Прекращение права собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 09:55, контрольная работа

Описание

Актуальность темы данной курсовой работы определена в первую очередь объективно значительной ролью института прекращения права собственности в современной социально ориентированной рыночной экономике, переход к коей является главным вектором разворачиваемой в России радикальной реформы. Институт прекращения права собственности существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот институт придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства

Содержание

Введение
Глава 1 Содержание права собственности
Глава 2. ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ
2.1. Основания прекращения права собственности
2.2. Отказ от права собственности
2.3. Обращение взыскания на имущество по обязательствам собственника
2.4. Прекращение права собственности лица на имущество, которое не может ему принадлежать
2.5. Отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка, на котором оно находится
2.6. Выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей
2.7. Выкуп домашних животных при ненадлежащем обращении с ними
2.8. Реквизиция
2.9. Конфискация
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

реферат право собственности.doc

— 151.50 Кб (Скачать документ)

Следует иметь  в виду, что согласно ч. 2 ст. 4 Вводного закона ограничения, введенные ранее  актами Президента РФ, Правительства  РФ, постановлениями СМ СССР по вопросам, которые могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов;

б) в ряде случаев  ограничения права собственности  имеют специальный характер, обусловленный  особым правовым режимом имущества, находящегося в собственности. Так, согласно ст. 129 ГК отдельные объекты гражданских прав (земля, недра, оружие и др.) могут быть полностью или частично изъяты из гражданского оборота, чем и объясняется существование ограничений прав на такое имущество.

Пределы осуществления  самого права собственности следует отличать от ограничения круга действий, которые может совершать собственник (п. 2 ст. 209 ГК). В частности, ряд запретов на действия собственника вытекают из противопожарных, санитарных и прочих правил. Так, собственник, торгующий продовольственными товарами, должен пройти соответствующее медицинское освидетельствование, его рабочее место должно располагаться на специально оборудованной для этого территории и т.д.

При оценке законности ограничений на действия, а также  действий самого собственника, если они были совершены, необходимо руководствоваться вторым обязательным критерием, предусмотренным п. 2 ст. 209 ГК, - были ли (могут ли быть) нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц. Мнимые права и интересы этих лиц не являются основанием для наложения запрета на действия собственника.

В отдельных  случаях ограничения на действия собственника, вводимые органами власти, явно не соответствуют тяжести его  действий. Судебной практикой неоднократно признавались незаконными действия органов ГАИ г. Москвы и ряда частных организаций, которые в соответствии с распоряжением премьера Правительства Москвы от 30 июля 1993 г. N 412-РП по поручению ГАИ изымали автомобили с места их неправильной остановки и возвращали их собственникам только после оплаты услуг по блокировке колес, транспортировке и хранению. В более позднем Постановлении Правительства Москвы от 13 июня 1995 г. N 498 (с изменениями и дополнениями от 2 декабря 1996 г. N 549/1) по-прежнему содержался ряд незаконных ограничений действий собственника автомобиля, не соответствующих тяжести совершаемых им нарушений.

С 24 августа 1997 г. вступил в силу Федеральный  закон от 19 июля 1997 г. "О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" (СЗ РФ, 1997, N 29, ст. 3509). В соответствии с п. 3 ст. 1 этого Закона применение блокирующих устройств, эвакуация транспортных средств, снятие номерных знаков, а также применение иных мер, не предусмотренных КоАП, при нарушении водителями правил стоянки и остановки транспортных средств, порядка пользования муниципальными платными парковками запрещается.

В договоре между  собственником и лицом, осуществляющим владение, распоряжение или пользование  его имуществом, могут быть предусмотрены  частные ограничения действий собственника. В этом случае они возникают по воле самого собственника, который, однако, не вправе их нарушать в дальнейшем. Особенно часто такие ограничения вводятся в договоры, носящие долговременный характер (аренды, разведки и использования недр и др.).

 

 

 

 

 

 

Глава 2. ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

 

2.1. Основания  прекращения права собственности

 

Право собственности  прекращается при отчуждении собственником  своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества  и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Принудительное  изъятие у собственника имущества  не допускается, кроме случаев, когда  по основаниям, предусмотренным законом, производятся:

1) обращение  взыскания на имущество по обязательствам (статья 237);

2) отчуждение  имущества, которое в силу закона  не может принадлежать данному  лицу (статья 238);

3) отчуждение  недвижимого имущества в связи  с изъятием участка (статья 239);

4) выкуп бесхозяйственно  содержимым культурных ценностей, домашних животных (статьи 240 и 241);

5) реквизиция (статья 242);

6) конфискация  (статья 243);

7) отчуждение  имущества в случаях, предусмотренных  пунктом 4 статьи 252, пунктом 2 статьи 272, статьями 282, 285, 293 настоящего Кодекса.

По решению  собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц.

Обращение в  государственную собственность  имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном статьей 306 Гражданского Кодекса.

Таким образом, все основания прекращения права  собственности разграничены на:

 а) добровольное  прекращение права собственности  на имущество,

 б) утрату  права собственности по объективным  причинам 

 в) принудительное  изъятие у собственника его  имущества.

 Добровольное  прекращение права собственности  на имущество чаще всего происходит в результате передачи этого права другому лицу на основании договоров купли - продажи, мены, дарения и др. Возможно добровольное уничтожение вещи собственником в силу разных причин, в том числе при ее потреблении (использовании) или переработки вещи, когда право собственности на одну вещь заменяется правом собственности на другую. Лицо может также отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество.

Право государственной  и муниципальной собственности  прекращается и на основании приватизации.

Утрата права  собственности по объективным причинам, т.е. не зависящим от воли собственника, встречается при гибели вещи. Если при этом сохраняется какое-то имущество  или отходы, то право собственности  на них принадлежит собственнику вещи. Право собственности по причинам, не зависящим от воли собственника, утрачивается: при потере вещи, после приобретения на нее права собственности лица, нашедшего ее или другого лица (ст. 227, 228 ГК); по основаниям приобретательной давности и в других случаях, предусмотренных законом.

 П. 2 содержит  исчерпывающий перечень случаев  принудительного изъятия имущества  у собственника. Эти случаи должны  соответствовать ч. 3 ст. 35 Конституции,  согласно которой "никто не  может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда". Принудительное изъятие имущества у собственника тоже можно разграничить по основаниям изъятия. Если подп. 1, 2, 4 предусматривают изъятие имущества вследствие ненадлежащего поведения собственника, то правила подп. 3, 5, 6 действуют независимо от поведения собственника и обусловлены государственными или общественными интересами. Все эти случаи регулируются в последующих статьях.

Последняя часть  ст. 235 ГК посвящена национализации, под которой понимается обращение  в собственность государства имущества, находящегося у граждан и юридических лиц. В ГК не указаны причины национализации. Они определяются государственными интересами, не зависят от воли собственника имущества. Национализация возможна только на основании специального закона с возмещением стоимости имущества и других убытков в порядке, установленном ст. 306 ГК. Однако ссылка на ст. 306 ГК не полностью соответствует положениям ст. 35 Конституции о том, что принудительное изъятие имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного его возмещения. Поскольку положения Конституции имеют приоритет перед другими законами и непосредственное применение, нужно сделать вывод, что в случае принятия федерального закона о национализации определенного имущества в нем необходимо определить порядок предварительного и равноценного возмещения стоимости национализированного имущества.

В статье содержится отсылка к п. 4 ст. 252, которая предусматривает  принудительную компенсацию стоимости  доли в общем имуществе, после чего собственник утрачивает право на эту долю. Право собственности на бесхозяйственно содержимое жилое помещение прекращается судом по иску органа местного самоуправления. Ст. 272, 282, 285 относятся к гл. 17 ГК, которая еще не введена в действие. Следовательно, эти статьи тоже пока не действуют.

 

 

 

 

2.2. Отказ  от права собственности

 

Гражданин или  юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее  ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

Отказ от права  собственности не влечет прекращения  прав и обязанностей собственника в  отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.

 Отказ от  права собственности может исходить  только от гражданина или юридического  лица. Следовательно, государство  и его органы, органы местного  самоуправления не вправе отказаться от права собственности на принадлежащее им имущество (хотя они могут утратить его по другим основаниям). Вместе с тем ст. 225 и 226 ГК подобного ограничения не содержат, что свидетельствует о несогласованности указанных статей с абз. 2 ст. 236.

Собственник вправе отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество двумя способами: он может прямо объявить об отказе или совершить действия, определенно свидетельствующие о намерении не сохранять в дальнейшем какие-либо права на это имущество. Второй способ наиболее близок к понятию "брошенные вещи", которое применяется в ст. 226..

Важным положением данной статьи, уточняющим последствия  отказа от права собственности, установленные  в ст. 225 и 226 ГК, является правило  о том, что отказ от права собственности сам по себе не прекращает обязанности собственника в отношении своего имущества. Он сохраняет бремя содержания имущества, отвечает за вред, причиненный при использовании имущества другими лицами, должен платить налог на это имущество. Эти права и обязанности сохраняются до того момента, когда имущество поступит в собственность другого лица. Это может произойти в силу приобретательной давности на основании ст. 225 и 234 ГК, а для движимых вещей также и по нормам ст. 226 ГК.

Из положения, установленного в ч. 2 статьи, следует, что отказ от права собственности способами, определенными в ч. 1, не рассматривается законом как окончательный. Собственник, который отказался от своей вещи, может затем изменить свое намерение и вновь принять вещь во владение, пользование и распоряжение, но только до момента возникновения права собственности на эту вещь у другого лица.

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Обращение  взыскания на имущество по  обязательствам собственника

 

Изъятие имущества  путем обращения взыскания на него по обязательствам собственника производится на основании решения суда, если иной порядок обращения взыскания не предусмотрен законом или договором.

Право собственности на имущество, на которое обращается взыскание, прекращается у собственника с момента возникновения права собственности на изъятое имущество у лица, к которому переходит это имущество.

 Как правило, принудительное  изъятие имущества путем обращения  на него взыскания осуществляется  судом в порядке, установленном  ГПК и АПК. П. 1 предоставляет  сторонам возможность согласовать иной порядок обращения взыскания на имущество должника. В качестве примера таких соглашений можно привести положения ст. 409 о предоставлении отступного, п. 1 ст. 349 об удовлетворении требования залогодержателя за счет заложенного имущества без обращения в суд.

Суд не может, по общему правилу, лишить кого-либо принадлежащего ему  права собственности или создать  это право у другого лица. Задача суда при обращении взысканий  по обязательствам ограничивается определением принадлежности права. После этого (на основании судебного решения) происходит прекращение права собственности и изъятие имущества у ответчика. Изъятие имущества по вступившему в законную силу решению производится на основании исполнительных документов, выдаваемых судами. Обращение взыскания на имущество регулируется нормами ГПК, ст. 24 ГК  и Федеральным законом от 21 июля 1997 г. "О судебных приставах" (СЗ РФ, 1997, N 30, ст. 3590) и Законом об исполнительном производстве. Указанные законы вводятся в действие через три месяца после их официальной публикации, т.е. с 6 ноября 1997 г. До этого применяется Временное положение о порядке обращения взысканий на имущество организаций, утв. Указом Президента РФ от 14 февраля 1996 г. N 199 (СЗ РФ, 1996, N 8, ст. 741).

Согласно Федеральному закону "О судебных приставах" на последних возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности судов, а также по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных Законом об исполнительном производстве.

Закон об исполнительном производстве определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершения в их пользу определенных действий или воздержания от совершения этих действий. В Законе подробно определено правовое положение судебных приставов, их полномочия в процессе исполнительных действий, порядок обращения взысканий на имущество должника.

Информация о работе Прекращение права собственности