Предприятие как основное звено рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 14:20, курсовая работа

Описание

Экономика – это наука о том, как общество использует определенные ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяет их среди различных групп людей. Поэтому экономика предприятия – это наука о том, как это явление осуществляется в рамках отдельно взятого предприятия. Судя по названию курса, объектом изучения является предприятие. Под предприятием в соответствии с действующим Российским законодательством понимается организация, которая использует разнообразные ресурсы, соответствующим образом их обрабатывает и получает товарную продукцию, оказывает определенн

Работа состоит из  1 файл

eo(p).doc

— 603.50 Кб (Скачать документ)

Государственная система управления качеством продукции в РФ включает в себя:

1. Законы и нормативные акты, регламентирующие права и обязанности производителей и потребителей продукции в объёме разработки, создания, реализации и эксплуатации продукции;

2. Государственная система сертификации;

3. Государственная система надзора за соблюдением стандартов и состоянием измерительной техники;

4. Государственная статистическая отчётность предприятий по качеству продукции;

5. Заводские (внутрифирменные) системы управления качеством прдукции.

Обеспечение качества – это все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, а также дополнительные виды (если требуется), необходимые для создания уверенности в том, что объект будет выполнять требования, предъявляемые к качеству.

Управление качеством – методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований по качеству.

Улучшение качества – мероприятия, проводимые для повышения эффективности и результативности деятельности в целях получения выгоды как для организации, так и для потребителей.

Таким образом, система качества – это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.

Важнейшим элементом системы качества организации (предприятия) является жизненный цикл продукции или «петля качества» («спираль качества») – концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях: от определения потребностей до оценки их удовлетворения. Система качества предприятия разрабатывается с учётом конкретной деятельности предприятия, но в любом случае она должна действовать на всех стадиях «петли качества» или жизненного цикла продукции:

1)     маркетинг, поиск, изучение рынка;

2)     проектирование и разработка продукции;

3)     подготовка и разработка производственных процессов;

4)     материально-техническое снабжение;

5)     производство;

6)     контроль, проведение испытаний;

7)     упаковка и хранение;

8)     реализация и распределение продукции;

9)     монтаж и эксплуатация;

10) утилизация использованного изделия.

 

 


Тема 6. Подготовка и освоение нового производства

 

1.      Инновации и инновационная политика предприятия

 

Термин "инновация" появился в отечественной  экономике в связи с переходом к рынку. До этого существовало понятие "внедрение достижений НТП".

Качественное совершенствование производства осуществляется в форме нововведений. Область науки, изучающая различные теории нововведений – формирование новшеств, их распространение, факторы, противодействующие нововведениям, выработку инновационных решений – называют инноватика.

Инновационная деятельность - это процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок в производственный процесс. Инновация - есть конечный результат инновационной деятельности, получившей реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта (технологического процесса), реализуемого на рынке.

Классификация инноваций:

1.                  По степени новизны выделяют:

1)                 Базисные инновации (реализуют крупные изобретения и являются основой для формирования новых поколений и направлений развития техники);

2)                 Улучшающие (связаны с внедрением мелких и средних изобретений);

3)                 Псевдоинновации (направлены на частичное улучшение устаревших видов техники и технологии);

2.                  По роли в воспроизводственном процессе инновации классифицируются на:

1)                 потребительские;

2)                 инвестиционные;

3.                  По степени сложности:

1)                 простые;

2)                 синтетические;

4.                  По причинам возникновения:

1)                 реактивные (направлены на выживание фирмы, они появляются, как правило, как реакция на радикальные инновационные преобразования, осуществляемые конкурентами);

2)                 стратегические (носят упреждающий характер и направлены на получение конкурентных преимуществ в перспективе);

5.                  По характеру применения различают:

1)                 продуктовые инновации (направлены на производство и использование новых продуктов и услуг);

2)                 рыночные (открывающие новые сферы применения уже известных продуктов и услуг и позволяющие реализовать потребности в них на новых рынках);

3)                 инновации–процессы (нацелены на новые технологии, организацию процесса и управление);

4)                 социальные инновации (ориентированные на построение и функционирование новых социальных структур).

Понятие "инновация" может применяться только к тем новшествам, затраты на создание и внедрение которых окупаются в нормативные сроки. При этом период времени от зарождения идеи до практического внедрения новшества называется жизненным циклом инноваций. Финансирование инноваций осуществляется из тех же источников, что и финансирование любых инвестиций (самофинансирование, заемные средства, привлечённые источники и др.).

Инвестиционная политика предприятий должна быть направлена на увеличение производства принципиально новых видов продукции и технологий (что в настоящее время в РФ составляет лишь 3% от общего выпуска). Причем инновации - это не только производство новых продуктов и внедрение новых технологий, но и новые сферы управления, маркетинговые инструменты. Обновление продукции увеличивает вероятность получения предприятием добавочной прибыли (научно технической ренты).

 

2.                  Инжиниринг и реинжиниринг на предприятии

 

Термин "инжиниринг" (от лат. "изобретательность"). Основной перечень инжиниринговых услуг:

1)                 маркетинговые исследования целесообразности проекта;

2)                 изучение технических возможностей его реализации;

3)                 надзор за изготовлением оборудования;

4)                 помощь в обучении персонала;

5)                 пуск объектов эксплуатации.

Понятие "инжиниринг" вошло  в бизнес–практику с середины 80-х гг. и представляет собой инженерно-консультационные услуги, обособленные в самостоятельную сферу коммерческой деятельности.

Такие услуги делятся на две группы:

1)                 услуги, связанные с подготовкой производственного процесса;

2)                 услуги по обеспечению нормального хода процесса производства и реализации продукции.

Цель инжиниринговой деятельности – повышение эффективности производства на основе известных науке и практике достижений в области инженерных знаний, то есть это процесс доведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ до стадии производства.

Как свидетельствует мировой производственный опыт, прирост конечного результата производства при использовании практики инжиниринга составляет примерно 10-20%. Более Существенных результатов позволяет достигать реинжиниринг бизнес–процесса. Данное понятие введено впервые М. Хаммером  и Дж. Чампи "Реинжиниринг корпораций: революция в бизнесе". Реинжиниринг представляет собой инновационный процесс, направленный на кардинальное перепроектирование бизнеса для достижения скачкообразного улучшения деятельности предприятия. Реинжиниринг рассматривается не как традиционное улучшение (усовершенствование или модернизация), а как изобретение, позволяющее увеличить некоторые показатели деятельности предприятия в среднем в 5-10 раз и более).

В экономической литературе по реинжинирингу выделяются два вида деятельности:

- кризисный реинжиниринг;

- реинжиниринг развития.

По пути кризисного реинжиниринга идут в том случае, если предприятие оказалось в чрезвычайно сложной ситуации.  Реинжиниринг же развития приемлем, когда у предприятия наметились тенденции ухудшения экономических показателей и возникла угроза завоевания рынков

- стремление увеличить массу прибыли.

В 1991 г. было образованно первое профессиональное общество финансовых инженеров ("Международная ассоциация финансовых инженеров"). Финансовый инжиниринг – это разработка новых финансовых инструментов, операционных схем, поиск новых подходов к решению проблем в области финансов.

 


Тема 7. Организация инвестиционной деятельности предприятия

 

1. Инвестиции: сущность, виды, источники

 

С экономической точки зрения инвестиции рассматриваются как расходы на создание (приобретение), расширение, реконструкцию и техническое перевооружение основного капитала, а так же  вызванное этим изменением расширение оборотного капитала.

Инвестициями могут быть:

1.               Денежные средства, целевые банковские вклады, акции и другие ценные бумаги;

2.               Движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, оборудование и др. материальные ценности);

3.               Имущественные права, вытекающие из авторского права, «ноу-хау», опыт  и другие интеллектуальные ценности;

4.               Права пользования землей и другими природными ресурсами, а также другие ценные имущественные права;

5.               Другие ценности.

Под инвестиционной деятельностью понимается совокупность практических действий граждан, юридических лиц и государства по реализации инвестиций.

Субъекты инвестиционной деятельности:

1.      Инвесторы (частные и институциональные);

2.      Наемные работники (исполнители работ);

3.      Арендаторы объектов инвестирования.

Объектами инвестиционной деятельности являются вновь создаваемые и модернизированные основные фонды, оборотные средства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, интеллектуальные ценности и имущественные права, научно-техническая продукция.

Источники инвестиций:

1.                  Внутренние источники (собственные средства: нераспределенная прибыль, уставный капитал, амортизационный фонд, фонд накопления);

2.                  Внешние источники (ассигнования из различных бюджетов, иностранные инвестиции, кредиты и займы, средства от продажи акций и др.).

С точки зрения объектов вложения  инвестиции классифицируются на:

I.        Капиталообразующие (реальные или капиталовложения)- это сумма средств, необходимых для строительства (расширения, реконструкции, модернизации) и оснащения оборудованием инвестиционных объектов, расходы на подготовку капитального строительства и прирост оборотных средств, необходимых для нормального функционирования  объекта.

II.     Портфельные - это сумма средств, необходимых для приобретения  совокупности различных фондовых ценностей  (государственные и частные ценные бумаги), различных финансовых активов  (страховые полюса, доли в уставном капитале в других предприятий, залоги и пр.), обеспечивающих высокий текущий доход  и надежное размещение (защита от обесценения средств и  ликвидность).

В соответствии с целями и задачами инвестиционной деятельности, инвестиции следует группировать по следующим признакам:

1) По назначению. В соответствии с этим признаком капитальные вложения делятся на:

- производственные капиталовложения (объектом инвестирования выступают фонды производственного назначения: здания цехов, сооружения, машины, оборудование и т.д.);

- непроизводственные капиталовложения (направлены на воспроизводство непроизводственных основных фондов: объекты соцкультбыта, административного значения, детские учреждения предприятий).

2) По направлению использования:

- новое строительство;

- реконструкция;

- техническое перевооружение;

-  расширение действующих предприятий.

 

3.                  Методы оценки инвестиционных проектов

 

Инвестиционные решения принимаются в условиях, когда существует несколько альтернативных проектов и необходимо выбрать наиболее эффективный их них.

Наиболее эффективными считаются проекты:

1.      Наименее рискованный;

2.      С большей доходностью;

3.      С наименьшим сроком окупаемости.

Величиной, рассчитываемой с целью оценки эффективности финансовых вложений фирмы, является величина полной конечной доходности. (ПКД) Полная конечная доходность рассчитывается как отношение величины совокупного дохода инвестора, который он получил в результате владения ценной бумагой, к величине затрат, которые инвестор произвёл в начале операции инвестирования. Таким образом, ПКД – всегда относительная величина, выраженная в процентах:

                                         Ди

                                 ПДК              =              Зи              *100%, где в числителе – доход инвестора, а в знаменателе - его затраты в начале операции инвестирования.

              Одним из самых простых и распространенных методов оценки реальных инвестиций является метод определения срока окупаемости.

              Срок окупаемости определяется подсчетом числа лет, в течение которых инвестиции будут погашены за счет получаемого дохода (чистых денежных поступлений) при равномерном распределении денежных поступлений по годам.

                               И

                            Т =     А+П

 

Т - срок окупаемости, лет;

И – инвестиции, руб.

А - годовая амортизация, руб.

Информация о работе Предприятие как основное звено рыночной экономики