Правовой статус индивидуального предпринимателя без образования юридического лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 13:09, контрольная работа

Описание

Целью и задачей исследования является уяснение понятия и значения индивидуальной предпринимательской деятельности, изучение системы правовых актов, системы регулирования предпринимательства.
С учетом поставленной цели задачами исследования являются: рассмотрение основных признаков и значения предпринимательской деятельности без образования юридического лица, особенности оформления правого статуса индивидуальных предпринимателей. Отдельной задачей исследование является рассмотрение процедуры признания индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом).

Содержание

Введение 2
1. Понятие и признаки индивидуального предпринимательства 2
2. Особенности правового статуса индивидуального предпринимателя 2
3. Особенности правового статуса крестьянского (фермерского хозяйства) 2
4. Особенности государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя 2
4.1. Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя 2
4.2. Внесение изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в государственном реестре 2
4.3. Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя 2
Заключение 2
Список литературы 2

Работа состоит из  1 файл

Гражданское право контрольная.docx

— 46.16 Кб (Скачать документ)
  1. п. 2 ст. 21 ГК, предоставляющий возможность гражданину, не достигшему 18 лет, приобрести полную дееспособность со времени вступления в брак (для случаев, когда законом допускается вступление в брак ранее 18 лет);
  2. п. 1 ст. 27 ГК, допускающий возможность объявления в порядке эмансипации несовершеннолетнего, достигшего шестнадцати лет, полностью дееспособным по решению органа опеки и попечительства или суда. 

На основании действующего законодательства обоснованно мнение и о том, что возрастная граница  дееспособных лиц в сфере предпринимательства  может быть еще ниже. Так, по смыслу п. 1 ст. 27 ГК гражданин к шестнадцати  годам (возраст эмансипации) может  уже работать по трудовому договору (в ст. 63 ТК РФ допускается участие  в отдельных трудовых отношениях даже лиц, еще не достигших 14 лет) или  с согласия родителей, усыновителей или попечителя заниматься предпринимательской  деятельностью.

Таким образом, правосубъектность  предпринимателя в частноправовых отношениях возникает с 14 лет. До наступления  этого возраста любой гражданин  обладает лишь абстрактной возможностью осуществлять предпринимательскую  деятельность. 

При достижении указанного возраста у гражданина одновременно появляются две юридически значимые способности: 

  1. иметь гражданские права и обязанности в сфере предпринимательства; 
  2. своими действиями приобретать и осуществлять в сфере предпринимательства гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Вместе они образуют правосубъектность предпринимателя и обеспечивают его существование как субъекта права. 

Согласно п. 1 ст. 23 ГК гражданин  вправе заниматься предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица с момента государственной  регистрации в качестве индивидуального  предпринимателя. Гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью, но не прошедший государственную  регистрацию в качестве индивидуального  предпринимателя, не приобретает статуса  предпринимателя (п. 13 Постановления  Пленума Верховного Суда РФ и Высшего  Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных  с применением части первой Гражданского кодекса РФ"). 

Сама же государственная  регистрация осуществляется лишь при  условии наличия у гражданина необходимых документов правоспособности и дееспособности. В п. 1 ст. 2 ГК государственная регистрация названа в качестве одного из признаков предпринимательской деятельности. Однако это не только признак, появляющийся уже после регистрации, но и обязанность субъектов, желающих осуществлять или осуществляющих предпринимательскую деятельность. Иначе невозможно было бы применять ст. 171 УК РФ (незаконное предпринимательство), устанавливающую уголовную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации. 

Право предпринимателя на предпринимательскую деятельность имеет пределы и ограничения. Пределами такого права следует  считать цель его осуществления (получение прибыли), а также сроки  действия лицензий (если в законодательстве не предусмотрено бессрочное действие лицензии) и иных разрешений, применяемых  в сфере государственного регулирования  рынка (временные пределы). 

Надлежащее оформление правового  статуса предпринимателя влечет для него существенные правовые последствия  в публично - правовой сфере. Речь идет о применении различных исключений из публичных обязанностей предпринимателей. Так, на основании ст. 221 и п. 1 ст. 227 НК РФ только зарегистрированные в соответствии с законодательством физические лица - предприниматели вправе применить профессиональные налоговые вычеты при исчислении налоговой базы налога на доходы физических лиц. В соответствии с п. 6 ст. 149 НК РФ перечисленные в ней операции предпринимателей освобождаются от налогообложения только при наличии у налогоплательщиков соответствующих лицензий. Указанные субъективные права предпринимателя не носят самостоятельного характера, зависят от реализации публичной обязанности по уплате налога и прекращаются одновременно с прекращением налоговой обязанности. 

Правосубъектность в публично – правовых отношениях обычно увязывается законодателем с правосубъектностью в частноправовых отношениях. Среди исключений следует упомянуть правовой статус индивидуального предпринимателя по налоговому законодательству.  
Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ индивидуальными предпринимателями признаются не только физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но и частные нотариусы, охранники и детективы. Согласно ст. 1 Основ законодательства РФ "О нотариате" нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. 

Из сказанного видно, что  правосубъектность предпринимателя  конституируется в законе не произвольно, а с учетом сложившихся отношений  и целей законодателя. Поэтому  в законодательной и правоприменительной  деятельности следует различать  частноправовые и публично - правовые аспекты этого важного качества предпринимателей.

 

 

  1. Особенности правового статуса крестьянского (фермерского хозяйства)

Существенные изменения  в правовой статус крестьянского (фермерского) хозяйства внесены п. 2 статьи 23 ГК. По ГК фермерские хозяйства осуществляют свою деятельность без образования  юридического лица. Среди юридических  лиц, которым посвящена гл. 4 ГК, они  не значатся, тем не менее государственной  регистрации подлежит крестьянское хозяйство, а не его глава. Эти  нормы содержатся и в Федеральном  законе от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".

После регистрации фермерского  хозяйства его глава может  без доверенности совершать сделки по распоряжению имуществом хозяйства, представлять его интересы во взаимоотношениях с другими предпринимателями, государственными и муниципальными органами, общественными  организациями, открывать расчетный  и другие счета, включая валютный, в учреждениях банков, иметь печать, участвовать в договорных отношениях и т.д. Все члены крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе  и его глава, должны быть названы  в соглашении о создании этого  хозяйства. Фермерское хозяйство - совокупный предприниматель, имущество которого принадлежит его членам на праве  общей совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное. К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов РФ или существа правовых отношений. 

 

  1. Особенности государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя

    1. Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя

Для участия в хозяйственной  деятельности предприниматель должен оформить свой правовой статус, т.е. получить право на осуществление предпринимательской  деятельности. 

Граждане Российской Федерации, а также законно находящиеся  на территории России иностранные граждане и лица без гражданства, намеренные приступить к индивидуальной предпринимательской  деятельности впервые или после  прекращения такой деятельности, должны пройти процедуру государственной  регистрации лица в качестве индивидуального  предпринимателя. Напомним, что зарегистрированы в таком качестве могут быть физические лица, право которых на предпринимательскую  деятельность не ограничено законом  или в установленном им порядке. 

В то время как учредители юридического лица обращаются за государственной  регистрацией для того, чтобы созданная  ими организация приобрела свойства субъекта права, была наделена правоспособностью, физическое лицо уже является субъектом  гражданского права с момента  рождения. Процедура же государственной  регистрации физического лица в  качестве индивидуального предпринимателя  необходима, с одной стороны, для  того, чтобы гражданин мог пользоваться гарантиями предпринимательской деятельности, а с другой - для возложения на него вытекающих из такой деятельности обязанностей по налогообложению, соблюдению правил ведения указанной деятельности. Целями государственной регистрации  являются также осуществление государственного контроля над экономической деятельностью, получение статистической информации, обеспечение государственных, муниципальных и иных органов и организаций содержащимися в государственном реестре сведениями о предпринимателях и их контрагентах, других лицах. 

Если гражданин совершит сделку купли-продажи, выполнит работу без регистрации в качестве предпринимателя, то это еще не означает, что такая  деятельность будет считаться незаконной лишь в силу отсутствия регистрации. Гражданин в этом случае не будет  иметь статуса предпринимателя, в связи с чем его действиям  закон не предоставит защиту, предусмотренную  для предпринимателей. Если же гражданин  пожелает избежать, например, повышенной ответственности и умышленно  будет уклоняться от государственной  регистрации при осуществлении  предпринимательской деятельности, то в соответствии с п. 4 ст. 23 ГК РФ суд вправе применить к совершенным  гражданином сделкам правила  Гражданского кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской  деятельности. Кроме того, за такую  деятельность гражданин может быть привлечен к административной и  уголовной ответственности. 

Следует отметить, что процедура  государственной регистрации носит  сугубо формальный характер. Регистрирующий орган не вправе рассматривать вопросы  о целесообразности регистрации, соблюдении физическим лицом правовых норм (кроме  относящихся непосредственно к  регистрации), готовности гражданина к  предпринимательству, наличии у  него необходимого имущества, образования, профессиональных навыков и т.п. Его задача состоит в том, чтобы  проверить полноту и правильность оформления представляемых для регистрации  документов и факт оплаты заявителем государственной пошлины в установленном  размере. 

Перечень документов, предоставляемых  в налоговый орган при государственной  регистрации создаваемого юридического лица, содержится в ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". 

В соответствии с п. 4 ст. 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных указанным Законом. 

Государственная регистрация  физического лица в качестве индивидуального  предпринимателя производится в  срок не более пяти рабочих дней со дня представления всех необходимых  документов в регистрирующий орган. Не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации регистрирующий орган обязан выдать (направить) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр. В данном случае таким документом является свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя 

Документом, подтверждающим факт постановки предпринимателя на налоговый учет, является свидетельство  о постановке на учет в налоговом  органе. Каждому налогоплательщику  присваивается единый по всем видам  налогов и сборов и на всей территории Российской Федерации идентификационный  номер налогоплательщика (ИНН). Этот номер налогоплательщик обязан указывать  в подаваемых в налоговый орган  декларациях, отчетах, заявлениях или  иных документах, а также в других случаях, предусмотренных законодательством. Порядок и условия присвоения, применения и изменения ИНН определяются МНС России. 

С 1 января 2004 г. индивидуальный предприниматель не обязан самостоятельно совершать действия, необходимые для его регистрации в качестве страхователя. Орган, осуществивший его государственную регистрацию, в срок не более пяти рабочих дней с момента регистрации должен представить сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в государственные внебюджетные фонды для регистрации предпринимателя в качестве страхователя.6

Большинству индивидуальных предпринимателей для осуществления  денежных расчетов, связанных с предпринимательской  деятельностью, необходимы один или  несколько банковских счетов. В настоящее  время для открытия банковского  счета не требуется представления  в соответствующий банк документов, подтверждающих регистрацию предпринимателя  в качестве страхователя в органах  внебюджетных фондов. В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона "О  банках и банковской деятельности" открытие кредитными организациями  банковских счетов индивидуального  предпринимателя осуществляется на основании свидетельства о государственной  регистрации физического лица в  качестве индивидуального предпринимателя  и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. 

 

    1. Внесение изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в государственном реестре

Внесение изменений в  указанные сведения осуществляется регистрирующим органом путем внесения в государственный реестр соответствующей  записи (записей). Новая запись вносится со ссылкой на изменяемую. 

Если у индивидуального  предпринимателя произошло изменение  любого из сведений, содержащихся в  государственном реестре, он обязан обратиться с соответствующей информацией  в регистрирующий орган. Для внесения таких изменений необходимо представить (непосредственно или почтовым отправлением с объявленной ценностью): 

  • подписанное заявителем заявление о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей; 
  • копию документа, подтверждающего изменение ранее внесенных в государственный реестр сведений об индивидуальном предпринимателе. 

В случае внесения изменений  в сведения об индивидуальном предпринимателе  в связи с переменой им места  жительства регистрирующий орган должен внести в государственный реестр соответствующую запись и переслать  регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту жительства этого предпринимателя. В таком  случае снятие с учета налогоплательщика  осуществляется налоговым органом, в котором налогоплательщик состоял  на учете. Налоговый орган по новому месту жительства налогоплательщика  осуществляет его постановку на налоговый  учет на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту  жительства налогоплательщика (п. 4 ст. 84 НК РФ). 

Информация о работе Правовой статус индивидуального предпринимателя без образования юридического лица