Право на опровержение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 20:37, реферат

Описание

Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина или организации, распространены в средствах массовой информации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации. [Ст. 152 ГК РФ]

Гражданину предоставляется право требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

Содержание

Право на опровержение…………………………………………………………3

Порядок опровержения………………………………………………………….5

Основания к отказу в опровержении…………………………………………...7

Право на ответ……………………………………………………………….......8

Список использованной литературы…………………………………………..11

Работа состоит из  1 файл

кр алексеев опровержение.docx

— 25.33 Кб (Скачать документ)

     Содержание 

     Право на опровержение…………………………………………………………3

     Порядок опровержения………………………………………………………….5

     Основания к отказу в опровержении…………………………………………...7   

     Право на ответ……………………………………………………………….......8

     Список  использованной литературы…………………………………………..11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Право на опровержение

   Если  сведения, порочащие честь, достоинство  или деловую репутацию гражданина или организации, распространены в средствах массовой информации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации. [Ст. 152 ГК РФ]

     Гражданину предоставляется право требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Правила данной статьи о защите деловой репутации гражданина соответственно применяются к защите деловой репутации юридического лица.

   Гражданин или организация вправе потребовать  от редакции опровержения не соответствующих  действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, которые были распространены в данном средстве массовой информации. Такое  право имеют также законные представители  гражданина, если сам гражданин не имеет возможности потребовать  опровержения. Если редакция средства массовой информации не располагает  доказательствами того, что распространенные им сведения соответствуют действительности, она обязана опровергнуть их в  том же средстве массовой информации.

   Если  гражданин или организация представили  текст опровержения, то распространению  подлежит данный текст при условии его соответствия требованиям настоящего Закона. Редакция радио-, телепрограммы, обязанная распространить опровержение, может предоставить гражданину или представителю организации, потребовавшему этого, возможность зачитать собственный текст и передать его в записи. [Ст. 43 Закона «О СМИ»]

     Субъектами  данной нормы Закона являются, с  одной стороны, гражданин или  организация (причем под "организацией" в данной статье следует понимать любое юридическое лицо, организованное в любой допустимой законом организационно-правовой форме), а с другой - редакция средства массовой информации.

     Таким образом, действующее законодательство предоставляет гражданину выбор: воспользоваться  предоставленным ст.43 правом и сначала  попытаться добиться опровержения через  обращение к редакции, а в случае отказа - обжаловать его в суде, либо не тратить время и нервы на общение с редакцией и сразу  обратиться за защитой в суд в  порядке ст.152 ГК РФ.

     Право требовать опубликования опровержения также предоставляется законным представителям гражданина, если сам  гражданин не имеет возможности  потребовать опровержения. Такая  ситуация возможна, если не соответствующие  действительности и порочащие сведения распространены в отношении несовершеннолетнего  либо иного лица, не способного самостоятельно защитить свое нарушенное право (ограниченно  дееспособного, недееспособного, умершего). В свою очередь, на редакцию СМИ здесь  же в ч.1 ст.43 возлагается обязанность опубликовать опровержение, если в ее распоряжении нет доказательств того, что распространенные сведения соответствуют действительности.  
 
 
 
 
 
 
 

     Порядок опровержения

     В опровержении должно быть указано, какие  сведения не соответствуют действительности, когда и как они были распространены данным средством массовой информации.

     Опровержение  в периодическом  печатном издании  должно быть набрано тем же шрифтом и помещено под заголовком "Опровержение", как правило, на том же месте полосы, что и опровергаемое сообщение или материал. Объем не может более чем вдвое превышать объем опровергаемого фрагмента. Нельзя требовать, чтобы текст опровержения был короче одной стандартной страницы машинописного текста.

     По  радио и телевидению  опровержение должно быть передано в то же время суток и, как правило, в той же передаче, что и опровергаемое сообщение или материал. Объем не может более чем вдвое превышать объем опровергаемого сообщения или материала и не должно занимать меньше эфирного времени, чем требуется для прочтения диктором стандартной страницы машинописного текста.

     Опровержение  должно последовать:

     1) в средствах массовой информации, выходящих в свет (в эфир) не  реже одного раза в неделю, - в течение десяти дней со  дня получения требования об  опровержении или его текста;

     2) в иных средствах массовой  информации - в подготавливаемом  или ближайшем планируемом выпуске.

     В течение месяца со дня получения  требования об опровержении либо его  текста редакция обязана в письменной форме уведомить заинтересованных гражданина или организацию о  предполагаемом сроке распространения  опровержения либо об отказе в его  распространении с указанием  оснований отказа.

     Текст опровержения при желании может быть написан самим потерпевшим. В этом случае редакция не вправе вносить в него изменения. Объем опровержений указан не без основания, цель таких ограничений состоит в том, что, если честь и достоинство человека унизили одним словом, это вовсе не означает, что опровержение также должно состоять из одного – максимум двух слов.

     Смысл этой юридической нормы заключается в том, чтобы издания не «задвигали» опровержения в самое неприметное место и не печатали его петитом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Основания к отказу в опровержении

     В опровержении должно быть отказано, если данное требование либо представленный текст опровержения:

     1) является злоупотреблением свободой  массовой информации (Закон о СМИ ч.1 ст. 4 «Свобода массовой информации»)

     2) противоречит вступившему в законную  силу решению суда;

     3) является анонимным.

     В опровержении может быть отказано:

     1) если опровергаются сведения, которые  уже опровергнуты в данном  средстве массовой информации;

     2) если требование об опровержении  либо представленный текст его  поступили в редакцию по истечении  одного года со дня распространения  опровергаемых сведений в данном  средстве массовой информации.

     Отказ в опровержении либо нарушение установленного настоящим Законом порядка опровержения могут быть в течение года со дня  распространения опровергаемых  сведений обжалованы в суд в соответствии с гражданским и гражданско-процессуальным законодательством Российской Федерации. 
 
 
 
 

     Право на ответ

     «Гражданин, в отношении которого средствами массовой информации опубликованы сведения, ущемляющие его права или охраняемые законом интересы, имеет право  на опубликование своего ответа в  тех же средствах массовой информации».

     Если  во втором пункте статьи речь шла о  сведениях, порочащих честь, достоинство  или деловую репутацию, то в третьем  – об ущемлении прав и охраняемых законом интересов. В чём здесь  разница? Те или иные сведения могут  не затрагивать чести и достоинства  человека в смысле статьи 152, но в  то же время ущемлять его права. К  ним, по мнению авторов выпущенного  Фондом защиты гласности Комментария  к Закону о СМИ, могут быть отнесены любые закреплённые в законодательстве права и интересы граждан и  организаций. Речь может идти, например:

     •           о фактических ошибках (в названии должности интервьюируемого, в отчестве, годе рождения и т.п.);

     •           о порочащих, но соответствующих действительности сведениях (тенденциозно подобранных фактах, одностороннем освещении события и т.п.).

     В таких случаях пострадавшее лицо вправе обратиться в суд, либо –  по Закону о СМИ (ст. 46) – в редакцию с требованием опубликовать его  ответ. Порядок опубликования ответа идентичен порядку опубликования  опровержения.

     Особое  значение право на ответ имеет  во время предвыборных кампаний. Поэтому  законодательство о выборах особо  предусматривает возможность для  кандидатов опубликовать «разъяснение» (по сути тот же ответ) до окончания  срока агитации.

     Возложение  на редакцию обязанности предоставить гражданину возможность опубликовать ответ на компрометирующую его информацию является проявлением закрепленных в Законе принципов социально  ответственной журналистики, уважения прав и законных интересов граждан.

     Закон РФ о СМИ предоставляет право  гражданам или организациям опубликовать свой ответ (комментарий, реплику) в  том случае, если в средстве массовой информации распространены сведения, не соответствующие действительности либо ущемляющие права и законные интересы гражданина. В отличие от права требования опровержения сведений, закрепленного в ст.43-45 Закона о СМИ, когда оспариваемые сведения должны одновременно и не соответствовать действительности, и порочить честь и достоинство заинтересованного лица, правом на ответ можно воспользоваться тогда, когда распространенные сведения имеют лишь один из признаков: они либо не соответствуют действительности, либо ущемляют права и законные интересы гражданина. То есть устанавливается порядок защиты своих прав и интересов в том случае, когда в СМИ распространены сведения, лишенные признаков, дающих право на опровержение.

     Если  в ст.43 (право на опровержение) идет речь о сведениях, порочащих честь  и достоинство гражданина, то есть о нарушении именно указанных  личных неимущественных благ, то в  ст.46 предоставляется защита неограниченного  круга прав и законных интересов. По сути, к ним могут быть отнесены любые закрепленные законодательством  права и интересы граждан и  организаций.

     Трактуя данную норму буквально, можно прийти к выводу, что и гражданин, и  организация, в отношении которых  в средстве массовой информации были распространены сведения, не соответствующие  действительности, могут поместить  свой ответ (комментарий, реплику) по этому  поводу в этом же СМИ. В то же время, если сведения соответствуют действительности, но затрагивают права и законные интересы, то право ответа принадлежит  только гражданину, но не организации.

     Такой подход к данной норме необоснованно лишит юридические лица возможности использовать внесудебный метод урегулирования спора, ограничит их возможность защищать свои права и интересы путем опубликования ответа.

     Схожий  характер ответа и опровержения проявляется  как раз в порядке их опубликования, отказа в публикации и обжалования  отказа или нарушения порядка  опубликования опровержения, ответа. Основания же для опровержения или  ответа разные.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы

  1. Рихтер, А. Г. Правовые основы журналистики. – Издательство Московского университета, 2002
  2. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 №2124-1
  3. Защита чести, достоинства и деловой репутации: Гражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994 №51-ФЗ – Ст. 152

Информация о работе Право на опровержение