Предмет правового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2011 в 14:34, контрольная работа

Описание

Правовое регулирование – принципиально важная составная часть предмета марксистско-ленинской общей теории права, выявляющая динамическую, активно-действенную сторону правовой действительности. Однако было бы недостаточным оценивать вопросы правового регулирования только в качестве высокозначимой общетеоретической проблематики. Да и к тому же число таких "собственных" вопросов правового регулирования не так уж велико (понятие, механизм, предмет, методы и некоторые другие).

Содержание

1. Правовое регулирование………………………………………………………..4
2. Правовое воздействие и правовое регулирование…………………………...5
3. Предмет правового регулирования…………………………………………...6
4. Методы правового регулирования…………….………………………………8
5. Способы правового регулирования…………….…………………………….9
6. Типы (порядки) правового регулирования………………………………….11
7. Реализации права. Формы реализации………………………………………14
Вывод:
Список использованной литературы:

Работа состоит из  1 файл

админ право сделано.docx

— 20.40 Кб (Скачать документ)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ  АКАДЕМИЯ

УПРАВЛЕНИЯ  И ЭКОНОМИКИ

Факультет экономики и финансов

Специальность:080109  «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» 
 

        •  
           

            •  
               
               

          Контрольная работа 
           

                              по дисциплине: Теория экономического аналаза

                              на тему: задача  
           
           
           
           
           
           

                                                                                Выполнила: Сидорова Агата Гаевна

                                                                                  Студент группы: 19-5331/2-4БУА09СП

                                  Проверил:

          рок обучения: 1 
           
           
           
           

          г.Якутска 2011 

                       Содержание 

          Введение: 

          1. Правовое регулирование………………………………………………………..4
           
          1. Правовое воздействие  и правовое регулирование…………………………...5
           
          1. Предмет правового  регулирования…………………………………………...6
           
          1. Методы правового  регулирования…………….………………………………8
           
          1. Способы правового  регулирования…………….…………………………….9
           
          1. Типы (порядки) правового регулирования………………………………….11
           
          1.   Реализации права. Формы реализации………………………………………14
           

          Вывод:  

          Список  использованной литературы: 
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

                    Введение

              В условиях административно-командной  экономики оценка хозяйственной  деятельности предприятий означала выяснение степени выполнения установленных  им заданий. В пореформенный (после 1964 года) период выполнения заданий  было неотъемлемым элементом системы  планирования и стимулирования. Все  поощрительные меры увязывались  непосредственно с тем, как выполнены  установленные предприятию задания. Правовое регулирование оценки хозяйственной  деятельности представляло собой развитую систему норм, в которую вводились  те или иные критерии (показатели) достижения поставленных предприятием плановых задач, выполнение договорных обязательств, и с уровнем этих показателей  связывалось формирование поощрительных  фондов, премирование отраслей, подотраслей, объединений, предприятий и их подразделений. На разных этапах периода 60-х - 80-х годов  менялись отдельные блоки этой системы, совершенствовались методы корректировки  поощрения в зависимости от задач, выдвигавшихся в каждом пятилетии  и даже по годам пятилеток. Тем  не менее сущность оценки хозяйственной  деятельности неизменно состояла в  определении степени выполнения плановых директив и вся проблема состояла только в том, чтобы подобрать  наиболее совершенную методологию  в оценке определенной отрасли, подотрасли, конкретного звена народного  хозяйства. 
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

          1. Правовое  регулирование
           

               Правовое  регулирование – принципиально  важная составная часть предмета марксистско-ленинской общей теории права, выявляющая динамическую, активно-действенную  сторону правовой действительности. Однако было бы недостаточным оценивать  вопросы правового регулирования  только в качестве высокозначимой общетеоретической  проблематики. Да и к тому же число  таких "собственных" вопросов правового  регулирования не так уж велико (понятие, механизм, предмет, методы и некоторые  другие). Главное заключается в  том, что проблемы правового регулирования, связанный с ними особый понятийный аппарат – это, в сущности, особый угол зрения на всю правовую действительность, это методологический подход, демонстрирующий  в области права познавательную силу материалистической диалектики.

               Первостепенное, пожалуй, даже исключительное значение имеют указанный подход и понятийный аппарат в плане тех теоретических  идей, которые взяты в качестве отправных в настоящем курсе. Именно категории правового регулирования  образуют основные опорные пункты философского (общесоциологического) уровня специально-юридического анализа.

          Они не только непосредственно воплощают  требования материалистической диалектики (рассмотрение социальных явлений в  активном виде, в действовании, в  связи с практикой) и не только выражают важнейшие специфические  закономерности права – закономерности его функционирования, но и в связи  с этим охватывают в своей совокупности все участки правовой действительности, все элементы правовой надстройки. Ведь в правовом регулировании, в  его механизме реально развертываются, раскрываются элементы данной правовой системы. А это позволяет рассматривать  в единстве, системно все многообразные  правовые явления, да, причем так, что  ближайшей базой такого рассмотрения неизменно выступают требования материалистической диалектики, выраженные в категориях правового регулирования. Таким путем оказывается возможным  – вовлечь вопросы, относящиеся  к догме права и к технике  юриспруденции, в русло того специально-юридического анализа философского уровня, который  свойствен марксистско-ленинской  общей теории права.

               Вот почему во втором томе курса, в котором  речь пойдет о норме права, о правоотношении, о правовом акте и других явлениях из области догмы права и техники  юриспруденции, исходным пунктом и  объединяющим началом являются теоретические  положения о правовом регулировании, в особенности о его механизме. 
           

          2. Правовое воздействие  и правовое регулирование. 

               Информационное  и ценностно-ориентационное воздействие  права. Правовое регулирование –  это осуществляемое при помощи правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.) результативное, нормативно-организационное  воздействие на общественные отношения  в целях их упорядочения, охраны, развития в соответствии с требованиями экономического базиса, общественными  потребностями данного социального  строя.

          Определяя правовое регулирование через понятие  правового воздействия, нужно учитывать, что последнее – широкое понятие, которое характеризует все направления  и формы влияния права на общественную жизнь, в том числе и функционирование права в качестве идеологического, воспитательного фактора. И хотя эта сторона функционирования права  и правовое регулирование взаимопроникают, надо видеть, что влияние права  как идеологического, воспитательного  фактора по своей основе не является для него специфическим. В принципе рассматриваемая сторона юридического воздействия, основанная на особенностях права как формы общественного  сознания, не отличается от влияния  на общественную жизнь других идеологических форм и средств (средств агитации, пропаганды, массовой политической информации, нравственного воспитания и т.д.).

               Правовое  же регулирование – специфическое  воздействие, осуществляемое правом как  особым социально-классовым институционным нормативным регулятором.

          Своеобразие правового регулирования заключается  в том, что оно:

          - во-первых, в соответствии со своей классовой  природой является такой разновидностью  социального регулирования, которая  имеет целенаправленный, организованный, гарантированно-результативный характер, представляет собой нормативно-организационное  регулирование общественных отношений,  их государственно-властное, ценностное  нормирование;

          - во-вторых, осуществляется при помощи целостной  системы средств, обеспечивающих  достижение необходимых целей  (результатов). Иными словами, для  правового регулирования в отличие  от общего идеологического воздействия  права характерно то, что оно  всегда осуществляется при помощи  особого, свойственного только  праву механизма, призванного  в плоскостях статического или  динамического посредствования  общественных отношений  гарантировать  с юридической стороны достижение  целей, результатов, которые ставил  законодатель, издавая юридические  нормы. Конечно, общее идеологическое  воздействие права, взаимопроникая  со специфически правовым регулированием, несет на себе печать последнего  и в соответствии с этим  обладает рядом достоинств (имеет  черты всеобщности, конкретности, увязанности с реальными жизненными  отношениями, с конфликтными ситуациями  и др.). Но все же по своей  основе, по главным особенностям  своего содержания оно является  не специфически правовым, а именно  общим, подчиняющимся единым закономерностям  функционирования идеологии, ее  влияния на общественную жизнь  в данной социальной системе.  Общее идеологическое воздействие  права осуществляется по двум  основным каналам – информационному  и ценностно-ориентированному. Информационное  воздействие права основано на  том, что право является одной  из разновидностей социальной  нормативной информации. При помощи  юридических норм доводится до  сведения участников общественных  отношений позиция государства  о требуемом, дозволенном или  запрещенном поведении, сообщается  о средствах достижения необходимых  результатов, о последствиях нарушения  норм.

               Ценностно-ориентационное воздействие права базируется на том, что, будучи самостоятельной ценностью, право одновременно является носителем  многих политических, моральных, духовных ценностей и потому способно вместе с информацией о требуемом, дозволенном  или запрещенном поведении формировать  те или иные ценностные представления  участников общественных отношений, содействовать  воспитанию у лица данного образа поведения, влиять на принятую им систему  ценностей. Характер и содержание общего идеологического воздействия права  зависят от его классовой природы, его отношения к социальному  прогрессу.

             Возросшее значение социалистического права  как эффективного средства информации и ценностно-ориентационного воздействия  связано с повышением роли идеологических факторов в жизни социалистического  общества, а также с тем, что  оно строится на подлинно научной  основе. С первых же дней существования  Советского государства издаваемые им нормативные юридические акты выступали, по словам В.И. Ленина, в качестве могучих средств пропаганды и  агитации – средств, при помощи которых  партия давала простому рабочему и  крестьянину представление о  политике молодого пролетарского государства, призывала их к массовому практическому  делу. 

          1. Предмет правового регулирования.

             Это разнообразные общественные отношения, которые объективно, по своей природе  могут "поддаваться" нормативно-организационному воздействию и в данных социально-политических условиях требуют такого воздействия, осуществляемого при помощи юридических  норм, всех иных юридических средств, образующих механизм правового регулирования. От содержания и характера предмета во многом зависят особенности содержания правового регулирования, а отсюда – и особенности структуры  права. Те или иные виды общественных отношений (организационные, имущественные, властно-карательные и др.) способны "принимать" правовое регулирование  не вообще, а строго определенных видов  или в известном диапазоне  таких видов. На специфику правового  регулирования оказывают влияние  также элементы общественных отношений  – положение его субъектов, особенности  объектов и др. 

               Существенная  особенность регулируемых правом общественных отношений заключается в том, что они могут быть предметом  правового воздействия лишь постольку, поскольку выступают в качестве волевых решений. Волевых не в  том смысле, что общественные отношения  во всех случаях принадлежат к  области идеологии, надстройки над  экономическим базисом, а в том, что независимо от своего места в  структуре социальных связей выражаются в волевом поведении людей. В  частности, и общественно-производственные отношения становятся предметом  правового регулирования только в указанном выше качестве, т.е. тогда, когда они проявляются в виде имущественных, трудовых, организационных  и иных социальных связей, имеющих  волевой характер. При этом обнаруживается важная закономерность: воздействие  права на общественную жизнь, в том  числе и на общественно-производственные отношения, тем значительнее, чем  сильнее правовые формы оказывают  влияние на волю и сознание людей. Таким образом, в качестве непосредственного  предмета правового регулирования  выступает волевое поведение  участников общественных отношений. Право  при этом способно воздействовать на различные уровни поведения людей  и их коллективов, включая действия, операции, деятельность и др. (причем с каждым из этих уровней поведения  в принципе, как правило, сопряжен соответствующий уровень структуры  права, а также многие аспекты  поведения в плане его генезиса – и на мотивацию поведения, и  на принятие решения и т.д.).

               Правовая  норма, пишет В.Н. Кудрявцев, "наряду с другими факторами воздействует на содержание и направленность поступка, способствует выбору правомерных средств  достижения целей, предотвращает противоправное поведение".  Автором этих строк  в свое время было высказано предположение, в соответствии с которым теоретические  идеи о волевом характере регулируемых правом общественных отношений (наиболее полно развернутые в работах  С.Н. Братуся) имеют характер значительного  открытия, научные резервы которого в полной мере еще не раскрыты. Исследования последних лет, сформировавшие новые  направления в теории права, убедительно, надо полагать, подтвердили это предположение. Например, те высокозначимые в теоретическом  и практическом отношениях выводы, которые вытекают из предложенной В.Н. Кудрявцевым общетеоретической  характеристики соотношения права  и поведения, опираются, как на ближайшую  свою предпосылку, на упомянутые выше теоретические идеи о волевом  характере регулируемых правом общественных отношений. Есть все основания предполагать, что и на последующих этапах разработки вопросов общей теории права, связанных  с творческим использованием достижений социальной психологии и других наук, которые изучают поведение человека, указанные теоретические положения  явятся исходным пунктом и ключом к пониманию ряда других сложных  проблем, имеющих дальнюю перспективу, таких, как психологический механизм правового регулирования, стимулирующая  роль права и т.д. Весьма симптоматично, что в последнее время спал накал той дискуссии, которая  возникла по данной проблеме. Теперь, думается, всем стало ясно, что право воздействует на общественную жизнь через волю и сознание людей и, стало быть, через такие общественные отношения, которые выражаются в волевом  поведении. 

          4. Методы правового  регулирования.  

               Характерные черты правового регулирования  выражены в его методах, способах, типах. Методы правового регулирования  – это приемы юридического воздействия, их сочетание, характеризующее использование  в данной области общественных отношений  или иного комплекса юридического инструментария. Методы юридического воздействия – методы субстанциональны, неотделимы от правовой материи. Они  – главное, что выражает самую  суть, стержень того или иного юридического режима регулирования; следовательно, они служат именно тем объединяющим началом, которое компонует правовую ткань в главные структурные  подразделения правовой системы  в отрасли права . Таким образом, каждой основной отрасли присущ свой особый метод правового регулирования, специфические черты которого концентрированно выражены в правовом положении (статусе) субъектов, а также в основаниях формирования правоотношений, способа  определения их содержания, в юридических  санкциях. Поставив субъектов общественных отношений в те или иные исходные юридические позиции, правовая система  тем самым предопределяет своеобразие  используемого в данной области  всего комплекса юридического инструментария и отсюда основные особенности структурных  подразделений правовой системы.

               Рассматривая  методы правового регулирования  в качестве реальных юридических  явлений, обретающих свою жизнь только в рамках отраслей права, необходимо вместе с тем указать на некоторые  первичные, исходные методы, которые  представляют собой выделенные логическим путем простейшие приемы регулирования, определяющие главное в правовом статусе субъектов, в их исходных юридических позициях. Это: централизованное, императивное регулирование (метод  субординации), при котором регулирование  сверху донизу осуществляется на властно-императивных началах, юридическая энергия поступает  на данный участок правовой действительности только сверху от государственных органов  и сообразно этому положение  субъектов характеризуется отношениями  субординации, прямого подчинения; децентрализованное, диспозитивное  регулирование (метод координации), при котором правовое регулирование  определяется также снизу, на его  ход и процесс оказывает влияние  активность участников общественных отношений, их правомерные действия здесь тоже являются индивидуальным, "автономным" источником юридической энергии, и  сообразно этому положение субъектов  характеризуется отношениями координации, приданием конститутивного юридического значения их правомерному поведению.

               В отраслях права эти первичные  методы в зависимости от характера  регулируемых отношений и других социальных факторов выступают в  различных вариациях, сочетаниях, хотя, как правило, и с преимущественным преобладанием одного из них. В наиболее чистом виде указанные первичные  методы выражаются в административном праве (централизованное регулирование- метод субординации) и в гражданском  праве (децентрализованное регулирование  – метод координации). Однако и  здесь, как и в иных отраслях, отраслевые методы не могут быть сведены к  рассматриваемым простейшим приемам. Представляя собой сложное, многогранное правовое явление, каждый отраслевой метод  есть специфический комплекс приемов  и средств регулирования, который  существует только в данном, конкретном нормативном материале, тесно связан с соответствующей группой общественных отношений – предметом правового  регулирования. 

          5. Способы правового  регулирования.  

               Под способами правового регулирования  следует понимать те пути юридического воздействия, которые выражены в  юридических нормах, в других элементах  правовой системы. Основными способами  правового регулирования являются:

          а) позитивное обязывание – возложение на лиц  обязанности к активному поведению, т.е. что-то сделать, передать, уплатить и т.д.;

          б) дозволение – предоставление лицам права  на свои, собственные активные действия;

          в) запрещение – возложение на лиц обязанности  воздерживаться от совершения действий определенного рода.

               Все перечисленные способы связаны  с субъективными правами, осуществляются через них. Причем если при дозволении субъективное право (включая право  требования, обеспечивающее собственные  активные действия) образует самое  содержание данного способа правового  регулирования, то при обязывании и  запрещении право требования принадлежит  другим лицам; его смысл состоит  в том, чтобы обеспечивать исполнение активной (связывание) или пассивной (запрещение) юридической обязанности. Из элементов правовой материи, выражающих способы регулирования, образуется самая плоть отраслевых методов. Причем от первичных особенностей последних  – централизованного и децентрализованного  регулирования – во многом зависит  и комбинация способов, которая характерна для той или иной отрасли права. Для отраслевых методов, где доминирующим является централизованное регулирование (административное право, финансовое право  и др.), в комбинации указанных  трех способов превалируют обязывание ("а") и запрещение ("в"); в  отраслевых же методах, выражающих диспозитивное  начало (гражданское право, семейное право, трудовое право и др.), превалирует  дозволение . Нетрудно заметить, что  цепочка зависимостей между элементами правовой системы может быть протянута  и дальше – к специально-юридическим  функциям права. В частности, обязывание присуще в основном динамической, а дозволение и запрещение – статической  регулятивным функциям права .

               Существен и следующий момент. Такие способы  правового регулирования, как дозволение и запрещение, находят свое бытие  и за пределами конкретного нормативного материала; проявляясь в соответствующих  юридических нормах (управомочивающих и запрещающих), они одновременно выступают в виде глубинных элементов  структуры права . Думается, рассматриваемые  три способа правового регулирования  – не однопорядковые явления. Можно  предположить, что наиболее элементарным (с юридической стороны), расположенным  в верхних слоях правовой системы  является способ юридического связывания: он не выходит за пределы конкретных юридических норм, выражается в простейших юридических связях – относительных  правоотношениях. Дозволения же и запрещения (запреты) органичны для права, они  принадлежат к глубинным пластам  права, его механизма, где правовая система прямо контактирует с  экономикой, социально-политическими  отношениями, с непосредственно-социальными  притязаниями, соответствующими господствующим отношениям (сущностью права второго  порядка), и потому непосредственно  выражают социально-политическое существо правовой системы.

               Особо велико в данной плоскости значение юридических дозволений: именно они  являются непосредственным выражением той свободы, которая в единстве с ответственностью образует содержание непосредственно-социальных притязаний. И именно по содержанию, характеру, направленности юридических дозволений проходит наиболее отчетливый водораздел между правом эксплуататорских обществ  и социалистическим правом. Тот решающий факт, что дозволения, свойственные социалистическому праву, не допускают  эксплуатации человека человеком, насилия  и произвола над личностью  и выражают невиданную для эксплуататорского  общества свободу в наиболее жизненных, важных для трудящегося человека областях социальной жизни, и характеризует  величайшие социальные достоинства  и преимущества социалистического  права – права нового и высшего  исторического типа. 

          6. Типы (порядки) правового  регулирования.  

               Под типом (порядком) понимается общая направленность юридического регулирования, которая  лежит в основе регулирования  общего дозволения или общего запрета, иными словами, тип регулирования  характеризует наиболее существенные разновидности сочетаний способов регулирования, именно тех способов, которые воплощаются в глубинных  элементах структуры права, в  дозволениях и запретах.

               Вместе  с тем типы регулирования отчетливо  раскрывают специфику права, его  особенности как социально-классового регулятора, выражающего социальную свободу в единстве с ответственностью и потому функционирующего через  субъективные права (причем и в том  случае, когда в основе регулирования  лежит запрет). В зависимости от сочетаний запретов и дозволений в праве различается два основных типа регулирования:

          а) общедозволительное, т.е. такое, в основе которого находится  общее дозволение и которое потому строится по принципу "дозволено  все, кроме...", а значит, лица при  таком порядке в принципе вправе совершать любые действия, лишь бы они не попадали в разряд запрещенных, т.е. тех, которые прямо запрещены  законом;

          б) разрешительное, т.е. такое, в основе которого лежит  общий запрет и которое потому строится по принципу "запрещено  все, кроме...", а значит, лица вправе совершать только действия, разрешенные  в нормах.

               Характеристика  указанных двух типов (порядков) регулирования  имеет в теории права фундаментальное  значение. Она позволяет увидеть, как и в каком сочетании, глубинные  элементы структуры права – дозволения и запреты – "работают" на его  специфику, на осуществление через  механизм юридического регулирования  социальной свободы в ее единстве с социальной ответственностью. Знаменательно, что здесь обнаруживаются весьма четкие специфические закономерности. Если перед нами общий запрет, то ему корреспондирует только конкретное дозволение (разрешительное регулирование). И наоборот, если законодатель установил  общее дозволение, то ему по логике существующих здесь связей должны соответствовать  конкретные запреты ''общедозволительное регулирование".

          Каждый  из указанных типов регулирования  обладает своими достоинствами, характер и "величина" которых прямо  зависят от экономического базиса, социально-классовых условий, классовой  природы права.

               В эксплуататорском обществе соотношение  между обще дозволительным и разрешительным регулированием довольно точно соответствует  особенностям существующих в нем  классовых отношений. Обще дозволительный тип регулирования приспособлен в основном для обслуживания интересов  господствующих классов: во многих случаях, в особенности в области частнособственнических, трудовых отношений, предоставляемые  господствующим индивидам права  – это права поступать по усмотрению, нередко по произволу. Субъективные же права для трудящихся предоставляются  в эксплуататорском обществе, как  правило, в сугубо разрешительном порядке  – только "то-то" и "что-то" и не больше. Да плюс к тому в эксплуататорском обществе сами указанные типы регулирования (тем в большей степени, чем  реакционной данный социальный строй) приобретают особый облик, продиктованный классовой природой соответствующей  правовой системы, сущностью лежащих  в ее основе классовых отношений. И во многих случаях закономерным здесь становится не указанная выше логика типов регулирования, а отступление  от нее во имя классовых интересов  эксплуататоров. Достойно повышенного  внимания то обстоятельство, что указанные  черты типов регулирования (и  в не меньшей степени значение самой идеи о двух типах регулирования) раскрыты В.И. Лениным. Он писал в  отношении дореволюционного законодательства: "Русские законы можно вообще разделить на два разряда: одни законы, которыми предоставлены какие-нибудь права рабочим и простому народу вообще, другие законы, которые запрещают  что-либо и позволяют чиновникам запрещать. В первых законах все, самые мелкие права рабочих перечислены  с полной точностью... В законах  второго рода всегда даются только общие запрещения без всякого  точного перечисления, так что  администрация может запретить  все, что ей угодно".

               Законы, регламентирующие права для трудящихся, предельно точно укладываются в  разрешительный тип регулирования; а вот общедозволительный тип, как  показал В.И. Ленин, во имя интересов  эксплуататоров преобразуется: для  него общим фоном становится юридический  запрет (обращенный здесь против трудящихся), а общее дозволение для администрации  – что-то запрещать вопреки, казалось бы, логике данного типа регулирования  – не связывается запретами для  нее, администрации, и потому выступает  в виде общего дозволения для чиновников запрещать "все, что им угодно".

               После победы социалистической революции, рассматриваемые  типы регулирования служат интересам  трудящихся. Причем при построении социализма разрешительное регулирование  было использовано для ограничения  деятельности эксплуататорских классов. В целом же после победы социализма соотношение типов регулирования, специфическая "расстановка" общих  прав и конкретных обязанностей строится таким образом, чтобы дать простор  творческой инициативе трудящихся, все  полнее обеспечивать их возрастающие потребности и юридически гарантировать  антиэксплуататорскую природу нашего строя, проведение начал строгой  социалистической организованности, общегосударственной  дисциплины. Следует еще раз обратить внимание на значение в праве, его  структуре общих дозволений и  запретов. Есть все основания полагать, что эти юридические начала, не только находятся на стыке потребностей социальной жизни, непосредственно-социальных притязаний и права как юридического феномена, но и, разумеется, в связи  с отмеченным прямо соответствуют  главным сторонам ценности последнего – обеспечению высокой организованности социальной жизни (запреты), социальной активности участников общественных отношений (дозволения). Здесь, в самых глубинах правовой системы, отчетливо видно, как крепко в один узел "связаны" специфика права, ею ценность и его  экономическая, социально-политическая основа и как закономерно социальная свобода в единстве с ответственностью, проявляясь в непосредственно-социальных притязаниях, затем переходит в  глубинные элементы структуры права  – общие дозволения и общие  запреты, в соотношении и особенностях которых прямо выражается классовость  права. Отсюда понятны та четкость и  жесткость, которые характерны для  закономерных связей между общими дозволениями и общими запретами, с одной стороны, и конкретными субъективными  правами и обязанностями, с другой стороны, – связей, лежащих в основе двух типов регулирования – общедозволительного  и разрешительного. Теперь к этому  следует добавить: именно потому, что  общие дозволения и общие запреты  являются глубинными элементами структуры  права, обладающими к тому же весьма значительной регулятивной энергией, они вообще во многом определяют все  другие "частицы" правовой материи, все другие элементы правовой системы  – и другие общие права и  обязанности, и конкретные права  и обязанности, и меры ответственности, защиты и т.д. Словом, ныне становится все более ясным, что понимание  особенностей правовой системы –  и в целом, и в отдельных  ее звеньях – в весьма большой  степени связано с характеристикой  определяющей роли в структуре права  общих дозволений и общих запретов. 

          1. Реализации  права. Формы реализации.
           

               Правовое  регулирование по своему фактическому итогу выражается в реализации права, т.е. в поведении участников общественных отношений, в которого воплощаются  требования и возможности, содержится в праве. Реализация права осуществляется в различных формах. Особенности  этих форм ближайшим образом зависят  от способов правового регулирования, от того, реализуются ли в данном случае обязывание, дозволение или  запрет. В соответствии с этим различаются  три формы реализации: исполнение, использование, соблюдение.

               Исполнение. Это такая форма реализации, которая  выражается в действиях субъектов  по осуществлению обязывающего правового  предписания. Характерная черта  данной формы – активное поведение  субъектов: они совершают действия, предписанные юридическими нормами, т.е. выполняют возложенные на них  обязанности к активному поведению.

               Использование. Это такая форма реализации, которая  выражается в осуществлении возможностей, вытекающих из дозволений. Характерная  черта данной формы реализации –  активное поведение субъектов; однако в отличие от предшествующей формы  оно касается субъективных прав, причем прав на свое, "собственное" активное поведение, на использование предоставленных  правом юридических возможностей (использование, например, права на защиту, права  юридического распоряжения объектами  личной собственности, избирательных  прав и т.д.).

               Соблюдение. Это такая форма реализации, которая  выражается в том, что субъекты сообразуют свое поведение с юридическими запретами. Характерная черта данной формы  – пассивное поведение субъектов: они не совершают действий, запрещенных  юридическими нормами, т.е. выполняют  возложенные на них пассивные  обязанности.

               В наиболее точном, предельно строгом  смысле о реализации права можно  говорить в отношении такой ее формы, как исполнение. Здесь, действительно, в юридических нормах закладываются  известные "программы поведения", которые затем в самом точном, прямом смысле осуществляются, переносятся  в фактические отношения, претворяются в жизнь, реализуются в активной деятельности субъектов. Что же касается двух других форм (использования и  соблюдения), то здесь общие положения  о реализации права нуждаются  в известных уточнениях и, пожалуй, даже в оговорках.

          Прежде  всего, указанные две формы должны рассматриваться в единстве, в  сочетании и притом в зависимости  от типа регулирования. При использовании  всегда есть и соблюдение: при общедозволительном регулировании – в виде не нарушения  конкретных запрещающих норм, при  разрешительном – в виде строгого следования поведению в границах, очерченных субъективным правом, в  не совершении ничего такого, что выходит  за эти границы.

               Как при обще дозволительном, так и  при разрешительном регулировании  управомоченный субъект действует  активно. И вот это активное поведение  лишь в весьма условном смысле можно  рассматривать в качестве "реализации" того, что заложено в праве. По своей  сути активное поведение субъектов  здесь – результат прямого  осуществления материальных, политических, духовных и иных интересов, основанных на объективно обусловленных потребностях социальной жизни. Реализация же соответствующих  юридических норм – управомочивающих и запрещающих, а также общих  дозволений и запретов заключается, в сущности, лишь в том, что создаются  как бы типовые конструкции, общие  и абсолютные правоотношения, в соответствии с которыми субъекты строят свое, продиктованное социальными потребностями активное поведение. Изложенное об особенностях реализации права в связи с  общедозволительным и разрешительным типами регулирования приводит к  выводам, предупреждающим от упрощенных трактовок ценности права и преувеличения  его роли в жизни общества, против таких представлений, в соответствии с которыми будто бы все (и целиком), что происходит в окружающей нас  жизни, суть не что иное, как реализация правовых установлений.

               Подобные  представления в какой-то мере справедливы, пожалуй, лишь применительно к такой  форме, как исполнение – наиболее простой форме реализации, относящейся  к верхним слоям правовой системы  и, действительно, позволяющей (далеко не всегда, впрочем, эффективно, социально  оправданно) довольно "свободно" использовать правовые формы, подчас не без волюнтаристских оснований.  
           
           
           
           
           

          Вывод: 

               Если  же обратиться к таким формам реализации, как использование и соблюдение, которые связаны с самыми глубинами  правовой системы, то перед нами возникает  иная картина. В данной плоскости  право – и это решающая его  характеристика – предстает как  такой регулятивный и эффективный  охранительный социальный механизм, который призван дать простор  и гарантировать правомерное  поведение, выражающее действие экономических, общесоциальных закономерностей, и  функционирование которого, следовательно, находится в глубокой, органичной взаимосвязи и взаимодействии со всей системой экономических, общесоциальных, в том числе психологических, регуляторов, стимуляторов поведения  людей, их коллективов.

               И именно здесь, в данной плоскости  – главный магистральный путь развития правовой формы, использования  ее потенциала и резервов, повышения  роли права в сочетании и гармонии с оптимизацией всего существующего  в данном обществе комплекса социальных регуляторов . Не трудно заметить, что  рассматриваемый подход к праву, предупреждая от упрощенных трактовок  и преувеличений его роли, позволяет  раскрыть действительную ценность права  в жизни общества, его органический, закономерный характер в системе  социальных отношений классового общества. 
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

                     Использованная  литература: 

          1.Алексеев  С.С. Общая теория права: В  2-х т, Т. I. — М.: «Юридическая  литература», 1981. С.305 

          2.Глущенко П. П.  Правовая сущность института защиты прав, свобод и интересов граждан РФ : учебное пособие/ П. П. Глущенко, В. Я. Кикоте. -СПб.: С-Петербургская академия экономики и управления, 2007 

          3.Закон,  власть, политика, государственный  и местный уровни. СПб. АНБ,  ИУиЭ. 1998 г. Учебник. Г.Н. Селезнев, В.А. Гневко. 

          4.Административное право России: учебник / Под ред. П. И. Кононова – Изд. 4-е, перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА:Закон и право, 2009. – 687с. 
           
           
           
           
           

Информация о работе Предмет правового регулирования