Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 12:27, курсовая работа
К физическим лицам причисляется всякий индивид, которому право разрешает
осуществление предоставленных ему публичных и частноправовых интересов, как
равно и неуклонное исполнение возложенных на него публичных или
частноправовых обязательств. В более широком смысле физическим лицом
является всякий правоспособный, всякий кому закон разрешал обладать
собственностью, вступать в договорные отношения с другими лицами, с тем,
чтобы приобретать права и за то обязываться к известным действиям. Таким
образом, конструируется понятие субъекта права, существующее и в наше
время.
Введение………………………………………………………………………………………..……стр 3-4
Понятие “лица”. Правоспособность……………………………………………………стр 4
Элементы правоспособности…………………………………………………………...стр 5-7
Правовое положение римских граждан…………………………………………….стр 7-8
Дееспособность. Ограничения дееспособности……………………………….стр 9-12
Правовое положение латинов…………………………………………………….……..стр 13-14
Правовое положение перегринов…………………………………………………….стр 15
Правовое положение рабов…………………………………………………………….…стр 16-19
Правовое положение вольноотпущенников……………………………...……..стр 20-21
Правовое положение колонов……………………………………………………….…..стр 22-23
Заключение………………………………………………………………………………………….стр 24-27
Список литературы……………
Источники римского права дают материал для того, чтобы определить, чем
попечительство отличалось от опеки. Исторически эти два института сложились
так, что опека назначалась над несовершеннолетними, а также (вплоть до
классического периода) над женщинами независимо от возраста; попечительство
же устанавливалось в отношении совершеннолетних, не достигших 25 лет, а
также в отношении душевнобольных.
Если совершеннолетний, не достигший 25 лет, испрашивал назначения
попечителя, он становился ограниченным в своей дееспособности в том смысле,
что для действенности совершаемых им сделок, с которыми связано уменьшение
имущества, требовалось согласие (consensus) попечителя, которое могло быть
дано в любое время (заранее или при совершении сделки, или в виде
последующего одобрения). Молодые люди в возрасте 14 (12) - 25 лет могли без
согласия попечителя совершать завещание, а также вступать в брак.
На дееспособность физического лица влияли также всякого рода
душевные болезни. Душевнобольные и слабоумные признавались недееспособными
и находились под попечительством. Телесные недостатки влияли только в
соответствующей сфере деятельности; например, так как договор стипуляции
совершался в форме устного вопроса и ответа, то его не могли совершать ни
немые, ни глухие и т.п.
Ограничивались в дееспособности также расточители, т.е. лица
слабовольные, не способные соблюдать необходимую меру в расходовании
имущества и потому так расточающие его, что создавалась угроза полного
разорения. Расточителю назначали попечителя, после чего расточитель мог
самостоятельно совершать
приобретение; кроме того, расточитель признавался ответственным за деликты
(правонарушения). Сделки, связанные с уменьшением имущества или
установлением обязательства, расточитель мог совершить только с согласия
попечителя. Составлять завещание расточитель не мог.
В течение ряда веков существовали серьезные ограничения
правоспособности и
праве женщины находились под вечной опекой домовладыки, мужа, ближайшего
родственника. В конце классического периода было признано, что взрослая
женщина, ни состоящая под властью, ни отца, ни мужа, самостоятельна в
управлении и распоряжении своим имуществом, но не вправе принимать на себя
в той или иной форме ответственность по чужим долгам. В праве
Юстиниановской эпохи ограничения правоспособности и дееспособности женщины
были ослаблены, но равноправия полов все-таки не было и тогда.
В качестве обстоятельства, отражавшегося на правовом
положении римского гражданина, следует упомянуть еще умаление чести. Одной
из самых серьезных форм умаления чести была infamia, бесчестье. Infamia
наступала:
а) как следствие осуждения за уголовное преступление или за особо
порочащее частное правонарушение, в результате присуждения по искам из
таких отношений, где предполагается особая честность (например, из договора
поручения, товарищества, хранения), из отношений по поводу опеки и т.п.;
б) непосредственно в
силу нарушения некоторых
брака (считалась infamis вдова, вступившая в новый брак до истечения года
после смерти первого мужа), или ввиду занятий позорной профессией
(например, сводничеством и т.п.).
В классическом праве ограничения, связанные с infamia, были довольно
значительны. Personae infames не могли представлять других в процессе, а
также назначить процессуального представителя себе; таким лицам не
разрешалось вступать в законный брак с лицом свободнорожденным, они были
ограничены в области
От personae infames отличались personae turpes - это лица, которые
признавались общественным мнением бесчестными по общему характеру своего
поведения. Наиболее существенным ограничением perso-nae turpes было
ограничение в области наследования.
Имела немаловажное значение и такая форма бесчестья, как intesta-
bilitas. Еще в законах XII таблиц было постановление, что лицо,
участвовавшее в сделке в качестве свидетеля и отказавшееся потом дать на
суде показания по поводу этой сделки, признается intestabilis, т.е.
неспособным так или иначе участвовать (ни в качестве стороны, ни в качестве
свидетеля) в совершении сделок, требующих участия свидетелей (например, не
способно составить завещание).
Правовое положение латинов
Наибольшей близостью к римским гражданам отличались latini prisci
(древние латины) - граждане городов в Лации.
Латины получили латинское гражданство до середины III в. до н.э.. Затем
также стали называть членов колоний, образованных Латинским Союзом, и
колоний, устроенных Римом на завоеванных территориях (latini coloniarii).
После союзнической войны (90-89 гг. до н.э.) ius latini право латинского
гражданства стали понимать как технический термин, обозначавший
определенную категорию правоспособности. Такая последовательность
предоставлялась отдельным лицам и целым областям.
Правовое положение latini veteres не отличалось (в области
имущественного права) от положения римских граждан; ius conubii они имели
только в тех случаях, когда это право было специально предоставлено. С 268
г. до н.э. права латинского гражданства в этом виде уже не предоставлялись.
Latini coloniarii не имели ius conubii; ius commercii, а также способность
вести гражданский процесс (ius legisactionis) эта категория латинов в
большинстве случаев имела, но составлять завещание latini coloniarii не
имели права.
Латинам была открыта возможность легко приобретать права римского
гражданства. Первоначально для этого было достаточно переселиться в Рим. Но
так как подобные переселения сильно сокращали население латинских городов,
то с начала II в. до н.э. было установлено требование, чтобы при такого
рода переселении латин оставлял в родном городе мужское потомство. После
союзнической войны в I в. до н.э. все латины, жившие в Италии, получили
права римского гражданства.
Latini coloniarii получали права римского гражданства различными
способами; в частности, римское гражданство получали также латины,
исполнявшие обязанности декуриона (члена муниципального сената).
Правовое положение перегринов
Национальная замкнутость ius civile предопределяла особый статус неграждан
(hostes, peregrini), допустимость правильных сделок, с которыми -commercium
–специально устанавливалась законом
Перегринами назывались чужеземцы как не состоявшие в подданстве
Рима, так и римские подданные, не получившие ни римской, ни латинской
правоспособности. Такие “чужаки” в древнейшую эпоху считались бесправными.
Это в основном население, завоёванных Римом «провинций», среди которых
Греция, Египет, Галлия (ныне Франция),Иберия (ныне Испания) и т.д. С
развитием хозяйственной жизни это бесправие стало нетерпимым и перегрины
были признаны правоспособными по системе ius gentium.
В начале III в. Каракалла предоставил права римского гражданства
подданным Римского государства. Рим оставался столицей, носителем и
источником власти, но с привилегиями собственно «римского народа» было
покончено.
Правовое положение рабов
Пекулий. Установление и прекращение рабства
С самых древних времен, к которым относятся наши сведения о Римском
государстве, и вплоть до конца его существования римское общество было
рабовладельческим.
Социальное положение рабов было неодинаковым на разных этапах
римской истории. В древнейшую эпоху рабы в каждой отдельной семье были
немногочисленны; они жили и работали совместно со своим хозяином и его
подвластными и по бытовым условиям не очень резко отличались от них. По
мере завоеваний число рабов сильно увеличилось и рабство оставалось основой
всего производства. Они стали жить отдельно от своих господ: не только
исчезла прошлая патриархальность отношений, но осуществлялась беспощадная
эксплуатация рабов.
Правовое положение рабов определялось тем, что раб - не субъект
права; он - одна из категорий наиболее необходимых в хозяйстве вещей, так
называемых res mancipi, наряду со скотом или как привесок к земле.
Власть рабовладельца над рабом беспредельна; она является полным
произволом; господин может раба продать, даже убить. Раб не может вступить
в брак, признаваемый законом; союз раба и рабыни (contubernium) - отношение
чисто фактическое.
Пекулий. Если, тем не менее, кое-какие проблески признания личности
раба имели место, то это происходило в интересах самого рабовладельца,
имело целью расширить и углубить эксплуатацию рабов.
На этой почве сложился институт рабского пекулия. Термином
“пекулий”, происходящим, вероятно, от слова pecus, скот, называлось
имущество, выделяемое из общего имущества рабовладельца в управление раба
(этот институт практиковался и в отношении подвластных детей).
Управлять имуществом невозможно без совершения различных сделок
(купли-продажи, найма и др.). Поэтому, не признавая раба правоспособным
лицом, признали, однако, юридическую силу за совершаемыми им сделками,
разумеется, в таких пределах, какие соответствовали положению пекулия как
формы эксплуатации. Именно рабы, имеющие пекулий, признавались способными
обязываться, но приобретать для себя права не могли; все их приобретения
автоматически поступали в имущество господина. Впрочем, раб мог приобрести
право требования, но без права на иск, “натурально”. Реализация такого
права была возможна только в случае отпущения раба на свободу: si manumisso
solvam, liberor, т.е., если я уплачу рабу после его освобождения, это
законный платеж.
Таким образом, предоставление рабу пекулия и признание в известной
мере юридической силы за действиями раба позволяли рабовладельцу шире
эксплуатировать раба не только для выполнения различных физических работ,
но и для совершения через его посредство юридических действий, а это было
важно для рабовладельцев по мере развития рабовладельческого способа
производства и роста товарно-
Разумеется, такое примитивное построение - по сделкам раба права
приобретаются господином, а обязанности ложатся на раба (у которого ввиду
его неправоспособности получить нельзя) - не могло сохраниться с развитием
торговли и с усложнением хозяйственной жизни. Желающих вступать в сделки с
рабами при полной безответственности по этим сделкам самого рабовладельца
нашлось бы немного. Правильно понятый
интерес рабовладельца
третьи лица, с которыми вступал в деловые отношения раб, могли рассчитывать
на возможность осуществления своих прав по сделкам с рабами. Поэтому претор
ввел ряд исков, которые давались как дополнительные (к не снабженному иском
обязательству самого раба), против рабовладельца.
Факты выделения имущества в самостоятельное управление раба стали с
развитием хозяйственной жизни расценивать как согласие домовладыки нести в
пределах пекулия ответственность по обязательствам, которые принимались
рабом в связи с пекулием. Таким образом, если сделка совершена рабом на
почве управления выделенным ему пекулием, рабовладелец отвечал перед
контрагентом раба actio de peculio, в пределах пекулия (если раб, имея
пекулий в сумме 500, купил что-то на 700, к его господину продавец мог
предъявить иск только в сумме 500). Впрочем, если господин получил по
сделке раба увеличение имущества, так называемое обогащение, в большей
сумме, он отвечал в пределах обогащения (но уже по другому иску: actio de
Информация о работе Правовое положение физических лиц по римскому праву