Введение. Сама идея создания
центрального банка появилась в период
развития капиталистических отношений,
когда необходимость в нем была продиктована
осознанием того, что функционирование
и развитие финансового рынка без некоего
органа управления и надзора грозит потрясениями
и потерями. Вопрос о правовом статусе
Банка России имеет практическое значение
и поэтому его решение может существенно
повлиять на организацию и эффективность
функционирования банковской системы,
а возможно, и на весь ход экономической
реформы. И здесь нет преувеличения.
Достаточно вспомнить о том, какую роль
играет денежно-кредитная система в любой
экономике. Тем более это справедливо
для переходной экономики с ее спецификой.
Скоротечность экономических преобразований,
переход от государственной экономики
к экономике, построенной на различных
формах собственности, отсутствие концепции
реформ – все это стало причиной для воспроизводства
той конструкции Центрального банка, которая
закреплена в законодательстве и обнаруживает
ряд недостатков. Централизованное
управление денежно-кредитной системой
Российской Федерации является одним
из основополагающих элементов ее государственности.
Вместе с тем правовое регулирование банковской
системы и системы Банка России нельзя
признать совершенным, в связи с чем их
организация и функционирование порождают
больше вопросов, чем ответов. Отсутствием
сколько-нибудь значительных достижений
на пути укрепления и развития банковской
системы можно объяснить неослабевающий
интерес ученых и практиков к этому вопросу. Правовое
положение и полномочия
ЦБ РФ. Деятельность
Центрального банка РФ определяется Конституцией
Российской Федерации, Федеральным законом
«О Центральном банке Российской Федерации
(Банке России)», Федеральный закон «О
банках и банковской деятельности», «О
несостоятельности (банкротстве) кредитных
организаций», «О реструктуризации кредитных
организаций», «О валютном регулировании
и валютном контроле». В Конституции РФ
содержится несколько положений, имеющих
непосредственное отношение к статусу
Центрального банка РФ, его организации
и деятельности. Они имеют основополагающий
характер и конкретизируются в Законе
о Центральном банке и других федеральных
законах. Эти положения можно разделить
на две группы. К первой группе следует
отнести положения непосредственно не
затрагивающие статус Центрального банка
РФ, но влияющие на него. Ко второй группе
следует отнести положения, непосредственно
определяющие статус Центрального банка
РФ. Первая группа - это положения, закрепленные
в п. «ж» ст. 71 Конституции РФ. Там указано,
что в ведении Российской Федерации находятся
«установление правовых основ единого
рынка; финансовое, валютное, кредитное,
таможенное регулирование, денежная эмиссия,
основы ценовой политики; федеральные
экономические службы, включая федеральные
банки». Как отмечает А. Г. Братко, «валютное
регулирование, кредитное регулирование,
денежная эмиссия составляют содержание
банковской деятельности».1 Следовательно,
согласно п. «ж» ст. 71 Конституции РФ вопросы
банков и банковской деятельности, и, как
следствие, статуса и деятельности Центрального
банка РФ относятся к исключительному
ведению Российской Федерации. Вторая
группа норм посвящена непосредственно
статусу Центрального банка РФ. К ней относятся
положения части 1 статьи 75 Конституции
РФ, в которой указано, что денежной единицей
в Российской Федерации является рубль.
Денежная эмиссия осуществляется исключительно
Центральным банком РФ. Введение и эмиссия
других денег в Российской Федерации не
допускается. Таким образом, такая функция
Центрального банка РФ как денежная эмиссия
закрепляется на Конституционном уровне.
Центральный банк РФ осуществляет эту
функцию монопольно. Большое значение
имеют положения, закрепление в части
2 статьи 75 Конституции РФ. Она гласит:
«Защита и обеспечение устойчивости рубля
- основная функция Центрального банка
РФ, которую он осуществляет независимо
от других органов государственной власти». На
конституционном уровне закрепляется
принцип независимости Центрального банка
РФ. В статье 75 Конституции РФ говорится
только независимом осуществлении им
функции по защите и обеспечению устойчивости
рубля. В статье 1 Закона о Центральном
Банке данное положение конкретизируется:
Центральный банк РФ осуществляет все
свои функции и полномочия независимо
от федеральных органов государственной
власти, органов власти субъектов РФ и
органов местного самоуправления. Независимость
Центрального банка РФ означает, что он
не подчиняется прямо ни одному из органов
власти, не входит ни в одну из ветвей власти.
Органы власти не имеют права вмешиваться
в осуществление Центральным банком РФ
своих полномочий. С другой стороны, «пределы
независимости Банка России определены
Конституцией РФ и конкретизированы в
законодательстве о Центральном банке
РФ». В своей деятельности Банк России
подотчетен Государственной Думе Федерального
Собрания Российской Федерации, которая
назначает на должность и освобождает
от должности Председателя Банка России
(по представлению Президента Российской
Федерации) и членов Совета директоров
Банка России (по представлению Председателя
Банка России, согласованному с Президентом
Российской Федерации); направляет и отзывает
представителей Государственной Думы
в Национальном банковском совете Банка
России в рамках своей квоты, а также рассматривает
основные направления единой государственной
денежно-кредитной политики и годовой
отчет Банка России и принимает по ним
решения. На основании предложения Национального
банковского совета Банка России Государственная
Дума вправе принять решение о проверке
Счетной палатой Российской Федерации
финансово-хозяйственной деятельности
Банка России, его структурных подразделений
и учреждений. Кроме того, Государственная
дума проводит парламентские слушания
о деятельности Банка России с участием
его представителей, а также заслушивает
доклады Председателя Банка России о деятельности
Банка России при представлении годового
отчета и основных направлений единой
государственной денежно-кредитной политики. В
настоящее время Федеральный закон от
10 июля 2002 г. «О Центральном банке (Банке
России) представляет собой основной нормативно-правовой
акт, регулирующий правовое положение
Центрального банка РФ, его функции и полномочия,
органы управления и структуру, принципы
организации и другие вопросы. Он состоит
из 99 статей и 16 глав. В нём закреплен принцип
независимости Банка России, а также то,
что он является юридическим лицом (ст.
1 Закона о Центральном банке РФ); устанавливается
имущественная база деятельности Банка
России (ст. 2 Закона о Центральном банке).
Установлены основные цели деятельности
Банка России. Это защита и обеспечение
устойчивости рубля, развитие и укрепление
банковской системы РФ, обеспечение эффективного
и бесперебойного функционирования платежной
системы. Хотя Центральный банк РФ получает
прибыль в процессе своей деятельности,
это не является целью, так как Банк России
- не коммерческий банк. Задачи деятельности
Центрального банка РФ реализуются в его
функциях: - во взаимодействии с Правительством
Российской Федерации разрабатывает и
проводит единую денежно-кредитную политику;
- монопольно осуществляет эмиссию
наличных денег и организует
наличное денежное обращение;
- является кредитором последней инстанции
для кредитных организаций, организует
систему их рефинансирования; - устанавливает
правила осуществления расчетов в Российской
Федерации; - устанавливает правила проведения
банковских операций; - осуществляет
обслуживание счетов бюджетов всех уровней
бюджетной системы Российской Федерации,
если иное не установлено федеральными
законами, посредством проведения расчетов
по поручению уполномоченных органов
исполнительной власти и государственных
внебюджетных фондов, на которые возлагаются
организация исполнения и исполнение
бюджетов; - осуществляет эффективное
управление золотовалютными резервами
Банка России; - принимает решение о государственной
регистрации кредитных организаций, выдает
кредитным организациям лицензии на осуществление
банковских операций, приостанавливает
их действие и отзывает их; - осуществляет
надзор за деятельностью кредитных организаций
и банковских групп; - регистрирует
эмиссию ценных бумаг кредитными организациями
в соответствии с федеральными законами;
- осуществляет самостоятельно или по
поручению Правительства Российской Федерации
все виды банковских операций и иных сделок,
необходимых для выполнения функций Банка
России; - организует и осуществляет валютное
регулирование и валютный контроль в соответствии
с законодательством Российской Федерации;
- определяет порядок осуществления расчетов
с международными организациями, иностранными
государствами, а также с юридическими
и физическими лицами; - устанавливает
правила бухгалтерского учета и отчетности
для банковской системы Российской Федерации;
- устанавливает и публикует официальные
курсы иностранных валют по отношению
к рублю; - принимает участие в разработке
прогноза платежного баланса Российской
Федерации и организует составление платежного
баланса Российской Федерации; - устанавливает
порядок и условия осуществления валютными
биржами деятельности по организации
проведения операций по покупке и продаже
иностранной валюты, осуществляет выдачу,
приостановление и отзыв разрешений валютным
биржам на организацию проведения операций
по покупке и продаже иностранной валюты.
(Функции по выдаче, приостановлению и
отзыву разрешений валютным биржам на
организацию проведения операций по покупке
и продаже иностранной валюты Банк России
будет выполнять со дня вступления в силу
федерального закона о внесении соответствующих
изменений в Федеральный закон «О лицензировании
отдельных видов деятельности»); - проводит
анализ и прогнозирование состояния экономики
Российской Федерации в целом и по регионам,
прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых
и ценовых отношений, публикует соответствующие
материалы и статистические данные; -
осуществляет иные функции в соответствии
с федеральными законами.
В Федеральном законе от 2 декабря
1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности»
содержится много норм, определяющих место
и полномочия Центрального банка РФ в
банковской системе России. Анализ этих
норм позволяет говорить о двойственном
положении Центрального банка РФ по отношению
к кредитным организациям. В соответствии
со ст. 2 Закона Банк России входит в банковскую
систему РФ. С одной стороны Банк России
осуществляет регулирование деятельности
кредитных организаций путем издания
нормативно-правовых актов. Нормативно-правовыми
актами Центрального банка РФ регулируются
такие вопросы как правила осуществления
банковских операций (ст. 5 Закона), необходимый
для регистрации и получения лицензии
перечень документов (ст. 10 Закона), минимальный
размер капитала кредитной организации
(ст. 11 Закона), правила проведения безналичных
расчетов кредитными организациями (ст.
31 Закона), правила ведения бухгалтерского
учета и аудита в кредитных организациях
(ст. 40, 42 Закона). В ст. 5 Федерального
закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании
и валютном контроле»
Центральный банк РФ отнесен к органам
валютного регулирования. Основным полномочием
Центрального банка РФ является издание
нормативных актов в области валютного
регулирования. В соответствии со статьей
5 Закона Центральный банк РФ устанавливает
единые формы учета и отчетности по валютным
операциям, порядок и сроки их представления,
а также готовит и публикует статистическую
информацию по валютным операциям. Центральный
банк РФ устанавливает требования к валютным
сделкам, документам, оформляющим валютные
сделки и т. п. Центральному банку РФ предоставлено
право совершать валютные сделки без ограничений. Федеральный
закон от 25 февраля 1999г. № 40-ФЗ «О несостоятельности
(банкротстве) кредитных организаций»
устанавливает особенности процедуры
банкротства кредитной организации. Вопросы
финансового оздоровления и банкротства
кредитных организаций регулируются,
помимо всего прочего и нормативными актами
Центрального банка.
В соответствии с данным Законом Центральному
банку РФ предоставлены широкие полномочия.
Так, он имеет право направить в кредитную
организацию требование о мерах по финансовому
оздоровлению, которые кредитная организация
обязана предпринять (ст. 12 Закона). Также
к компетенции Центрального банка РФ относится
назначение временной администрации и
приостановление деятельности исполнительных
органов по ходатайству этой временной
администрации (ст. 16 Закона), а также прекращение
деятельности временной администрации
(ст. 31 Закона). Также Центральный банк
РФ может требовать реорганизации кредитной
организации (ст. 32 Закона), а также обращаться
в арбитражный суд с требованием о признании
кредитной организации банкротом (ст.
35 Закона). В этом случае Банк России обязательно
участвует в рассмотрении дела. Он участвует
в процедуре конкурсного производства
и признании кредитной организации банкротом. Банк
России является юридическим лицом. Уставный
капитал и иное имущество Банка России
являются федеральной собственностью,
при этом Банк России наделен имущественной
и финансовой самостоятельностью.2
Полномочия по владению, пользованию и
распоряжению имуществом Банка России,
включая золотовалютные резервы Банка
России, осуществляются самим Банком России
в соответствии с целями и в порядке, которые
установлены Федеральным законом «О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)».
Изъятие и обременение обязательствами
имущества Банка России без его согласия
не допускаются, если иное не предусмотрено
федеральным законом. Финансовая независимость
Банка России выражается в том, что он
осуществляет свои расходы за счет собственных
доходов. Банк России вправе защищать
интересы в судебном порядке, в том числе
в международных судах, судах иностранных
государств и третейских судах. Государство
не отвечает по обязательствам Банка России,
так же, как и Банк России – по обязательствам
государства, если они не приняли на себя
такие обязательства или если иное не
предусмотрено федеральными законами.
Банк России не отвечает по обязательствам
кредитных организаций, а кредитные организации
не отвечают по обязательствам Банка России,
за исключением случаев, когда Банк России
или кредитные организации принимают
на себя такие обязательства.
Особенности
правового статуса
ЦБ РФ. Правовой
статус Центрального банка РФ с самого
момента его создания стал предметом для
дискуссий среди юристов. Дело в том, что
этот статус характеризуется определенной
двойственностью: с одной стороны Центральный
банк РФ является юридическим лицом (что
закреплено в ст. 1 Закона о Центральном
банке), осуществляет банковские операции,
получает прибыль, то есть является частью
банковской системы; с другой стороны
Центральный банк РФ наделен государственно-властными
полномочиями - он осуществляет нормативное
регулирование, надзор за функционированием
кредитных организаций и т. п., то есть
осуществляет функции, характерные не
для кредитной организации, а скорее для
государственного органа. Такая противоречивость
правового статуса характерна не только
для Центрального банка РФ. Схожий правовой
статус имеют многие центральные банки
зарубежных государств. Такое положение
дел обусловлено особенностями современной
рыночной экономики. Как отмечает А. Г.
Братко, «необходимость в центральном
банке порождает двумя детерминациями
- рыночной и политической. Если центральный
банк станет полностью рыночной структурой,
то не сможет выполнять функцию, в которой
так нуждается государство, - функцию перераспределения
финансов. Если центральный банк будет
государственным органом, то его рыночная
деятельность окажется менее эффективной,
а стало быть, уменьшатся финансовые возможности
государства».3 В этом состоит сущность
Центрального банка РФ и этим обусловлен
его двойственный правовой статус. По
поводу его статуса в литературе ведутся
непрекращающиеся споры. В основном, они
ведутся по двум направлениям: а) можно
ли считать Центральный банк РФ органом
государственной власти; б) какую организационно-правовую
форму имеет Центральный банк РФ как юридическое
лицо.4 По поводу того, является Банк
России органом государственной власти,
существует две точки зрения. Так, Г. А.
Тосунян и А. Ю. Викулин считают, что «Банк
России является одним из органов государственной
власти».5 Такой вывод они делают
из ч. 2 ст. 75 Конституции РФ, где содержится
формулировка, что «защита и обеспечение
устойчивости рубля - основная функция
Центрального банка РФ, которую он осуществляет
независимо от других органов власти».
Однако даже они признают, что «Банк России...
не относится к числу органов, которые
осуществляют государственную власть
в общепринятом (классическом) смысле
этого слова».6 Такую оговорку авторы
делают, так как Центральный банк РФ не
может быть включен ни в одну из ветвей
власти - ни в законодательную, ни в исполнительную,
ни в судебную. Анализируя Конституцию
РФ, Г. А. Тосунян и А. Ю. Викулин приходят
к выводу, что единая система государственной
власти не исчерпывается федеральными
органами законодательной, исполнительной
и судебной власти. Возможно существование
и других органов. В итоге они останавливаются
на определении, что «Центральный банк
РФ - это орган государственной власти,
выполняющий одну из исключительных федеральных
функций».7 В пользу такой точки зрения
говорит не только указание ч. 2 ст. 75 Конституции
РФ. Центральный банк РФ наделен рядом
полномочий, характерных только для органов
государственной власти. Так, в соответствии
со ст. 7 Закона о Центральном банке РФ
Банк России имеет право по вопросам, отнесенным
законодательством к его компетенции,
издавать в форме указаний, положений,
инструкций нормативные акты, обязательные
для федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти
субъектов РФ и органов местного самоуправления,
всех физических и юридических лиц. Издание
обязательных для исполнения нормативных
актов - прерогатива органа государственной
власти. Также Центральный банк РФ имеет
право осуществлять надзор в банковской
сфере. В соответствии со ст. 73 Закона о
Центральном банке РФ Банк России имеет
право проводить проверки кредитных организаций
(их филиалов), направлять им обязательные
для исполнения предписания об устранении
выявленных в их деятельности нарушений
и применять санкции по отношению к нарушителям.
Такие полномочия также характерны для
государственного органа. Другой точки
зрения придерживается А. Г. Братко. Он
считает, что Банк России не является органом
государственной власти, и приводит следующие
аргументы: в соответствии со ст. 11 Конституции
РФ государственную власть в Российской
Федерации осуществляют Президент РФ,
Федеральное Собрание (Совет Федерации
и Государственная Дума), Правительство
РФ, суды РФ. Банк Росси не включен в этот
перечень. Следовательно, его нельзя назвать
государственным органом.8 Все авторы
сходятся на том, что Центральный банк
РФ нельзя отнести ни к одной из ветвей
власти. Само по себе это не может быть
основанием для того, чтобы исключить
Центральный банк РФ из числа государственных
органов - ведь и Президент РФ не входит
ни в одну из трех ветвей власти. Но тогда
возникает противоречие между ст. 11 и 75
Конституции РФ, так как ст. 11 не относит
Центральный банк РФ к самостоятельным
органам государственной власти, а ст.
75 считает его органом государственной
власти.9 Данное противоречие
может быть разрешено в соответствии со
ст. 16 Конституции РФ, в которой указано,
что никакие другие положения Конституции
РФ не могут противоречить основам конституционного
строя РФ. Так как ст. 11 Конституции РФ
относится к основам конституционного
строя, она имеет большую юридическую
силу, нежели ст. 75 Конституции РФ. Следовательно,
нельзя признать Центральный банк РФ государственным
органом.10 Схожей точки зрения придерживается
А. С. Голубев. Он отмечает, что «по статусу
Центральный банк равен органам государственной
власти (т.е. издает нормативные акты, обязательные
для всех органов государственной власти,
граждан, и т.д.), но только в рамках определенных
полномочий». Необходимо также упомянуть
определение Конституционного Суда РФ
от 14 декабря 2000 г. № 268-О «По запросу Верховного
Суда Российской Федерации о проверке
конституционности части третьей статьи
75 Федерального закона «О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)».
В нем Конституционный Суд РФ указывает,
что полномочия Центрального банка РФ
по своей правовой природе относятся к
функциям государственной власти, так
как их реализация предполагает применение
мер государственного принуждения. Однако
напрямую Центральный банк РФ в данном
определении не был назван государственным
органом. 11 Центральный банк РФ не
является государственным органом. Его
можно лишь назвать организацией с полномочиями
государственного органа. Так как Центральный
банк РФ является юридическим лицом, встает
вопрос о том, какова его организационно-правовая
форма. Прежде всего необходимо отметить,
что, несмотря на название, Центральный
банк РФ (Банк России) не является банком
в том смысле, в каком этот термин понимается
в законодательстве. Согласно ст. 1 Федерального
закона «О банках и банковской деятельности»
банк - это разновидность кредитной организации,
а организационно-правовой формой кредитной
организации является хозяйственное общество.
В соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса
РФ, хозяйственные общества являются коммерческими
организациями, то есть целью их деятельности
является извлечение прибыли. Однако Центральный
банк РФ не является коммерческой организацией.
В соответствии со ст. 3 Закона о Центральном
банке получение прибыли не является целью
его деятельности. Также Центральный банк
РФ не является хозяйственным обществом,
так как его капитал не разделен ни на
доли, ни на акции, у него нет учредителей,
акционеров и участников. Поэтому Центральный
банк РФ юридически не является банком. Насчет
организационно-правовой формы Центрального
банка РФ также существует несколько точек
зрения. Не подлежит сомнению, что он является
некоммерческой организацией. Я. А. Гейвандов
считает, что «среди закрепленных законом
организационно-правовых форм некоммерческих
организаций, особенностям правового
положения Банка России соответствует
организационно-правовая форма - государственное
учреждение».12 Однако с этой точкой
зрения нельзя согласиться. В соответствии
со ст. 120 Гражданского кодекса РФ учреждение
финансируется создавшим его собственником
полностью или частично. Банк России осуществляет
свои расходы за счет собственных доходов
(ст. 2 Закона о Центральном банке). Собственник
имущества несет субсидиарную ответственность
по обязательствам учреждения. Государство
не отвечает по обязательствам Банка России
(ст. 2 Закона о Центральном банке).13 Л.
Г. Ефимова считает, что Банк России - государственное
унитарное предприятие, основанное на
праве хозяйственного ведения.14
С данной точкой зрения нельзя согласиться
хотя бы потому, что в соответствии со
ст. 50 Гражданского кодекса РФ государственные
унитарные предприятия являются коммерческими
организациями, а Центральный банк РФ
- некоммерческая организация. Гораздо
ближе к истине точка зрения О. М. Олейник.
Она считает, что применение цивилистического
понятия юридического лица в данном случае
невозможно, так как правовое положение
Банка России включает в себя и публично-правовые
компоненты.15 Данную точку зрения
поддерживают Д. Г. Алексеева, С. В. Пыхтин
и Е. Г. Хоменко, которые считают, что «Банк
России является юридическим лицом особой
организационно-правовой формы, не известной
отечественному праву».16 Центральный
Банк РФ действительно существует в виде
особой организационно-правовой формы.
Но никакого противоречия с законодательством
нет. В соответствии с ч. 3 ст. 50 Гражданского
кодекса РФ некоммерческие организации
могут создаваться в любых формах, предусмотренных
законом. Такой формой и является Центральный
банк РФ. Как отмечает С. А. Голубев, «Центральный
банк существует в форме Центрального
банка. Род и вид в данном случае совпали».17 Заключение. Создание в стране
центрального банка обусловливается необходимостью
осуществления целенаправленного воздействия
и контроля отношений в сфере распоряжения
частными финансовыми средствами и означает
формирование двухуровневой банковской
системы. Деятельность Центрального банка
РФ определяется Конституцией Российской
Федерации, Федеральным законом «О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральный
закон «О банках и банковской деятельности»,
«О несостоятельности (банкротстве) кредитных
организаций», «О реструктуризации кредитных
организаций», «О валютном регулировании
и валютном контроле». Центральный банк
выступает в качестве регулятора денежных
и кредитных потоков в государстве, осуществляя
такое регулирование через банки. Сочетая
в себе черты собственно кредитного учреждения
и органа государства, центральный банк
в строгом смысле не является ни тем ни
другим. Список
источников. 1.
Конституция Российской Федерации. –
М.: Издательство «Омега – Л», 2007. – 64 с. 2. Федеральный
закон «О Центральном банке Российской
Федерации» от 10.07.2002. № 86-ФЗ с изм. от
30.09.2010 №245-ФЗ (ред. от. 06.10.2011).//КонсультантПлюс 3.Федеральный
закон «О банках и банковской деятельности» от
2 декабря 1990 г. N 395-I (в редакции Федерального
закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (с изменениями
на 11 июля 2011 года) .//Информационно-правовой
портал Гарант. 4. Федеральный закон от
25 февраля 1999г. № 40-ФЗ «О несостоятельности
(банкротстве) кредитных организаций»
(в ред. от 01.08.2009. № 73-ФЗ). // КонсультантПлюс. 5.
Федеральный закон «О валютном регулировании
и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ (в
ред. от 18.07.2011).//КонсультантПлюс. 6. Банковское
право: учебник для вузов /под ред. Е.Ф.
Жукова. – М.: Юнити-Дана: Закон и право,
2009. – 335 с. 7. Эриашвили Н.Д. Банковское
право: учебник для вузов. – 6-е изд. перераб.
и доп. – М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2010.
– 591 с. 8. Буторин Е.А. «Особенности правового
положения центральных банков России
и зарубежных стран» //Юридическая работа
в кредитной организации, 2009, N 1, с.1-9. 9. Дружинин
Д.Н., Тоцкий М.Н. « К вопросу о правовом
статусе Центрального банка Российской
Федерации»// Финансовое право, 2006, N 6, с.1-5. 10. Пастушенко
Е.Н., Пастушенко Д.С. «Финансово-правовая
наука о статусе Банка России: современное
состояние и перспективы развития».// Финансовое
право, 2009, N 2 , с. 3-8.