Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 21:18, доклад
Принципы и порядок осуществления прав на охрану здоровья и медицинскую помощь определяются Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Одним из конституционных прав, согласно ст. 41 Конституции РФ, является право каждого гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь, оказываемую в государственных и муниципальных учреждениях здавоохранения бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.
Право на охрану здоровья закреплено в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека (1948 г.); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966); Устав Всемирной организации здравоохранения
ст. 25 Всеобщая декларация прав человека «Каждый имеет право на такой жизненный уровень, включая питание, одежду, жилище, медицинский уход и требуемое социальное обслуживание, который необходим для поддержание здоровья и благополучия его самого и его семьи»)
ст. 12 Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах «Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья»
В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Принципы и порядок осуществления прав на охрану здоровья и медицинскую помощь определяются Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Под охраной здоровья понимается комплекс мер различного характера (экономического, социального, правового, научного, санитарно-эпидемиологического и др.), направленных на поддержку и укрепление здоровья каждого человека в целях активной долголетней жизни, а также предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. При этом гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья, т.е. государство в лице уполномоченных органов и должностных лиц обязуется в полной мере обеспечивать всем гражданам условия для реализации данного конституционного права, в том числе путем установления надлежащего правового регулирования медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь означает, что при заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает в себя профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, и оплату пособия по временной нетрудоспособности.
Граждане РФ имеют право на:
- охрану здоровья – оно обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных и благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания и доступных лекарственных препаратов соответствующего качества, а также оказание доступной медицинской помощи;
- медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования;
- информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства;
- выбор врача и медицинской организации;
- информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи;
- информацию о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, состояния среды обитания, рациональных нормах питания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Содержание права на охрану здоровья и медицинскую помощь состоит из следующих элементов:
а) Наличие. Государство должно располагать достаточным количеством функционирующих учреждений, товаров и услуг в сфере здравоохранения и медицинской помощи, а также соответствующих программ. К ним будут относиться основополагающие предпосылки здоровья, такие как инфраструктура для снабжения безопасной питьевой водой и адекватными санитарными услугами, больницы, поликлиники и другие учреждения здравоохранения, подготовленный врачебный и медицинский персонал, получающий конкурентоспособное на внутреннем уровне вознаграждение, и важнейшие лекарственные средства, определяемые в Программе действий Всемирной организацией здравоохранения в отношении базовых медикаментов.
b) Доступность. Учреждения, товары и услуги здравоохранения должны быть доступны каждому человеку без какой бы то ни было дискриминации. Доступность имеет четыре взаимосвязанных аспекта:
1) недискриминация: учреждения, товары и услуги здравоохранения должны быть юридически и фактически доступны для всех, особенно для наиболее уязвимых или социально отчужденных слоев населения, без дискриминации по какому-либо из запрещенных признаков;
2) физическая доступность: учреждения, товары и услуги здравоохранения должны находиться в физической досягаемости для всех групп населения, особенно для уязвимых или социально отчужденных групп, таких как этнические меньшинства и коренные народы, женщины, дети, подростки, пожилые люди, инвалиды и лица, инфицированные ВИЧ и больные СПИДом;
3) экономическая доступность (доступность с точки зрения расходов): учреждения, товары и услугы здравоохранения должны быть доступны всем;
4) доступность информации: включает право искать, получать и распространять информацию и идеи, касающиеся вопросов здоровья.
с) Приемлемость. Все учреждения, товары и услуги здравоохранения должны соответствовать принципам медицинской этики и культурным критериям.
d) Качество. Учреждения, товары и услуги здравоохранения наряду с их культурной адекватностью должны быть также приемлемыми с научной и медицинской точек зрения и характеризоваться высоким качеством.
Таким образом, конституционное право на охрану здоровья и медицинскую помощь можно определить как ценностно значимые и формально закрепленные возможности каждого по укреплению и сохранению здоровья, его восстановлению, гарантированные правовыми, финансовыми, организационными ресурсами государства и общества.
Среди угроз состоянию здоровья населения в Российской Федерации отмечаются:
1. Необоснованный отказ от оказания медицинской помощи;
2. Низкий уровень качества или дефекты в оказании медицинской помощи, не причинившие вред здоровью пациента, несоответствие ее качества и объема установленным стандартам
3. Низкий уровень качества или дефекты в оказании медицинской помощи, причинившие вред здоровью пациента или вызвавшие его смерть, несоответствие ее качества и объема установленным стандартам
4. Необоснованное взымание или требование платы за лечение;
5. Злоупотребления со стороны медицинских работников (вымогательство и получение взятки, превышение власти и служебных полномочий, халатность, должностной подлог и т.д.)
6. Нарушение условий и режима лечения
7. Нарушение прав в части информированности о диагнозе, возможном риске, последствиях и результатах лечения, а также сохранение врачебной тайны
8. Нарушение этических норм: грубость врача, нежелание объяснять риски, комментировать состояние здоровья, показывать альтернативы и т. п.
9. Необеспеченность лекарственными средствами в поликлиниках по льготам и в стационарах по программе госгарантий (лекарства малодоступны из-за цен на них).
10. Очереди к специалистам и отсутствие ряда специалистов в поликлиниках.
11. Проблемы с наличием (или использованием) оборудования в поликлиниках и стационарах.
12. Использование неразрешенных лекарственных средств, БАДов.
«Рынок препаратов в Российской Федерации развивается с невиданной скоростью: в 2000 годы в стране зарегистрировано более 10 тыс. новых лекарственных средств, а с учетом лекарственных форм и различных производителей – более 50 тыс. Одновременно появились легальные и нелегальные пищевые добавки, гомеопатические средства, растет число подделок (фальсификатов). Международные эксперты считают, что только 5–7 % лекарственных средств обладают реальной (доказанной) эффективностью, и лишь 1 % – уникальным действием. На российском рынке присутствует огромное количество генериков – копий оригинальных препаратов, обладающих отличной (чаще всего в худшую сторону) эффективностью по отношению к исходному препарату. Эти препараты стоят дешевле, поэтому многие больные предпочитают именно их, хотя соотношение «затраты/эффективность» может быть лучше у оригинальных дорогостоящих лекарств».
13. Массовое распространение ВИЧ-инфекции, туберкулеза, наркомании, повышение доступности психоактивных и психотропных веществ, возможное распространение эпидемий, вызываемых новыми, неизвестными ранее вирусами.
14. Происходящие и ожидаемые изменения климата
15. лидирующими факторами риска заболеваемости являются курение и алкоголь, неправильное питание.
Кроме того, можно выделить следующие группы факторов, которые создают угрозы здоровью граждан:
1. Экологические угрозы – обусловлены причинами природного характера (неблагоприятными для жизни человека климатическими условиями, физико-химическими характеристиками воды, атмосферы, почв, природными бедствиями и катастрофами).
2. Социально-экономические угрозы – обусловлены причинами социального, экономического и психологического характера (недостаточным уровнем питания, здравоохранения, образования, обеспечения материальными благами; нарушенными общественными отношениями, недостаточно развитыми социальными структурами).
3. Техногенные угрозы – обусловлены хозяйственной деятельностью людей (чрезмерными выбросами и сбросами в окружающую среду отходов хозяйственной деятельности; необоснованными отчуждениями территорий под хозяйственную деятельность; чрезмерным вовлечением в хозяйственный оборот природных ресурсов и т.д.)
4. Военные угрозы – обусловлены работой военной промышленности (транспортировкой военных материалов и оборудования, испытанием и уничтожением образцов оружия, функционированием всего комплекса военных средств в случае военных действий).
5. Санитарно-эпидемиологические угрозы – производство, применение (использование) и реализация населению новых видов (впервые разрабатываемых и внедряемых в производство) пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, внедрение новых технологических процессов их производства и технологического оборудования.
Конституция РФ (ст. 2) провозгласила признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина обязанностью государства, что обязывает государственные органы - законодательные, исполнительные и судебные - обеспечивать реализацию прав и свобод путем принятия соответствующих защитных мер.
Исследуя проблемы защиты права на охрану здоровья и медицинскую помощь, следует выделить два аспекта данной проблемы.
1. Конституционная защита права граждан на охрану здоровья состоит из особых, санкционированных самой Конституцией РФ мер, служащих цели обеспечения и неприкосновенности исследуемого права, т.е. носит регулятивный характер.
В статьях 45, 46, 47, 48 и других статьях действующей Конституции РФ содержатся охранительные юридические нормы, направленные на защиту прав и свобод личности - в частности, Конституция РФ гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45). Это общее правило закрепляет обязанность государства различными правовыми формами и средствами обеспечивать защиту прав и свобод и регулировать их.
2. Защита носит узкий, уголовно-процессуальный, административный характер.
Формой защиты конституционного права именуется определенный процессуальный или процедурный порядок применения способа защиты права. Различают юридическую и неюридическую формы защиты конституционного права на охрану здоровья. Под юридической формой защиты данного права понимается его защита уполномоченными государственными органами- в частности, судебными (например, Конституционным Судом РФ).
В случае нарушения прав граждан в области охраны здоровья вследствие недобросовестного выполнения медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей, повлекшего причинение вреда здоровью граждан или их смерть, виновные обязаны возместить потерпевшим ущерб в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
Эффективным способом защиты прав пациентов стало обращение в органы системы обязательного медицинского страхования. Страховые медицинские организации осуществляют контроль качества, объемов и сроков оказания медицинской помощи путем заключения (или не заключения) договоров с лечебно-профилактическими учреждениями, что способствует повышению эффективности защиты прав застрахованных пациентов.
В случаях нарушения прав пациента, оказания ему помощи ненадлежащего качества, причинения вреда его жизни и здоровью лечебно-профилактическое учреждение несет гражданскую (имущественную) ответственность. Оно обязано полностью возместить убытки потерпевшему.
Учреждения здравоохранения (независимо от формы собственности), а также частнопрактикующие врачи несут имущественную ответственность за вред (ущерб), причиненный пациентам их работниками.
Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью пациента в результате виновных действий (бездействия) медицинского учреждения, может выражаться в:
- компенсации материального вреда, т.е. заработка и других потерянных в результате повреждения здоровья доходов, которые он определенно мог бы иметь, а также дополнительных расходов (на лекарства, протезирование и т.п.);
- возмещении вреда, вызванного смертью кормильца лицам, состоявшим у него на иждивении;
Информация о работе Право на охрану окружающей среды и медицинскую помощь