Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 01:26, курсовая работа
Целью данной работы является изучение прав владельцев товарного знака и гражданско-правовой ответственности за их нарушение.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие товарного знака, его классификацию, порядок его использования в Российской Федерации;
- рассмотреть права владельцев товарного знака в действующем законодательстве РФ;
- рассмотреть гражданско-правовую ответственность за нарушение права на товарный знак.
Введение 2
1. Товарный знак и знак обслуживания как объект правовой охраны и его разновидности 5
1.1. Право на товарный знак и право на знак обслуживания 6
1.2. Использование товарного знака и распоряжение исключительным правом на товарный знак 10
2. Гражданско-правовая защита товарных знаков 18
Заключение 25
Список использованной литературы 27
б) размещение такого товарного знака незаконно. Незаконным размещение будет тогда, когда лицо, осуществляющее данное действие, не имеет права на его совершение. Для того чтобы размещение товарного знака не рассматривалось как незаконное, необходимо перед использованием товарного знака заключить с обладателем исключительного права на товарный знак лицензионный договор или договор коммерческой концессии.
Основными способами защиты нарушенных прав являются:13
1. Изъятие из оборота
и уничтожение за счет
2. Удаление за счет нарушителя с контрафактных товаров незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения, в случаях, когда введение таких товаров в оборот необходимо в общественных интересах (одежда для малообеспеченных семей, детских домов и т.п.).
Лицо, нарушившее исключительное право на товарный знак (а именно при выполнении работ или оказании услуг), обязано удалить товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение с материалов, которыми сопровождается выполнение таких работ или оказание услуг, в том числе с документации, рекламы, вывесок (п.3 ст.1515 ГК РФ).
Обычно споры по нарушению прав на товарный знак рассматриваются в арбитражных судах (по соглашению сторон - и в третейских судах).
Правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:
1) в размере от десяти
тысяч до пяти миллионов
2) в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.
Общими нормами ГК РФ предусмотрены также иные способы защиты исключительного права на товарный знак.14
Так, согласно ст.1252 ГК РФ защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации осуществляется, в частности, путем предъявления требования:
1) о признании права
- к лицу, которое отрицает или
иным образом не признает
2) о пресечении действий,
нарушающих право или
3) о возмещении убытков
- к лицу, неправомерно использовавшему
результат интеллектуальной
4) об изъятии материального
носителя в соответствии с
п.5 ст.1252 ГК РФ - к его изготовителю,
импортеру, хранителю,
5) о публикации решения
суда о допущенном нарушении
с указанием действительного
правообладателя (как правило,
в СМИ, рекламировавших товар
с неправомерным
Кроме того гражданским
законодательством
Как показывает судебная практика, в настоящее время именно этот вариант (т.е. выплата денежной компенсации) в большинстве случаев используют владельцы товарных знаков. Тем более что для взыскания компенсации следует доказать лишь сам факт незаконного использования знака, а размер причиненных убытков подтверждать не нужно.
Нарушение исключительного права может наступить также:
- изготовления, распространения или иного использования;
- импорта, перевозки;
- хранения материальных
носителей, в которых выражены
результат интеллектуальной
В таких случаях такие материальные носители считаются контрафактными. Суд принимает решение об изъятии из оборота и уничтожении без какой бы то ни было компенсации. При этом оборудование, прочие устройства и материалы, которые использовались для совершения нарушения исключительных прав подлежат изъятию из оборота и уничтожению за счет нарушителя, если законом не предусмотрено их обращение в доход РФ. Об уничтожении речь идет в тех случаях, когда товарный знак и сам товар неотделимы. Например, когда в качестве знака зарегистрирована форма изделия или знак отлит при изготовлении его корпуса.
Согласно ГК ФР несанкционированное правообладателем использование товарного знака другим хозяйствующим субъектом, является нарушением законодательства по товарным знакам и основанием для применения мер ответственности. Подобные действия являются также актом недобросовестной конкуренции. Поэтому владельцу товарного знака, права и интересы которого нарушены, предоставляется защита от таких нарушений в рамках законодательства о недобросовестной конкуренции.
Понятие «недобросовестная конкуренция»15 определяется как любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации (ст.4 Закона о конкуренции).
Если нарушение исключительного права признано недобросовестной конкуренцией, защита нарушенного исключительного права может осуществляться как способами, предусмотренными ГК РФ, так и в соответствии с антимонопольным законодательством.
Кроме того, если юридическое лицо неоднократно или грубо нарушает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, суд может в соответствии с п.2 ст.61 ГК РФ принять решение о ликвидации такого юридического лица по требованию прокурора. Если такие нарушения совершает гражданин, его деятельность в качестве индивидуального предпринимателя может быть прекращена по решению или приговору суда в установленном законом порядке (ст.1253 ГК РФ).
Кроме того, в ГК РФ предусмотрена ответственность к лицу, производящему маркировку по отношению к не зарегистрированному в РФ товарному знаку. Такое лицо несет ответственность в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
Гражданским законодательством также введен такой способ защиты как «признание недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку» 16.
Заключение
Современное законодательство
предоставляет владельцу
Товарный знак, как объект исключительного права, имеет самостоятельное экономическое значение, так как становится ценным объектом собственности. Зарегистрировав товарный знак, фирма должна постоянно отслеживать и предупреждать случаи его “пиратского” использования. Ведущие зарубежные производители тратят на это огромные средства, ограждая свою продукцию и свои товарные знаки от подрыва авторитета “пиратами”, которые выбрасывают на рынок большие партии товаров низкого качества под всемирно известными товарными знаками.
Помимо способов защиты важным является наличие и качество внедрения в организационную политику правообладателя превентивных мероприятий, реализация которых позволяет предупредить нарушение прав владельца товарного знака, либо подготовить необходимую доказательственную базу для их защиты.
Обеспечение надлежащей защиты интеллектуальной собственности - гарантия реализации важнейших прав человека, закрепленных в основополагающих правовых документах, в том числе и в четвертой части ГК РФ.
Незаконная деятельность недобросовестного конкурента может повлечь за собой самые различные последствия для добросовестных конкурентов, и с этим необходимо бороться. Если средство индивидуализации (товарный знак) существующей фирмы незаконно использует недобросовестный конкурент, то она в праве предъявить иск с требованием о пресечении действий недобросовестного конкурента. А если своими незаконными действиями недобросовестный конкурент причинил убытки, то пострадавшее лицо может обратиться в суд с иском и о возмещении причиненных убытков. Так как по общему правилу нарушитель обязан возместить пострадавшему и реальный ущерб, и упущенную выгоду в полном объеме.
Товарный знак должен быть защищен от недобросовестного конкурента. И для этого используется не только административная и гражданско-правовая, но и уголовная ответственность.
1 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая, от 18.12.2006 N 230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006, в редакции от 30.06.2008) п.1 ст. 1477
2 Федеральный закон РФ №3520-1 от 23 сентября 1992 г. "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров"
3 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая, от 18.12.2006 N 230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006, в редакции от 30.06.2008), ст. 1481
4 Мадридское соглашение о международной регистрации знаков от 14 апреля 1891 г.
5 Приказ Роспатента от 5 марта 2004 г. N 31// Российская газета от 24 марта 2004 г. N 59
6 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая, от 18.12.2006 N 230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006, в редакции от 30.06.2008) п.1 ст. 1495
7 Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20.03.1883г. (с изм. от 02.10.1979г.)
8 Судариков С.А. Право интеллектуальной собственности: Учебник – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008
9 Федеральный закон РФ №3520-1 от 23 сентября 1992 г. "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров".
10 Приказ Роспатента от 29 апреля 2003 г. N 64 "О Правилах регистрации договоров о передаче исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированную топологию интегральной микросхемы и права на их использование, полной или частичной передаче исключительного права на программу для электронных вычислительных машин и базу данных"
11 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая, от 18.12.2006 N 230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006, в редакции от 30.06.2008) п.1 Ст. 1491
12 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая, от 18.12.2006 N 230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006, в редакции от 30.06.2008) ст.1515
13 Зенин И.А. Право интеллектуальной собственности: учебник под ред. Гусейновой А.Д. , издательство: Юрайт, 2011 г., серия: Магистр, 567 с.
14 Орлова В.В Право на обозначения, индивидуализирующие товары, работы, услуги, юридических лиц и предприятия. ,Учебник.- Издательство: Книжный мир, 2011 г., с. 98
15 Федеральный закон РФ №135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» (с изм. и доп. от 06.12.2011г.)
16 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая, от 18.12.2006 N 230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006, в редакции от 30.06.2008), п.6 ст.1252
Моисеенкова Т.И.