Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 15:57, контрольная работа
Образовательное право есть совокупность правил поведения, установленных государством для урегулирования образовательных отношений.
Явлениями образовательного права являются совокупность нормативно-правовых актов, совокупность правил поведения; система правоотношений; состояние свободы человека в системе образования; ученая дисциплина; субъективное право человека на образование.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Содержание права на образование
в Конституции РФ…………………………………………………………….…4
1.1 Становление права на образование………..……………………………...4
Глава 2.Доступность и обязательность образование………..……………….7
Глава 3.Классификация прав на образование………………………………...10
3.1 Право на дошкольное образование………………………………………..12
3.2 Право на начальное общее образование…………………………………..14
3.3 Право на образование в школе второй ступени…………………………..15
3.4 Право на образование в школе третьей ступени или на
получение среднего (полного) общего образования………………………..16
3.5 Право на среднее профессиональное образование………………………..17
3.6 Право на неполное высшее образование…………………………………18
3.7 Право на высшее образование……………………………………………19
3.8 Право на послевузовское образование……………………………………..21
3.9 Право на получение дополнительного образования……………………...22
Заключение………………………………………………………………………23
Список нормативных источников и литературы……………………………...24
Б) на выбор предметов, дополнительных обязательным, которые направлены на реализацию интересов и возможностей личности;
В) на дополнительные образовательные услуги, которые обязана оказывать школа.
Среднее (полное) общее образование является основой для получения среднего профессионального и высшего образования.
3.5 Право на начальное профессиональное образование
Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалификационного труда по всем направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. Оно может базироваться на среднем (полном) общем образовании по отдельным профессиям.
В государственном стандарте «Начальное профессиональное образование» приводится классификационная структура профессионального образования России:
1 ступень - ускоренная профессиональная подготовка;
2 ступень - начальное профессиональное образование по профессиям, для овладения которыми не требуется среднего общего образования;
3 ступень - начальное профессиональное образование по профессии, для овладения которыми требуется среднее общее образование;
4 ступень - повышенное профессиональное образование рабочих ( в высших профессиональных училищах, лицеях;
5 ступень - бакалавриат, магистратура, послевузовское профессиональное образование.
Получая образование на этом уровне учащиеся имеют право на бесплатное образование, на получение документа государственного образца о профессиональном образовании.
3.6 Право на среднее профессиональное образование
Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена. Оно направлено на удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.
Обучающиеся называются студентами, курсантами, слушателями. Они имеют следующие права:
1.На обучение в образовательных учреждениях.
2.На бесплатное обучение в государственных или муниципальных учреждениях, если образование данного уровня получается впервые.
3.На ознакомление с уставом и другими документами учреждения, перечисленными в уставе учреждения.
4.На ознакомление с лицензией, со свидетельством о государственной аккредитации.
5.На получение студенческого билета и зачетной книжки.
6.На обучение с продолжительностью академического часа 45 минут.
7.На каникулы 8-11 недель, в летнее время 6-9 недель.
8.На недельную учебную нагрузку не более 36 часов.
9.На обучение в группе.
10. На получение документа государственного образца о среднем профессиональном образовании при выполнении всех требований учебного плана.
11. На обучение в рамках государственного стандарта по индивидуальным учебным планам.
12.На ускоренный курс обучения.
13.На получение дополнительных платных услуг.
14.На участие в управлении.
15.На свободу совести, информации, свободное выражение своих взглядов и убеждений.
3.7 Право на высшее образование
Право на неполное высшее образование
Граждане России имеют право на конкурсной основе получить бесплатное высшее профессиональное образования в государственных и муниципальных высших учебных заведениях, если образование данного уровня получается впервые.
Неполное высшее образование, овладение образовательной программой в объеме не менее 2-х лет обучения. Окончание этого типа обучения дает студенту право[13]:
А) продолжить высшее образование;
Б) получить диплом о неполном высшем образовании без итоговой аттестации, квалификация при этом не присваивается.
Право на высшее образование с получением квалификации «бакалавр»
Срок освоения этой программы составляет не менее 4-х лет. Программа включает в себя гуманитарные, социально-экономические, естественнонаучные дисциплины, практику, имеющую профессиональное значение.
Право на получение квалификации «дипломированный специалист»
Срок освоения программы составляет не менее 5 лет.
Право на высшее профессиональное образование с квалификацией «магистр»
Это третий уровень высшего профессионального образования, которое реализуется на основе двух профессиональных программ, обеспечивающих подготовку специалистов с квалификацией «магистр». Общий срок обучения должен составлять не менее 6 лет.
Права лиц на обучение на данной программе включают в себя:
1.Право на обучение по программе, включающей бакалаврскую программу по соответствующему направлению и программу третьего уровня, которая должна иметь разные по состоящим части - образовательную и научно-исследовательскую и научно-исследовательскую.
2.Право на обучение с максимальной аудиторной нагрузкой не более 15 часов в неделю.
3.Право на работу по индивидуальному плану под руководством преподавателя, имеющего ученую степень.
4.Право на защиту выпускной работы, магистерской диссертации и сдачи выпускных экзаменов.
5.Право на сдачу экзаменов и кандидатского минимума.
6.Право просить вуз засчитать результаты выпускных экзаменов в качестве вступительных экзаменов в аспирантуру.
7.Право получить диплом магистра государственного образца.
3.8 Право на послевузовское образование
Позволит гражданам повышать уровень образования, научной и педагогической квалификации на базе высшего профе6ссионального образовательного учреждения.
Этот вид образования приобретается:
В аспирантуре. Аспиранты имеют права на:
1. пользование оборудованием, лабораториями, библиотеками;
2. перевод в другое высшее заведение;
3. изменение формы подготовки с очной на заочную и наоборот;
4. восстановление в аспирантуре;
5. выполнение государственных требований для получения дополнительной квалификации «преподаватель высшей школы»;
6. выполнение оплачиваемой работы при условии выполнения ими индивидуального плана подготовки;
7. трудоустройство;
8. обеспечении при условии обучения в очной аспирантуре государственной стипендии;
9. получение надбавок к стипендии;
10. ежегодные каникулы продолжительностью 2 месяца;
11. месячный отпуск, для лиц, окончивших аспирантуру;
12. социальные гарантии и льготы.
Права докторанта определены в Положении о подготовкке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования РФ, утверждено приказом Минобразования РФ от 27.03.98 г. № 814 ( с изменениями).
В докторантуру принимаются лица, имеющие степень кандидата наук. Подготовка докторантов осуществляется по очной форме.
Докторанты пользуются бесплатным оборудованием, учебно-методическими кабинетами, библиотеками, получают стипендию.
3.9 Право на получение дополнительного образования
Реализуется в целях удовлетворения потребности в образовании, в непрерывном повышении квалификации.
Программы дополнительного образования могут быть реализованы: в общеобразовательных и образовательных учреждениях профессионального образования, на курсах, центрах профориентации, школах искусств, домах детского творчества и иных имеющих соответствующую лицензию учреждений.
Заключение
Итак, под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающейся констатацией достижений гражданином (обучающимися) определенных государственных уровней (образовательных цензов).
Право на образование рассматривается, как конституционное, основное, естественное право человека. Оно закреплено в ст.26 Всеобщей декларации прав человека, в ст.13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.
Важнейшей гарантией права на образование является его доступность и обязательность.
Доступность образования определяется двумя факторами:
1.политикой государства в сфере образования;
2.уровнем материального благосостояния его граждан;
Обязательность образования определяется, как уровень, который государство считает достаточным для граждан в целях обеспечения экономического и социального развития государства.
Список нормативных источников и литературы
1. Всеобщей декларации прав человека 10.12.48г.
3. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12.12.93 г.
4. Закон РФ «Об образовании» от 10.12.92 г. (с измен. и дополн.)
5. Серых В.М. Образовательное право как отрасль российского права. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов.2009 г.
6. Шкатулла В.И. Образовательное право. Учебник для вузов - М. Издательство НОРМА, 2009.
7. Ильичев И.Е. О правовых основах сферы образования в Российской Федерации. - Право и образование. - 2010. - № 2.
8. Озеров В.А. Правовые основы образования в Российской Федерации. - Право и образование. - 2010. - № 3.
9. Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2005 г. N 1340-р.
17
[1] Серых В.М. Образовательное право как отрасль российского права. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов.2009 г.
[2] Шкатулла В.И. Образовательное право. Учебник для вузов - М. Издательство НОРМА, 2009.
[3] Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12.12.93 г.
[4] Ильичев И.Е. О правовых основах сферы образования в Российской Федерации. - Право и образование. - 2010. - № 2.
[5] Закон РФ «Об образовании» от 10.12.92 г. (с измен. и дополн.)
[6] Серых В.М. Образовательное право как отрасль российского права. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов.2009 г.
[7] Озеров В.А. Правовые основы образования в Российской Федерации. - Право и образование. - 2010. - № 3.
[8] Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12.12.93 г.
[9] Всеобщей декларации прав человека 10.12.48г.
[10] Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2005 г. N 1340-р.
[11] Закон РФ «Об образовании» от 10.12.92 г. (с измен. и дополн.)
[12] Серых В.М. Образовательное право как отрасль российского права. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов.2009 г.
[13] Закон РФ «Об образовании» от 10.12.92 г. (с измен. и дополн.)