Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 14:20, курсовая работа
Экономика – это наука о том, как общество использует определенные ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяет их среди различных групп людей. Поэтому экономика предприятия – это наука о том, как это явление осуществляется в рамках отдельно взятого предприятия. Судя по названию курса, объектом изучения является предприятие. Под предприятием в соответствии с действующим Российским законодательством понимается организация, которая использует разнообразные ресурсы, соответствующим образом их обрабатывает и получает товарную продукцию, оказывает определенн
Государственная система управления качеством продукции в РФ включает в себя:
1. Законы и нормативные акты, регламентирующие права и обязанности производителей и потребителей продукции в объёме разработки, создания, реализации и эксплуатации продукции;
2. Государственная система сертификации;
3. Государственная система надзора за соблюдением стандартов и состоянием измерительной техники;
4. Государственная статистическая отчётность предприятий по качеству продукции;
5. Заводские (внутрифирменные) системы управления качеством прдукции.
Обеспечение качества – это все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, а также дополнительные виды (если требуется), необходимые для создания уверенности в том, что объект будет выполнять требования, предъявляемые к качеству.
Управление качеством – методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований по качеству.
Улучшение качества – мероприятия, проводимые для повышения эффективности и результативности деятельности в целях получения выгоды как для организации, так и для потребителей.
Таким образом, система качества – это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.
Важнейшим элементом системы качества организации (предприятия) является жизненный цикл продукции или «петля качества» («спираль качества») – концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях: от определения потребностей до оценки их удовлетворения. Система качества предприятия разрабатывается с учётом конкретной деятельности предприятия, но в любом случае она должна действовать на всех стадиях «петли качества» или жизненного цикла продукции:
1) маркетинг, поиск, изучение рынка;
2) проектирование и разработка продукции;
3) подготовка и разработка производственных процессов;
4) материально-техническое снабжение;
5) производство;
6) контроль, проведение испытаний;
7) упаковка и хранение;
8) реализация и распределение продукции;
9) монтаж и эксплуатация;
10) утилизация использованного изделия.
Тема 6. Подготовка и освоение нового производства
1. Инновации и инновационная политика предприятия
Термин "инновация" появился в отечественной экономике в связи с переходом к рынку. До этого существовало понятие "внедрение достижений НТП".
Качественное совершенствование производства осуществляется в форме нововведений. Область науки, изучающая различные теории нововведений – формирование новшеств, их распространение, факторы, противодействующие нововведениям, выработку инновационных решений – называют инноватика.
Инновационная деятельность - это процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок в производственный процесс. Инновация - есть конечный результат инновационной деятельности, получившей реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта (технологического процесса), реализуемого на рынке.
Классификация инноваций:
1. По степени новизны выделяют:
1) Базисные инновации (реализуют крупные изобретения и являются основой для формирования новых поколений и направлений развития техники);
2) Улучшающие (связаны с внедрением мелких и средних изобретений);
3) Псевдоинновации (направлены на частичное улучшение устаревших видов техники и технологии);
2. По роли в воспроизводственном процессе инновации классифицируются на:
1) потребительские;
2) инвестиционные;
3. По степени сложности:
1) простые;
2) синтетические;
4. По причинам возникновения:
1) реактивные (направлены на выживание фирмы, они появляются, как правило, как реакция на радикальные инновационные преобразования, осуществляемые конкурентами);
2) стратегические (носят упреждающий характер и направлены на получение конкурентных преимуществ в перспективе);
5. По характеру применения различают:
1) продуктовые инновации (направлены на производство и использование новых продуктов и услуг);
2) рыночные (открывающие новые сферы применения уже известных продуктов и услуг и позволяющие реализовать потребности в них на новых рынках);
3) инновации–процессы (нацелены на новые технологии, организацию процесса и управление);
4) социальные инновации (ориентированные на построение и функционирование новых социальных структур).
Понятие "инновация" может применяться только к тем новшествам, затраты на создание и внедрение которых окупаются в нормативные сроки. При этом период времени от зарождения идеи до практического внедрения новшества называется жизненным циклом инноваций. Финансирование инноваций осуществляется из тех же источников, что и финансирование любых инвестиций (самофинансирование, заемные средства, привлечённые источники и др.).
Инвестиционная политика предприятий должна быть направлена на увеличение производства принципиально новых видов продукции и технологий (что в настоящее время в РФ составляет лишь 3% от общего выпуска). Причем инновации - это не только производство новых продуктов и внедрение новых технологий, но и новые сферы управления, маркетинговые инструменты. Обновление продукции увеличивает вероятность получения предприятием добавочной прибыли (научно технической ренты).
2. Инжиниринг и реинжиниринг на предприятии
Термин "инжиниринг" (от лат. "изобретательность"). Основной перечень инжиниринговых услуг:
1) маркетинговые исследования целесообразности проекта;
2) изучение технических возможностей его реализации;
3) надзор за изготовлением оборудования;
4) помощь в обучении персонала;
5) пуск объектов эксплуатации.
Понятие "инжиниринг" вошло в бизнес–практику с середины 80-х гг. и представляет собой инженерно-консультационные услуги, обособленные в самостоятельную сферу коммерческой деятельности.
Такие услуги делятся на две группы:
1) услуги, связанные с подготовкой производственного процесса;
2) услуги по обеспечению нормального хода процесса производства и реализации продукции.
Цель инжиниринговой деятельности – повышение эффективности производства на основе известных науке и практике достижений в области инженерных знаний, то есть это процесс доведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ до стадии производства.
Как свидетельствует мировой производственный опыт, прирост конечного результата производства при использовании практики инжиниринга составляет примерно 10-20%. Более Существенных результатов позволяет достигать реинжиниринг бизнес–процесса. Данное понятие введено впервые М. Хаммером и Дж. Чампи "Реинжиниринг корпораций: революция в бизнесе". Реинжиниринг представляет собой инновационный процесс, направленный на кардинальное перепроектирование бизнеса для достижения скачкообразного улучшения деятельности предприятия. Реинжиниринг рассматривается не как традиционное улучшение (усовершенствование или модернизация), а как изобретение, позволяющее увеличить некоторые показатели деятельности предприятия в среднем в 5-10 раз и более).
В экономической литературе по реинжинирингу выделяются два вида деятельности:
- кризисный реинжиниринг;
- реинжиниринг развития.
По пути кризисного реинжиниринга идут в том случае, если предприятие оказалось в чрезвычайно сложной ситуации. Реинжиниринг же развития приемлем, когда у предприятия наметились тенденции ухудшения экономических показателей и возникла угроза завоевания рынков
- стремление увеличить массу прибыли.
В 1991 г. было образованно первое профессиональное общество финансовых инженеров ("Международная ассоциация финансовых инженеров"). Финансовый инжиниринг – это разработка новых финансовых инструментов, операционных схем, поиск новых подходов к решению проблем в области финансов.
Тема 7. Организация инвестиционной деятельности предприятия
1. Инвестиции: сущность, виды, источники
С экономической точки зрения инвестиции рассматриваются как расходы на создание (приобретение), расширение, реконструкцию и техническое перевооружение основного капитала, а так же вызванное этим изменением расширение оборотного капитала.
Инвестициями могут быть:
1. Денежные средства, целевые банковские вклады, акции и другие ценные бумаги;
2. Движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, оборудование и др. материальные ценности);
3. Имущественные права, вытекающие из авторского права, «ноу-хау», опыт и другие интеллектуальные ценности;
4. Права пользования землей и другими природными ресурсами, а также другие ценные имущественные права;
5. Другие ценности.
Под инвестиционной деятельностью понимается совокупность практических действий граждан, юридических лиц и государства по реализации инвестиций.
Субъекты инвестиционной деятельности:
1. Инвесторы (частные и институциональные);
2. Наемные работники (исполнители работ);
3. Арендаторы объектов инвестирования.
Объектами инвестиционной деятельности являются вновь создаваемые и модернизированные основные фонды, оборотные средства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, интеллектуальные ценности и имущественные права, научно-техническая продукция.
Источники инвестиций:
1. Внутренние источники (собственные средства: нераспределенная прибыль, уставный капитал, амортизационный фонд, фонд накопления);
2. Внешние источники (ассигнования из различных бюджетов, иностранные инвестиции, кредиты и займы, средства от продажи акций и др.).
С точки зрения объектов вложения инвестиции классифицируются на:
I. Капиталообразующие (реальные или капиталовложения)- это сумма средств, необходимых для строительства (расширения, реконструкции, модернизации) и оснащения оборудованием инвестиционных объектов, расходы на подготовку капитального строительства и прирост оборотных средств, необходимых для нормального функционирования объекта.
II. Портфельные - это сумма средств, необходимых для приобретения совокупности различных фондовых ценностей (государственные и частные ценные бумаги), различных финансовых активов (страховые полюса, доли в уставном капитале в других предприятий, залоги и пр.), обеспечивающих высокий текущий доход и надежное размещение (защита от обесценения средств и ликвидность).
В соответствии с целями и задачами инвестиционной деятельности, инвестиции следует группировать по следующим признакам:
1) По назначению. В соответствии с этим признаком капитальные вложения делятся на:
- производственные капиталовложения (объектом инвестирования выступают фонды производственного назначения: здания цехов, сооружения, машины, оборудование и т.д.);
- непроизводственные капиталовложения (направлены на воспроизводство непроизводственных основных фондов: объекты соцкультбыта, административного значения, детские учреждения предприятий).
2) По направлению использования:
- новое строительство;
- реконструкция;
- техническое перевооружение;
- расширение действующих предприятий.
3. Методы оценки инвестиционных проектов
Инвестиционные решения принимаются в условиях, когда существует несколько альтернативных проектов и необходимо выбрать наиболее эффективный их них.
Наиболее эффективными считаются проекты:
1. Наименее рискованный;
2. С большей доходностью;
3. С наименьшим сроком окупаемости.
Величиной, рассчитываемой с целью оценки эффективности финансовых вложений фирмы, является величина полной конечной доходности. (ПКД) Полная конечная доходность рассчитывается как отношение величины совокупного дохода инвестора, который он получил в результате владения ценной бумагой, к величине затрат, которые инвестор произвёл в начале операции инвестирования. Таким образом, ПКД – всегда относительная величина, выраженная в процентах:
ПДК = Зи *100%, где в числителе – доход инвестора, а в знаменателе - его затраты в начале операции инвестирования.
Одним из самых простых и распространенных методов оценки реальных инвестиций является метод определения срока окупаемости.
Срок окупаемости определяется подсчетом числа лет, в течение которых инвестиции будут погашены за счет получаемого дохода (чистых денежных поступлений) при равномерном распределении денежных поступлений по годам.
И
Т = А+П
Т - срок окупаемости, лет;
И – инвестиции, руб.
А - годовая амортизация, руб.
Информация о работе Предприятие как основное звено рыночной экономики