Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 19:29, контрольная работа
Инвалиды являются социальной группой, которым необходимо повышенное внимание со стороны общества, особая охрана их прав со стороны государства. Кризис экономики, инфляция, рост цен прежде всего ударили по ним. Наличие у человека определенных физических недостатках не должно быть причиной, тормозящей полноценную работу личности. В истории есть немало примеров, когда люди с дефектами зрения, слуха, двигательного аппарата добивались поразительных результатов. Неповторимость, уникальность каждого человека должна работать на общество и задача общества - создать все условия для этого.
Введение.
1. Социальное обеспечение инвалидов.
2. Порядок признания лица инвалидом.
3. Задача.
Заключение.
Список литературы.
План:
Введение.
1. Социальное обеспечение инвалидов.
2. Порядок признания лица инвалидом.
3. Задача.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
Инвалиды
являются социальной группой, которым
необходимо повышенное внимание со стороны
общества, особая охрана их прав со стороны
государства. Кризис экономики, инфляция,
рост цен прежде всего ударили по ним.
Наличие у человека определенных физических
недостатках не должно быть причиной,
тормозящей полноценную работу личности.
В истории есть немало примеров, когда
люди с дефектами зрения, слуха, двигательного
аппарата добивались поразительных результатов.
Неповторимость, уникальность каждого
человека должна работать на общество
и задача общества - создать все условия
для этого. В то же время не должно сложиться
такой ситуации, когда «человек в коляске»
занимает положение, которое он не заслужил
своим трудом. Задача государства - уровнять,
а точнее поднять шансы инвалидов до возможностей
среднего гражданина. На этом пути существует
множество препятствий. Например, чрезмерное
техническое обеспечение инвалидов может
вызвать в обществе негативное отношение,
в то время как в некоторых случаях для
решения проблемы достаточно социальной
коррекции, чтобы на недостатки инвалида
не обращали бы внимания. Но не стоит забывать,
что под категорию «инвалид» желают попасть
люди, таковыми совсем не являющиеся. Основополагающие
законодательные нормы, регулирующие
положение инвалида в обществе, его права
и обязанности являются необходимыми
атрибутами любого правового государства.
1995 год ознаменовал принятие двух законов
о правовом обеспечении инвалидов: Федеральный
Закон Российской Федерации "О социальном
обслуживании граждан пожилого возраста
и инвалидов" и Федеральный Закон РФ
«О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации». Хотя система социальной защиты
инвалидов и пожилых граждан существовала
до принятия этих законов, но нормативно
система была закреплена только сейчас.
1. Социальное обеспечение инвалидов.
Понятие «инвалид» содержится в Федеральном законе от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Инвалидом признается лицо, имеющее нарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (ст.1). Под ограничением жизнедеятельности понимают полную или частичную утрату лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.1 С введением в действие Федерального закона от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»2 пенсионное обеспечение в связи с инвалидностью претерпело ряд существенных изменений. Их содержание и значение для развития пенсионных отношений заслуживают подробного изучения и оценки, так как затрагивают интересы большого числа граждан. Официальная статистика свидетельствует, что в России в последнее время сохраняется тенденция к увеличению численности инвалидов. Если на 1 января 1998 г. на учете в органах социальной защиты населения состояло 8,9 млн. инвалидов, то в 2001 году, по данным Госкомстата РФ, на территории России проживало свыше 10 млн. инвалидов.3 К тому же модель пенсионного обеспечения по инвалидности во многом является основой для пенсий по случаю потери кормильца. Актуальность исследования новой системы пенсий по инвалидности связана с тем, что в процессе подготовки и обсуждения реформы рассматривались в основном вопросы пенсионного обеспечения по старости. В Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в РФ 4 (разд. IV) лишь отмечалось, что пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца должны базироваться на тех же принципах, что и пенсии по старости. Однако с научной точки зрения это предложение никак не обосновывалось. В развитие положений Концепции была утверждена Программа пенсионной реформы в РФ 5, где этим видам пенсий вообще не уделено внимания. Как юридический факт инвалидность по-прежнему может служить основанием для выплаты и трудовых, и социальных пенсий, хотя с 1 января 2002 г. их назначение производится по нормам разных законов. Основания возникновения и порядок реализации права на трудовые пенсии устанавливаются уже упоминавшимся Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Социальные пенсии предусмотрены Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»6 . Таким образом, если прежде данные отношения регулировались Законом РФ от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации», то теперь приняты и действуют два законодательных акта. Пенсионное обеспечение в связи с инвалидностью по нормам обоих Законов имеет некоторое сходство, обусловленное тем, что инвалидность является основанием для назначения и выплаты пенсии. В целом правовой статус инвалида в системе социальной защиты населения зависит от множества обстоятельств. Юридическое значение, в частности, имеют время наступления инвалидности, ее причина и тяжесть. В новом пенсионном законодательстве условия назначения трудовых пенсий по инвалидности почти не дифференцированы и по сравнению с ранее действовавшими положениями существенно упрощены. Так, в ч. 3 ст. 8 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» закреплено, что трудовая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после ее прекращения. До 1 января 2002 г. при назначении пенсий учитывались такие причины инвалидности, как общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, военная травма и заболевание, полученное в период военной службы. Две последние причины и сегодня по-прежнему используются при определении размера пенсий по государственному пенсионному обеспечению для данной категории граждан. Право на пенсию по инвалидности вследствие общего заболевания для лиц, достигших 20-ти лет, прежде возникало только при наличии общего трудового стажа определенной продолжительности 7. Однако его длительность не учитывалась, если причиной инвалидности было профессиональное заболевание или трудовое увечье, которые в сфере пенсионного обеспечения имели равное юридическое значение. С принятием нового законодательства работники, пострадавшие при осуществлении трудовых обязанностей, утратили привилегированное положение в пенсионной системе. Причиной этого послужило введение обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, позволившее выровнять правовое положение застрахованных лиц при осуществлении пенсионного страхования. Таким образом, для приобретения права на трудовую пенсию инвалиду достаточно подтвердить сам факт наличия страхового стажа, продолжительность которого может быть минимальной - один день. Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Если международным договором (соглашением) Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора (соглашения). К ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относятся:
1) определение
государственной политики в
2) принятие
федеральных законов и иных
нормативных правовых актов
3) заключение
международных договоров (
4) установление
общих принципов организации
и осуществления медико-
5) определение
критериев, установление
6) установление
государственных стандартов на
социальные услуги, технические
средства реабилитации, средства
связи и информатики,
7) установление
порядка аккредитации и
8) осуществление
аккредитации и лицензирования
предприятий, учреждений и
9) разработка
и реализация федеральных
10) утверждение и финансирование федеральных базовых программ реабилитации инвалидов;
11) создание
объектов реабилитационной
12) определение
перечня специальностей
13) координация
научных исследований, финансирование
научно-исследовательских и
14) разработка
методических документов по
15) установление
квот рабочих мест для
16) содействие
в работе всероссийских
17) установление
федеральных льгот, в том
18) установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов;
19) формирование
показателей федерального
К ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов относятся:
1) реализация
государственной политики в
2) принятие
законов и иных нормативных
правовых актов субъектов
3) определение
приоритетов в осуществлении
социальной политики в
4) создание
предприятий, учреждений и
5) аккредитация
и лицензирование предприятий,
учреждений и организаций,
6) участие
в реализации федеральных
7) утверждение
и финансирование перечня
8) создание
и управление объектами в
9) организация и координация деятельности по подготовке кадров в области социальной защиты инвалидов;
10) координация
и финансирование научных
11) разработка
в пределах своей компетенции
методических документов по
12) содействие
в работе и оказание помощи
общественным объединениям
13) установление
льгот, в том числе по
14) установление
льгот инвалидам или отдельным
категориям инвалидов на
15) формирование
бюджетов субъектов Российской
Федерации в части расходов
на социальную защиту
Федеральные
органы государственной власти и
органы государственной власти субъектов
Российской Федерации могут по согласованию
передавать друг другу часть своих полномочий
в области социальной защиты инвалидов.8
2. Порядок признания лица инвалидом.
Настоящие Правила определяют в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» порядок и условия признания лица инвалидом. Признание лица (далее - гражданин) инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы (далее - главные бюро), а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее - бюро), являющимися филиалами главных бюро. Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности к трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала. Специалисты бюро (главного бюро, Федерального бюро) обязаны ознакомить гражданина (его законного представителя) с порядком и условиями признания гражданина инвалидом, а также давать разъяснения гражданам по вопросам, связанным с установлением инвалидности. Условиями признания гражданина инвалидом являются:
1) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
2) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
3) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
В зависимости
от степени ограничения