Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2011 в 14:34, контрольная работа
Правовое регулирование – принципиально важная составная часть предмета марксистско-ленинской общей теории права, выявляющая динамическую, активно-действенную сторону правовой действительности. Однако было бы недостаточным оценивать вопросы правового регулирования только в качестве высокозначимой общетеоретической проблематики. Да и к тому же число таких "собственных" вопросов правового регулирования не так уж велико (понятие, механизм, предмет, методы и некоторые другие).
1. Правовое регулирование………………………………………………………..4
2. Правовое воздействие и правовое регулирование…………………………...5
3. Предмет правового регулирования…………………………………………...6
4. Методы правового регулирования…………….………………………………8
5. Способы правового регулирования…………….…………………………….9
6. Типы (порядки) правового регулирования………………………………….11
7. Реализации права. Формы реализации………………………………………14
Вывод:
Список использованной литературы:
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ
УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
Факультет экономики и финансов
Специальность:080109
«Бухгалтерский учет,
анализ и аудит»
Контрольная
работа
по дисциплине: Теория экономического аналаза
на тему: задача
Проверил:
рок
обучения: 1
г.Якутска
2011
Содержание
Введение:
Вывод:
Список
использованной литературы:
Введение
В
условиях административно-командной
экономики оценка хозяйственной
деятельности предприятий означала
выяснение степени выполнения установленных
им заданий. В пореформенный (после
1964 года) период выполнения заданий
было неотъемлемым элементом системы
планирования и стимулирования. Все
поощрительные меры увязывались
непосредственно с тем, как выполнены
установленные предприятию
Правовое
регулирование – принципиально
важная составная часть предмета
марксистско-ленинской общей
Первостепенное,
пожалуй, даже исключительное значение
имеют указанный подход и понятийный
аппарат в плане тех
Они не
только непосредственно воплощают
требования материалистической диалектики
(рассмотрение социальных явлений в
активном виде, в действовании, в
связи с практикой) и не только
выражают важнейшие специфические
закономерности права – закономерности
его функционирования, но и в связи
с этим охватывают в своей совокупности
все участки правовой действительности,
все элементы правовой надстройки.
Ведь в правовом регулировании, в
его механизме реально
Вот
почему во втором томе курса, в котором
речь пойдет о норме права, о правоотношении,
о правовом акте и других явлениях
из области догмы права и техники
юриспруденции, исходным пунктом и
объединяющим началом являются теоретические
положения о правовом регулировании,
в особенности о его механизме.
2.
Правовое воздействие
и правовое регулирование.
Информационное
и ценностно-ориентационное воздействие
права. Правовое регулирование –
это осуществляемое при помощи правовых
средств (юридических норм, правоотношений,
индивидуальных предписаний и др.)
результативное, нормативно-организационное
воздействие на общественные отношения
в целях их упорядочения, охраны,
развития в соответствии с требованиями
экономического базиса, общественными
потребностями данного
Определяя
правовое регулирование через понятие
правового воздействия, нужно учитывать,
что последнее – широкое
Правовое
же регулирование – специфическое
воздействие, осуществляемое правом как
особым социально-классовым
Своеобразие
правового регулирования
- во-первых,
в соответствии со своей
- во-вторых,
осуществляется при помощи
Ценностно-ориентационное
воздействие права базируется на
том, что, будучи самостоятельной ценностью,
право одновременно является носителем
многих политических, моральных, духовных
ценностей и потому способно вместе
с информацией о требуемом, дозволенном
или запрещенном поведении
Возросшее
значение социалистического права
как эффективного средства информации
и ценностно-ориентационного
Это
разнообразные общественные отношения,
которые объективно, по своей природе
могут "поддаваться" нормативно-организационному
воздействию и в данных социально-политических
условиях требуют такого воздействия,
осуществляемого при помощи юридических
норм, всех иных юридических средств,
образующих механизм правового регулирования.
От содержания и характера предмета
во многом зависят особенности содержания
правового регулирования, а отсюда
– и особенности структуры
права. Те или иные виды общественных
отношений (организационные, имущественные,
властно-карательные и др.) способны
"принимать" правовое регулирование
не вообще, а строго определенных видов
или в известном диапазоне
таких видов. На специфику правового
регулирования оказывают
Существенная
особенность регулируемых правом общественных
отношений заключается в том,
что они могут быть предметом
правового воздействия лишь постольку,
поскольку выступают в качестве
волевых решений. Волевых не в
том смысле, что общественные отношения
во всех случаях принадлежат к
области идеологии, надстройки над
экономическим базисом, а в том,
что независимо от своего места в
структуре социальных связей выражаются
в волевом поведении людей. В
частности, и общественно-производственные
отношения становятся предметом
правового регулирования только
в указанном выше качестве, т.е. тогда,
когда они проявляются в виде
имущественных, трудовых, организационных
и иных социальных связей, имеющих
волевой характер. При этом обнаруживается
важная закономерность: воздействие
права на общественную жизнь, в том
числе и на общественно-производственные
отношения, тем значительнее, чем
сильнее правовые формы оказывают
влияние на волю и сознание людей.
Таким образом, в качестве непосредственного
предмета правового регулирования
выступает волевое поведение
участников общественных отношений. Право
при этом способно воздействовать на
различные уровни поведения людей
и их коллективов, включая действия,
операции, деятельность и др. (причем
с каждым из этих уровней поведения
в принципе, как правило, сопряжен
соответствующий уровень
Правовая
норма, пишет В.Н. Кудрявцев, "наряду
с другими факторами
4.
Методы правового
регулирования.
Характерные
черты правового регулирования
выражены в его методах, способах,
типах. Методы правового регулирования
– это приемы юридического воздействия,
их сочетание, характеризующее использование
в данной области общественных отношений
или иного комплекса
Рассматривая
методы правового регулирования
в качестве реальных юридических
явлений, обретающих свою жизнь только
в рамках отраслей права, необходимо
вместе с тем указать на некоторые
первичные, исходные методы, которые
представляют собой выделенные логическим
путем простейшие приемы регулирования,
определяющие главное в правовом
статусе субъектов, в их исходных
юридических позициях. Это: централизованное,
императивное регулирование (метод
субординации), при котором регулирование
сверху донизу осуществляется на властно-императивных
началах, юридическая энергия поступает
на данный участок правовой действительности
только сверху от государственных органов
и сообразно этому положение
субъектов характеризуется
В
отраслях права эти первичные
методы в зависимости от характера
регулируемых отношений и других
социальных факторов выступают в
различных вариациях, сочетаниях, хотя,
как правило, и с преимущественным
преобладанием одного из них. В наиболее
чистом виде указанные первичные
методы выражаются в административном
праве (централизованное регулирование-
метод субординации) и в гражданском
праве (децентрализованное регулирование
– метод координации). Однако и
здесь, как и в иных отраслях, отраслевые
методы не могут быть сведены к
рассматриваемым простейшим приемам.
Представляя собой сложное, многогранное
правовое явление, каждый отраслевой метод
есть специфический комплекс приемов
и средств регулирования, который
существует только в данном, конкретном
нормативном материале, тесно связан
с соответствующей группой
5.
Способы правового
регулирования.
Под
способами правового
а) позитивное
обязывание – возложение на лиц
обязанности к активному
б) дозволение – предоставление лицам права на свои, собственные активные действия;
в) запрещение – возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий определенного рода.
Все
перечисленные способы связаны
с субъективными правами, осуществляются
через них. Причем если при дозволении
субъективное право (включая право
требования, обеспечивающее собственные
активные действия) образует самое
содержание данного способа правового
регулирования, то при обязывании и
запрещении право требования принадлежит
другим лицам; его смысл состоит
в том, чтобы обеспечивать исполнение
активной (связывание) или пассивной
(запрещение) юридической обязанности.
Из элементов правовой материи, выражающих
способы регулирования, образуется
самая плоть отраслевых методов.
Причем от первичных особенностей последних
– централизованного и
Существен
и следующий момент. Такие способы
правового регулирования, как дозволение
и запрещение, находят свое бытие
и за пределами конкретного
Особо
велико в данной плоскости значение
юридических дозволений: именно они
являются непосредственным выражением
той свободы, которая в единстве
с ответственностью образует содержание
непосредственно-социальных притязаний.
И именно по содержанию, характеру,
направленности юридических дозволений
проходит наиболее отчетливый водораздел
между правом эксплуататорских обществ
и социалистическим правом. Тот решающий
факт, что дозволения, свойственные
социалистическому праву, не допускают
эксплуатации человека человеком, насилия
и произвола над личностью
и выражают невиданную для эксплуататорского
общества свободу в наиболее жизненных,
важных для трудящегося человека
областях социальной жизни, и характеризует
величайшие социальные достоинства
и преимущества социалистического
права – права нового и высшего
исторического типа.
6.
Типы (порядки) правового
регулирования.
Под
типом (порядком) понимается общая направленность
юридического регулирования, которая
лежит в основе регулирования
общего дозволения или общего запрета,
иными словами, тип регулирования
характеризует наиболее существенные
разновидности сочетаний
Вместе
с тем типы регулирования отчетливо
раскрывают специфику права, его
особенности как социально-
а) общедозволительное, т.е. такое, в основе которого находится общее дозволение и которое потому строится по принципу "дозволено все, кроме...", а значит, лица при таком порядке в принципе вправе совершать любые действия, лишь бы они не попадали в разряд запрещенных, т.е. тех, которые прямо запрещены законом;
б) разрешительное, т.е. такое, в основе которого лежит общий запрет и которое потому строится по принципу "запрещено все, кроме...", а значит, лица вправе совершать только действия, разрешенные в нормах.
Характеристика указанных двух типов (порядков) регулирования имеет в теории права фундаментальное значение. Она позволяет увидеть, как и в каком сочетании, глубинные элементы структуры права – дозволения и запреты – "работают" на его специфику, на осуществление через механизм юридического регулирования социальной свободы в ее единстве с социальной ответственностью. Знаменательно, что здесь обнаруживаются весьма четкие специфические закономерности. Если перед нами общий запрет, то ему корреспондирует только конкретное дозволение (разрешительное регулирование). И наоборот, если законодатель установил общее дозволение, то ему по логике существующих здесь связей должны соответствовать конкретные запреты ''общедозволительное регулирование".
Каждый из указанных типов регулирования обладает своими достоинствами, характер и "величина" которых прямо зависят от экономического базиса, социально-классовых условий, классовой природы права.
В
эксплуататорском обществе соотношение
между обще дозволительным и разрешительным
регулированием довольно точно соответствует
особенностям существующих в нем
классовых отношений. Обще дозволительный
тип регулирования приспособлен
в основном для обслуживания интересов
господствующих классов: во многих случаях,
в особенности в области
Законы, регламентирующие права для трудящихся, предельно точно укладываются в разрешительный тип регулирования; а вот общедозволительный тип, как показал В.И. Ленин, во имя интересов эксплуататоров преобразуется: для него общим фоном становится юридический запрет (обращенный здесь против трудящихся), а общее дозволение для администрации – что-то запрещать вопреки, казалось бы, логике данного типа регулирования – не связывается запретами для нее, администрации, и потому выступает в виде общего дозволения для чиновников запрещать "все, что им угодно".
После
победы социалистической революции, рассматриваемые
типы регулирования служат интересам
трудящихся. Причем при построении
социализма разрешительное регулирование
было использовано для ограничения
деятельности эксплуататорских классов.
В целом же после победы социализма
соотношение типов
Правовое регулирование по своему фактическому итогу выражается в реализации права, т.е. в поведении участников общественных отношений, в которого воплощаются требования и возможности, содержится в праве. Реализация права осуществляется в различных формах. Особенности этих форм ближайшим образом зависят от способов правового регулирования, от того, реализуются ли в данном случае обязывание, дозволение или запрет. В соответствии с этим различаются три формы реализации: исполнение, использование, соблюдение.
Исполнение.
Это такая форма реализации, которая
выражается в действиях субъектов
по осуществлению обязывающего правового
предписания. Характерная черта
данной формы – активное поведение
субъектов: они совершают действия,
предписанные юридическими нормами, т.е.
выполняют возложенные на них
обязанности к активному
Использование. Это такая форма реализации, которая выражается в осуществлении возможностей, вытекающих из дозволений. Характерная черта данной формы реализации – активное поведение субъектов; однако в отличие от предшествующей формы оно касается субъективных прав, причем прав на свое, "собственное" активное поведение, на использование предоставленных правом юридических возможностей (использование, например, права на защиту, права юридического распоряжения объектами личной собственности, избирательных прав и т.д.).
Соблюдение.
Это такая форма реализации, которая
выражается в том, что субъекты сообразуют
свое поведение с юридическими запретами.
Характерная черта данной формы
– пассивное поведение
В наиболее точном, предельно строгом смысле о реализации права можно говорить в отношении такой ее формы, как исполнение. Здесь, действительно, в юридических нормах закладываются известные "программы поведения", которые затем в самом точном, прямом смысле осуществляются, переносятся в фактические отношения, претворяются в жизнь, реализуются в активной деятельности субъектов. Что же касается двух других форм (использования и соблюдения), то здесь общие положения о реализации права нуждаются в известных уточнениях и, пожалуй, даже в оговорках.
Прежде всего, указанные две формы должны рассматриваться в единстве, в сочетании и притом в зависимости от типа регулирования. При использовании всегда есть и соблюдение: при общедозволительном регулировании – в виде не нарушения конкретных запрещающих норм, при разрешительном – в виде строгого следования поведению в границах, очерченных субъективным правом, в не совершении ничего такого, что выходит за эти границы.
Как
при обще дозволительном, так и
при разрешительном регулировании
управомоченный субъект действует
активно. И вот это активное поведение
лишь в весьма условном смысле можно
рассматривать в качестве "реализации"
того, что заложено в праве. По своей
сути активное поведение субъектов
здесь – результат прямого
осуществления материальных, политических,
духовных и иных интересов, основанных
на объективно обусловленных потребностях
социальной жизни. Реализация же соответствующих
юридических норм – управомочивающих
и запрещающих, а также общих
дозволений и запретов заключается,
в сущности, лишь в том, что создаются
как бы типовые конструкции, общие
и абсолютные правоотношения, в соответствии
с которыми субъекты строят свое, продиктованное
социальными потребностями
Подобные
представления в какой-то мере справедливы,
пожалуй, лишь применительно к такой
форме, как исполнение – наиболее
простой форме реализации, относящейся
к верхним слоям правовой системы
и, действительно, позволяющей (далеко
не всегда, впрочем, эффективно, социально
оправданно) довольно "свободно"
использовать правовые формы, подчас не
без волюнтаристских оснований.
Вывод:
Если
же обратиться к таким формам реализации,
как использование и
И
именно здесь, в данной плоскости
– главный магистральный путь
развития правовой формы, использования
ее потенциала и резервов, повышения
роли права в сочетании и гармонии
с оптимизацией всего существующего
в данном обществе комплекса социальных
регуляторов . Не трудно заметить, что
рассматриваемый подход к праву,
предупреждая от упрощенных трактовок
и преувеличений его роли, позволяет
раскрыть действительную ценность права
в жизни общества, его органический,
закономерный характер в системе
социальных отношений классового общества.
Использованная
литература:
1.Алексеев
С.С. Общая теория права: В
2-х т, Т. I. — М.: «Юридическая
литература», 1981. С.305
2.Глущенко
П. П. Правовая сущность института защиты
прав, свобод и интересов граждан РФ : учебное
пособие/ П. П. Глущенко, В. Я. Кикоте. -СПб.:
С-Петербургская академия экономики и
управления, 2007
3.Закон,
власть, политика, государственный
и местный уровни. СПб. АНБ,
ИУиЭ. 1998 г. Учебник. Г.Н. Селезнев,
В.А. Гневко.
4.Административное
право России: учебник / Под ред. П. И. Кононова
– Изд. 4-е, перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА:Закон
и право, 2009. – 687с.