Правотворчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:53, контрольная работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение общей характеристики современного правотворчества.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
—изучить общее понятие правотворчества;
— стадии и виды правотворчества;
—произвести анализ перспективы и развитие правотворчества в Российской Федерации

Содержание

Введение.
Понятие правотворчества.
Стадии и виды правотворчества.
Перспективы и развитие правотворчества в Российской Федерации.
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 34.72 Кб (Скачать документ)

План.

Введение.

  1. Понятие правотворчества.
  2. Стадии и виды правотворчества.
  3. Перспективы и развитие правотворчества в Российской Федерации.

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Задача  данной работы состоит в том, чтобы  не просто описать процесс происхождения  закона, а показать научные основы этой деятельности: это вопросы необходимости  правового регулирования общественных отношений, вопросы научного планирования законодательной работы и прогнозирования  последствий принятия закона, а также  вопросы языка.

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что правотворчество  является одним из важных направлений  работы любого государства. Это специфическая  деятельность, связанная с созданием  или изменением существующих в государстве  правовых норм. По результатам правотворческой  работы судят о государстве в  целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности.

Исторически правотворчество осуществляется различными субъектами: социальными  группами, общественными объединениями  и организациями, государством, его  органами и должностными лицами. С  развитием и укреплением государственности  деятельность по созданию правовых норм все более концентрируется в  руках соответствующих государственных  органов и должностных лиц. Поэтому  правотворчество в юридической  науке чаще всего понимается как  деятельность органов государства, направленная на создание правовых норм.

Целью данной курсовой работы является изучение общей характеристики современного правотворчества.

В связи с поставленной целью  необходимо решить следующие задачи:

—изучить общее понятие правотворчества;

— стадии и виды правотворчества;

—произвести анализ перспективы и  развитие правотворчества в Российской Федерации.

 

 

 

1.Понятие  правотворчества.

В буквальном смысле слова правотворчество –  это процесс создания правовых норм, получающих закрепление в издаваемых управомоченными на то органами законах  и подзаконных нормативных актах.

Определения правотворчества многочисленны. Однако их можно свести к двум основным позициям. По мнению одних авторов, правотворчество представляет собой  юридически оформленную особую форму  или вид деятельности по установлению и закреплению воли господствующего  класса (всего народа) в нормативных  правовых актах, а также по изменению  и отмене правовых актов. Другая точка  зрения трактует правотворчество более  широко. Под правотворчеством понимается направленная на достижение целей развития общества организационно оформленная  деятельность государства по выявлению  потребности в нормативном правовом регулировании общественных отношений  и созданию в соответствии с выявленными  потребностями новых правовых норм, замене и отмене действующих.

Правотворческая деятельность осуществляется в соответствии с процедурой, установленной нормативными актами (конституцией, регламентом, уставом  и т.д.). Смысл и значение правотворчества  состоят в том, чтобы избрать  такой вариант регулирования, юридической  регламентации, который бы в наиболее полной мере отвечал интересам и  целям народа и законодателя, способствовал  прогрессу общества. При этом требуются  учет закономерностей развития общества, благоприятных объективных и  субъективных условий для принятия и применения закона, а также выбор  оптимальной правовой формы государственного решения (закон, указ, постановление, билль, статут, регламент и пр.). Результатом  этой деятельности в общем виде выражаются во внесении новшеств в систему действующих  правовых норм, в изменении нормативного материала. Причем такие новшества  могут носить как положительный (новые правовые нормы), так и отрицательный  характер (предписания об отмене правовых норм). К правотворческой деятельности, относятся также отмена и изменение устаревших нормативно-правовых предписаний. Правотворчество представляет собой деятельность активную, государственную по своему характеру. Она была, есть и всегда будет важнейшим средством управления обществом и непосредственно связана с типом государства, его формой, механизмом и функциями.

Организационно-управленческий аспект правотворчества составляют процедуры обсуждения проектов нормативных  актов, согласования проектов с заинтересованными  органами и лицами, проведение экспертизы, внесение изменений с учетом высказанных  замечаний на проект и другие действия. В ходе такой деятельности могут  приниматься и промежуточные  решения типа «одобрить проект», «отклонить», «отправить на доработку», «образовать рабочую комиссию по доработке проекта», «направить проект на согласование». Деятельность по выработке  решения принять нормативно-правовой акт нередко занимает более длительный период, нежели подготовка его проекта. Правотворческий процесс представляет собой «порядок осуществления юридически значимых действий по подготовке, принятию и опубликованию нормативного акта, которые процессуально оформлены, юридически опосредованы, носят официальный характер».

Правотворчество относится к числу юридических  категорий, имеющих в равной мере научное и практическое значение. Его надлежащая организация –  необходимое условие качества и  эффективности результатов правотворчества  – законов и подзаконных актов.

Оптимальная характеристика всякого объекта  включает нужное соотношение его  количественных и качественных показателей. В равной мере это справедливо  и применительно к системе  законодательства. Между тем в  течение ряда десятилетий, когда  идея о безусловном соответствии воле народа любого принятого правового  акта считалась аксиоматической, вопрос о качестве законов, да и об их необходимом  количестве, если и обсуждался, то преимущественно  как проблема прикладного порядка. Чаще всего он сводился к вопросам законодательной техники, понимаемой в узком смысле этого слова.

Качество  нормативного правового акта – понятие, прежде всего юридическое. Однако, учитывая неразрывную связь законодательной  стратегии с реализацией политических решений, которые должны базироваться в свою очередь на познании социально-экономических  процессов, термин «качество нормативных  правовых актов» необходимо трактовать также под углом зрения его  политических и социальных характеристик. Таким образом, пути повышения качества законов и подзаконных актов  находятся во всех трех плоскостях – социальной, политической и юридической.

Всякий  закон является средством регуляции  и саморегуляции процессов, происходящих в обществе. Вот почему по мере возрастания  масштабности анализируемых явлений  – от качественных показателей нормативного предписания к качеству законов  и подзаконных актов и в  конечном счете всей системы законодательства – все более значимым для эффективности  правовой регламентации становится учет в процессе правотворчества  наряду с правовыми и политическими  параметрами также социальных предпосылок  качества нормативных правовых актов.

В идеале перед законодателем в процессе правотворчества всегда стоит задача максимально точного отражения  в нормативных правовых предписаниях явлений общественной жизни и  правильного реагирования на возникающие  проблемные ситуации. Следовательно, социальная характеристика качества законов и  подзаконных актов неизбежно  охватывает два момента. Во-первых, степень адекватности отражения  в нормативном правовом акте происходящих в обществе процессов. Во-вторых, точность проецирования этих процессов на будущее, прогнозирования возможных  путей развития общества и неразрывно связанного с этим выбора оптимальных  путей их видоизменения в желательном  направлении при помощи права.

 

 

 

 

2. Стадии и виды правотворчества.

 

В теории правотворчества признано, что процесс создания права не носит одномоментного характера, а  «растянут» во времени. В связи с  этим выделяют, как правило, два этапа  правотворческого (законодательного) процесса.

Первый — предпроектный этап — заключается в том, что в  обществе выявляется потребность в  урегулировании нормами права социальной проблемы. Выявление такой потребности  происходит спонтанно, имеют значение лишь степень остроты проблемы (вопроса), ее общезначимость и актуальность. Оценивает потребность в правовом регулировании как общество, которое  через свои институты — лидеров, средства массовой информации, науку  — может оказать влияние на законодателя, так и сами правотворческие  органы, государство. О том, что потребность  в правовом регулировании назрела, можно говорить, когда закон представляется наиболее эффективным средством, преимущественной формой регулирования по сравнению  с другими социальными средствами воздействия (экономическими, моральными и пр.).

Например, демократические реформы  в Литовской республике потребовали  правового закрепления свободы  слова и печати. В результате 18 февраля 1990 г. появился Закон о печати, ст. 1 которого утверждала свободу выражения  взглядов и устраняла цензуру, а  в ст. 4 закреплялось право на получение  информации от государственных и  общественных организаций. В данном случае правовая форма получила приоритет  перед другими видами социального  воздействия в таких важных вопросах, как политические свободы.

Второй этап правотворчества называется проектным этапом, или этапом принятия правотворческого решения. Особенность  его заключается в том, что, во-первых, эта работа осуществляется непосредственно  в самом законодательном органе, а, во-вторых, на данном этапе осуществляется собственно «творчество права»: создаются, изменяются или отменяются нормы  права, происходит интеллектуальная работа над текстом законопроекта. Причем проектный этап может быть в свою очередь разбит на несколько стадий, последовательно сменяющих одна другую.

Первая стадия: внесение в правотворческий  орган проект» закона субъектом  правотворческой инициативы. Чаще всего инициатором принятия того или иного закона является правительство, которое реализует ту или иную политику и острее других чувствует, в каком акте парламента оно нуждается для дальнейшей эффективной работы. В силу сказанного часто законопроект возникает именно потому, что в нем больше всего нуждается исполнительная власть.

В необходимости принятия нового нормативного акта правительство нередко убеждают с помощью групп давления. Например, профессиональные союзы могут оказывать  давление на министров, членов парламента, чтобы добиться издания или отмены закона либо внести изменения в существующий закон. Подобная деятельность называется лоббизмом с тех пор, как первые защитники чьих-либо интересов появились  в кулуарах (lobby) парламента. Российская политическая практика знает уже немало таких фактов: например, принятие высоких таможенных пошлин, ограничивающих импорт иностранных автомобилей, под влиянием отечественных автомобильных гигантов.

Депутат парламента также имеет. Право представить законопроект, который может стать законом. Однако на практике эта его возможность весьма ограничена, особенно если законопроект не предусмотрен программой законотворческих работ, как принято, например, в Российской Государственной Думе, или если законопроект не поддерживает правительство или президент.

Вторая стадия: рассмотрение проекта  закона в комиссиях и комитетах  правотворческого органа с целью  проанализировать его содержание с  разных позиций и предложить более  совершенные средства правового  воздействия. Особая роль в этом процессе принадлежит комиссии по законодательству парламента, за которой по обыкновению остается последнее слово перед вынесением проекта на обсуждение на заседании палаты парламента.

Третья стадия: обсуждение законопроекта  по палатам или на совместном заседании  палат законотворческого органа. Цель такого обсуждения заключается  в высказывании предложений, поправок и замечаний отдельными депутатами и фракциями (объединениями депутатов) парламента. Эта стадия может иметь  два варианта развития: а) принятие законопроекта в первом чтении; б) возврат его на доработку с  последующим прохождением процедуры  обсуждения по комиссиям и комитетам  парламента.

Четвертая стадия: принятие законопроекта  правотворческим органом во втором (окончательном) чтении. В чем выражается принятие законопроекта? С процедурной  точки зрения, принятие означает лишь то, что проект получил одобрение  большинства депутатов палаты (или  парламента в целом). С юридической  точки зрения, принятие законопроекта  составом депутатов парламента —  один из необходимых юридических  фактов, обусловливающих дальнейшее превращение законопроекта в  полноценный закон. Для завершения процесса правотворчества необходимы еще несколько важных этапов, логически  включаемых в четвертую стадию правотворчества. Это подписание законопроекта главой государства и обнародование (опубликование  в средствах массовой информации) текста нового закона.

В большинстве западных стран установлены  сроки прохождения законопроекта  до момента его принятия: во Франции  — 15 дней с момента внесения, в  Германии — 6 недель, в Испании —  до 20 дней (для срочных законопроектов). В Великобритании для частных  законопроектов установлены сроки  между стадиями — четыре дня (между  первым и вторым чтением), три дня  — между стадией доклада и  третьим чтением. Россия пока не имеет  четкой регламентации сроков рассмотрения законопроектов, что свидетельствует  о существующей волоките в Государственной  Думе и о возможности определенных политических сил затруднить их прохождение.

В целом можно  выделить три вида правотворчества:

1.Правотворчество  компетентных государственных органов.  Представляет собой такую разветвленную  деятельность всех органов государственной  власти и управления, в результате  которой формируется система  законодательства. Юридическая сила  нормативного акта, принятого тем  или иным органом, соизмеряется  его компетенцией в иерархической  структуре механизма государства.  Результатом правотворчества государственных  органов могут быть законы  и различного рода подзаконные  акты (указы Президента, постановления  Правительства, инструкции министерств  и ведомств, постановления и распоряжения  органов власти на местах).

Информация о работе Правотворчество