Порядок заключения коллективного договора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:09, доклад

Описание

Действующее трудовое законодательство РФ устанавливает довольно строгие требования к процедуре заключения коллективного договора, которой должны предшествовать коллективные переговоры, проводимые между представителями организации и представителями работников. И этот момент обязателен. Если коллективный договор заключается на уровне структурного подразделения компании, то переговоры ведутся с представителями данного подразделения. Помимо обязательного этапа – коллективных переговоров, ТК РФ установил требования к самому представительству.

Работа состоит из  1 файл

Порядок заключения кол договора.docx

— 25.82 Кб (Скачать документ)

Порядок заключения коллективного договора  

Для тех компаний, которые желают регулировать трудовые отношения внутри коллектива на более  высоком уровне, подойдет коллективный договор, по которому работодатель предоставляет  работникам улучшенные условия труда.

Такие условия должны учитывать  особенности деятельности предприятия. В свою очередь работники должны отказаться от объявления забастовок, которые являются сегодня наиболее действенным способом давления на работодателя. Стоит сказать сразу, что коллективный договор заключается на добровольной основе и может быть заключен как в организации в целом и распространять действие на всех сотрудников, так и с несколькими обособленными подразделениями компании, распространяя свои положения на сотрудников соответствующего структурного подразделения.

Коллективные переговоры

Действующее трудовое законодательство РФ устанавливает довольно строгие  требования к процедуре заключения коллективного договора, которой  должны предшествовать коллективные переговоры, проводимые между представителями  организации и представителями  работников. И этот момент обязателен. Если коллективный договор заключается  на уровне структурного подразделения  компании, то переговоры ведутся с  представителями данного подразделения. Помимо обязательного этапа –  коллективных переговоров, ТК РФ установил  требования к самому представительству. Так, работодателя представляет руководитель организации или уполномоченное им лицо, если в качестве такого выступает  юридическое лицо.

Если в качестве работодателя выступает Индивидуальный Предприниматель, то его интересы может представлять руководитель компании, уполномоченные лица или сам предприниматель. В качестве представителей сотрудников зачастую выступают профсоюзные организации, а также представители или представительные органы, избранные работниками. ТК РФ закрепляет, что профсоюз, объединяющий более половины работников одной компании, автоматически является представителем всех работников данной организации. Если на предприятии существуют две или более профсоюзных организации, которые также объединяют в себе более половины сотрудников, они имеют право создать единый представительный орган для отстаивания интересов всех работников предприятия. Иной порядок избрания представителей от работников установлен законом для тех компаний, где профсоюзы по разным причинам созданы не были либо были созданы, но ни один из них не объединяет более половины сотрудников. В этом случае представитель работников или представительный орган избирается на общем собрании сотрудников из их числа при помощи тайного голосования.

Определившись со сторонами  коллективных переговоров, следует  рассмотреть процедуру переговоров, которая инициируется направлением соответствующего предложения от одной  стороны – другой. Стать инициатором  коллективных переговоров может  любая из сторон. Если инициатором  переговоров являются работники, то их представители должны одновременно с направлением предложения работодателю, уведомить иные первичные профсоюзные  организации о начале коллективных переговоров. В течение семи календарных  дней с момента получения уведомления  переговоры должны начаться. Датой  начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения  ответа инициатором проведения коллективных переговоров. В течение трех месяцев  с момента начала переговоров  представители работников и работодателя должны согласовать все существенные для обеих сторон пункты и подписать  коллективный договор. Если за два месяца переговоров сторонам не удастся  прийти к единому мнению в отношении конкретных пунктов, то их надлежит исключить из договора или составить протокол разногласий, который прилагается к договору.

Регистрация и вступление в силу

После того как коллективный договор будет подписан представителями  сторон, закон устанавливает семидневный  срок для его регистрации в  территориальном органе по надзору  в сфере труда. Регистрация носит  уведомительный характер и не влияет на вступление коллективного договора в законную силу. Обязанность по ее осуществлению возложена на работодателя. Орган по надзору не может требовать  от сторон, внести изменения в коллективный договор, однако имеет право сообщить им о выявленных условиях договора, которые ухудшают положение работников по сравнению с нормами ТК РФ. В коллективный договор не могут  быть включены условия, ограничивающие права работников или уменьшающие  уровень гарантий, предусмотренный  трудовым законодательством. В противном  случае, коллективный договор не подлежит применению. Коллективный договор вступает в силу со дня его подписания или  с другой даты, если она указана  в договоре. Организация имеет  право ознакомить с заключенным  коллективным договором старых сотрудников, но обязана это сделать, если на работу поступил новый работник.

Срок действия

В соответствии с положениями  статьи 43 действующего Трудового Кодекса  РФ коллективный договор может быть заключен на срок не более трех лет, который может быть продлен на аналогичный срок. Действие коллективного  договора продолжается, если организация  изменения наименование, была реорганизована (преобразование) или сменился ее руководитель. Коллективный договор продолжает действовать и в течение трех месяцев со дня перехода права собственности, при смене формы собственности. Если же реорганизация произошла не в форме преобразования, а в форме слияния, присоединения, разделения или выделения, то коллективный договор продолжает действовать в течение срока реорганизации.

Коллективный договор  также сохраняет свое действие в  течение всего срока ликвидации организации. Как при проведении реорганизации, так и при смене формы собственности каждая из сторон может предложить другой стороне заключить новый коллективный договор, либо пролонгировать действия старого на срок до трех лет. Коллективный договор может быть изменен или дополнен по соглашению сторон путем проведения коллективных переговоров, за исключением случаев, когда стороны предусмотрели в договоре так называемый упрощенный порядок изменения или дополнения.

Форма и содержание

ТК РФ не ограничивает коллективный договор по форме и практически  не ограничивает его по содержанию, за исключением требования о недопустимости снижения уровня трудовых прав и гарантий работников. При составлении коллективного  договора за образец можно взять  макет, утвержденный Министерством  труда РФ еще в 2003 году, носящий  рекомендательный характер. Аналогичный  характер носит и статья 41 ТК РФ, в которой содержится примерный  перечень вопросов для коллективного  договора. Так, в коллективный договор  могут быть включены следующие положения  о форме, размере и системе  оплаты труда работников; о механизме  регулирования уровня зарплат с  учетом уровня инфляции; о выплатах пособий и компенсаций; о рабочем  времени и времени отдыха; об установленных  гарантиях и льготах для сотрудников, которые совмещают работу с обучением; о частичной или полной оплате питания сотрудников, а также  об оздоровлении и отдыхе сотрудников  и членов их семей. Предоставляя сторонам право по своему усмотрению включать условия в коллективный договор также рекомендуется позаботиться о наличии в тексте договора положений, касающихся улучшения условий и охраны труда сотрудников, обеспечения экологической безопасности и охраны здоровья сотрудников на производстве; соблюдение интересов сотрудников при приватизации; отказа от проведения забастовок. Отдельное внимание нужно уделить условиям о контроле над выполнением коллективного договора и о порядке внесения изменений и дополнений, а также предусмотреть ответственность сторон.

Ответственность сторон

За уклонение от участия  в коллективных переговорах, на работодателя возлагается административная ответственность, равно как и за непредставление  необходимой для заключения коллективного  договора информации. Нормы административного  права предусматривают наложение  штрафных санкций за отказ работодателя в заключении коллективного договора и за невыполнение обязательств по нему.

Так, например, за уклонение  от участия в переговорах о  заключении, изменении или о дополнении коллективного договора на работодателя возлагается штраф в размере  от 1000 до 3000 рублей, либо работодатель может ограничиться предупреждением.

Аналогичные санкции установлены  за нарушение срока проведения переговоров, установленного трудовым законодательством  РФ. За непредставление работодателем  информации, необходимой для проведения коллективных переговоров в установленный  законом срок влечет наложение на него административной ответственности. Более высокий уровень штрафных санкций, от 3000 до 5000 рублей, предусмотрен за необоснованный отказ работодателя от заключения коллективного договора, а также за невыполнение последним  своих обязательств по нему. Однако и в первом, и во втором случае работодатель может отделаться предупреждением. Более подробно об ответственности  можно посмотреть в статьях 5.28 - 5.31 действующего Кодекса РФ об Административных Правонарушениях.

КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА, СОГЛАШЕНИЯ 

 
    Контроль за выполнением соглашения осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду. Для осуществления контроля стороны или их представители и проверяющие органы должны иметь всю необходимую информацию. Об этом подробнее читайте в нашей статье. 
  
    Далеко не все работодатели помнят о том, что в соответствии со статьей 5 ТК РФ трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения также регулируются соглашениями, принимаемыми на разных уровнях социального партнерства. Однако данные соглашения накладывают на работодателя определенные, порою очень серьезные обязательства. 
    Исполнение коллективного договора, соглашения в силу статьи 51 ТК РФ могут контролировать работодатель, работники и их представители и соответствующие органы по труду. 
    Наряду с этим, статья 13 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и статья 370 ТК РФ предоставляют право контролировать исполнение содержащихся в коллективном договоре, соглашении обязательств и норм первичным профсоюзным организациям, профсоюзам и их объединениям. 
    Эти нормы регламентируют, что профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений. 
    Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах. 
    Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями. 
    Межрегиональное, а также территориальное объединение (ассоциация) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта Российской Федерации, могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов. 
    Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений. 
    Первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации) вправе осуществлять профсоюзный контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений. 
    В случае нарушения работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами исполнительной власти и органами местного самоуправления условий коллективного договора, соглашения первичные профсоюзные организации, профсоюзы, объединения (ассоциации) профсоюзов и их органы вправе направлять им представление об устранении этих нарушений, которое рассматривается в недельный срок. В случае отказа устранить эти нарушения или недостижения соглашения в указанный срок разногласия рассматриваются в соответствии с федеральным законом. 
    Отметим, что органы по труду выявляют условия регистрируемых коллективных договоров, соглашений, ухудшение положения работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (смотрите подробнее статью 49 ТК РФ). Так как они проверяют законность содержания коллективных договоров и соглашений, таким органам, естественно, должна представляться сторонами необходимая информация. 
    Правило о предоставлении информации относится главным образом к работодателям, поскольку именно на них возложено исполнение обязательств по коллективному договору, соглашению. Информацию должны предоставлять и органы исполнительной власти, и органы местного самоуправления, которые принимали участие в коллективных переговорах по заключению соглашения. 
    Контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений осуществляется по двум направлениям: 
    - на основе принципов социального партнерства; 
    - уполномоченными государственными органами. 
    Порядок и формы осуществления контроля устанавливаются сторонами самостоятельно, например, могут быть определены в самом коллективном договоре или соглашении. В данных ситуациях допустимо использовать форму отчета о выполнении коллективного договора, соглашения на общем собрании работников, профсоюзном собрании. 
    На практике имеют место быть совместные проверки выполнения коллективных договоров, соглашений, в которых участвуют представители сторон, заключивших коллективный договор, соглашение, а также профсоюзов, государственной инспекции труда, прокуратуры. 
    Выявление противоречий действующему законодательству фиксируется в совместном документе, на основе которого коллективный договор, соглашение приводится в соответствие в установленном порядке либо путем непосредственного признания противоречащих ему положений недействующими, либо путем внесения в коллективный договор, соглашение необходимых изменений. 
    Трудовое законодательство направлено, в том числе, на создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, которыми являются работники и работодатели. Регламентация трудовых отношений включает регулирование обязанностей субъектов трудовых отношений и ответственности за их нарушение. 
    Административная ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда может наступить по статье 5.27 КоАП РФ. 
    Правонарушения, предусмотренные статьей 5.27 КоАП РФ, имеют довольно широкий аспект. Диспозиция этой статьи не содержит конкретных действий и отсылает к правовым нормам, регулирующим все трудовые правоотношения. Невыполнение или нарушение любых норм действующего законодательства о труде и об охране труда, включенных в действующую систему трудового права, содержит в себе признаки состава административного правонарушения, предусмотренного анализируемой статьей. 
    Статьями 5.28 - 5.34 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за правонарушения в сфере трудовых отношений, связанные непосредственно с заключением коллективного договора или соглашения.  
    Объективную сторону этих нарушений составляют: 
    - уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки; 
    - непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения; 
    - необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения; 
    - нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению; 
    - уклонение работодателя или его представителя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в том числе непредоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции); 
    - невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры; 
    - увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки.


Информация о работе Порядок заключения коллективного договора