Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 20:20, реферат
Давая понятие правам и свободам, следует отметить, что право – это свободы или возможности поведения. Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Это - сердцевина конституционного строя.
Определим сначала, что есть такое свобода?
«Свободы (Freedoms) — права индивидов и народов, исконно от природы присущие, а не дарованные государством, которое не может регулировать их, вмешиваться в них, а лишь обязано воспринимать их как данность и констатировать существование их вне своей воли и власти и защищать их»1.
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Давая понятие правам и свободам, следует отметить, что право – это свободы или возможности поведения. Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Это - сердцевина конституционного строя.
Определим сначала, что есть такое свобода?
«Свободы (Freedoms) — права индивидов и народов, исконно от природы присущие, а не дарованные государством, которое не может регулировать их, вмешиваться в них, а лишь обязано воспринимать их как данность и констатировать существование их вне своей воли и власти и защищать их»1.
Учение о свободе, составляющее фундамент прав и свобод человека и гражданина, постоянно развивается философами, политологами и юристами, пытающимися найти разумный баланс между свободой и социальной справедливостью, свободой и государственным регулированием. Эти соотношения стали еще более сложными в постиндустриальную эпоху, которая связана с новыми представлениями об идеальном обществе, справедливости и государстве. Однако никакие новации не в состоянии поколебать такие вечные ценности, как свобода и сложившиеся в муках представления человечества о неотъемлемых правах человека.
При всей своей многогранности и сложной детерминированности современное конституционно-правовое учение о свободе может быть кратко выражено в следующих основных постулатах:
1. Все люди
свободны от рождения и никто
не вправе отчуждать их
2. Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Свобода человека, следовательно, не может быть абсолютной, она ограничена таким же состоянием других людей. Равенство возможностей для всех — основа свободы.
3. Границы свободы могут быть определены только законом, который есть мера свободы. Свобода и правопорядок не антагонисты, если закон демократический. Следовательно, все, что не запрещено, то дозволено.
4. Часть дозволенного определяется через права человека. Закрепление прав необходимо для того, чтобы помочь человеку осознать свои возможности, но ни один набор прав не исчерпывает содержания свободы.
5. Ограничение прав возможно исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе.
Возникновение понятия "права человека", т.е. осознание этой проблемы как научной, неразрывно связано с появлением и распространением идей естественного права. Уже в V–IV вв. до н. э. древнегреческие философы (Ликофрон, Антифон и др.) утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые, дарованные природой права. Аристотель одним из основополагающих считал право на частную собственность, которое отражает природу самого человека и основано на его любви к самому себе. В период феодализма многие етественно-правовые идеи облекались в религиозную оболочку. Позднее они получили отражение и дальнейшее свое развитие в трудах Локка, Монтескье, Руссо, Канта, Бентама и других мыслителей. С развитием имущественных отношений права человека постепенно перетекали в реальную действительность, закрепляясь в государственно-правовых и международно-правовых документах, выступая критерием демократичности той или иной системы правового и государственного устройства.
Современное понимание прав человека по существу ведет свое начало от либерализма. Его виднейшие представители: Локк, Смит, Милль и др. обосновали понимание фундаментальных прав человека на жизнь, безопасность, свободу, собственность и некоторые другие как естественных, неотъемлемых и священных норм человеческого поведения, существующих независимо от государства и охраняемых им.
Впервые либеральная концепция прав человека нашла свое юридическое выражение в систематизированном виде в 1776г. в Верджинской декларации, положенная в основу Билля о правах Конституции США (1791 г.). Не маловажное значение имеет французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.). Основополагающие права человека, закрепленные в этом правовом документе (на собственность, личную свободу и безопасность, на сопротивление насилию), до сих пор не утратили своей актуальности. В развернутом виде права человека получили отражение во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (1948 г.). Важную роль с точки зрения реальности, гарантий осуществления прав и свобод человека играют Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). В настоящее время права человека получили широкое отражение в конституциях и законодательных актах большинства государств, являющихся членами Организации Объединенных Наций. Стремление нашей страны решительно и в полном объеме учитывать в законодательстве и соблюдать на практике права человека выражено в принятии Декларации прав человека и гражданина (1991 г.) и Конституции Российской Федерации (1993 г.).
«Права человека» и «права гражданина» как две категории прав обычно упоминаются в одной «связке», однако их содержание не тождественно.
Определяя различия между человеком и гражданином, новая Конституция РФ восстанавливает те общечеловеческие ценности, которые были утверждены в результате буржуазных революции и нашли свое воплощение в законодательных актах, впервые в истории человечества закрепивших равенство, свободу, право на счастье. Впервые такое разграничение ввела французская Декларация.
Права человека проистекают из естественного права, а права гражданина — из позитивного, хотя и те и другие носят неотъемлемый характер. «Права человека являются исходными, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству (гражданство)» 2.
Права гражданина — своеобразное ограничение равенства между людьми, поскольку их лишаются лица, живущие в стране, но не имеющие гражданства. Они охватывают сферу отношений индивида с государством, в которой он рассчитывает не только па ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. Эти права обычно предполагают возможность участия в государственных делах, в выборах высших и местных органов государственной власти, допуска в своей стране к государственной службе. Некоторые права предоставляются исключительно гражданам по соображениям общенародных интересов (например, в Российской Федерации право частной собственности относится к категории прав человека, а право частной собственности на землю - только прав граждан) или в силу особенностей некоторых гарантий (Российское государство в состоянии гарантировать защиту и покровительство за пределами страны только своим гражданам).
В современной политической мысли представлено несколько подходов к правам человека. Это прежде всего естественно-исторический, юридическо-позитивистский, а также марксистский подходы.
Первый из них, наследуя либеральную традицию, считает, что фундаментальные права личности имеют внутригосударственное и внеюридическое происхождение. Государство может либо уважать и гарантировать их, либо нарушать и подавлять. Но отнять у человека присущие ему от рождения основополагающие права оно не может.
Юридический позитивизм отрицает всякое внегосударственное происхождение прав человека. Он исходит из рациональной самоценности права, его независимости от экономических и социальных предпосылок. Источником и гарантом права считается государство. Право и закон не имеют существенных различий. Права личности не выделяются из общей системы права и не имеют верховенства по отношению к правам государства.
Прагматическую установку
юридического позитивизма по отношению
к правам личности разделяет марксизм.
Он также подчиняет права
Сегодня в мировой политической мысли явно преобладает естественно-историческое понимание прав человека. В широком значении права человека включают весь обширный комплекс прав и свобод личности, их различные виды.
Современная типология прав человека достаточно разнообразна. Наиболее общей их классификацией является деление всех прав на негативные и позитивные. Негативные права определяют обязанности государства и других людей воздерживаться от тех или иных действий по отношению к индивиду. Они предохраняют личность от нежелательных, нарушающих ее свободу вмешательств и ограничений. Эти права считаются основополагающими, абсолютными.
В отличи от негативных прав, позитивные права фиксируют обязанности государства, лиц и организаций представить гражданину те или иные блага, осуществлять определенные действия ( право на соц. Помощь, образование, охрану здоровья и т.п.).
Более конкретной классификацией прав и свобод личности является их подразделение в соответствии со сферами реализации на гражданские (личные), политические, экономические, социальные и культурные.
Личные права и свободы – это естественные, основополагающие, неотъемлемые права человека, имеющие в основном негативный характер. Включают: право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и слова, на судебную защиту своих прав, на юридическую защиту, на процессуальные гарантии в случае привлечения к суду и другие.
Политические права и свободы – определяют возможности активного участия граждан в управлении государством и в общественной жизни. Включают: право на объединение, на проведение собраний, митингов и демонстраций, на участие в управлении делами государства, избирать и быть избранным и другие.
Экономические права и свободы – связаны с обеспечением свободного распоряжения индивидам предметами потребления и основными факторами хозяйственной деятельности: собственностью и трудом, а также с проявлением предприимчивости и инициативы (свобода предпринимательства, право частной собственности, право на труд). Социальные права – связаны с обеспечением человеку достойного уровня жизни и социальной защищенности (на социальное обеспечение, на жилище, на охрану здоровья).
Культурные права – призваны гарантировать духовное развитие человека (на образование, на участие в культурной жизни, свобода творчества и другие).
Права человека носят характер индивидуального права. Однако существует и коллективное право, например, права национальных или сексуальных меньшинств, права народов и т.п. В последние десятилетия в рамках Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) активно разрабатывается каталог прав человека, который детализирует и существенно дополняет рассмотренные выше права личности.
2 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма-Инфра-М, 2001. С. 161.