Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 21:40, реферат
Права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются ст. 296 ГК РФ. Учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет права владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Иными словами, имущество закрепляется за учреждениями на основе права оперативного управления. Право собственности на имущество, закрепленное учредителями за образовательным учреждением, не переходит к нему.
1.Определение учреждения
Учреждения являются юридическими
лицами. Они создаются для
Учреждения представляют собой: некоммерческие
организации и подразделятся на три вида:
1)учреждения, обладающие властными полномочиями.
Они имеют право вводить правовые нормы,
издавая нормативные акты и предписания.
Их финансирование осуществляется из
бюджета;
2) учреждения, не обладающие властными
полномочиями (театр, больница. библиотека
и т.д.). Они создаются для удовлетворения
социальных потребностей и финансируются
преимущественно из бюджета;
3)образовательные учреждения. Их деятельность
регулируется Федеральным законом от
13 января 1996 г. №12-ФЗ “О внесении изменений
и дополнений в Закон Российской Федерации
Об образовании»”, далее Закон об образовании,
предусматривающий освобождение образовательных
учреждений от всех налогов, включая плату
за землю (п. 3 ст. 40).
Учредителями являются собственник имущества
и уполномоченные на то государственные
органы. Образовательные учреждения могут
быть созданы государственными органами,
а также любыми физическими и юридическими
лицами.
Учреждения первого вида, представляющие
собой государственные властные структуры
(например, таможенный комитет), действуют
на основе законов и положений, определяющих
полномочия конкретных органов; учреждения
второго вида— на основе устава и положений;
образовательные учреждения — на основе
устава.
Права учреждения на закрепленное за ним
имущество определяются ст. 296 ГК РФ. Учреждение в отношении закрепленного
за ним имущества осуществляет права владения,
пользования и распоряжения в пределах,
установленных законом, в соответствии
с целями своей деятельности, заданиями
собственника и назначением имущества.
Иными словами, имущество закрепляется
за учреждениями на основе права оперативного
управления. Право собственности на имущество,
закрепленное учредителями за образовательным
учреждением, не переходит к нему.
3. Правовые
основы деятельности учреждений
Учреждением признается не имеющая членства
организация, созданная и финансируемая
собственником в качестве субъекта ограниченного
вещного права, под его дополнительную
ответственность, для осуществления управленческих,
социально-культурных и иных некоммерческих
функций (п. 1 ст. 120 ГК РФ, п. 1 ст. 9 Закона о НО).
К числу учреждений относятся органы государственной
и муниципальной власти и управления,
а также организации в сфере образования,
просвещения, науки, здравоохранения,
культуры, спорта, в том числе школы, вузы,
научные институты, больницы, музеи, библиотеки
и т.п. В зависимости от правового положения
учредителей они могут быть публичными
и частными. Многообразие видов учреждений
обусловливает необходимость установления
их юридического статуса не только законами,
но и иными правовыми актами.
Учреждения создаются по решению собственника
либо нескольких собственников и действуют
на основании утвержденного ими и зарегистрированного
устава или положении, а иногда — общего
положения об учреждениях данного вида.
Собственник имущества самостоятельно
определяет условия пользования им в уставе
учреждения. Собственник-учредитель определяет
задачи учреждения и цели его деятельности,
он же назначает руководителя учреждении
в качестве единоличного исполнительного
органа. В некоторых видах учреждений
могут создаваться коллегиальные исполнительные
органы .
Учреждение обычно финансируется собственником
по смете, в которой строго установлены
виды расходов и размер выделяемых им
средств. Имущество на балансе учреждения
закрепляется на праве оперативного управления.
В связи с этим права учреждения на закрепленное
за ним имущество собственника носят ограниченный
характер и определяются непосредственно
законом (ст. 296 ГК РФ). Отчуждение или иное распоряжение
данным имуществом без согласия собственника
невозможно (п. 1 ст. 298 ГК РФ).
Уставом или положением об учреждении
может быть разрешено осуществление некоторых
видов деятельности, приносящей доход.
Получаемые при этом средства, как и приобретаемое
на них имущество, остаются собственностью
учредителя и поступают лишь в самостоятельное
распоряжение, а не в собственность учреждения
(п. 2 ст. 298 ГК РФ).
Учреждения первого и частично второго
вида не могут быть собственниками
своего имущества, потому что это противоречило
бы существу данной юридической конструкции.
Иной подход, закрепленный п. 7 ст. 39 Закона
« Об образовании», расширяет рамки участия
образовательных учреждений в обороте
(ст. 47 Закона «Об образовании»). Учреждения
второго вида, не обладающие властными
полномочиями, и образовательные учреждения
вправе осуществлять возмездное предоставление
услуг, связанных с их основной деятельностью.
Учреждение не вправе создавать другие
юридические лица, поскольку это означало
бы незаконное распоряжение имуществом
собственника. Однако создание им юридических
лиц возможно за счет доходов от разрешенной
предпринимательской деятельности или
приобретенного на них имущества.
В отличие от других видов юридических
лиц учреждения несут ответственность
перед кредиторами не всем своим имуществом,
а только имеющимися у них денежными средствами,
при отсутствии которых наступает субсидиарная
ответственность их собственников-учредителей
(п. 2 ст. 120 ГК РФ, п. 2 ст. 9 Закона о НО). Поэтому по отношению к ним
процедура банкротства не предусмотрена.
Учреждение может быть реорганизовано,
в том числе преобразовано в автономную
некоммерческую организацию, в фонд или
хозяйственное общество (п. 2 ст. 17 Закона о НО). Для государственных и муниципальных
учреждений это допускается лишь в порядке,
предусмотренном законодательством о
приватизации. Ликвидация учреждения
осуществляется по общим правилам гражданского
законодательства, причем остаток имущества
поступает в собственность учредителя,
если иное не предусмотрено законами и
иными правовыми актами РФ и учредительными
документами учреждения (п. 2 ст. 20 Закона о НО).
4.Филиалы и представительства учреждения
Учреждение может создавать
филиалы и открывать
Филиалом учреждения является его обособленное
подразделение, которое расположено вне
места нахождения учреждения и осуществляющее
все её функции или часть их, в том числе
функции представительства.
Представительством учреждения является
обособленное подразделение, которое
расположено вне места нахождения учреждения
, представляет интересы учреждения и
осуществляет их защиту .
Филиал и представительство учреждения
не являются юридическими лицами , наделяются
имуществом создавшего их учреждения
и действуют на основании утвержденного
им положения. Имущество филиала или представительства
учитывается на отдельном балансе и на
балансе создавшего их учреждения. Руководители
филиала и представительства назначаются
учреждением и действуют на основании
доверенности , выданной учреждением.
Филиал и представительство осуществляют
деятельность от имени создавшего их учреждения
. Ответственность за деятельность филиала
и представительства несет создавшее
их учреждение.
Создавшие представительство или филиал юридические лица передают им некоторое имущество необходимое для осуществления функций
представительства или филиала. Обязательно указывать об этом в своих учредительных документах, для того чтобы об этом знали потенциальные
кредиторы. В связи с этим, выделенное представительствам и
филиалам имущество,
объектом взыскания кредиторов создавших их юридических лиц, причем не
зависимо от того, связано это с деятельностью данных подразделений или
нет. Вместе с тем, по долгам, возникшим в связи с деятельностью
представительств и филиалов, юридическое лицо отвечает всем своим
имуществом, а не только выделенным этим своим подразделениям.
Для осуществления
имени юридического лица
последнее должно выдать
им руководителю своего представительства или филиала. Совместное
Постановление Пленумов
6/8 (п.20) требует наличия у руководителя филиала или представительства
доверенности и в том случае, когда его полномочия определены
учредительными документами
создавшего их юридического
Правовой статус филиалов и представительств так же закреплен в законах
"Об акционерных обществах" от 2.12.95, "Об обществах с ограниченной
ответственностью” от 8. 2 .98.
5.Создание учреждений
Учреждение может быть создано
в результате его учреждения , а
также в результате реорганизации
существующей некоммерческой организации.
Создание учреждения в результате его
учреждения осуществляется по решению
учредителя.
Учредительными документами учреждения
являются:
1)устав , утвержденный собственником ;
2)решение собственника о создании учреждения
.
Требования учредительных документов
учреждения обязательны для исполнения
самим учреждением и её учредителями .
В учредительных документах учреждения
должны определяться наименование учреждения
, содержащее указание на характер его
деятельности и организационно-правовую
норму , место нахождения учреждения ,
порядок управления деятельностью , предмет
и цели деятельности , сведения о филиалах
и представительствах , права и обязанности
членов , условия и порядок приема в члены
учреждения и выхода из него , источники
формирования имущества учреждения , порядок
внесения изменений в учредительные документы
учреждения , порядок использования имущества
в случае ликвидации учреждения , предусмотренные
настоящим Федеральным законом и иными
федеральными законами .
В учредительном договоре учредители
обязуются создать учреждение , определяют
порядок совместной деятельности по созданию
учреждения , условия передачи ему своего
имущества и участия в её деятельности
, условия и порядок выхода участников
из его состава.
Учредительные документы учреждения могут
содержать также и иные не противоречащие
законодательству положения .
Изменения в устав учреждения вносятся
по решению её высшего органа управления
. Учредителями учреждения могут выступать
граждане и юридические лица .
Число учредителей учреждения не ограничено
, если иное не установлено федеральным
законом. Учреждение может быть учреждено
одним лицом.
Учреждение может быть реорганизовано
в порядке, предусмотренном Гражданским
кодексом Российской Федерации, Федеральным
законом о некоммерческих организациях
и другими федеральными законами.
Реорганизация учреждения может быть
осуществлена в форме слияния , присоединения
, разделения , выделения и преобразования
.
Учреждение считается реорганизованным
, за исключением случаев реорганизации
в форме присоединения , с момента государственной
регистрации вновь возникшего учреждения
. При реорганизации учреждений в форме
присоединения к ней другой организации
первая из них считается реорганизованной
с момента внесения в единый государственный
реестр юридических лиц записи о прекращении
деятельности присоединенной организации
.
Государственная регистрация вновь возникшей
в результате реорганизации учреждением
и внесение в единый реестр записи о прекращении
деятельности реорганизованной учреждением
осуществляются в порядке, установленном
законом о государственной регистрации
юридических лиц .
Учреждение может быть преобразовано
в фонд , автономную некоммерческую организацию
, хозяйственное общество . Преобразование
государственных или муниципальных учреждений
в некоммерческие организации иных форм
или хозяйственное общество допускается
в случаях и в порядке , установленном
законом .
Решение о преобразовании учреждения
принимается его собственником .
При преобразовании учреждения к вновь
возникшей организации переходят права
и обязанности реорганизованного учреждения
в соответствии с передаточным актом .
5. Ликвидация учреждений
Учреждение может быть ликвидировано
на основании и в порядке , которые предусмотрены
Гражданским кодексом Российской Федерации
, Федеральным законом о некоммерческих
организациях , и другими федеральными
законами .
Учредители учреждения или орган , принявший
решение о ликвидации учреждения , назначают
по согласованию с органом , осуществляющим
государственную регистрацию юридических
лиц , ликвидационную комиссию и устанавливают
в соответствии с Гражданским кодексом
Российской Федерации , Федеральным законом
о некоммерческих организациях порядок
и сроки ликвидации учреждения.
С момента назначения ликвидационной
комиссии к ней переходят полномочия по
управлению делами учреждения. Ликвидационная
комиссия от имени ликвидируемого учреждения
выступает в суде.
Ликвидационная комиссия помещает
в органах печати, в которых
публикуются данные о государственной
регистрации юридических лиц, публикацию
о ликвидации учреждения, порядке и сроке
заявления требований её кредиторами.
Срок заявления требований кредиторами
не может быть менее чем два месяца со
дня публикации о ликвидации учреждения
.
Ликвидационная комиссия принимает меры
по выявлению кредиторов и получению дебиторской
задолженности , а также уведомляет в письменной
форме кредиторов о ликвидации учреждения.
По окончании срока для предъявления требований
кредиторами ликвидационная комиссия
составляет промежуточный ликвидационный
баланс , который содержит сведения о составе
имущества ликвидируемого учреждения,
перечне предъявленных кредиторами требований
, а также о результатах их рассмотрения
. Промежуточный ликвидационный баланс
утверждается учредителями учреждения
или органом , принявшим решение о её ликвидации
, по согласованию с органом , осуществляющим
государственную регистрацию юридических
лиц .
Если имеющиеся у ликвидируемого учреждения
денежные средства недостаточны для удовлетворения
требований кредиторов , ликвидационная
комиссия осуществляет продажу имущества
учреждения с публичных торгов в порядке
, установленном для исполнения судебных
решений . При недостаточности у ликвидируемого
учреждения денежных средств для удовлетворения
требований кредиторов последние вправе
обратиться в суд с иском об удовлетворении
оставшейся части требований за счет собственника
этого учреждения .
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого
учреждения производится ликвидационной
комиссией в порядке очередности , установленной
Гражданским кодексом Российской Федерации
, в соответствии с промежуточным ликвидационным
балансом начиная со дня его учреждения
, за исключением кредиторов пятой очереди
, выплаты которым производятся по истечении
месяца со дня утверждения промежуточного
ликвидационного баланса .
После завершения расчетов с кредиторами
ликвидационная комиссия составляет ликвидационный
баланс , который утверждается учредителями
учреждения или органом , принявшим решение
о ликвидации учреждения , по согласованию
с органом , осуществляющим государственную
регистрацию юридических лиц.
При ликвидации учреждения оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имуществ , если иное не установлено Федеральным законом о некоммерческих организациях и иными федеральными законами , направляется в соответствии с учредительными документами учреждения на цели по желанию собственника , и передается собственнику в интересах которых она была создана , и на благотворительные цели по желанию собственника . В случае , если использование имущества ликвидируемого учреждения в соответствии с её учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество учреждения передается его собственник, если иное не предусмотрено законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации или учредительными документами учреждения.
Ликвидация учреждения считается завершенной после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц Российской Федерации.
Запись о прекращении
1) заявления о внесении записи о ликвидации
или о прекращении деятельности предприятия
учреждения , подписанного лицом , уполномоченным
учреждением ;
2) решения соответствующего органа о ликвидации
или о прекращении деятельности учреждения;
3) устава учреждения и свидетельства о
его государственной регистрации;
4) ликвидационного баланса, или передаточного
акта, или разделительного баланса;
5) документа об уничтожении печати учреждения.
Государственная регистрация изменений
учредительных документов учреждения
осуществляется в порядке, установленном
законом о государственной регистрации
юридических лиц.
Изменения учредительных документов учреждения
вступают в силу с момента их государственной
регистрации .