать решения, имеющие общеобязательный характер и нередко обладающие нормативностью. Причем, речь идет не только о так называемом негативном правотворчестве, когда Конституционный Суд признает неконституционным определенное положение нормативного акта; нередко Суд выступает и "позитивным законодателем", формулируя правовые позиции нормативного характера, имеющие повышенную юридическую силу. В обоих случаях Конституционный Суд осуществляет, в конечном счете, в рамках установленных конституционных процедур функцию по урегулированию, снятию противоречий и конфликтов в социальной и правовой действительности, это становится возможным, в частности, в силу особой природы, повышенной юридической силы решений Конституционного Суда и его правовых позиций.

     Актуальность темы исследования определяется тем, что Конституционный Суд Российской Федерации выступает важнейшим элементом правового государства, судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независим, осуществляющий судебную власть посредствам конституционного судопроизводства.

     Цель данной  курсовой работы изучить порядок  избрания и компетенции Конституционного  суда РФ.

     Данная курсовая работа объемом 38 страниц состоит из введения, 3 глав, списка использованных источников.

     В первой главе рассматривается история становления и развития конституционного судопроизводства в России.

     Во второй главе затрагивается порядок формирования, принципы конституционного судопроизводства и полномочия Конституционного Суда Российской Федерации.

     Третья глава  содержит общие признаки конституционного  судопроизводства.

     Тема данной  работы рассматривается во всех  юридических учебниках, так как  является одной из важнейших  тем при изучении курса Конституционное  право.

     Для данной  курсовой работы мы использовали  конституцию Российской Федерации,  и специальную литературу таких авторов, как Шульженко Ю.А., Баглай М.В., Катков Д.Б. и других.

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………………….6

Глава 1. История становления и развития конституционного судопроизводства

в России ………………………………………………………………………………....7

1.1. Формирование института  конституционного контроля в  России  ……..7

1.2. Образование  Конституционного  Суда  Российской  Федерации  ……..16

Глава 2. Конституционный Суд РФ: порядок формирования.

Принципы конституционного судопроизводства. Полномочия …………………20

Глава 3. Общие признаки конституционного судопроизводства ………………..28

3.1. Стадии производства  по делам в Конституционном  Суде  …………..28

3.2. Виды решений Конституционного  Суда  ………………………………32

Заключение …………………………………………………………………………...35

Список использованных источников ……………………………………………….37

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     При всем многообразии рычагов обеспечения верховенства Конституции РФ и федерального законодательства особое место в этом занимают решения Конституционного Суда РФ. Их нормативный характер, непосредственное действие, общеобязательность и юридическая сила, позволяющая интерпретировать конституционные нормы и дисквалифицировать акты федерального и регионального законодательства, а также косвенным образом давать оценку правоприменительной практике, придают этим решениям высокий авторитет. Фактически решения Конституционного Суда - это конституционные нормы в их динамике.

     Конституционный Суд РФ является, наряду с Верховным и Высшим Арбитражным судами РФ, высшим органом судебной власти. Его компетенция, носящая специфический, по сравнению с компетенцией иных судов, характер, предусмотрена Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".

     Более десяти лет работы Конституционного Суда Российской Федерации является важным моментом не только для российских юристов - ученых и практиков, но и для многих граждан и юридических лиц, чьи права были защищены после обращения с жалобами в Конституционный Суд.

     Можно констатировать, что решения Конституционного Суда играют важнейшую роль в обеспечении режима конституционной законности.

     Целью курсовой работы является выявление особенностей функционирования Конституционного суда РФ.

     Объект исследования - Конституционный суд РФ.

     В курсовой работе поставлены следующие задачи:

- Проанализировать  особенности организации Конституционного  суда РФ;

- Определить полномочия  Конституционного суда.

 

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ

1.1 Формирование института конституционного контроля в России

 

     Конституционный контроль относится к одному из средств обеспечения верховенства конституционных предписаний. Основным назначением конституционного контроля в широком смысле этих слов признается, прежде всего, выявление правовых актов и действий государственных органов или должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также принятие мер по устранению выявленных отклонений. Практически конституционный контроль возник там и тогда, где и когда начали появляться законы, именуемые конституциями. Как и другие законы, конституции нуждались в гарантиях их реального исполнения всеми в условиях конкретных государств.

     Институт конституционного контроля прошел в нашей стране длительный путь развития.

     До 1918 г. вопрос даже не ставился, поскольку в России до этого года не было акта, называвшегося Конституцией и имевшего соответствующее юридическое, социальное и политическое значение.

     Но даже в самодержавной России «предлагались конституционные проекты и практические решения, связанные с организацией и деятельностью органов государственной власти, с законотворчеством, надзором и контролем в правовой сфере. Они оказали определенное влияние на дальнейшее формирование и развитие государственно - правовых институтов в России».1 Здесь нужно упомянуть о конституционных проектах М.М. Сперанского, которые он подготовил по поручению Александра 1-го; о «Государственной уставной грамоте Российской империи» 1881 года; о работах графа П.П. Шувалова, министра внутренних дел Н.П. Игнатьева. Все эти документы пытались в какой-то мере ограничить самодержавие, и носили характер «монархического или  правительственного конституционализма».

     В 1918 году принимается первая в истории нашей страны Конституция РСФСР. С этого момента можно говорить о реальном возникновении института конституционного контроля.  Конституция в статье 10 объявила Россию Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и отдала им всю власть в центре и на местах.2

     По статье 12 Конституции  верховным органом власти в стране стал Всероссийский съезд Советов, а в период между его съездами – ВЦИК. См.: Там же. С.145.Съезд Советов имел исключительную компетенцию в том плане, что мог устанавливать, дополнять и изменять основные начала конституции. ВЦИК был высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом РСФСР. Он наблюдал за проведением в жизнь Конституции, постановлений Съездов Советов, центральных органов Советской власти, издавал собственные декреты и распоряжения, мог отменять постановления и решения СНК.

     Отсюда видно, что функции конституционного контроля осуществляли Всероссийский съезд Советов и ВЦИК, хотя прямо Конституция 1918 года ничего не говорила об институте конституционного контроля. Тем не менее, её положения закрепляли парламентскую форму конституционного контроля (систему парламентского самоконтроля).3

     В 1924 году была принята первая Конституция СССР. Она закрепила исключительную компетенцию Союза ССР, возложенную на его верховные органы. Верховным органом государственной власти стал Съезд Советов, который решал все вопросы союзного значения. В период между его съездами таковым органом являлся ЦИК СССР, который был ответственен перед Съездом Советов. Через ЦИК проходили все декреты и постановления, которые определяли общие нормы политической и экономической жизни страны, он имел право приостанавливать и отменять декреты, постановления и распоряжения Президиума ЦИК СССР и соответствующие документы нижестоящих органов власти. Данные полномочия ЦИК относятся к сфере конституционного контроля. Президиум ЦИК СССР был высшим законодательным, распорядительным, исполнительным органом власти.4 В сфере конституционного контроля он наблюдал за соблюдением Конституции СССР и исполнением всех постановлений Съездов Советов и ЦИК СССР всеми органами власти.5

     Он мог приостанавливать и отменять постановления СНК, ЦИК и СНК союзных республик, приостанавливать постановления Съездов Советов союзных республик, и т.д.  Сложилась своеобразная практика в сфере конституционного контроля, когда Президиум ЦИК СССР не отменял акт признанный им неконституционным, а лишь разъяснял это или предлагал соответствующему органу привести данный акт в соответствие с Конституцией. ЦИК союзных республик также имели некоторые права в сфере КК. В частности, они могли опротестовать декреты и постановления СНК СССР и Президиума ЦИК СССР, не приостанавливая их исполнения. Верховный Суд СССР также имел некоторые функции в сфере конституционного контроля. Он мог давать заключения по требованию ЦИК СССР о законности тех или иных актов союзных республик с точки зрения Конституции, давать руководящиеся разъяснения судам союзных республик, проверять законность и обоснованность судебных решений, принимаемых в союзных республиках, мог рассматривать дела по обвинению высших должностных лиц союзного уровня, разбирал споры между союзными республиками и осуществлял конституционный контроль (надзор). Пока не были приняты Положения о Верховном Суде СССР и Наказ Верховному Суду СССР его полномочия по осуществлению конституционного контроля могло быть реализовано только в виде дачи заключения о законности тех или иных постановлений союзных республик с точки зрения Конституции,  заключение давалось только по требованию ЦИК СССР. После принятия выше названных положений Верховный Суд СССР мог давать заключения по требованию ЦИК и в отношении постановлений общесоюзного правительства; по собственной инициативе, по предложениям центральных органов союзных республик или Прокурора Верховного Суда СССР он мог вносить  представления о приостановлении и отмене актов всех союзных органов, кроме ЦИК и Президиума ЦИК. По указанным вопросам Верховный Суд мог давать заключения и вносить представления.6

     Из приведенного выше видно, что Верховный Суд СССР осуществлял конституционный надзор и выступал в этом плане как консультативный орган при Президиуме ЦИК СССР. Он регулярно изучал все правовые акты, принимавшиеся на союзном уровне, необходимо было регулярно изучать все правовые акты, принимавшиеся органами этого уровня. Их копии в обязательном порядке направлялись в Верховный Суд СССР и там тщательно изучались. За первые пять лет выполнения данной функции поступило более 24 тыс. актов.

С начала 30-х гг. активность Верховного Суда СССР в области конституционного контроля (надзора) значительно упала, а затем и вовсе "исчезла". В Конституции 1936 г. уже не было упоминания о конституционном контроле, осуществляемом какими бы то ни было судами.

     Данная Конституция предусматривала образование Верховного Совета СССР и его Президиума, как высших органов государственной власти. Теперь только Верховный Совет СССР имел право изменять Основной Закон страны. Даже если его Президиум издавал новый указ (а не закон, как и раньше), который менял действующие нормы законодательства, то такой указ должен был быть утвержден Верховным Советом. Пункты «в» и «е» статьи 49 Конституции 1936 г. предоставлял Президиуму Верховного Совета СССР право толковать действующее законодательство, отменять постановления и распоряжения Совета Министров СССР и союзных республик, если они не соответствовали закону.7 Таким образом, Президиум ВС СССР выступал как основной орган конституционного контроля. Шульженко Ю.Л. характеризует сложившуюся в стране систему как парламентскую систему конституционного контроля. Он пишет, что Конституция 1936 года сосредоточила всю полноту власти, включая конституционный контроль, в руках парламента.8

     Надо отметить, что после принятия Конституции 1936 года на практике конституционный контроль применялся редко, в основном в виде предварительного контроля.

     В 1977 году была принята новая Конституция СССР. Она не внесла каких-либо значимых изменений в систему органов конституционного контроля. Она еще более усилила монополию союзного законодательства – его компетенция стала практически не ограниченной, закрепила за Президиумом Верховного Совета полномочия по осуществлению конституционного контроля, отведя главную роль здесь Верховному Совету СССР. Он имел и законодательные и контрольные функции, то есть сам принимал акты и сам устанавливал их соответствие Конституции. Таким образом, он мог проверить акт любого органа. При данном положении вещей контроль не мог быть полноценным. Не было четко урегулированной процедуры конституционного контроля, поэтому его значимость и престиж оказались на низком уровне.

Информация о работе Порядок избрания и компитенция Конституционного Суда Российской Федерации