Правовое положение физических лиц по римскому праву

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 12:27, курсовая работа

Описание

К физическим лицам причисляется всякий индивид, которому право разрешает
осуществление предоставленных ему публичных и частноправовых интересов, как
равно и неуклонное исполнение возложенных на него публичных или
частноправовых обязательств. В более широком смысле физическим лицом
является всякий правоспособный, всякий кому закон разрешал обладать
собственностью, вступать в договорные отношения с другими лицами, с тем,
чтобы приобретать права и за то обязываться к известным действиям. Таким
образом, конструируется понятие субъекта права, существующее и в наше
время.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..……стр 3-4
Понятие “лица”. Правоспособность……………………………………………………стр 4
Элементы правоспособности…………………………………………………………...стр 5-7
Правовое положение римских граждан…………………………………………….стр 7-8
Дееспособность. Ограничения дееспособности……………………………….стр 9-12
Правовое положение латинов…………………………………………………….……..стр 13-14
Правовое положение перегринов…………………………………………………….стр 15
Правовое положение рабов…………………………………………………………….…стр 16-19
Правовое положение вольноотпущенников……………………………...……..стр 20-21
Правовое положение колонов……………………………………………………….…..стр 22-23
Заключение………………………………………………………………………………………….стр 24-27
Список литературы……………

Работа состоит из  1 файл

правовое положение.реферат.docx

— 45.81 Кб (Скачать документ)

  Источники римского права  дают материал для того,  чтобы   определить,  чем

попечительство отличалось от опеки. Исторически эти два института  сложились

так, что опека назначалась  над  несовершеннолетними,  а  также  (вплоть  до

классического периода) над женщинами  независимо от возраста;  попечительство

же устанавливалось в отношении совершеннолетних,  не  достигших 25  лет,  а

также в отношении душевнобольных.

       Если совершеннолетний, не достигший  25  лет,  испрашивал  назначения

попечителя, он становился ограниченным в своей дееспособности в том  смысле,

что для действенности совершаемых  им сделок, с которыми  связано  уменьшение

имущества, требовалось согласие (consensus) попечителя, которое могло быть

дано  в  любое  время  (заранее  или  при  совершении  сделки,  или  в  виде

последующего одобрения). Молодые  люди в возрасте 14 (12) - 25 лет могли  без

согласия попечителя совершать  завещание, а также вступать в  брак.

         На  дееспособность  физического  лица  влияли  также  всякого  рода

душевные болезни. Душевнобольные и слабоумные  признавались  недееспособными

и находились  под  попечительством.  Телесные  недостатки  влияли  только  в

соответствующей сфере деятельности; например,  так  как  договор  стипуляции

совершался в форме устного  вопроса и ответа, то его не  могли  совершать  ни

немые, ни глухие и т.п.

        Ограничивались  в  дееспособности  также   расточители,   т.е.   лица

слабовольные,  не  способные соблюдать необходимую меру  в   расходовании

имущества и потому так  расточающие  его,  что  создавалась  угроза  полного

разорения. Расточителю назначали  попечителя,  после  чего  расточитель  мог

самостоятельно совершать только такие сделки,  которые  направлены  лишь  на

приобретение; кроме того, расточитель  признавался ответственным  за  деликты

(правонарушения).   Сделки,   связанные   с   уменьшением   имущества    или

установлением обязательства, расточитель  мог  совершить  только  с  согласия

попечителя. Составлять завещание  расточитель не мог.

        В   течение   ряда   веков   существовали   серьезные    ограничения

правоспособности и дееспособности для  женщин.   В  республиканском  римском

праве женщины находились под вечной  опекой  домовладыки,  мужа,  ближайшего

родственника. В конце классического  периода  было  признано,  что  взрослая

женщина, ни состоящая под  властью,  ни  отца,  ни  мужа,  самостоятельна  в

управлении и распоряжении своим имуществом, но не вправе принимать на  себя

в  той  или  иной  форме  ответственность   по   чужим   долгам.   В   праве

Юстиниановской эпохи ограничения правоспособности и дееспособности  женщины

были ослаблены, но равноправия  полов все-таки не было и тогда.

               В  качестве   обстоятельства,   отражавшегося   на   правовом

положении римского гражданина, следует упомянуть еще умаление  чести.  Одной

из самых серьезных форм умаления  чести  была  infamia,  бесчестье.  Infamia

наступала:

   а) как  следствие   осуждения  за  уголовное   преступление  или  за  особо

порочащее частное правонарушение,  в  результате  присуждения  по  искам  из

таких отношений, где предполагается особая честность (например, из  договора

поручения, товарищества, хранения), из отношений по поводу опеки и т.п.;

    б) непосредственно в  силу нарушения некоторых правовых  норм,  касающихся

брака (считалась infamis вдова, вступившая в новый брак  до  истечения года

после  смерти  первого  мужа),  или  ввиду   занятий   позорной   профессией

(например, сводничеством и т.п.).

       В классическом  праве ограничения, связанные  с infamia, были  довольно

значительны. Personae infames не могли представлять  других  в процессе,  а

также  назначить  процессуального  представителя  себе;   таким   лицам   не

разрешалось вступать в законный брак с  лицом  свободнорожденным,  они  были

ограничены в области наследственного  права.

       От personae infames отличались personae turpes -  это лица,  которые

признавались общественным мнением  бесчестными  по  общему  характеру  своего

поведения.  Наиболее  существенным  ограничением   perso-nae   turpes   было

ограничение в области наследования.

       Имела немаловажное  значение и такая  форма   бесчестья,  как  intesta-

bilitas.  Еще в законах XII  таблиц   было   постановление,   что   лицо,

участвовавшее в сделке в качестве свидетеля и отказавшееся  потом дать  на

суде  показания по  поводу  этой  сделки,  признается  intestabilis,   т.е.

неспособным так или иначе участвовать (ни в качестве стороны, ни в качестве

свидетеля) в совершении сделок, требующих  участия свидетелей  (например,  не

способно составить завещание).

 

 

                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правовое положение латинов

 

Наибольшей  близостью  к  римским  гражданам   отличались    latini   prisci

(древние латины)  - граждане городов в Лации.

Латины получили латинское гражданство до середины  III  в.  до  н.э..  Затем

также стали  называть  членов  колоний,  образованных  Латинским  Союзом,  и

колоний, устроенных Римом на завоеванных  территориях  (latini  coloniarii).

После союзнической войны (90-89 гг. до н.э.)  ius  latini  право латинского

гражданства   стали   понимать   как   технический   термин,    обозначавший

определенную   категорию    правоспособности.    Такая    последовательность

предоставлялась отдельным лицам  и целым областям.

        Правовое  положение  latini  veteres  не   отличалось   (в   области

имущественного права)  от положения  римских граждан; ius conubii  они имели

только в тех случаях, когда  это право было специально предоставлено.  С  268

г. до н.э. права латинского гражданства  в этом виде уже не  предоставлялись.

Latini coloniarii не имели ius conubii; ius commercii, а также способность

вести гражданский  процесс  (ius  legisactionis)  эта категория латинов  в

большинстве случаев имела, но  составлять  завещание latini  coloniarii  не

имели права.

       Латинам была открыта возможность легко приобретать права римского

гражданства. Первоначально для  этого было достаточно переселиться в Рим.  Но

так как подобные переселения сильно сокращали население  латинских  городов,

то с начала II в. до н.э. было  установлено  требование,  чтобы  при  такого

рода переселении латин оставлял в родном  городе  мужское потомство.  После

союзнической войны в I в. до н.э. все латины,  жившие  в Италии,  получили

права римского гражданства.

       Latini coloniarii  получали  права римского  гражданства различными

способами;  в  частности,  римское  гражданство   получали   также   латины,

исполнявшие обязанности декуриона (члена муниципального сената).

 

 

 

                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правовое положение  перегринов

 

Национальная замкнутость ius civile предопределяла особый  статус  неграждан

(hostes, peregrini), допустимость правильных сделок, с которыми  -commercium

–специально устанавливалась законом

       Перегринами назывались  чужеземцы как не  состоявшие  в подданстве

Рима, так и римские  подданные,  не  получившие  ни  римской,  ни  латинской

правоспособности. Такие “чужаки” в древнейшую эпоху  считались  бесправными.

Это в основном  население,  завоёванных  Римом  «провинций»,  среди  которых

Греция, Египет, Галлия  (ныне  Франция),Иберия  (ныне  Испания)  и  т.д.   С

развитием хозяйственной жизни  это бесправие  стало  нетерпимым  и  перегрины

были признаны правоспособными  по системе ius gentium.

       В начале III в.  Каракалла  предоставил права римского  гражданства

подданным   Римского  государства.  Рим  оставался  столицей,  носителем   и

источником власти, но  с  привилегиями  собственно  «римского  народа»  было

покончено.

 

 

                         

 

 

 

 

 

 

 

 

Правовое положение рабов 

Пекулий. Установление и прекращение  рабства

 

       С самых древних  времен, к которым относятся наши  сведения  о  Римском

государстве, и вплоть до  конца его существования римское общество  было

рабовладельческим.

        Социальное  положение  рабов  было  неодинаковым  на  разных  этапах

римской истории. В древнейшую эпоху  рабы  в  каждой  отдельной  семье  были

немногочисленны; они жили и работали  совместно  со  своим  хозяином  и  его

подвластными и по бытовым условиям не очень резко отличались  от  них.  По

мере завоеваний число рабов  сильно увеличилось и рабство оставалось  основой

всего производства. Они стали жить  отдельно  от  своих  господ:  не  только

исчезла прошлая патриархальность отношений,  но  осуществлялась  беспощадная

эксплуатация рабов.

      Правовое положение  рабов  определялось  тем,  что   раб  -  не  субъект

права; он - одна из категорий наиболее необходимых в  хозяйстве  вещей,  так

называемых res mancipi, наряду со скотом или как привесок к земле.

       Власть рабовладельца  над  рабом  беспредельна;  она  является  полным

произволом; господин может раба продать, даже убить. Раб не  может  вступить

в брак, признаваемый законом; союз раба и рабыни (contubernium) -  отношение

чисто фактическое.

Пекулий. Если, тем не менее,  кое-какие  проблески  признания  личности

раба имели место, то  это  происходило  в  интересах  самого  рабовладельца,

имело целью расширить и углубить эксплуатацию рабов.

        На  этой  почве  сложился  институт   рабского   пекулия.   Термином

“пекулий”,  происходящим,  вероятно,  от  слова  pecus,   скот,   называлось

имущество, выделяемое из общего имущества  рабовладельца  в  управление  раба

(этот институт практиковался  и в отношении подвластных  детей).

       Управлять   имуществом  невозможно  без   совершения  различных  сделок

(купли-продажи, найма и др.).  Поэтому,  не  признавая  раба  правоспособным

лицом, признали, однако,  юридическую  силу  за  совершаемыми  им  сделками,

разумеется, в таких пределах, какие  соответствовали положению  пекулия  как

формы эксплуатации. Именно рабы, имеющие  пекулий,  признавались  способными

обязываться, но приобретать для  себя права не  могли;  все  их  приобретения

автоматически поступали в имущество  господина. Впрочем, раб  мог  приобрести

право требования, но без  права  на  иск,  “натурально”.  Реализация  такого

права была возможна только в случае отпущения раба на свободу: si  manumisso

solvam, liberor, т.е., если  я уплачу  рабу  после его освобождения,  это

законный платеж.

       Таким образом,  предоставление рабу пекулия  и  признание  в  известной

мере юридической  силы  за  действиями  раба  позволяли  рабовладельцу  шире

эксплуатировать раба не только для  выполнения  различных  физических  работ,

но и для совершения через  его посредство юридических действий,  а  это  было

важно  для  рабовладельцев  по  мере  развития  рабовладельческого   способа

производства и роста товарно-денежных отношений.

       Разумеется, такое  примитивное построение  -  по  сделкам  раба  права

приобретаются господином, а обязанности  ложатся на раба  (у  которого  ввиду

его неправоспособности получить нельзя) - не могло сохраниться  с  развитием

торговли и с усложнением  хозяйственной жизни. Желающих вступать в  сделки  с

рабами при полной безответственности по этим  сделкам  самого  рабовладельца

нашлось бы немного. Правильно понятый  интерес рабовладельца требовал,  чтобы

третьи лица, с которыми вступал  в деловые отношения раб, могли  рассчитывать

на возможность осуществления  своих прав по сделкам с рабами. Поэтому  претор

ввел ряд исков, которые давались как дополнительные (к не снабженному  иском

обязательству самого раба), против рабовладельца.

       Факты выделения  имущества в самостоятельное  управление раба  стали  с

развитием хозяйственной жизни  расценивать как согласие домовладыки  нести в

пределах пекулия ответственность по  обязательствам,  которые принимались

рабом в связи с пекулием. Таким  образом,  если  сделка  совершена  рабом  на

почве  управления  выделенным  ему  пекулием,  рабовладелец  отвечал   перед

контрагентом раба actio de peculio,  в пределах  пекулия (если  раб,  имея

пекулий в сумме 500, купил что-то на  700,  к  его  господину  продавец  мог

предъявить иск только в  сумме  500).  Впрочем,  если  господин  получил  по

сделке раба увеличение  имущества,  так  называемое  обогащение,  в  большей

сумме, он отвечал в пределах обогащения (но уже по другому  иску:  actio  de

Информация о работе Правовое положение физических лиц по римскому праву