Правовое регулирование в сфере защиты. Информации, государственной и коммерческой тайны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:28, контрольная работа

Описание

Под защитой информации принято понимать использование различных средств и методов, принятие мер и осуществление мероприятий с целью системного обеспечения надежности передаваемой, хранимой и обрабатываемой информации.

Содержание

Введение. 3
Понятие и сущность правовой защиты информации. 4
2. Нормативно-правовые основы ответственности за нарушение законодательства в сфере информации. 6
3. Практическое задание. 8
Заключение. 10
Литература: 11

Работа состоит из  1 файл

правоведение 2-0й курс.docx

— 31.72 Кб (Скачать документ)

Федеральное государственное образовательное  бюджетное учреждение высшего профессионального  образования «Финансовый университет  при Правительстве Российской Федерации»

(Заочный финансово-экономический  институт)

 

Кафедра Права.

 

 

Факультет: Менеджмент и маркетинга

Специальность: Бакалавриат

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине: Правоведение.

Тема  №12: «Правовое регулирование в сфере защиты

Информации, государственной и коммерческой тайны.»

 

 

 

 

 

 

 

Студент : Юрченко Дарья Николаевна

Курс: 2 №группы: день

Личное  дело № 11МЛБ12165

Преподаватель: Ивкин Сергей Алексеевич.

 

 

Калуга 2012

Содержание:

 

 

Введение. 3

Понятие и сущность правовой защиты информации. 4

2. Нормативно-правовые основы ответственности за нарушение законодательства в сфере информации. 6

3. Практическое задание. 8

Заключение. 10

Литература: 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

 

Под защитой информации принято  понимать использование различных  средств и методов, принятие мер  и осуществление мероприятий  с целью системного обеспечения  надежности передаваемой, хранимой и  обрабатываемой информации.

Предотвращение несанкционированного доступа к конфиденциальной информации, циркулирующей в телекоммуникационных сетях государственного и военного управления, к информации национальных и международных правоохранительных организаций, ведущих борьбу с транснациональной  организованной преступностью и  международным терроризмом, а также  в банковских сетях является важной задачей обеспечения безопасности глобальной информации. Защите информации в последнее время уделяется  все большее внимание на самых  различных уровнях – и государственном, и коммерческом.

Проблемы, связанные с повышением безопасности информационной сферы, являются сложными, многоплановыми и взаимосвязанными. Они требуют постоянного, неослабевающего  внимания со стороны государства  и общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие и сущность правовой защиты информации.

 

 

 

Современная ступень развития государственной и общественной информационной безопасности обеспечивается переходом от полного сокрытия огромного объема информации к сто процентной защищенности очень важных данных, обеспечивающей:

  • Права и свободы по конституции для граждан, организаций и предприятий в области информации;
  • Необходимую степень информационной безопасности, подлежащей защите;
  • защищенность использования информ ресурсов и систем формирования.

 

Основным моментом в политике государства является понятие необходимости  защиты любых информационных ресурсов и технологий , обращаясь с которыми неправомерно можно настии ущерб  их владельцу, собеседнику или другому  лицу.

Главные задачи гос.системы защиты информации:

  • проведение единой технической политики, организация и координация работ по защите информации в различных сферах деятельности;
  • исключение информации техническими средствами разведки, а также предотвращение ее утечки по техническим каналам, несанкционированного доступа к ней, предупреждение преднамеренных программно-технических воздействия с целью разрушения информации, уничтожения, искажения или блокирования в процессе обработки, передачи и хранения;
  • принятие в рамках обязанностей нормативно-правовых актов, контролирующих отношения в области защиты информации;
  • создание средств контролирующих эффективность защиты информации;
  • контроль за тем, как проводятся работы по защите информации в органах государственного управления, объединениях, на предприятиях, в организациях и учреждениях ;
  • анализ состояния гос. системы, выявление ключевых проблем в области защиты информации;
  • определение главного направления государственной системы защиты информации.

 

Законодательство  РФ о государственной тайне опирается на Конституцию РФ, Законах РФ «О безопасности» и «О государственной тайне».

Определение государственной тайны зафиксировано в Законе «О государственной тайне» как «защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации» .

Список  сведений, относящихся к гос.тайне, определяется Законом «О государственной тайне» , на базе которого которого межведомственная комиссия по охране гос.тайны составляет список сведений, относящихся к гос.тайне.

Перечень  сведений, относящихся к гос.тайне в РФ – сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности государства, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ; а также названия федеральных органов исполнительной власти и других организаций наделенных полномочиями по распоряжению этими сведениями.

На распространение  этой информации государством устанавливаются ограничения с момента ее разработки; государство с целью упорядочивания обращения этой информации создает систему засекречивания. Система защиты гос.тайны – в РФ – совокупность органов защиты гос.тайны, используемых ими средств защиты информации, составляющую гос.тайну, и ее носителей, а такжедействий, проводимых в этих целях.

Закон закрепил создание ряда органов в области  защиты государственной тайны, ввел должностных лиц, наделенных полномочиями по отношению сведений к государственной тайне, с одновременным возложением на них ответственности за деятельность по защите государственной тайны в сфере их ведения.

К органам  защиты государственной тайны можно отнести:

– Межведомственная комиссия по защите государственной тайны;

– федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности (Федеральная служба безопасности);

– органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.

2. Нормативно-правовые  основы ответственности за нарушение  законодательства в сфере информации.

Основное  направление обеспечения информационной безопасности РФ - это улучшение ее правового обеспечения. Правовое обеспечение информационной безопасности РФ является системой правового регулирования общественных отношений в сфере противодействия угрозам национальным интересам РФ в информационной сфере.

В правовое обеспечение информационной безопасности РФ входит согласованная система нормативных актов, которые регулируют рассматриваемые отношения, а также согласованная деятельность органов государственной власти по их развитию и улучшению.

В Российской Федерации к нормативно-правовым актам в области информационной безопасности относятся:

  • Международные договоры РФ;
  • Акты федерального законодательства:
    • Конституция РФ;
    • Законы федерального уровня (включая федеральные конституционные законы, кодексы);
    • Указы Президента РФ;
    • Постановления правительства РФ;
    • Нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств;
    • Нормативные правовые акты субъектов РФ, органов местного самоуправления и т.д.

Правовое  обеспечение информационной безопасности Российской Федерации имеет целью  создание системы правовых механизмов, обеспечивающих эффективное противодействие  угрозам национальным интересам  Российской Федерации в информационной сфере.

Правовое  обеспечение формируется путем  разработки концепций совершенствования  правовых механизмов противодействия  угрозам информационной безопасности Российской Федерации по отдельным  направлениям этой деятельности, развития законодательства и системы иных нормативных правовых актов РФ, базирующихся на установленных Конституцией РФ разделении властей и разграничении предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, заключения Российской Федерацией международных договоров.

Система правовых механизмов обеспечения информационной безопасности должна строиться на основе принципов: баланса интересов граждан, общества и государства; комплексности  правового регулирования общественных отношений в области достижения национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере  и противодействия угрозам этим интересам; согласования деятельности федеральных органов государственной  власти и органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  по совершенствованию правового  обеспечения информационной безопасности; разумного привлечения общественных организаций к контролю деятельности государства по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации.

Отношения СМИ и государства базируются на принципе свободы СМИ. Правовое регулирование  деятельности СМИ допускается постольку, поскольку это необходимо в демократическом  обществе. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны  обеспечивать гласность своей деятельности через открытость информации о своей  работе и принимаемых решениях. Исключительные случаи отказа или отсрочки в представлении  такой информации устанавливаются  законом [9].

Государство, его органы, иные учреждения, организации, предприятия и лица не могут обладать монополией на СМИ, издательско-полиграфические  мощности и системы распространения  СМИ.

Институт  аккредитации существует для создания благоприятных условий деятельности журналистов. Порядок аккредитации корреспондентов СМИ при государственных  органах, организациях, учреждениях  должен быть единым и устанавливаться  законом.

Свобода информации и свобода выражения  мнения могут быть ограничены только законом. Эти ограничения должны быть четко сформулированными и  признаваться необходимыми для защиты основ конституционного строя, обеспечения  безопасности государства, нравственности, прав и законных интересов физических и юридических лиц.

В демократическом  обществе деятельность органов государственной  власти и управления является предметом  повышенного внимания, в первую очередь  со стороны СМИ. Критика в отношении  государственных деятелей и других общественных фигур допускается в значительно большей степени, чем в отношении частных лиц.

Государство не вправе создавать структуры, в  задачи которых входит контроль за деятельностью СМИ. Контроль за соблюдением  законодательства в сфере деятельности СМИ осуществляется на общих основаниях.

Правовые  споры, связанные с деятельностью  СМИ, разрешаются судами общегражданской  юрисдикции. Споры, связанные с экономической  деятельностью редакций СМИ, рассматриваются  хозяйственными судами. Ответственность  за злоупотребление свободой СМИ  несут как редактор СМИ, так и  журналисты.

Ответственность должностных лиц за ущемление  свободы СМИ устанавливается  гражданским, административным и уголовным  законодательством. 
Порядок опровержения сведений, не соответствующих действительности, и основания для отказа в опровержении таких сведений устанавливаются законом.

Иски  о возмещении морального вреда, причиненного распространением продукции средств  массовой информации, облагаются государственной  пошлиной на общих основаниях и могут  подаваться в течение одного года с момента опубликования сведений, ставших предметом иска. Опубликование  опровержения дает суду основание для  уменьшения размера возмещения морального вреда или полного освобождения от него.

 

3. Практическое  задание.

 

 

Задание: Исследовательский центр «Инициатива провёл опрос общественного мнения по проблемам удовлетворённости населения торговым обслуживанием. Результаты данного опроса были опубликованы в Интернете и в ряде печатных СМИ.

Учитывая  интерес к данной информации, ряд  печатных СМИ и информационных агентств, политиков и экспертов стали  использовать данную информацию в своих  публикациях. Узнав об этих фактах, центр «Инициатива» потребовал от лиц, распространяющих данную информацию, указывать себя в качестве источника  такой информации. Укажите, правомерны ли требования центра «Инициатива». Раскройте общие нормы защиты прав правообладателей при общедоступном использовании их информации.

Ответ: Требования центра «Инициатива» правомерны. Опрос общественного мнения имеет текущий, актуальный характер и так как результаты данного опроса были опубликованы в Интернете и в ряде печатных СМИ, они подпадают под действие подпункта 3 пункта 1 ст. 1274 Гражданского кодекса РФ «Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях» в соответствие с которой «допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такое воспроизведение или сообщение не было специально запрещено автором или иным правообладателем».

Информация о работе Правовое регулирование в сфере защиты. Информации, государственной и коммерческой тайны